Конспект "Семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект к уроку окружающего мира составлен на тему "Семья и семейные ценности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.doc | 75.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
«Семья и семейные ценности»
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,
эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
2. Определение темы занятия. Целеполагание.
- По загадкам прошу отгадать тему урока.
Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
(бабушка)
С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»!
(дедушка)
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
(мама)
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - …
(папа)
Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
- Кто догадался: о чём пойдёт речь? Какова будет тема нашего урока?
-Сегодня мы продолжим разговор о семье и тема урока звучит так: "Семья".
-Давайте, для начала вспомним, что такое семья. (Группа людей живущих вместе).
Чтение текста в учебнике стр. 72.
-А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Ассоциации". Например, я говорю слово дружба. Что вы себе представили?
Слова: семья, мама, папа, дом.
СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.
Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я . Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.
А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
- Как вы думаете, что страшнее всего для человека? (Одиночество).
-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь? - спросил старик
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! - сказал старик.
- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
-Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
- Что помогло мальчику, быть по-настоящему счастливым?
-Ребята, а что нужно для того, чтобы семья была дружной и счастливой?
(выбрать слова на слайде: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?
(Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).
Чтение по учебнику стр. 73.
- У кого из вас в семье проживают люди разного поколения?
- Что помогает людям разных поколений дружно жить в одной семье? (Взаимопонимание и взаимоуважение). Это две огромные семейные ценности, которые нельзя купить их нужно беречь и передавать из поколения в поколение.
- А вы знаете, что у нас в России есть замечательный праздник День семьи, любви и верности? Кто знает, когда его отмечают? (8 июля с 2008 года).
А сейчас я предлагаю вам написать картину "Моя семья".
Для этого я предлагаю работу в группах.
1 группа - "Солнышки".
Вам нужно из предложенных лучиков выбрать те, которые поясняют, какими качествами можно и нужно обладать каждому члену семьи.
2 группа - "Строители". Вам нужно из кирпичиков построить дом.
3 группа - "Сборщики" (это те, кто из частей собирает целое). Вам нужно собрать пословицы о семье.
4 группа - "Семейка". Вам нужно из предложенных фигур собрать всех членов семьи.
- Закончите пословицу о семье:
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
В своём доме и стены … (помогают)
Напомнить о правилах работы в группе.
Проверка, оценивание.
Вам понравилась наша картина? Как вы думаете достигли ли вы поставленных в начале урока целей?
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
- Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами.
- Сейчас я зажгу волшебный огонёк (так всегда делала мама по- вечерам, когда вся семья собиралась вместе), а вы расскажете о том, какое впечатление оставил наш сегодняшний урок. (Высказывания ребят).
Дополнительно.
Из ладошек построить дерево. Каждый пишет, каким он считает свой класс.
4. Итог урока
- Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
- Интересно вам было строить дом?
- Работать в строительной бригаде?
- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
- Что на свете всего дороже? (16 слайд) (Семья).
- А что значит семья? (Это – семь я).
- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).
- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).
Ведь все мы связаны семьёй. (17 слайд)
Раздаются детям памятки.
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.