Исследование веществ. Соль, сахар и лимонная кислота.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Герасимова Ольга Анатольевна

Внеурочная деятельность. Кружок «Я - исследователь» 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность. Кружок «Я - исследователь»

Учитель: Герасимова Ольга Анатольевна

Участники: 2Д класс

Тема: Исследование веществ.  Соль, сахар и лимонная кислота.

Цель: с помощью опытов выяснить сходство и различие веществ, создать проект «Сходство и различие сахара, соли и лимонной кислоты»

Задачи:

- познакомить детей с веществами (соль, сахар, лимонная кислота);

- опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ;

- учить детей пользоваться цифровым микроскопом;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент, опыт, обобщение);

- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

- содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Тип занятия:

занятие (открытого) нового знания

Формирование УУД на занятии:

Личностных УУД:

- Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

- Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя

Регулятивных УУД:

- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

- самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

Познавательных УУД:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из собственных наблюдений;

            Коммуникативных УУД:

- учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- строить речевое высказывание в устной форме.

- умение работать в коллективе; соблюдать правила вербального и невербального общения.

Оборудование:

компьютер, цифровой микроскоп, презентация, стаканчики для опыта, мерные ложечки, вода, соль, сахар, лимонная кислота

Ход занятия

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную

ответственность за будущий результат.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

- Ребята, сегодня по дороге в школу я встретила нашего знакомого – Незнайку (слайд №1), он был очень грустный. Он хотел выпить сладкий чай, а а выпил соленый. Как вы думаете почему? Да на столе стояли соль, сахар и лимонная кислота и он перепутал эти вещества. Я пригласила его в нашу научную лабораторию, и теперь мы все вместе будем учиться различать эти вещества.  Я буду заведующей в лаборатории, а вы мои научные сотрудники. Уважаемые сотрудники, посмотрите пожалуйста, все ли готово для научной работы? У вас на столах должно стоять необходимое оборудование.

- Нас окружают различные вещества. С ними мы сталкиваемся каждый день. Есть вещества, без которых мы не можем прожить. Что это за вещества? (воздух, вода)

- Правильно, но есть в природе и другие вещества, которые не менее важны. Может вы уже догадались, какие это вещества? (соль, сахар, лимонная кислота)

- Вот с ними мы сегодня и будем проводить исследования. Кто попробует сформулировать тему нашего исследования? (Исследование веществ.  Соль, сахар и лимонная кислота.)

- Скажите, когда нам известна тема исследования, что нам нужно перед собой поставить? (цель и задачи)

- А что такое гипотеза?

- Напоминаю вам, уважаемые научные сотрудники, что у каждого исследования есть предмет и объект.

- А что нужно выбрать при работе над исследованием? (методы)

Познавательные: 

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Учебно-познавательная деятельность

- Для того, чтобы определить цель, задачи и гипотезу нашего исследования вы разделились на группы. Выберите, пожалуйста, командиров групп. Если вы готовы, покажите мне.

- Посмотрите внимательно на оборудование, которое находится у вас на столах и скажите, с каким веществом будет работать каждая группа. Первая группа? (сахар). Вторая группа? (соль). Третья группа? (лимонная кислота).

- Кто попробует сформулировать цель исследования? (узнать, чем отличаются эти вещества)

- Какими будут задачи исследования? (описать внешний вид веществ; рассмотреть при помощи микроскопа данные вещества; провести опыт; заполнить таблицу результатов)

- Какую гипотезу выдвинем? (предположим, что все вещества разные)

- Что будет являться предметом нашего исследования (вещество (сахар, соль, лимонная кислота)), а что объектом (кристаллики  вещества)?

- Какие методы мы будем использовать сегодня? (наблюдение, эксперимент, опыт, обобщение)

- У вас у всех на столах стоят стаканчики, исследуемый материал (у каждой группы свой), вода, мерная ложечка. Каждой группе нужно будет провести 3 опыта:

1. Рассмотреть вещество и определить его внешний вид и цвет. В этом вам поможет лист черного цвета.

2. С помощью микроскопа рассмотреть крупинки вещества и сравнить увиденное при помощи микроскопа и без него.

3. Насыпать вещество в воду и посмотреть, что получится.

Результаты своих наблюдений вы будете заносить в таблицу. Кроме того, каждая группа должна будет подготовить сообщение о своем веществе.

Познавательные: 

общеучебные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание

Реализация построенного проекта.

- Пожалуйста, распределите обязанности в группе и можете приступать к работе.

Во время работы учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

Познавательные:

Общеучебные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

Логические: осуществляют поиск необходимой информации о вариантах выполнения работы

  Личностные: имеют знания о гигиене труда, составляют план работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий, имеют желание работать,  знают правила поведения на уроке

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

 Включение в систему знаний и повторение.

Выступление представителей каждой группы.

В процессе выступления ребят выполняется проект «Сходство и различие сахара, соли и лимонной кислоты». Ребята заполняют таблицу.  (Приложение 1)

Беседа

- Чем же похожи все эти вещества?

- А чем отличаются?

- Какую цель мы ставили в начале нашего исследования? Мы добились этой цели?

- Что предполагали в самом начале работы? Наше предположение подтвердилось или нет?

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Логические: установление причинно-следственных связей, доказательство

Коммуникативные: владение монологической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог).

Перед вами сахарница и солонка. Ваша задача заполнить их. Если вам понравилось наше сегодняшнее занятие, прикрепите модель кристаллика сахара в сахарницу, а если нет – модель кристаллика соли в солонку.

Занятие окончено. Всего доброго.

Личностные: 

обладают первичными умениями оценки работ

и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный

характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы 

Литература:

  1. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / Приложение //– Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010
  2. http://mikrula.ru/

Приложение

Исследование соли

План

  1. Вид и цвет кристалликов (определение на глаз)
  2. Вид и цвет кристалликов (работа с микроскопом)
  3. Соль и вода
  4. Работа с таблицей
  5. Подведение итогов

Исследование сахара

План

  1. Вид и цвет кристалликов (работа с микроскопом)
  2. Вид и цвет кристалликов (определение на глаз)
  3. Сахар и вода
  4. Работа с таблицей
  5. Подведение итогов

Исследование лимонной кислоты

План

  1. Вид и цвет кристалликов (определение на глаз)
  2. Лимонная кислота и вода
  3. Вид и цвет кристалликов (работа с микроскопом)
  4. Работа с таблицей
  5. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо вещество – соль (буклет)

Буклет к исследовательской работе...

Чудо вещество – соль

Исследовательская работа...

Занятие кружка "Я-исследователь" Лимон. Свойства лимона"

Данное занятие итоговое по теме. Несколько занятий группы ребят искали информацию, выполняли опыты по теме. Ркководитель проекта всё собрал в единую систему и на занятии именно учащимся предоставлена ...

Проект "Выращивание кристаллов из лимонной кислоты"

Исследовательская деятельность в 4 классе...

«Характеристика аскорбиновой кислоты витамина С" Презентация

laquo;Характеристика аскорбиновой кислоты витамина С"...

Исследовательская работа (реферат) "Пищевая сода и лимонная кислота. Необычные свойства обычных веществ".

В данной работе раскрываются интересные факты о самых простых веществах, имеющихся в любом доме....