Фенологические рассказы
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Нечаева Анна Александровна

Фенологический рассказ приурочен к какому-то определённому сезону или месяцу года.

Цель: воспитывать высокую экологическую культуру школьников.

Ошибки надо отметить, но ещё и объяснить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenologicheskie_rasskazy.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Фенологический рассказ приурочен к какому-то определённому сезону или месяцу года.

Цель: воспитывать высокую экологическую культуру школьников.

Ошибки надо отметить, но ещё и объяснить.

ПО ГРИБЫ

(Фенологический рассказ на тему "Осень")

    Катюша начала готовиться к походу в лес ещё с пятницы. Суббота тянулась медленно, и казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило - первое воскресенье после летних каникул. Проснулась Катюша, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях, - видно, готовился в дорогу. Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и  лес. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пёстрые листья. Прячет осень под пёстрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют шляпки сморчков и строчков.

    Слышно в лесу кукование кукушки, поёт, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!

    Накануне прошёл дождь, и солнце блестит на листьях люпина, ещё краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоёмах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведёрко. Щедрый лес не подвёл её. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед отлётом на юг белые журавли.

    С полным лукошком и ведёрком возвращалась Катюша домой. Вышли к полю и увидели - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. "Видно, к дождю", - сказал дедушка.

Фенологический рассказ на тему "Осень". Ошибки:

1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля - мае, но не в сентябре.

2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля.

3. Люпин отцветает в июле.

4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет.

5. Земляника кончается в начале июля, малина - в конце июля.

6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.

7. Белые журавли (стерхи) обитают в тундре.

8. Ласточки летают высоко - к хорошей погоде, а не к дождю.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

(Фенологический рассказ на тему "Зима")

    В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр: за окном - 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак - и в дорогу. Поезд привёз нас к лесу часов в девять.

    Кто-то уже прошёл на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? "Это, наверное, следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ёжик пробежал, а суслик", - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зелёные иголки деревьев выглядывали из-под снега.

    Решили отдохнуть под большим дубом. "Что-то не видно белок", - сказала Маша. "А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?" - ответил ей Петя. Где-то сверху доносился равномерный стук - это дятел искал под корой личинок жучков-короедов.

    Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нём какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петя и это знал: "Это сойка!"

    Между берёзами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им холодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле сена. "Наверное, это волк ловил мышей в сене", - сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

Фенологический рассказ на тему "Зима". Ошибки:

1. Скворцы - перелётные птицы, зимой их не бывает.

2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клёст.

6. "Мышкует" в сене не волк, а лисица.

В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

(Фенологический рассказ на тему "Весна")

    Ещё в пятницу мы узнали от учительницы радостную весть - в воскресенье едем в лес! Задолго до отхода поезда мы собрались у касс вокзала. Сорок минут езды, и вот он - лес!

    Хорош лес в конце апреля! Нежное, тонкое, зеленое кружево из листьев распускающейся берёзы, весёлый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой жёлтой птички. "Это сойка, - закричал Петя, - она только на днях прилетела из тёплых краёв."

    На согретых солнцем косогорах появились первые цветы - мать-и-мачеха, жёлтые шары одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше - жёлто-синие иван-да-марья. Цветёт белыми звёздами ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. В воздухе одурманивающий запах черёмухи, сладковатый запах расцветающей липы.

    А вот и первые грибы появились - сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве - чёрные грузди.

    Ещё довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. А вот стая белых аистов плавно кружится в голубом небе. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса - большого пёстрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.

    Незаметно прошло время. Надо снова идти на станцию. Но куда? Где север, где юг? И как всегда голос всезнающего Пети: "Я знаю! Южная сторона муравейника круче северной!" Но тут учительница достала компас, и мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей - первый солист лесной оперы.

  В вагоне поезда учительница нам сказала: "Завтра принесите в школу сочинение "Лес в апреле", но только не сделайте ошибок!"

Фенологический рассказ на тему "Весна". Ошибки:

1. Сойка поёт немелодично, голос у неё резкий и неприятный.

2. Сойка не жёлтая, а пёстро-серая, с рябоватыми передними частями крыльев.

3. Сойка - осёдлая птица, на зимовку не улетает.

4. Иван-да-марья зацветает в июне.

5. Иван-чай также зацветает в июне.

6. Липа цветёт летом (июнь-июль).

7. Летние опята - в июне-июле, осенние - с конца августа.

8. Чёрные грузди появляются летом.

9. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.

10. Почки на дубах распускаются в конце мая.

11. У муравейника северная сторона круче южной.

ЛЕТО

(Фенологический рассказ на тему "Лето". "Животные и растения, занесённые в Красную книгу.")

    Хорошо летом в лесу! Зелёной листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Красные ягоды в сосновом лесу - это брусника. Нам очень понравился её кисловато-горьковатый вкус. В кустах над ручьём заливается соловей, вдали куковала кукушка. Белый ковер цветущей ветреницы дубравной словно пуховым одеялом покрыл землю. В большом лесу на вершине высокого дуба устроил своё гнездо орлан-белохвост. Много всяческой добычи приносит он прожорливым птенцам. А вот и он сам - высоко парит под облаками. Зрение у орлана прекрасное, с такой высоты он хорошо видит, где спрятался зайчонок, где пробежала глухарка с выводком.

    А что это за интересное растение с небольшими светло-розовыми цветками? "Я знаю, - закричал Петя, - это волчье лыко, очень ядовитое растение!

    Попадались нам и разные грибы - белые, сморчки. Это съедобные грибы, мы немного собрали их, а вот мухоморы, бледные поганки и навозники мы старались обходить стороной - это грибы ядовитые.

    На краю болота мы увидели лосиху со своим длинноногим неуклюжим лосёнком. Чтобы спастись от надоедливых комаров, лоси забрались в воду. Неожиданно в кустах раздался сильный шум, словно великан пробирался по лесу. Так и есть - великан, красавец зубр вышел из кустов на поляну, постоял в задумчивости и медленно побрёл дальше.

    Пригревало солнце, в воздухе всё отчётливей ощущался запах сосновой смолы, на опушках кружатся бабочки-лимонницы, махаоны.

    Неожиданно раздались громкие трубные звуки - это пара серых журавлей пролетела над лесной поляной. Поют зяблики, овсянки, пеночки. В воздухе медленно плывут тонкие паутинки.

    Красиво в лесу!

Фенологический рассказ на тему "Лето". Ошибки:

1. Брусника плодоносит позже - во второй половине августа и до морозов.

2. Соловей в июле уже не поёт.

3. Ветреница дубравная отцветает в мае.

4. Волчье лыко цветёт в апреле.

5. Сморчки встречаются рано весной.

6. Орлан-белохвост ест рыбу, а не зайцев и глухарок.

    Животные и растения, занесённые в Красную книгу:

1) орлан-белохвост

2) зубр

ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ

(Экологический рассказ)

    За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес  сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

    Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто вкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: "Микробы всё равно их разрушат!" Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

    Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

    Оживлённые мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. "Это гадюка!" - закричал Петрик и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. "Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж." "Всё равно - гадина!" - ответил Петрик.

    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Ошибки, совершённые школьниками:

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество "грибы-деревья".

3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.

5. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо, если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.

8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния.

10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.

11. Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Фенологические изменения.

В данной статье подробно описываются фенологические изменения в жизни животных и растений. Можно использовать на уроке "Мир вокруг нас", на экологическом кружке....

Фенологические и экологические рассказы-загадки

Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Ко мне!», «Не рви!», «Не топчи!» и т.п. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчу...

Использование ЭОР при изучении фенологической линии предмета «Окружающий мир»

Примеры ЭОР при изучении фенологической линии предмета "Окружающий мир"....

Фенологический календарь (осень)

В презентации представлены фенологический и народный календари, загадки об.осени....

Фенологический календарь (зима, весна, лето)

В презентациях представлены фенологический и народный календари, загадки о временах года....

Фенологические экскурсии как средство повышения уроков окружающего мира.

Данный ресурс содержит эмоциональную сторону фенологических экскурсий, а также практическую значимость и деятельность. В разработке описаны как зимние, летние, осенние, весенние экскурсии, а также экс...