Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа спо окружающему миру для 4 класса по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, разработанной в соответствии с требованиями ФГОСНОО, программы по окружающему миру к учебнику для 4 класса общеобразовательной школы автора А.А.Плешакова «Окружающий мир « (Сборник рабочих программ “ Школа России» 1-4 класс, «Окружающий мир»/ / – М.: Просвещение, 2011., согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО), в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2016- 2017 учебный год, годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2016- 2017 учебный год.
Рабочая программа по окружающему миру для 4класса рассчитана на 68 часов в год (2часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 2 (в том числе промежуточная аттестация в форме тестирования), практических работ – 10, экскурсий – 2.
В рабочей программе по окружающему миру для 4 класса в полном объеме, без изменений количества часов представлены все дидактические единицы, предусмотренные примерной рабочей программой по окружающему миру, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2016. 2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 кл. В 2 ч./ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2016. 3.Тихомирова Е.М. Тесты по предмету « Окружающий мир». 2 класс, в двух частях - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4.А.А.Плешаков. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 Последовательность изучения и структурирование учебного материала по окружающему миру для 4 класса предусмотрены в соответствии с вышеназванным учебно-методическим комплектом.
2.Содержание учебного предмета (68 часов)
Земля и человечество (9 ч) |
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. |
Природа России (10 ч) |
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. |
Родной край – часть большой страны (15 ч) |
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. |
Страницы всемирной истории (5 ч) |
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Страницы истории России ( 20 ч) Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года.Страницы истории 19 века. России вступает в 20 век.страницы истории 1920-1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. |
Современная Россия (9 ч) |
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. |
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
по окружающему миру
4 класс
К концу 4 класса учащиеся должны знать/понимать:
-название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
-государственную символику России;
-государственные праздники;
-основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
-общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
-правила сохранения и укрепления здоровья;
-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
-определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
-различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
-различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
-приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
-описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
-ориентирования на местности с помощью компаса;
-определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-ухода за растениями (животными);
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
·установка на здоровый образ жизни;
·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
·владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
4. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Кол-во часов | ||||
Пред- полаг. | По факту | |||||||
Раздел 1: «Земля и человечество» 9 ч | ||||||||
1 | Мир глазами астронома | Солнце. Земля – планета, | 1 | |||||
2 | Планета Солнечной системы . | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | 1 | |||||
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы | Звёзды, созвездия . Правила наблюдения за звёздным небом. | 1 | |||||
4 | Мир глазами географа | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе Практическая работа: Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе | 1 | |||||
5 | Мир глазами историка | История. Археология. Что такое исторический источник. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | 1 | |||||
6 | Когда и где? | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | 1 | |||||
7 | Мир глазами эколога | Экология .Воздействия человека на природу. | 1 | |||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | 1 | |||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения | 1 | |||||
Раздел 2: «Природа России»10 ч | ||||||||
1 | Равнины и горы России | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Практическая работа. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | 1 | |||||
2 | Моря, озёра и реки России | Водоемы, их разнообразие, использование человеком Практическая работа Моря , озёра и реки на глобусе и карте. | 1 | |||||
3 | Природные зоны России | Растения и животные, их разнообразие. Связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | 1 | |||||
4 | Зона арктических пустынь | Растения и животные, их разнообразие. Связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | 1 | |||||
5 | Тундра | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы | 1 | |||||
6 | » Леса России | Значение леса.Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | 1 | |||||
7 | Лес и человек | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | 1 | |||||
8 | Зона степей | Растительный и животный мир степи, особенности труда и быта людей. | 1 | |||||
9 | Пустыни | Растительный и животный мир пустыни, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | 1 | |||||
10 | У Чёрного моря | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения | ||||||
Раздел 3:«Родной край – часть большой страны»15 ч | ||||||||
1 | Наш край | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | 1 | |||||
2 | Поверхность нашего края | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги Практическая работа: Равнины, горы, холмы, овраги на географической карте | 1 | |||||
3 | Водные богатства нашего края | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика по плану. Практическая работа Моря, реки, озёра на географической карте | 1 | |||||
4 | Наши подземные богатства ? | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Практическая работа. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | 1 | |||||
5 | Земля- кормилица | Почва, ее состав. Почва – среда обитания растений и животных Практическая работа Исследование состава почвы.. | 1 | |||||
6 | Жизнь леса | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу. | 1 | |||||
7 | Жизнь луга | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе | 1 | |||||
8 | Жизнь в пресных водах | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе | 1 | |||||
9 | Экскурсии в природные сообщества родного края | Растения и животные, их разнообразие Водоемы, их использование человеком, охрана | 1 | |||||
10 | Экскурсии в природные сообщества родного края | Растения и животные, их разнообразие Водоемы, их использование человеком, охрана | 1 | |||||
11 | Экскурсии в природные сообщества родного края | Растения и животные, их разнообразие Водоемы, их использование человеком, охрана | 1 | |||||
12 | Растениеводство в нашем крае | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | 1 | |||||
13 | Животноводство в нашем крае | Роль животных в жизни людей, бережное отношение | ||||||
14 | Обобщение знаний за первое полугодие. | Проверка ЗУН. | ||||||
15 | Презентация проектов | Презентация проектов | ||||||
Раздел 4 «Страницы всемирной истории» 5ч | ||||||||
1 | Начало истории человечества | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. | 1 | |||||
2 | Мир древности: далёкий и близкий | Жизнь людей в первобытную эпоху на территории родного края по материалам краеведческого музея Эпоха Древнего мира. | 1 | |||||
3 | Средние века: время рыцарей и замков | История Средних веков. | ||||||
4 | Новое время: встреча Европы и Америки | Выдающиеся люди разных эпох Выдающиеся люди Нового времени. | ||||||
5 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества. Выдающиеся люди Новейшего времени. | ||||||
Раздел 5:«Страницы истории России»20 ч | ||||||||
1 | Жизнь древних славян | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни древних славян:картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | 1 | |||||
2 | Во время Древней Руси | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | 1 | |||||
3 | Страна городов | Облик и жизнь древнерусских городов. Важные события общественной и культурной жизни России. Москва – столица России | 1 | |||||
4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Музеи России . Памятники истории и культуры. | 1 | |||||
5 | Трудные времена на Русской земле | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | 1 | |||||
6 | Русь расправляет крылья | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | 1 | |||||
7 | Куликовская битва | . События Куликовской битвы.Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | 1 | |||||
8 | . Иван Третий | Отдельные (изученные) события из истории Отечества. Реформы | 1 | |||||
9 | Мастера печатных дел | Книгопечатание как одном из важнейших достижений культуры человечества. Выдающиеся люди разных эпох | 1 | |||||
10 | Патриоты России | Деятели истории России- К. Минин и Д. Пожарский . День народного единства.. | 1 | |||||
11 | Пётр Великий » | Эпоха Петра Великого. Значение преобразований Петра Великого в истории России. Основание Санкт – Петербурга. | 1 | |||||
12 | Михаил Васильевич Ломоносов | Историю развития образования на Руси. Просвещение в России | 1 | |||||
13 | Екатерина Великая | Реформы Екатерины Великой. | 1 | |||||
14 | Отечественная война 1812 года | Полководцы Отечественной войны 1812 года..Победа русских войск на Бородинском поле. М. И. Кутузов. Партизанская война 1812 года. Практическая работа: Работа с исторической картой. | 1 | |||||
15 | Страницы истории ХХ века » | . Важных факты и события истории России XX века. Восстание декабристов, освобождение крепостных крестьян Практическая работа. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий | 1 | |||||
16 | Россия вступает в ХХ век | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Правление последнего императора Николая II, Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьская революция, Гражданская война | 1 | |||||
17 | Страницы истории 1920-1930-х годов | Союз Советских Социалистических республик. Борьба с неграмотностью, стройки 1930-х гг., коллективизация Практическая работа. Территория СССР, столицу, союзные республики и их столицы. на карте. | 1 | |||||
18 | Великая Отечественная война и ВеликаяПобеда | Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Парад Победы в 1945 году.Герои ВОВ. | 1 | |||||
19 | Великая Отечественная война и ВеликаяПобеда | Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Парад Победы в 1945 году.Герои ВОВ. | 1 | |||||
20 | Страна, открывшая путь в космос | Ю.Гагарин – первый космонавт.. | 1 | |||||
Раздел 6:«Современная Россия»9 ч | ||||||||
1 | Основной закон России и права человека | Права и обязанности граждан России. Многонациональный характер населения России. Конституция - основной закон России... | 1 | |||||
2 | Мы – граждане России | Человек – член общества. Президент Российской Федерации.. Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | 1 | |||||
3 | Славные символы России | . Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны Конституция – основной закон страны. Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | 1 | |||||
4 | Такие разные праздники | Государственные праздники,традиции народов России | 1 | |||||
5 | Путешествие по России | Границы,России. города России. Практическая работа. Границы,России. города России на географической карте. | 1 | |||||
6 | Путешествие по России | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Практическая работа: Работа с исторической картой | 1 | |||||
7 | Промежуточная аттестация. | Проверка ЗУН | 1 | |||||
8 | Обобщение знаний за 2 полугодие. | 1 | ||||||
9 | Презентация проектов | Защита проектов. | 1 |