РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру ДЛЯ 4«Д» КЛАССА (начальное общее образование)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Ерицьян Елена Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру (авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. Система Л.В.Занкова. Издательский дом «ФЕДОРОВ», 2012 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om.docx60.18 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУСОШ № 4

Приказ от 30.08.2016 г. № 190

______________(Т.Г.Тищенко)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        подпись руководителя

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  окружающему миру

ДЛЯ 4«Д» КЛАССА

(начальное общее образование)

Количество часов: 67  ч.

Учитель: Ерицьян Елена Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру (авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. Система Л.В.Занкова. Издательский дом «ФЕДОРОВ», 2012 г.)

Изменения и дополнения в рабочей программе

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Подпись учителя

Согласовано

(подпись зам. директора)

 

Содержание учебного предмета

Человек и мир, созданный им.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия -источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка -основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Наши соседи на Западе.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;

составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

Преобразования в России

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных  свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.

План местности.

Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

Разнообразие природы Земли.

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События  19 - 20 веков.

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941 -1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

Современная Россия

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция -Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации -глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.

Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период:  особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

Краеведение (в течение года)

 Основной формой  организации учебного процесса является урок. Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.

12

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Тип урока/вид контроля

УУД

Домашнее задание

Дата

Примечание

метапредметные

личностные

Человек и мир, созданный им (5 часов)

Условия современной жизни

 Комбинированный

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой,

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об

окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами,

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

    – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей

деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

С. 5-9

5.09

Техника и человек

Комбинированный

С. 10-13

6.09

Клетка - основа строения и роста живых организмов

Комбинированный

С. 19-23

12.09

Режим дня в жизни человека. Практическая работа «Режим дня»

Комбинированный

Практическая работа

С. 24-26

13.09

Входная контрольная работа (тест).

Комбинированный

19.09

Наши соседи на Западе (15 часов)

Где и как жили рыцари

Комбинированный

У обучающегося будут сформированы:

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Обучающийся получит возможность

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

С.30- 35

20.09

Почему осанка выделяла рыцаря.

Комбинированный

С. 35- 37

26.09

Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.

Комбинированный

С. 38- 41

27.09

Части скелета. Позвоночник. Практическая работа «Профилактика сколиоза».

Комбинированный

Практическая работа

С. 41-43

3.10

Части скелета. Череп. Грудная клетка.

Комбинированный

С. 43-45

4.10

Части скелета. Живые рычаги.

Комбинированный

С. 46-48

10.10

Проверочная работа по теме «Скелет. Мышцы» 

Проверка и оценка знаний

11.10

Мышцы и движение. Пр. работа «Упражнения для укрепления мышц».

Комбинированный

Практическая работа

С. 49-53

17.10

Начало Нового времени.«Черная смерть»

Комбинированный

С.54-57

18.10

Расширение знаний о Земле.

Комбинированный

С. 61-63

24.10

Расширение знаний о Земле. Природа Нового Света.

Комбинированный

С. 68-69

25.10

Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз?

Комбинированный

С. 70-73

7.11

Проверочная работа: Новое время. Расширение знаний о земле.

Проверка и оценка знаний.

8.11

Открытие невидимого мира.

Комбинированный

С. 74-76

14.11

Победа над эпидемиями. Зачем нужна гигиена.

Комбинированный

С. 77-80

15.11

Преобразования в России (10 часов)

Кожа и её значение

Комбинированный

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Обучающийся получит возможность

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об

окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами,

С. 81-84

21.11

Особые образования кожи (загар, волосы, ногти).

Комбинированный

С. 85-87

22.11

Царь - плотник. Выход в море. Видео-урок, виртуальная экскурсия. «Санкт-Петербург - город Святого Петра».  

Комбинированный

С. 89-92

28.11

Петр 1, царь и человек.

Комбинированный

С. 99-101

29.11

Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые.

Комбинированный

С. 102-104

5.12

Каменное царство.

Комбинированный

С. 110-113

6.12

Руды металлов.

Комбинированный

С.114-115

12.12

Проверочная работа по теме "Полезные ископаемые".

Проверка и оценка знаний

13.12

Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые.

Комбинированный

С. 117-119

19.12

Русское военное искусство. Отечественная война 1812 года.

Комбинированный

С. 124-130

20.12

Разнообразие природы Земли (6 часов)

Контрольная работа за 1 полугодие.

Контрольная

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей

деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами,         таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы

решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделятьинформацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

С. 131

С. 5-7

26.12

Поиски неведомой земли.

Комбинированный урок.

7-10

27.12

Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии.

Закрепление

10-12

9.01

Русские на шестом континенте

Комбинированный

12-14

10.01

Дальний восток России.

Комбинированный

С. 14-17

16.01

Особенности природы гор.

Комбинированный

С. 17-19

17.01

События XIX-XX веков (10 часов)

      37.

Развитие науки и техники. Виртуальная видео - экскурсия в политехнический музей г. Москва».

Комбинированный

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

    – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

   – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в

группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об

окружающем мире;

С. 19

23.01

     38.

Проверочная работа по теме "Разнообразие природы Земли".

Проверка и оценка знаний

С. 21-25

24.01

    39.

Развитие науки и техники. Урок - семинар

Семинар

С. 21-25

30.01

    40.

Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.

Комбинированный

С. 25-29

31.01

41.

Открытие деятельности нервной системы.

Комбинированный

С. 29-32

6.02

       42.

Значение кровеносной системы. Кровь.

Комбинированный

С. 32-38

7.02

       43.

Значение кровеносной системы. Путь крови.

Комбинированный

С. 38-42

13.02

       44.

События начала века.

Комбинированный

С. 43-46

14.02

45.

Великая Отечественная война 1941 - 1945г.

Комбинированный

С. 46-52

20.02

46.

Век научных открытий.

Защита проектов.

С. 52-55

21.02

Человек и природа (10 часов)

47.

Охрана природы.

Комбинированный

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Обучающийся получит возможность

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

С. 55-57

27.02

48.

Органы дыхания.

Комбинированный

С. 57-59

28.02

49.

Гигиена дыхания. Пр. работа «Работа органов дыхания»..

Комбинированный

С.59-61

6.03

50.

Сельское хозяйство. Животноводство.

Комбинированный

Практическая работа

С.61-63

7.03

51.

Животноводство и растениеводство.

Комбинированный

С. 63-67

13.03

52.

Контрольная работа (тест) за 3 четверть.

Комбинированный

14.03

53.

Работа над ошибками

Комбинированный

С. 67-71

 20.03

54.

Практическая работа.«Работа с гербариями».

Практическая работа

С. 71-74

21.03

55.

Зачем человек ест. Состав пищи.

Комбинированный

С. 74-76

3.04

56.

Органы пищеварения. Зубы и уход за ними.

Комбинированный.

Практическая работа.

С.76-81

4.04

Современная Россия (10 часов)

57.

Длинная дорога бутерброда.

Комбинированный

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей

деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям);

– строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

С. 81-88

10.04

58.

Система пищеварения. Практическая работа «Составление меню с учетом необходимых для организма веществ»

Практическая работа.

Защита проектов.

11.04

59.

Человек и общество. Россия – многонациональное государство.

Комбинированный

С. 88-90

17.04

60.

Проверочная работа по теме «Система пищеварения»

Оценка знаний

18.04

61

Устройство государственной власти.

Комбинированный

С. 90-96

24.04

62.

Человек в современных условиях.

Комбинированный

С. 97-100

25.04

63.

Нравственные нормы жизни.

Урок - семинар

С. 100-104

2.05

64.

Символы и праздники России.

Комбинированный

С. 104-108

15.05

65.

Контрольная работа за год (тест)

Проверка и оценка знаний

16.05

66.

Закрепление изученного

Комбинированный

С. 108-109

22.05

67

Обобщающий урок.

23.05

Результаты освоения курса «Окружающий мир»

2.6.1. Человек и природа

Выпускник научится:

·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон

и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.6.2. Человек и общество

Выпускник научится:

·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оценивание учебных достижений осуществляется по 5-бальной в соответствии с порядком организации системы оценивания учебных достижений обучающихся МБОУ СОШ №4 (Приказ №319 от01.09.2014 год)

Согласовано                                                                                                                   Согласовано

      Протокол  заседания методического   совета                                                   Заместитель директора по УВР.

       МБОУ СОШ №4 №4  от 25.08.2016 г.                                                                   ___________________Казорина А.А.

      ____________________Рудова И.П.                                                                                     26.08. 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы...