Как человек научился летать.История создания самолёта
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyzhova_konspekt_ur_kak_chelovek_nauchilsya_letat.docx | 46.89 КБ |
prezentatsiya_kak_chelovek_nauchilsya_letat.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века»
Составила : Пыжова Н.В. МБОУ СОШ №27 г.о.Самара
Тема: «Как человек учился летать. История создания самолёта»
Цели:
- Личностное развитие:
Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формировать систему знаний и представлений обучающихся о Самаре как городе авиационной славы.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- Метапредметные УУД
- Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- Осваивать разные способы решения проблем поискового характера.
- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Осваивать начальные формы познавательной рефлексии (находить для себя ответы на вопросы, что знал до урока, а что узнал на этом уроке)
- Использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач
- Овладевать навыками смыслового чтения текстов учебника.
- Слушать собеседника, задавать вопросы по содержанию услышанного.
- Оценивать события, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
- Находить и обосновывать причинно-следственные связи в ходе освоения курса «Окружающий мир».
Предметные умения и навыки:
- Установить основные этапы освоения человеком воздушного пространства. 2) Выяснить роль России и Самары в истории отечественной авиации. 3) Осваивать разные способы получения информации, в т.ч. из семейных архивов и от окружающих людей.
- Оборудование:
- Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, 3 класс, Вентана–Граф, Москва, 2005.
- Слайд-презентация “Как человек научился летать”.
- Книга А.Беляева «Как человек научился летать»
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Пыжова Наталья Владимировна
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный момент |
| - Сегодня на уроке мы продолжим разговор об открытиях и изобретениях, которые изменили жизнь человека. Желаю всем удачи на уроке. |
|
|
|
Проверка домашнего задания | Уч-ся рассказывают об изобретении паровоза, парохода, автомобиля. . | Расскажите о первых изобретениях человека, о том, как они изменили его жизнь.
| Слайд 2 |
|
|
Постановка темы и целей урока. | Дети рассматривают фото птиц и формулируют тему урока | – Сегодня вы узнаете еще об одном из главных изобретений человека, а что это за изобретение? О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных? Какова тема нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? Тема урока так и звучит: «Как человек научился летать». | Слайд 3 Слайд 4 | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | |
Изучение нового материала |
Уч-ся рассматривают репродукцию и оценивают поступок Никитки. Дети читают текст на слайде и отвечают на вопросы по тексту. Работа в парах, гипотезы и предположения детей Уч-ся составляют высказывания на основе текста слайда и текста учебника. Дети читают текст слайда, а 2 ученика-эксперта – материал рубрики «Жил на свете человек» Дети называют основные детали устройства самолёта. Рассматривают таблицу, называют виды самолётов. Определяют, пользуясь таблицей, к какой группе принадлежит самолёт. | а). Что мог придумать человек, чтобы подняться в воздух? (Рассказ учителя об Икаре и Дедале.). Рассмотри картину на с. 111 учебника «Никитка – первый русский летун» (Художник А. Дейнека) -Посмотрите на эти предметы (воздушные змеи). Почему человек запускал их? Когда же человек впервые поднялся в воздух? Прочитайте текст. Что нового узнали? На чём человек впервые поднялся в воздух? Когда это было? Кем был этот человек? Рассмотрите рисунок воздушного шара. Может ли этот предмет помочь человеку взлететь? Как? Посоветуйтесь с соседом о том, что необходимо для того, чтобы шар смог лететь по воздуху. Рассмотрите в учебнике на с.109 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара как летательного аппарата. Кто впервые полетел на воздушном шаре? Какое второе название есть у воздушного шара? (аэростат) Посмотрите на экран (слайд 10). Это разновидности аэростатов – дирижабль и метеозонд. Прочитайте в учебнике на с. 109 о том, как ещё их использовали. Расскажите о том, как человек использовал аэростаты. Давайте подведём первые итоги. Назовите аппараты- предшественники самолётов. Когда же появился первый самолёт? Кто его изобрёл? Прочитайте текст. Рассмотрите модель первого самолёта. Прочитайте, как происходили испытания первого самолёта в учебнике на с. 108. Неудача не остановила дальнейшие исследования. Появились люди, которые стали работать дальше над этой проблемой. (Н.Жуковский – слайд 14). Прочитайте текст, а 2 наших эксперта прочитают текст в учебнике (с.110) и расскажут нам о Николае Егоровиче Жуковском. Вывод: Кто изобрёл первый летательный аппарат? Кто из вас летал на самолёте? Посмотрите на экран (кадры 15–17).Как устроен самолёт? Расскажите. Откройте с.112 учебника и рассмотрите рисунки самолётов. На какие группы вы их можете разделить? Вся современная авиация делится на 2 большие группы (см. таблицу – слайд 18) Посмотрите на фото и скажите, к какой группе относится данный самолёт? На слайде 22 – лишнее фото – вертолёт. В чём его отличие от самолёта? |
Слайд 5 Слайд 6 + с.111 учебника – репродукция картины Слайд 7 Слайд 8 – чтение текста Слайд 9 С. 109 учебника Слайд 10 С. 109 учебника Составление на доске опорной схемы: См приложение Слайд 12-13 С. 108 учебника Слайд 14 С.110 учебника Слайды 15-17 С.112 Слайд 18 Слайды 19- 22 |
Знать историю изобретения первого самолета и фамилию конструктора. Знать роль России в истории авиации. |
|
Закрепление нового материала |
| А как вы думаете, наш город Самара связан с темой нашего урока? Как? Рассказ учителя , чтение текста на слайдах. Кто хотел бы подробнее узнать о самолётах и вертолётах, об истории их создания и разновидностях – прочитайте книги о них. | Слайды 23-27 Слайд 28 | Осознать, в чём состоит особая роль Самары в становлении и развитии авиационной науки и техники. |
|
Контроль |
| Проверьте, как вы усвоили новый материал, ответив на вопросы (кадр 29). | Слайд 29 |
| Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Рефлексия |
| Оцените свою работу на уроке. У вас на партах листочки с началом предложений. Закончите фразы. 1. На уроке я узнал…. 2. После урока мне захотелось… 3. На этом уроке я похвалил бы себя за… | Слайд 30 |
| Осваивать начальные формы познавательной рефлексии (находить для себя ответы на вопросы, что знал до урока, а что узнал на этом уроке) |
Домашнее задание. | Человек изобрел разные виды летательных аппаратов. Но еще есть возможность изобрести что-то новое. Посмотрите на экран (кадр 31). Перед вами проект летательного аппарата будущего. Попробуйте дома нарисовать новый летательный аппарат. Чтобы лучше подготовиться я советую вам подробнее изучить статью учебника на страницах 108-112. | Слайд 31 |
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания: Как изменили жизнь человека первые изобретения человека?
О чём мечтал человек, когда смотрел на них?
Тема урока : Как человек научился летать
Первые полёты человека Икар
Рассмотри картину на с. 111 учебника «Никитка – первый русский летун» (Художник А. Дейнека) Как бы ты оценил поступок Никитки? -удивился -осудил бы его - отнёсся бы с уважением Объясни свой ответ.
ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ
* Подьячий – низший административный чин В России человек поднялся в воздух 300 лет тому назад. Это произошло в городе Рязани. Подьячий * Крякутной сделал шар с петлёй, наполнил его горячим дымом, сел в петлю и поднялся выше деревьев.
Воздушный шар Может ли этот предмет помочь человеку взлететь? Как? Рассмотрите в учебнике на с.109 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара как летательного аппарата. Какое второе название есть у воздушного шара?
Дирижабль - аэростат с двигателем . Подумайте, как человек мог использовать дирижабль. Найдите ответ в тексте на с.109 Метеозонд - беспилотный аэростат, предназначенный для изучения атмосферы.
Вывод: Назовите аппараты- предшественники самолётов. Самолёт - (устаревшее — аэроплан) — летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъёмная сила.
Вопросы: 1. Какая профессия была у Можайского? 2. С чего началась работа над проектом самолёта? Александр Фёдорович Можайский - талантливый русский изобретатель (1825-1890 гг.) создал первый в мире самолет, способный поднять в воздух человека. Образованный и пытливый моряк, еще во время дальних плаваний Можайский начинает интересоваться летательными аппаратами тяжелее воздуха. Он часами наблюдает за полетами различных морских птиц, сравнивает их, анализирует парящий и машущий полеты. Можайский проводит опыты с воздушными змеями. Целых три года, с 1873 по 1876, он испытывает различные конструкции змеев.
Модель самолёта Можайского В 1885 году были проведены испытания. Самолет поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. При посадке было повреждено крыло самолета. Это был первый в мире самолёт, навеки прославивший нашу Родину. Лишь спустя почти 20 лет – в 1903году -подобный аэроплан был создан американцами братьями Райт.
Николай Егорович Жуковский - ( 1847-1921 ) - русский механик, профессор Московского университета, создатель аэродинамики как науки. В 1904 г. Жуковский открыл закон , определяющий подъёмную силу крыла самолёта. Его называют «отцом русской авиации ». АВИАЦИЯ (франц. aviation , от лат. avis — птица), понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха .
Как устроен самолёт? Схема устройства самолёта Ил - 96
шасси́ — часть летательного аппарата , служащая для его передвижения по аэродрому при взлёте и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления.
Фюзеля́ж - корпус летательного аппарата . Фюзеляж самолёта предназначен для размещения экипажа , оборудования и целевой нагрузки. В фюзеляже может размещаться топливо , шасси, двигатели . Крыло́ самолёта - несущая поверхность самолёта (планёра), создающая основную аэродинамическую подъёмную силу.
Классификация самолётов. гражданские военные пассажирские грузовые спортивные сельскохозяйственные истребитель бомбардировщик штурмовик торпедоносец
Самый известный штурмовик – ИЛ-2
Самолёты времён Великой Отечественной войны - истребители
Чем похожи эти самолёты? сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-27 Сверхзвуковой пассажирский самолёт
Летательные аппараты на службе человека Какой рисунок лишний ? Почему? Что бы вы хотели узнать об этом виде авиационной техники?
Самара авиационная
ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова В 1946 году в посёлке Управленческий был создан завод Министерства авиационной промышленности. Руководителем и главным конструктором предприятия был назначен Н. Д. Кузнецов , который позже стал генеральным конструктором, и руководил им до 1994 года.
ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова
Чем мы гордимся: - вся стратегическая авиация летала и сейчас летает на моторах «НК». Это самолеты: ТУ-95, Ту-142, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160; - в 80-х годах около 50% грузопассажирских перевозок в СССР осуществлялись самолетами Ту-114, ИЛ-62, Ту-154, ИЛ-86, Ан-22 «Антей», оснащенных двигателями «НК». Первый отечественный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был поднят в воздух двигателями Н.Д.Кузнецова; - были созданы ракетные двигатели, которые до сих пор востребованы и удивляют американских ракетчиков параметрами и надежностью; - более 30% природного газа в РФ перекачивается сегодня по трубам приводами с маркой «НК».
Двигатели «НК»
За страницами наших учебников «Загляни за бугорок»
Проверь себя Кто первым в России создал проект летательного аппарата? В каком году создали первый самолёт ? Кого называют «отцом русской авиации»? Назовите виды самолётов . Как летательные аппараты помогают человеку ? Почему наш город славится как Самара аэрокосмическая?
Рефлексия: 1. На уроке я узнал…. 2. После урока мне захотелось… 3. На этом уроке я похвалил бы себя за…
Домашнее задание Подготовь рассказ о самолётах. Сделай рисунок самолёта будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек научился писать
Проект по русскому языку...
История возникновения чисел. Как человек научился считать.
Материал можно использовать при проведении внеклассных материалов....
Время: Как человек научился считать время, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Как человек научился считать время"....
Как человек научился считать время
урок окружающего мира по УМК "Гармония"проведён в 4 классе...
Как человек научился считать время (презентация)
Презентация к уроку окружающего мира (УМК "Гармония")....
Как человек научился писать презентация
Как человек научился писать ( беседа № 1) к Неделе русского языка...