Исследовательская работа "Плавание и погружение сплошных тел"
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему
Опытным путём дети устанавливают, что предметы, сделанные из определённых материалов, плавают всегда, независимо от размера или веса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа «Плавание и погружение»
- Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Надеюсь, наша встреча принесёт нам всем радость общения и хорошее настроение.
-Девиз нашего занятия: Кадр 1
НЕ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ В ГОТОВОМ ВИДЕ, А ДОБЫВАТЬ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО
- Прочтём стихотворение: Кадр 2
НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ:
УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.
- ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ:
НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ!
- Кто автор этих строк? (А. Барто)
- О каком предмете горюет девочка? (О мячике, что он утонет)
- Кто прав – Таня или автор?
- Почему мяч не утонет? (Воздух внутри лёгкий, тянет вверх)
- Посмотрите на оборудование, с которым нам предстоит сегодня работать, и скажите, чем мы будем заниматься. (Изучать, какие предметы тонут, а какие нет, погружая их в воду)
- Какая тема занятия? Кадр 3
- ТОНУЩИЕ И ПЛАВАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ
- А как определить плавучесть предметов? (Надо провести опыты)
- Сегодня опыты будем проводить со сплошными телами. Сплошные тела – это тела, в которых нет полостей, т. е. они не могут содержать воздух (в отличие от мячика, про который мы читали стихотворение)
- Итак, мы сегодня окажемся в роли исследователей, а кто такие исследователи? (Люди, которые наблюдают, изучают.)
-Работать будем в группах. Ознакомимся с памяткой «Работа в группах»
Кадр 4
РАБОТА В ГРУППАХ
1.КАЖДЫЙ УЧЕНИК ОТВЕЧАЕТ ЗА СВОЙ УЧАСТОК РАБОТЫ И ЗА ОБЩЕЕ ДЕЛО.
2.КАЖДЫЙ УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ОБМЕН МНЕНИЯМИ.
3.КАЖДЫЙ УЧЕНИК УВАЖАЕТ МНЕНИЕ СВОЕГО ТОВАРИЩА.
4.КАЖДЫЙ УЧЕНИК ТЕРПЕЛИВ К КРИТИКЕ.
- Каждая группа получает лист с таблицей(1), в которую вписаны предметы для исследования. Сначала вы отметите свои предположения и в нужном месте поставите +.
- А сейчас вы получите ёмкости с водой, набор предметов, и сможете проверить, в каких случаях вы были правы, а в каких – нет.
-Но сначала прочтите правила работы: Кадр 5
ПРАВИЛА РАБОТЫ
1.ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ТОЛЬКО ПО УКАЗАНИЮ УЧИТЕЛЯ.
2.ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАТЬ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ.
3.НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОБОВАТЬ НА ВКУС.
4.БУДЬ ОСТОРОЖЕН С ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.
5.СОБЛЮДАЙ ПОРЯДОК НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И ДИСЦИПЛИНУ.
-Теперь погружайте по очереди все предметы в воду и отпускайте их. В графе «Проверка» поставьте + в нужном месте. Названия предметов, которые вас удивили тем, что поплыли или утонули в отличие от вашего предположения, обведите красным карандашом.
На доске на магнитах:
ТОНЕТ ПЛАВАЕТ
красная синяя
карточка карточка
-Названия плавающих предметов прикрепите под синей табличкой, а названия потонувших предметов – под красной.
-Расскажите, какие предметы вас удивили и почему.
-Теперь каждая группа получит предметы из определённого материала и таблицу для заполнения(2)
-Что будете делать? (Определять, плавают предметы или нет)
1 группа – предметы из металла
2 группа – предметы из воска
3 группа – предметы из дерева
4 группа – предметы из камня
5 группа – предметы из пенопласта
-Записывайте названия предметов в таблицу, определяйте их свойства и ставьте+ в нужном месте.
-Поделитесь своими выводами. Представитель каждой команды зачитывает
Кадр 6
1. ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ПЕНОПЛАСТА ПЛАВАЮТ
2.ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ МЕТАЛЛА ТОНУТ
3.ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ВОСКА ПЛАВАЮТ
4.ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ КАМНЯ ТОНУТ
5.ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА ПЛАВАЮТ
-Теперь возьмите таблицы(3), в которых нарисованы одни и те же предметы, сделанные из одного и того же материала, но разных размеров, исследуем эти предметы на плавучесть и в карточке в нужном месте ставьте + (плавает или тонет)
Группа, работавшая с металлом, исследует гвозди – большой и маленький
Группа, работавшая с деревом – ветки (большую и маленькую)
Группа, работавшая с камнем – камни (большой и маленький)
Группа, работавшая с пенопластом – пенопласт разных размеров
Группа, работавшая с воском – разные куски воска
-Дополните таблицу 2 – зависит ли плавучесть от размера. Скажите вслух.
-Прочитайте 4 предложение на слайде 6
-Что у меня в руке? (Пемза) На вид обычный камень. Как вы думаете, он утонет? Проверим (Опускаю в воду)
-Нет, не тонет. Это лёгкая вулканическая порода. Значит, к нашему выводу нужна поправка: ВСЕ КАМНИ ТОНУТ, КРОМЕ ПЕМЗЫ.(запись на доске)
-Прочитайте 5 предложение на кадре 6
-Что у меня в руке? (Деревянный кубик) Как вы думаете, он поплывёт или утонет? Проверим (опускаю в воду). Потонул, потому что он сделан из эбенового дерева, которое растёт в тропических лесах. Оказывается, не все породы дерева плавают. Вносим корректировку: всё из дерева плавает, кроме эбенового дерева (запись на доске)
Кадр 7
- Давайте прочтём несколько высказываний. Согласитесь вы с ними или нет?
ВСЁ БОЛЬШОЕ ТОНЕТ - показ большого куска пенопласта, полена
(ответы детей)
ВСЁ ТЯЖЁЛОЕ ТОНЕТ - показ большого куска воска
(ответы детей)
ВСЁ ЛЁГКОЕ ПЛАВАЕТ - показ булавки, проволоки
(ответы детей)
ВСЁ МАЛЕНЬКОЕ ПЛАВАЕТ - показ маленьких камешков
(ответы детей)
ВСЁ ПЛОСКОЕ ПЛАВАЕТ - металлическая пластина
(ответы детей)
ВСЁ, ЧТО С ОТВЕРСТИЯМИ, ТОНЕТ - деревянная доска с отверстиями,
(ответы детей) деревянная пуговица с отверстиями
пенопластовая доска с отверстиями
- Давайте подумаем, почему одни предметы плавают, а другие – нет
-Зависит ли это от размера? (маленький камешек тонет, а большой пенопласт нет
-Влияет ли масса предмета? (Тяжёлый воск плывёт, а лёгкая булавка тонет)
-Влияют ли отверстия в предмете? (деревянная доска с отверстиями, а не тонет)
-Так от чего зависит плавучесть предметов?
ОТ МАТЕРИАЛА, ИЗ КОТОРОГО ОНИ СДЕЛАНЫ
Кадр 8
ПОЧЕМУ ОДНИ ПРЕДМЕТЫ ПЛАВАЮТ, А ДРУГИЕ ТОНУТ
РЕШАЮЩИМ ЯВЛВЕТСЯ НЕ РАЗМЕР И МАССА ПРЕДМЕТОВ,ЕСТЬ ЛИ В НИХ ОТВЕРСТИЯ ИЛИ НЕТ. ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАНЫ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ.
ИТОГ
-Что мы сегодня изучали?
(Какие предметы тонут, какие – нет)
-Дополните предложения:
-Сегодня я узнал, что…(Всё из воска плавает
Всё из дерева плавает
Всё из металла тонет
Всё из пенопласта плавает
Всё из камня тонет)
-Сегодня меня удивило….(Пемза – камень, а не тонет.
Эбеновое дерево тонет)
-У каждой группы есть лист «Вот что мы открыли!»(лист 4)
-Запишите свои выводы в эти листы (каждый ученик по одному выводу)
-На следующем занятии узнаем, почему не все породы дерева тонут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Сплошной текст"
Презентация "Сплошной текст" предназначена для младших школьников, имеющих нарушения чтения и письма. Предупреждает развитие дислексии и дисграфии....

Проект "Одно сплошное телевидение"
Проект "Одно сплошное телевидение"Проект "Одно сплошное телевидение"Проект "Одно сплошное телевидение"Проект "Одно сплошное телевидение"Проект "Одно сплошное телевидение"Проект "Одно сплошное телевиде...

Развитие речи. Деление сплошного текста на предложения.
Развитие речи во 2 классе. Деление сплошного текста на предложения....

Выступление на педагогическом совете по теме" Технология "погружения".Вариативность моделей технологии погружения"
Выступление на педагогическом совете "Педагогические приемы формирования УУД через использование технологии "погружения".В данной работе сожержится материал о педагогической техологии" погружение"....

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "Деление сплошного текста на отдельные предложения. Обозначение границ предложений на письме"
Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих т...
Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.
Конспект урока "Развитие речи " во 2 классе....

Исследовательская работа "Жизнь кота-сплошная математика"
Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. Математика существует в жизни не только человека,...