Какие бывают животные
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Извековская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Районный открытый урок
окружающего мира
УМК «Перспектива»
в 1 классе
Тема урока: «Какие бывают животные»
Тема семинара «Формирование функциональной грамотности младших школьников через современные подходы в обучении»
Подготовила
учитель начальных классов
Полунина Татьяна Александровна
2016г
Проектирование урока
Предмет: окружающий мир.
УМК «Перспектива»
Тема. Какие бывают животные.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Планируемые достижения обучающихся. Формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации. Расширение понятий базы по учебному предмету за счёт включения в неё новых элементов.
Планируемые результаты.
Предметные : узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
Метапредметные:
познавательные: анализ; выдвижение гипотез; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; классификация объектов по выделенным признакам; структурирование знаний; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство ; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; понимание текста; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
личностные: формирование социальных мотивов; возникновение у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала ; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха\ неуспеха в учебной деятельности;
регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; выполнение пробного учебного действия; познавательная инициатива; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; учёт разных мнений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи ; участие в коллективном обсуждении; формулирование и аргументация своего мнения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь; обучающие карточки: звери, насекомые, птицы, рыбы; атлас-определитель «От земли до неба»; журнал «Животные»; атлас «Животные и птицы нашей планеты»; магнитная доска; интерактивная доска; ноутбук.
Этап урока | Ход урока | Планируемые результаты | Оборудование |
I Мотивация к учебной деятельности | - Послушайте отрывок из стихотворения «У папы экзамен» А.Барто. Лампа горит… Занимается папа, Толстую книжку Достал он из шкапа, Он исписал и блокнот, и тетрадь Должен он завтра Экзамен сдавать! Учатся взрослые После работы. С книжкой идут На экзамен пилоты. С толстым портфелем Приходит певица, Даже учитель Не кончил учиться! - Для чего человеку нужно учиться? (Создавать вещи, необходимые для жизни) - Где человек находит подсказку для своего творчества? (У природы). Поэтому изучать природу необходимо. | Формирование социальных мотивов.(Л) Возникновение у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.(Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | - Дежурный назови тему урока. (Какие бывают животные) - Животные – это часть живой природы. (Учитель показывает конверт с надписью «Живая природа»). – Прикрепим карточку «Животные» на магнитную доску. - Сегодня на урок я принесла энциклопедии, журналы, атласы и обучающие карточки о животных. У вас на партах лежат атласы-определители, которые помогут нам при выполнении заданий. - Начнём наш урок с атласа для детей, который называется «Животные и птицы нашей планеты» и энциклопедии «Животные» - Рассмотрите энциклопедию «Животные» - Что вы заметили? Каких представителей животного мира вы увидели. Назовите. - Рассмотрите атлас. Что вы заметили? Каких представителей животного мира вы увидели в атласе. Назовите. - Сравним два издания. - Какое у них отличие в содержании. - В названии атласа есть ошибка. - Какая это ошибка? У кого есть предположения? - Мы будем в роли исследователей и докажем почему в названии атласа закралась ошибка и надо ли её исправлять. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно (Р). Анализ; формулирование проблемы (П). Выполнение пробного учебного действия (Р). Использование критериев для обоснования своего суждения (К). Учёт разных мнений (К). | Магнитная доска. Атлас «Животные и птицы нашей планеты».Энциклопедия «Животные» |
III Выявление места и причины затруднения | - Каких животных вы знаете? - Когда вы называли знакомых вам животных, вы перечисляли только животных одной группы. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К). Выдвижение гипотез (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | |
IV Построение проекта выхода из затруднения | - Их называют звери. Откройте учебники на страницах 42-43. - Найдите на рисунке зверей. Назовите их. – Какой общий признак у всех зверей? - Главным признаком зверей является наличие шерсти. Рассмотрите изображение зверей на обучающих карточках. Достанем из конверта карточку «звери». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску. -Но животных, оказывается, намного больше. - Назовите каждое животное на бежевом фоне. - Назовите их одним общим словом. Это насекомые. - Какой общий признак у всех насекомых? - Действительно, большинство насекомых летает. - Можно ли назвать муравья насекомым? Муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные «мамы». Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, кузнечики. Значит, умение летать хотя и важный признак у насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног. - Сколько ножек у жуков? - Рассмотрим изображение насекомых на обучающих карточках. Сколько у них ножек? -Делаем вывод: главный признак у насекомых – шесть ножек. - Можно ли назвать насекомым паука? Нет. У паука восемь ног. - Достанем из конверта карточку «насекомые». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску. -Назовите одним словом животных на голубом фоне. Откройте атлас-определитель с голубой закладкой. Рассмотрите рыб. - Какие признаки отличают рыб от других животных? - Кита или моржа можно ли их назвать рыбами. Нет. Они тоже живут в воде. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб. Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Ещё один признак рыб- жабры. Достанем из конверта карточку «рыбы». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску. - Назовите каждое животное на жёлтом фоне. Как назвать их одним словом? Откройте атлас-определитель на жёлтой закладке. Рассмотрите птиц. - Будет ли главным отличительным признаком птиц от других животных - умение летать. Например, страус или пингвин не умеют летать. Делаем вывод: главный признак птиц – наличие перьев. Достанем из конверта карточку «птицы». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску. | Поиск и выделение необходимой информации (П); моделирование (П); классификация объектов по выделенным признакам; анализ (П); аргументация своего мнения (К); учёт разных мнений (К); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | Магнитная доска. Учебник «Окружающий мир» Атлас- определитель «От земли до неба» Обучающие карточки «Звери», «Насекомые» |
V Реализация построенного проекта | - Посмотрите внимательно на магнитную доску. Мы видим, что животные – это звери, рыбы, насекомые, птицы. Прикрепите к каждой группе животных по одному представителю. - Где же в названии атласа для детей «Животные и птицы нашей планеты» закралась ошибка и надо ли её исправлять. Заклеим слова «и птицы». Теперь у нас получилось правильное название атласа для детей «Животные нашей планеты» Физкультминутка. | Структурирование знаний; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство (П).Познавательная инициатива (Р). Установление причинно-следственных связей (П).Формулирование своего мнения (К). | Магнитная доска. Атлас для детей «Животные и птицы нашей планеты» |
VI Первичное закрепление во внешней речи | - Я предлагаю вам игру «Острова». Правила игры следующие: 1. Распределить животных по островам: «Насекомые», «Звери», «Птицы», «Рыбы». 2. Продолжить предложения. - Среди животных есть … (насекомые, рыбы, птицы, звери). - Насекомые – это животные, …(у которых шесть ног (три пары)). - Рыбы – водные животные, …(тело которых покрыто чешуёй). - Птицы – животные, …(тело которых покрыто перьями). - Звери – это животные, …(тело которых покрыто шерстью). | Контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К); владение монологической и диалогической формами речи (К); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); осознание ответственности за общее дело (Л). | Обучающие карточки «Звери», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы» |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) - Откройте рабочую тетрадь на страницах 32-33. - Найдите задание 2. Выполните задание 2 . Сравните полученный результат друг с другом. 2) – Выполните задания электронного приложения «Какие бывают животные» Физкультминутка. | Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности.(Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | Рабочая тетрадь. Интерактивная доска, ноутбук. |
VIII Включение в систему знаний и повторение | - Каких животных больше не встретишь на нашей планете Земля? - Если вы думаете, что вымерли только динозавры, то это не так. Многие животные погибли не так давно. Например, дронт – большая не летающая птица с крупным клювом. Или квагга – зебра, у которой не было полосок на спине и задних ногах. Теперь всё, что осталось от этих животных, это картинки.(Рассматривание детского журнала «Животные») Для сохранения вымирающих видов создана Красная книга, на занесённых в неё животных нельзя охотиться. - Ребята, как вы можете помочь взрослым в сохранении животных на нашей планете. - Скоро уже зима войдёт в свои права. Послушайте рассказ Виталия Бианки о том, как тяжело приходится животным зимой. Холодно в лесу, голодно! Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как –нибудь согреться. Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо, у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком,- спи крепко. У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу? Холодно в лесу, голодно! - Где же зимой взять пищу лесным обитателям животным? В этом животным помогают лесники, волонтёры или неравнодушные люди. А ещё каждый год в нашей стране действует акция «Покормите птиц зимой». Каждый из вас может в ней поучаствовать, сделав, например, кормушки для птиц. - Вы поможете животным холодной и голодной зимой? | Участие в коллективном обсуждении.(К) Понимание текста. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста (П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала (Л). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | Журнал для детей «Животные» В.Бианки «Холодно в лесу, голодно!» |
IX Рефлексия учебной деятельности | - Оцените свои достижения на уроке. Продолжите предложения. - Мне сегодня было трудно … - За работу на уроке я могу похвалить… - Я научился … - Меня удивило … - Меня заставило задуматься… | Рефлексия способов и условий действий (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха\ неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К). | |
Рекомендации для занятий в семье. | - Поиграйте дома с родителями. С помощью атласа-определителя вместе выполните задание в рабочей тетради. - Сделайте дома кормушки для птиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...
Какие бывают животные ?
Презентация к уроку во 2 классе.Предмет "Окружающий мир"....
Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.
Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....
Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.
Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...
Учебный предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «Какие бывают животные»
Учебный предмет: Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России» Тема: «Какие бывают животные» Цель: Сформировать знания детей о видах животных. Задачи: Расширять кру...
Презентация к уроку окружающий мир по теме "Какие бывают животные?" во 2 классе
Подборка красочных иллюстраций к уроку. Загадки к названию каждого животного. Выводы по группам животных. Игры "Убери лишнее." Классификация животныхпо группам....
Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"
В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...