Урок "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц, их приспособлениями к полёту. Узнать особенности строения пера как главной отличительной особенности птиц.Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с особенностями строения и жизни птиц. | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Птицы.
Цели урока | Минимум и максимум |
По 1-й линии развития (объяснять мир):
По 2-й линии развития:
| Минимум: птица, перо. Максимум: теплокровные животные. |
Оборудование: -мультимедийный проектор, набор перьев в конвертах, бумажные птички в конвертах (по числу учащихся), вода, ножницы, микроскопы.
Учебник окружающего мира «Обитатели Земли» 3 класс, авторы: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, С.104-109
Красная книга Татарстана.
Универсальные учебные действия:
1. Регулятивные УУД:
Самостоятельно выбирать цель деятельности
Действовать по плану
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
Проверять и оценивать результаты работы
Составлять план действий
2. Коммуникативные УУД:
Понимать точку зрения другого
Объяснять свою позицию
Извлекать информацию, данную в неявном виде
3. Личностные УУД:
Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам
Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей
Определять важные для себя и окружающих правила поведения
Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей
4. Познавательные УУД:
Сравнивать и группировать факты и явления
Определять причины явлений и событий
Делать выводы на основе обобщения знаний
Определять, какая информация нужна для решения задачи
Ход урока
Этапы урока | Учитель | Ученики |
1. Организационный момент. Актуализация знаний. | Пойдем-те друзья по тропинке лесной. Сколько кругом интересных вещей. Дай руку мне - помогу я тебе. Найти ответы на все «почему?» (Играет музыка- «Пение птиц в лесу») -Итак, отправляемся в путь, чтобы найти ответы на важные вопросы. -Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. - А сейчас вспомните, какие группы животных вы уже знаете? -- Про каких животных мы ещё не говорили, хотя вы много работаете над материалами для вашей проектной работы. Каждая группа каждый день приносят рисунки, сообщения.
- О каких же животных сегодня пойдет речь? - Да, сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. | Ученики заходят в класс со звонком. -Простейшие. -Насекомые -Паукообразные -Рыбы -Земноводные -Пресмыкающиеся - Мы думаем это птицы. -Да, мы собираем материал для проектной работы. - Мы много знаем о птицах, уже собраны не мало материала, идет подготовка к проектной работе – «Мир птиц». А вопросов у нас много. -О птицах. |
2. Определение темы и целей урока | Какое разнообразие вокруг нас! Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! - Как звучит тема урока в учебнике? - Что значит изобретать? Итак, тема урока «Пернатые изобретатели» (Слайд 1) Сегодня в нашем классе работает исследовательская лаборатория. Вам нужно будет найти ответы на некоторые вопросы. И поэтому вы не просто ученики, а юные …(исследователи.) | «Пернатые изобретатели» -Изобретать - это значит придумывать, что-то новое, полезное.
-Исследователи. |
3. Постановка проблемы и актуализация знаний. | – Давайте сначала вспомним «Кто такие птицы?» Послушайте песенку цыпленка и постарайтесь запомнить те свойства птиц, которые он назовет. Слушайте внимательно! (Прослушивание песни «Кто такие птицы?») – 2 минуты. - Какие свойства птиц назвал цыпленок? Учитель пишет на доске . «поют», «летают», «гнезда вьют», «несут яйца») - Являются ли они главными особенностями птиц? Давайте составим примерный план. -Уточнить особенности птиц. -Узнать самую главную особенность. - Провести наблюдения . - Сделать выводы. | СТРУКТУРА «Джот Тотс» ( Записать все фразы на листочке и просмотреть идеи вместе) Дети пишут: -поют, -вьют гнезда, -несут яйца, -летают. ( Команда рассматривают идеи вместе) Составляют примерный план работы. (определяют алгоритм работы) |
4. Поиск решения проблемы | А). - Работаем в парах. Достаньте красный листок с конверта. ( Там записаны слова – поют, гнезда вьют, несут яйца, оперение) - Зачеркните те свойства птиц, которые вы не считаете главными, так как они встречаются и у других животных. А главные свойства птиц, которые отличают их от всех групп животных, обведите в кружок. Проверим. - Птицы вьют гнезда? -Все ли птицы вьют гнезда? (Учитель работает у доски, вычеркивает не главные свойства) - Значить «вить гнезда» это не главная особенность птиц? Птицы несут яйца - Согласны? Только ли птицы несут яйца? - Согласны ли вы, что птицы поют? - Существуют ли другие животные, которые поют, но не птицы? - Значит, это не главная особенность птиц? - А может ли быть птицы, которые даже совсем не поют?
- Что ещё умеют делать птицы? - А кто еще умеет летать? -В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц? Есть птицы очень скоростные. Вспомните задачу про сокола и скворца по математике, во сколько раз быстрее летит сокол, чем скворец? Делаем вывод: что умеют делать птицы? - А другие животные умеют это делать? - Тогда найдите главный признак, отличающий птиц от других животных. Б). Исследование особенностей строения пера. -Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Но ведь мы сегодня являемся учеными. -Будем исследовать перья. Возьмите конверты с перьями и начнем работать. Исследование пера. - Какие общие части есть у всех перьев? - У этого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. Соблюдайте правила безопасного обращения с ножницами, как на уроках технологии. На что похож срез? -Значит, оно..( легкое, там воздух.) - Положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? - Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли, намокло ли перо? Почему? - Рассмотрите перо при значительном увеличении. Какие ещё секреты пера можем раскрыть?
-Чтобы подтвердить свои выводы, обратимся за помощью к учебнику. (Откройте учебник и найдите последний абзац на стр.104) Читаем и смотрим рисунок перьев. - Лучше других животных птицы освоили воздушную среду. - Подумайте, для чего птицам длинные, жесткие перья? - И как можно их назвать? - А как их можно называть? - Как же назовём перья, которые защищают тело и придают форму - покрывают тело? Тело птицы — хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Длинные перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Физкультминутка. Вот бы посмотреть все с птичьего полета! Давайте попробуем взлетать! Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и продолжаем урок! Не-е-т, сделаем ещё попытку!. Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим???
Учитель: Птицы произошли от рептилий. Приблизительно 120 млн. лет назад жила птица археоптерикс (от греческих слов архайос – древний, птерикс – крыло). Это был по сути ящер величиной с голубя, бегающий на задних ногах Такие птицы были плохими летунами, потому были очень тяжёлыми, имели очень длинный хвост. -Рассмотрите рисунок и сравните с современными птицами. А какие приспособления для полёта имеют современные птицы? Работа по группам. Каждая группа получает вопрос в конвертах. На выполнение задания отводится 5-7 минут. 1) . Полет птиц. Форма тела и крыльев. (Рисунки птиц) ( слайд 2-4) 2) Скелет и кости, клюв. 3) Почему птицы много едят? 4) Птиц называют теплокровными .Почему? Каждая группа выступает сообщением. 1 группа: Тело птицы имеет обтекаемую форму, маленькую голову с клювом, позволяющие снижать сопротивление воздуха. Лётные качества птицы определяет главным образом форма её крыльев. При движении крыла вверх перья свободно пропускают воздух. А при движении вниз перья опираются на воздух и смыкаются.( показать слайд) 2 группа: Скелет птицы состоит из лёгких трубчатых костей. Некоторые кости срослись. Такой скелет позволяет удерживать тело в воздухе при полёте наименьшими затратами сил. Вместо зубов – лёгкий клюв.. 3 группа: Мы все замечаем, что птицы много едят. Это неспроста. Для полета нужна энергия. Энергия запасается в жировых отложениях. А жир , оказывается, мало весит. Он используется, как топливо для дальних перелётов. 4 группа: Птицы теплокровные животные. Температура тела у птиц постоянная, +40 градусов. Сердце и легкие имеют сложное строение. Обмен веществ идет очень быстро, поэтому птицы теплокровные. В). Первичное закрепление. - Что мы себе доказали? 1-2 ученика дают самоанализ работы по алгоритму. Отвечают на вопросы. - Почему перья играют важную роль в жизни птиц? -Какую среду лучше других животных освоили птицы? - Ребята, мир птиц очень удивителен. Я знаю, многие из вас интересуются ими. Что ещё интересного знаете вы о птицах? | Работают в парах. (партнеры по плечу) –Структура Релли Робин. (короткие ответы в виде списка)-обсуждают и вычеркивают. -Да. -Есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы - колюшка, делает гнездо оса. -Нет. -Да. -Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи, утконосы. -Дельфины, касатки и другие животные. -Нет. -Да, мы знаем о птице Неслышимке по литературному чтению. Она поет, но её песня не слышно. Птицы умеют летать. - Бабочки, стрекозы, мухи и другие. Скорость сокола при нападении на свою добычу превышает в 3раза скорость скворца. -Летать, петь, нести яйца, вить гнезда. – Да. Это оперение. Тело птиц покрыто перьями! Это главный отличительный признак птиц от других животных. -Конечно. - Они разные. - Есть стержень, волоски — бородки. - На трубочку. -Да, пусто. -Легкое, там воздух. - Оно легкое. - Нет, вода скатилась капельками. Птицы мажут свои перья жиром, поэтому они не мокнут в воде. Наблюдают по микроскопу. (Читают текст из учебника на с. 104-105) - Бородки крепко сцеплены друг с другом, как застежка – липучка. Вот почему перья такие упругие и прочные. - Для полета, чтоб махать крыльями.
-Маховыми. (махать) - Для тепла. - Пуховые. -Покровные.
Выводы: перья – это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать . Учащиеся выполняют движения за учителем. На плакате-листе показать свои выводы. Дети работают по книге 104-105 страницы и опираясь на свои знания один ученик выступает. Другие группы могут дополнять. Выводы: птицы лучшие летуны, потому что их тело и крылья имеют специальную форму, приспособленную для полёта Выводы: для улучшения полётных возможностей у птиц облегчённый скелет, но при этом достаточно крепкий и малоподвижный. -Мы узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда кушают. Птицы часто едят. Температура тела у птиц плюс 40 градусов. Обмен веществ идет быстро, тело греется. Поддерживать постоянную температуру в зимние морозы помогают пушистое оперение. Мы выяснили, что птицы - лучшие летуны, потому что имеют: 1)Обтекаемое тело; 2 )Лёгкие трубчатые кости; 3 )Негибкий позвоночник; 4)Отсутствие зубов; 5)Крылья (большие по размеру, чем туловище); 6) Перья 7) Запас энергии. - Знаю, что бывают перелетные и оседлые птицы. Они улетают в дальние страны. -А я знаю, что птицы иволги улетают в Китай, жаворонки в Африку. -Знаю, что птицы очень разнообразные и красивые, поют они при выборе партнера. ( рисунки и папки детей)…. |
5. Самостоятельное применение знаний | Знаете ли вы, что общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам нашей огромной планеты, превышает 100 миллиардов. Всех птиц знать невозможно. Но я уверена, что многие виды птиц вам известны и все вы слушаете великолепные пение птиц. -А о чем же поют наши птицы ? Что они хотят нам сказать? Об этом расскажут ваши друзья. Сценка «О чем говорят птицы?» - Друзья, относитесь к птицам так, чтоб их не занесли в эту КРАСНУЮ КНИГУ. (показывают Красную книгу Татарстана.) На улице зима. Зимой для птиц наступает тяжелое время. Почему? - Что страшнее для птиц: холод или голод? - Действительно, от холода птиц согревают перья . Больше птиц погибают от голода. - Помогите им: покормите, сделайте кормушки. . Ежегодно первого апреля с 1906 года весь мир отмечает Международный день птиц. В это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники и прочие «птичьи домики». Так родилась хорошая традиция. Поддержите и вы её. Кто повесил в прошлом году скворечники птицам? (ответы детей) . Не забудьте их почистить к весне. И тогда весной они отблагодарят вас весёлыми песнями. | Габлелхакова, Ибрагимов и Рахманова .(Сценка) - Нет пищи. - Голод. Ответы детей. |
6. Итог. Рефлексия. | - Чем мы занимались на уроке? -Значит,….. кто запомнил слово, объединяющее все эти понятия? - Как специалисты – исследователи вы можете сказать: В чем же основное отличие птиц от других животных? -Исследование пера – важный и нужный этап в нашей проектной работе. - Какие свойства пера выявили в ходе опытов? - Как люди пользуются перьями птиц? - Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А еще через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Птицы с нами - всегда и повсюду. Они украшают землю, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы - неотъемлемая часть природы. Давайте будем учиться радоваться этому дару природы и беречь его. Рефлексия В конвертах ждут сюрпризы. Голубь - символом мира. Пусть ваши голуби ,сделанные своими руками, принесут мир и вам. - Поднимите голубей, - если урок был интересным - если много нового узнали - а если было скучно положите обратно в конверт. | - Наблюдали, сравнивали, проводили опыты, делали выводы. - Исследовали. - В оперении. Тело покрыто перьями. (Легкий, не мокнет, теплый,….) -Люди себе делают мягкие подушки, шьют пуховики… |
| На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликнете: «Мир — прекрасен!» Благодарю вас за урок. Вы — молодцы. Д/з. стр.104-107читать, ***стр108-109 (составить рассказ о птицах по рисункам) Продолжать работать над проектом. |
Литература:
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир» (Обитатели Земли;) Учебник для 3 класса - Москва: «Баласс», 2012 г.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. «Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя)- Москва: «Баласс», 2012 г.
АНКЕТА для учащихся начальных классов.
Провели анкетирование ЛатыповаА., Кагиров Ф.
Участвовали 4 класса: 4б, 2а, 3а, 3б.
№ | Вопросы | 4б | 3а | 3б | 2а |
1 | Как вы думаете , все ли птицы умеют летать? | нет 20 | нет 18 | нет 24 | нет 9 |
Являются ли пингвин птицей? | 20 | 18 | 24 | 11 | |
Можно ли назвать нелетающего страуса птицей? | 20 | 18 | 24 | 11 | |
4 | Вы знаете о Красной книге? | 20 | 18 | 24 | 7 |
5 | Нужна ли птицам помощь людей? | 20 | 18 | 24 | 10 |