кейс-урок
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема урока окружающего мира: Природные зоны России. Зона степей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/keys_-urok.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
УМК: система Л. В. Занкова.
Класс: 3
Тема : Природные зоны России. Зона степей
Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, об особенностях животного мира степной зоны.
Планируемые результаты:
Личностные:
- содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные:
- развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
Регулятивные:
- содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).
Предметные:
- способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны степей (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Давайте вспомним ранее пройденные темы.
Откройте учебник на стр. 156. Что изображено? Карта природных зон России.
Вспомним основные природные зоны.
- тундра
- лес
- степь
- пустыня
– Какую природную зону пока не изучили? Тема нашего урока “Зона степей”.
– Все природные зоны мы изучаем по определенному плану.
Попробуйте предположить план изучения природной зоны степей.
Учащиеся предлагают план, учитель корректирует пункты изучения природной зоны.
- Географическое положение зоны
- Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
- Растительный мир
- Животный мир
- Влияние деятельности человека на природную зону
- Роль в жизни человека.
Таким образом, мы можем сформулировать цель урока. (Дети формулирует цель).
- Организация работы с кейсами.
Давайте изучение разделов поделим между группами
Для 1 группы – Общее понятие о степи.
Кейс № 1.
Источник № 1: карта природных зон.
Источник № 2: учебник.
-Что такое степь?
-В каком климатическом поясе расположена степная зона?
-Изучите карту природных зон России и покажите на ней степь.
Для 2 группы – Времена года в степи.
Кейс № 2.
Источник № 1: учебник.
Как вы считаете, сколько времён года в степи?
Опишите главное, используя текст.
Источник № 2: Текст для изучения
Что такое суховеи?
Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.
Суховей получил свое название от двух слов «сухой , «веять» и означает сухой, часто горячий ветер, нередко приносящий растениям необратимые повреждения.
Этот термин возник в сельскохозяйственной практике, т.к . именно в этой отрасли он приносит наибольший вред. Суховеи встречаются более или менее часто во всех засушливых районах, в частности в Краснодарском крае .Всего за теплое время в Краснодарском крае насчитывается 75 дней с суховеями. При высокой температуре воздуха суховей вызывает интенсивное испарение воды из почвы, с поверхности растений и водоёмов, что может вызвать порчу урожаев зерновых и плодовых культур, гибель растений.
3 группа – растительность степи
Кейс № 3
Источник № 1: учебник.
Раннецветущие растения
Засухоустойчивые
Группы растений
деревья кусты, травянистые растения
Травы цветы
Что вы можете сказать о деревьях, кустарниках и травах?
А на какие группы можно разделить травянистые растения?
Источник № 2: Текст для изучения
Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.
У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.
Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.
Весной здесь растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения.
Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.
К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.
Источник № 3: Текст для изучения
Что такое перекати-поле?
Растения, произрастающие в пустынных и степных районах, после отмирания оставляют некоторые образования, состоящие из высохшей части. Такие остатки растений сплетаются в большие шары, катающиеся по ветру и рассеивающие семена.
В перекати поле входят растения, чаще всего с ветвистым тонким стеблем, растопыренными ветвями. Осенью стебель высохшего растения отламывается от корня, либо вместе с корнем под действием ветра вырывается из земли. Стебли нескольких трав сплетаются, перекатываются по полю, собирая различные веточки, соломинки. В итоге получается довольно приличный ком.
Перекати поле – многолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем, принимающее форму шаровидного куста, и с длинным корневищем. Цветки довольно мелкие, составленные в раскидистую метёлку, располагаются на тонких нитевидных цветоножках. Чашечка цветка - щироко-колокольчатая, длиной не более 1,5 мм. Лепестки цветка вдвое длиннее чашечки, белого цвета. Растение цветёт летом.
Перекати поле растёт в европейской части России, Западной Сибири, в Средней Азии: в степях, на опушках сосновых лесов, на песчаных почвах.
Перекати поле заготавливается летом, в июне – июле, в период цветения. Корни – осенью, когда растение отмирает.
http://ltravi.ru/organy-dyhaniya/perekati-pole.html
- группа – животные степи
Кейс № 4
Источник № 1: учебник Стр 98-99-100
Как животные приспособились к жизни в степи
Расскажите о животных по плану
План.
1. Назови животное. К какой группе относится?
2. Опиши его внешний вид.
3.Где это животное обитает.
4. Чем питается.
- Кобылка
- Сайгак
- Дрофа
Какую цепь питания можно составить?
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/stepi-rossii
- группа - Роль степей в жизни человека.
Кейс № 5
Источник № 1: учебник Стр 101 - 103
Основное занятие людей. Каких животных разводят?
Как человек защищает поля от суховеев?
- группа экологические проблемы степи
Источник № 1: учебник Стр 102 - 103
Какие экологические проблемы степи?
Источник № 2:
Выбери правильно экологические проблемы в зоне степей:
- Вырубка лесов.
- Незаконный отстрел животных. Охота на них.
- Не осталось целинных земель. Всё занято сельскохозяйственными угодьями.
- Скот выщипывает траву и вытаптывает её.
- Пожары.
- Загрязнение почв отходами. Устраивание незаконных свалок.
- Загрязнение рек сточными водами.
Согласен ли ты с выводом:
К сожалению, целинных земель в степи почти не осталось. Скот вытаптывает и выщипывает травы. Исчезает среда обитания, и тогда исчезают растения и животные.
Ведется охота на животных.
4. Выступление групп. Оценивание.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Остались ли вопросы?
Какие задания вам особенно понравились?
– Что интересного вы узнали на уроке?
Подведение итогов (интерактивный тест).
http://nesterovaoc.86sch6-nyagan.edusite.ru/p51aa1.html
Самопроверка. Выставление оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни
Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...
Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...
Кейс - урок "Как устроен организм человека" - 15.01.2015 г.
Представлен кейс- урок по теме "Как устроен организм человека". Открытие новых знаний проводится по 7 кейсам....
Районный семинар. Открытый урок "Строение тела человека" Нетрадиционная форма урока ,кейс-урок.
Открытый урок - нетрадиционный формы работы....
КЕЙС – УРОК УМК «Школа России» Урок окружающего мира
Цель: обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Планируемые результаты:Личностные: формировать мотивации к учению и целенаправленной познаватель...
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....