Рабочая программа Окружающий мир 4 классФГОС.Подобина Е.Л
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа. Окружающий мир. ФГОС 4 кл Подобина Е.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._okruzhayushchiy_mir_fgos_4_klass_podobina.docx | 67.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха
«Гимназия №2»
Утверждаю Директор гимназии Бондаренко Л.К.________ «_____»___________201 г. |
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
4 В класс
на 2015-2016 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Подобина Е.Л.
Составлена на основе программы: Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1-4 классы». Издательство «Просвещение», Москва, 2011г.
Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир. 4 класс», Издательство «Просвещение», Москва, 2014г.
Количество часов на учебный год: 68 ч.
Количество часов в неделю: 2ч.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой А.А. Плешакова «Окружающий мир». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Формы и методы, технологии обучения
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
С целью достижения качества образовательного процесса согласно ФГОС в 2012 году кабинет укомплектован учебно- лабораторным оборудованием.
Способы и средства проверки и оценки результатов обучения по курсу
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Система проверочных и контрольных измерений по предмету
Учебная четверть | Объем измерений | Проверочная работа | Комплексная срезовая работа | Проекты |
I | См. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2009 г. Часть I. | 1 | ||
II | 1 | |||
III | 1 | |||
IV | 1 | 1 | 1 | |
Год | 3 | 1 | 2 |
Сроки реализации рабочей программы
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.
- Содержание курса
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. «Мир древности» экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова,
реализуется через изучение отдельных элементов в интегрированном учебном предмете «Окружающий мир» 10 часов.
Разделы тематического планирования
Тема | Кол-во часов |
Земля и человечество | 9 |
Природа России | 11 |
Родной край – часть большой страны | 14 |
Страницы Всемирной истории | 5 |
Страницы истории России | 20 |
Современная Россия | 9 |
Итого | 68 |
3. Требования к планируемым результатам изучения программы
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края;
- исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;
- важнейшие события и великие люди отечественной истории;
- государственную символику и праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать полезные ископаемые, растения и животных своего края;
- проводит наблюдения природных тел и явлений;
- приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературы сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний;
использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- оценки деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определения причин отрицательных изменений в природе, определения необходимых мер по охране природы, вариантов личного участия в сохранении природного окружения.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
уметь
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
4. Календарно – тематическое планирование. Окружающий мир. (2 ч в неделю)
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Использование УЛО (учебно-лабораторное оборудование) |
Земля и человечество (9 часов) | |||||
1. | Мир глазами астронома. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и о Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 01.09 | ПК, ИД, П | |
2. | Планеты солнечной системы. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 03.09 | ПК, ИД, П | |
3. | Звёздное небо - Великая книга Природы. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по полярной звезде. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 08.09 | ПК, ИД, П | |
4. . | Мир глазами географа. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человека. Составлять рассказ о географических объектах из дополнительных источников, готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 10.09 | ПК, ИД, П | |
5 | Мир глазами историка. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 15.09 | ПК, ИД, П | |
6. | Когда и где? | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили опоминавшееся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 17.09 | ПК, ИД, П | |
7. | Мир глазами эколога. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 22.09 | ПК, ИД, П | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об объектах Всемирного наследия и животных Красной книги и готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 24.09 | ПК, ИД, П | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 29.09 | ПК, ИД, П | ||
Природа России (11 часов) | |||||
10. | Равнины и горы России. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительных источников сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения о них. | 01.10 | ПК, ИД, П | |
11. | Моря, озёра и реки России. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить на физической карте России изучаемые реки, озёра, моря, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океана. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 06.10 | ПК, ИД, П | |
12. | Природные зоны России | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять взаимопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. | 08.10 | ПК, ИД, П | |
13 . | Зона арктических пустынь. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённость солнечными лучами. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию о живом мире изучаемой зоны, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 13.10 | ПК, ИД, П | |
14. | Тундра. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону тундры. Характеризовать зону по плану. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённость солнечными лучами. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения о них. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 15.10 | ПК, ИД, П | |
15. | Леса России. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать зону тундры и лесных зон. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения о них. | 20.10 | ПК, ИД, П | |
16. | Лес и человек. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Обсуждать правила поведения в лесу. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных Красной книги России, готовить сообщения о них. Характеризовать лесные зоны по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 22.10 | ПК, ИД, П | |
17. | Зона степей. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид степи и леса. Описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей зоны степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей и с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных зоны степей, готовить сообщения о них. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 27.10 | ПК, ИД, П | |
18. | Пустыни. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте зоны полупустынь и пустынь на карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны пустынь с природой зоны степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 29.10 | ПК, ИД, П | |
19. | У Чёрного моря. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить и показывать на карте зону субтропиков на карте и рассказывать о ней. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Работать с терминологическим словариком. Характеризовать зону субтропиков по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 10.11 | ПК, ИД, П | |
20 | Природа России. (Обобщающий урок). | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них. Обсуждать экологические проблемы природных зон. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 12.11 | ПК, ИД, П | |
Родной край – часть большой страны (14 часов) | |||||
21. | Наш край | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Знакомиться с политико-административной картой России. Находить на ней свой регион. Знакомиться с картой Северо-Западного региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по плану, предложенному в учебнике. Оценивать свои достижения на уроке. | 17.11 | ПК, ИД, П | |
22. | Поверхность нашего края. Безопасное поведение на улицах и дорогах | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности. Извлекать из краеведческой литературы информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 19.11 | ПК, ИД, П | |
23. | Водные богатства нашего края. Безопасное поведение на воде | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану. Составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда и др.) Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 24.11 | ПК, ИД, П | |
24-25 . | Наши подземные богатства | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, месте и способе добычи полезного ископаемого, готовить сообщение и предъявлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы информацию о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 26.11, 01.12 | ПК, ИД, П | |
26. | Земля – кормилица. Безопасное поведение на природе | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Работать в паре. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 03.12 | ПК, ИД, П | |
27. | Жизнь леса. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Работать в паре С помощью атласа определителя определять растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 08.12 | ПК, ИД, П | |
28. | Жизнь луга. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Работать в паре. Описывать луг по фотографии, определять растения луга, знакомиться с животными луга по иллюстрациям учебника. Выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, грибы и животные встречаются на лугу. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять самопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушение экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 10.12 | ПК, ИД, П | |
29. | Жизнь в пресных водоемах. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения водоёма, знакомиться с живыми организмами пресных вод по иллюстрациям учебника. Выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в пресных водоёмах родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 15.12 | ПК, ИД, П | |
30 . | Растениеводство в нашем крае. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с отраслями растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры. Различать зёрна зерновых культур. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 17.12 | ПК, ИД, П | |
31. | Животноводство в нашем крае. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с отраслями животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 22.12 | ПК, ИД, П | |
32. | Проверим себя и оценим свои достижения. Основы здорового образа жизни. | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания. | 24.12 | ПК, ИД, П | |
33. | Природные сообщества родного края. Пути укрепления здоровья | Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | 29.12 | ПК, ИД, П | |
34. | Презентация проектов. Защита человека в чрезвычайных ситуациях | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения и достижения товарищей. | 12.01 | ПК, ИД, П | |
Страницы Всемирной истории (5 ч) | |||||
35. | Начало истории человечества. | Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 14.01 | ПК, ИД, П | |
36. | Мир древности: далёкий и близкий. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религии. Выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 19.01 | ПК, ИД, П | |
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средние века. Описывать по фотографии средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия; место и время их возникновения, особенности храмов. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 21.01 | ПК, ИД, П | |
38. | Новое время: встреча Европы и Америки. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность истории Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 26.01 | ПК, ИД, П | |
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследований Арктики и Антарктики для развития науки. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 28.01 | ПК, ИД, П | |
Страницы истории России (20 ч) | |||||
40. | Жизнь древних славян. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 02.02 | ПК, ИД, П | |
41. | Во времена Древней Руси. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI веках. Характеризовать систему государственной власти в IX – XI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце, как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 04.02 | ПК, ИД, П | |
42. | Страна городов. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. В ходе самостоятельной работы в группах анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 09.02 | ПК, ИД, П | |
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке | 11.02 | ПК, ИД, П | |
44. | Трудные времена на Русской земле. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение монгольских и древнерусских воинов. Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Описывать по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 16.02 | ПК, ИД, П | |
45. | Русь расправляет крылья. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям учебника о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 18.02 | ПК, ИД, П | |
46. | Куликовская битва. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве, рассказывать по плану с опорой на карту. Рассказывать о поединке богатырей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 25.02 | ПК, ИД, П | |
47. | Иван Третий. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрации учебника изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига Отмечать на ленте времени даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 01.03 | ПК, ИД, П | |
48. | Мастера печатных дел. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать роль книгопечатания для распространения культуры в России. На основе самостоятельного изучения материала учебника рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 03.03 | ПК, ИД, П | |
49. | Патриоты России. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России». Рассказывать о событии от имени участника ополчения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 10.03 | ПК, ИД, П | |
50. | Пётр Великий. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника и дополнительных источников. Находить на карте города, основанные Петром I. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 15.03 | ПК, ИД, П | |
51. | Михаил Васильевич Ломоносов. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове и рассказывать по плану. Обсуждать вклад Ломоносова в развитие науки и культуры. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 17.03 | ПК, ИД, П | |
52. | Екатерина Великая. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение различных слоёв российского общества. Составлять план рассказа о Екатерине Великой и рассказывать по плану. Рассказывать о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 29.03 | ПК, ИД, П | |
53. | Отечественная война 1812 года. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Отмечать на «ленте времени». Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Работать с терминологическим словариком. Извлекать из Интернет сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 31.03 | ПК, ИД, П | |
54. | Страницы истории XIX века. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Работать с историческими картами. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 05.04 | ПК, ИД, П | |
55. | Россия вступает в XX век. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции. Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 07.04 | ПК, ИД, П | |
56. | Страницы истории 1920-1930-х годов. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнить тексты гимнов дореволюционной России, СССР и РФ. Прослушивать в записи песни 1930-х годов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 12.04 | ПК, ИД, П | |
57-58 | Великая война и великая Победа. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в войне для нашей страны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин. Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы. Готовить праздник ко Дню Победы. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 14.04 | ПК, ИД, П | |
59. | Страна, открывшая путь в космос. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 19.04 | ПК, ИД, П | |
Современная Россия (9 ч) | |||||
60. | Основной закон России и права человека | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права родного человека соотносятся с правами других людей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 21.04 | ПК, ИД, П | |
61. | Мы - граждане России. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ. Работать с терминологическим словариком Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 26.04 | ПК, ИД, П | |
62. | Славные символы России | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой. Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 28.04 | ПК, ИД, П | |
63. | Такие разные праздники | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Рассказывать о своих любимых праздниках Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 05.05 | ПК, ИД, П | |
64-66. | Путешествие по России | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 10.05, 12.05, 17.05 | ПК, ИД, П | |
67. | Проверим себя и оценим свои достижения. | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания. | 19.05 | ПК, ИД, П | |
68 | Презентация проектов. | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения и достижения товарищей. | 24.05 | ПК, ИД, П |
5. Перечень учебно-методического обеспечения
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Сокращение | Периодичность использования |
1 | Система тестирования качества знаний | СТКЗ | Итоговый контроль |
2 | Интерактивная доска Interwrite | ИД | Каждый урок |
3 | Проектор Vivitek D791ST | П | Каждый урок |
4 | МФУ KYOCERA | МФУ | |
5 | Акустические колонки TopDevise | АК | Совместно с ПК |
6 | Разветвитель Axiom | ||
7 | Документ камера Gaoke GK -9000A | ДК | 1-2 урока в неделю |
8 | Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки | ||
9 | Компьютер мобильный (ноутбук) педагога | ПК | Каждый урок |
10 | Фотоаппарат Canon | Ф | |
11 | Система организации беспроводной сети D-link DIR-320 | ||
12 | Гарнитура компактная Senmai | Г | |
13 | Микроскоп цифровой MicroLife | МЦ | Уроки окружающего мира |
14 | Мышь оптическая ARCTIC | ||
15 | Комплект лабораторного оборудования для начальной школы DL80X | ЛО | |
16 | Комплект лабораторного оборудования для начальной школы 3ena DL80X | ЛО | 1 раз в месяц |
17 | Практические рекомендации (пособие для учителя) | ||
18 | Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся | ПКУ | 1-2 раза в неделю |
19 | Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс А.А. Плешакова. CD |
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____________ От «______» ________________201___г. | Согласовано «_____»___________201 г. Заместитель директора по УВР ____________________________ Шлеткова О.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Окружающий мир 3 классФГОС.Подобина Е.Л
Рабочая программа Окружающий мир."Школа России"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....