Как человек научился летать.История создания самолёта
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Пыжова Наталья Владимировна
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Составила : Пыжова Н.В. МБОУ СОШ №27 г.о.Самара

Тема:  «Как человек учился летать. История создания самолёта» 

Цели:

  1. Личностное развитие:

 Воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формировать систему знаний и представлений обучающихся о Самаре как городе авиационной  славы.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

  1. Метапредметные УУД

-  Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- Осваивать разные способы решения проблем поискового характера.

- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- Осваивать начальные формы познавательной рефлексии (находить для себя ответы на вопросы, что знал до урока, а что узнал на этом уроке)

- Использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач

- Овладевать навыками смыслового чтения  текстов учебника.

- Слушать собеседника, задавать вопросы по содержанию услышанного.

- Оценивать события, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

- Находить и обосновывать  причинно-следственные связи в ходе освоения курса «Окружающий мир».

 Предметные умения и навыки:

  1. Установить основные этапы освоения  человеком воздушного пространства.                                                                  2) Выяснить роль России и Самары  в истории отечественной авиации.                                                                                3) Осваивать разные способы получения информации, в т.ч.  из семейных архивов и от окружающих людей.
  2. Оборудование:
  1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, 3 класс, Вентана–Граф, Москва, 2005.
  2. Слайд-презентация “Как человек научился летать”.
  3. Книга А.Беляева «Как человек научился летать»

                                                                                                     

Технологическая  карта урока

Ф. И. О. педагога: Пыжова Наталья Владимировна
Предмет: окружающий мир
Класс:  3 
Тип урока:  
 урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

 

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об открытиях и изобретениях, которые изменили жизнь человека. Желаю всем удачи на уроке.

 

 

 

Проверка домашнего задания

Уч-ся рассказывают об изобретении паровоза, парохода, автомобиля.

.

 Расскажите о первых изобретениях человека, о том, как они изменили его жизнь. 

 

 Слайд 2

 

 

Постановка темы и целей урока.

Дети рассматривают фото птиц и формулируют тему урока

– Сегодня вы узнаете еще об одном из главных изобретений человека, а что это за изобретение? О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных?

 Какова тема нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

Тема урока так и звучит: «Как человек научился летать».

Слайд 3

Слайд 4

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Изучение нового материала

 

Уч-ся рассматривают репродукцию и оценивают поступок Никитки.

Дети читают текст на слайде и отвечают на вопросы по тексту.

Работа в парах, гипотезы и предположения детей

Уч-ся составляют высказывания на основе текста слайда и текста учебника.

Дети читают текст слайда, а 2 ученика-эксперта – материал рубрики «Жил на свете человек»

Дети называют основные детали устройства самолёта.

Рассматривают таблицу, называют виды самолётов.

Определяют, пользуясь таблицей, к какой группе принадлежит самолёт.

 а). Что мог придумать человек, чтобы подняться в воздух?

(Рассказ учителя об Икаре и Дедале.).

Рассмотри картину  на с. 111 учебника «Никитка – первый русский летун» (Художник А. Дейнека)

-Посмотрите на эти предметы (воздушные змеи). Почему человек запускал их?

Когда же человек впервые поднялся в воздух? Прочитайте текст.

Что нового узнали? На чём человек впервые поднялся в воздух? Когда это было? Кем был этот  человек?

Рассмотрите рисунок воздушного шара. Может ли этот предмет помочь человеку взлететь? Как?    Посоветуйтесь с соседом о том, что необходимо для того, чтобы шар смог лететь по воздуху.

  Рассмотрите в учебнике на с.109 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара как летательного аппарата.   

Кто впервые полетел на воздушном шаре?                              Какое второе название есть у воздушного шара? (аэростат)

Посмотрите на экран (слайд 10). Это разновидности аэростатов – дирижабль и метеозонд.

 Прочитайте в учебнике на с. 109 о том, как ещё их  использовали.  Расскажите о том, как человек использовал аэростаты.

Давайте подведём первые итоги. Назовите аппараты- предшественники самолётов.

Когда же появился первый самолёт? Кто его изобрёл? Прочитайте текст.

Рассмотрите модель первого самолёта.

Прочитайте, как происходили испытания первого самолёта в учебнике на с. 108.

Неудача не остановила дальнейшие исследования. Появились люди, которые стали работать дальше над этой проблемой. (Н.Жуковский – слайд 14). Прочитайте текст, а 2 наших эксперта прочитают текст в учебнике  (с.110) и расскажут нам о Николае Егоровиче Жуковском.

Вывод: Кто изобрёл первый летательный аппарат?
Кого называют  «отцом русской авиации»?

Кто из вас летал на самолёте?

Посмотрите на экран (кадры 15–17).Как устроен самолёт? Расскажите.

Откройте с.112 учебника и рассмотрите рисунки самолётов. На какие группы вы их можете разделить?

Вся современная авиация делится на 2 большие группы (см. таблицу – слайд 18)

Посмотрите на фото и скажите, к какой группе относится данный самолёт?

На слайде 22 – лишнее фото – вертолёт. В чём его отличие от самолёта?

 

Слайд 5

Слайд 6 + с.111 учебника – репродукция картины

Слайд 7

Слайд 8 – чтение текста

Слайд 9

С. 109 учебника

Слайд 10

С. 109 учебника

Составление на доске опорной схемы:

См приложение

Слайд 12-13

С. 108 учебника

Слайд 14

С.110 учебника

Слайды 15-17

С.112

Слайд 18

Слайды 19- 22

 

Знать историю изобретения первого  самолета и фамилию конструктора.

Знать роль России в истории авиации.

 

Закрепление нового материала

 

 А как вы думаете,  наш  город  Самара связан с темой нашего урока?  Как?

Рассказ учителя , чтение текста на слайдах.

Кто хотел бы подробнее узнать о самолётах и вертолётах, об истории их создания и разновидностях – прочитайте книги о них.

 Слайды  23-27

Слайд  28

 Осознать, в чём состоит особая роль Самары в становлении и развитии авиационной  науки и техники.

 

Контроль

 

 Проверьте, как вы усвоили новый материал, ответив  на вопросы (кадр 29).

 Слайд 29

 

 Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Рефлексия

 

 Оцените свою работу на уроке.

У вас на партах листочки с началом предложений. Закончите фразы.

1. На уроке я узнал….

2. После урока мне захотелось…

3. На этом уроке я похвалил бы себя за…

 Слайд 30

 

 Осваивать начальные формы познавательной рефлексии (находить для себя ответы на вопросы, что знал до урока, а что узнал на этом уроке)

Домашнее задание.

Человек изобрел разные виды летательных аппаратов. Но еще есть возможность изобрести что-то новое. Посмотрите на экран (кадр 31). Перед вами проект летательного аппарата будущего. Попробуйте дома нарисовать  новый летательный аппарат. Чтобы лучше подготовиться я советую вам подробнее изучить статью учебника на страницах 108-112.

Слайд 31

Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как человек научился летать История развития авиации в России СОСТАВИЛА : Пыжова Н.В.

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Как изменили жизнь человека первые изобретения человека?

Слайд 3

О чём мечтал человек, когда смотрел на них?

Слайд 4

Тема урока : Как человек научился летать

Слайд 5

Первые полёты человека Икар

Слайд 6

Рассмотри картину на с. 111 учебника «Никитка – первый русский летун» (Художник А. Дейнека) Как бы ты оценил поступок Никитки? -удивился -осудил бы его - отнёсся бы с уважением Объясни свой ответ.

Слайд 7

ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ

Слайд 8

* Подьячий – низший административный чин В России человек поднялся в воздух 300 лет тому назад. Это произошло в городе Рязани. Подьячий * Крякутной сделал шар с петлёй, наполнил его горячим дымом, сел в петлю и поднялся выше деревьев.

Слайд 9

Воздушный шар Может ли этот предмет помочь человеку взлететь? Как? Рассмотрите в учебнике на с.109 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара как летательного аппарата. Какое второе название есть у воздушного шара?

Слайд 10

Дирижабль - аэростат с двигателем . Подумайте, как человек мог использовать дирижабль. Найдите ответ в тексте на с.109 Метеозонд - беспилотный аэростат, предназначенный для изучения атмосферы.

Слайд 11

Вывод: Назовите аппараты- предшественники самолётов. Самолёт - (устаревшее — аэроплан) — летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъёмная сила.

Слайд 12

Вопросы: 1. Какая профессия была у Можайского? 2. С чего началась работа над проектом самолёта? Александр Фёдорович Можайский - талантливый русский изобретатель (1825-1890 гг.) создал первый в мире самолет, способный поднять в воздух человека. Образованный и пытливый моряк, еще во время дальних плаваний Можайский начинает интересоваться летательными аппаратами тяжелее воздуха. Он часами наблюдает за полетами различных морских птиц, сравнивает их, анализирует парящий и машущий полеты. Можайский проводит опыты с воздушными змеями. Целых три года, с 1873 по 1876, он испытывает различные конструкции змеев.

Слайд 13

Модель самолёта Можайского В 1885 году были проведены испытания. Самолет поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. При посадке было повреждено крыло самолета. Это был первый в мире самолёт, навеки прославивший нашу Родину. Лишь спустя почти 20 лет – в 1903году -подобный аэроплан был создан американцами братьями Райт.

Слайд 14

Николай Егорович Жуковский - ( 1847-1921 ) - русский механик, профессор Московского университета, создатель аэродинамики как науки. В 1904 г. Жуковский открыл закон , определяющий подъёмную силу крыла самолёта. Его называют «отцом русской авиации ». АВИАЦИЯ (франц. aviation , от лат. avis — птица), понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха .

Слайд 15

Как устроен самолёт? Схема устройства самолёта Ил - 96

Слайд 16

шасси́ — часть летательного аппарата , служащая для его передвижения по аэродрому при взлёте и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления.

Слайд 17

Фюзеля́ж - корпус летательного аппарата . Фюзеляж самолёта предназначен для размещения экипажа , оборудования и целевой нагрузки. В фюзеляже может размещаться топливо , шасси, двигатели . Крыло́ самолёта - несущая поверхность самолёта (планёра), создающая основную аэродинамическую подъёмную силу.

Слайд 18

Классификация самолётов. гражданские военные пассажирские грузовые спортивные сельскохозяйственные истребитель бомбардировщик штурмовик торпедоносец

Слайд 19

Самый известный штурмовик – ИЛ-2

Слайд 20

Самолёты времён Великой Отечественной войны - истребители

Слайд 21

Чем похожи эти самолёты? сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-27 Сверхзвуковой пассажирский самолёт

Слайд 22

Летательные аппараты на службе человека Какой рисунок лишний ? Почему? Что бы вы хотели узнать об этом виде авиационной техники?

Слайд 23

Самара авиационная

Слайд 24

ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова В 1946 году в посёлке Управленческий был создан завод Министерства авиационной промышленности. Руководителем и главным конструктором предприятия был назначен Н. Д. Кузнецов , который позже стал генеральным конструктором, и руководил им до 1994 года.

Слайд 25

ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова

Слайд 26

Чем мы гордимся: - вся стратегическая авиация летала и сейчас летает на моторах «НК». Это самолеты: ТУ-95, Ту-142, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160; - в 80-х годах около 50% грузопассажирских перевозок в СССР осуществлялись самолетами Ту-114, ИЛ-62, Ту-154, ИЛ-86, Ан-22 «Антей», оснащенных двигателями «НК». Первый отечественный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был поднят в воздух двигателями Н.Д.Кузнецова; - были созданы ракетные двигатели, которые до сих пор востребованы и удивляют американских ракетчиков параметрами и надежностью; - более 30% природного газа в РФ перекачивается сегодня по трубам приводами с маркой «НК».

Слайд 27

Двигатели «НК»

Слайд 28

За страницами наших учебников «Загляни за бугорок»

Слайд 29

Проверь себя Кто первым в России создал проект летательного аппарата? В каком году создали первый самолёт ? Кого называют «отцом русской авиации»? Назовите виды самолётов . Как летательные аппараты помогают человеку ? Почему наш город славится как Самара аэрокосмическая?

Слайд 30

Рефлексия: 1. На уроке я узнал…. 2. После урока мне захотелось… 3. На этом уроке я похвалил бы себя за…

Слайд 31

Домашнее задание Подготовь рассказ о самолётах. Сделай рисунок самолёта будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как человек научился писать

Проект по русскому языку...

История возникновения чисел. Как человек научился считать.

Материал можно использовать при проведении внеклассных материалов....

Время: Как человек научился считать время, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Как человек научился считать время"....

Как человек научился считать время

урок окружающего мира по УМК "Гармония"проведён в 4 классе...

Как человек научился считать время (презентация)

Презентация к уроку окружающего мира (УМК "Гармония")....

Как человек научился писать презентация

Как человек научился писать ( беседа № 1) к Неделе русского языка...