"Война 41-45 г."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
конспект урока по войне 45
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 50 КБ |
marshrutnyy_list.doc | 46.5 КБ |
dnevnik_tani_savichevoy_vystavlen_v_muzee_istorii_leningrada.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок: Окружающий мир. 4 класс
Тема: «Вставай, страна огромная!»
Класс: 4 б
Учитель: Чудаева А.А.
Тип урока: урок открытия «нового знания»
Дата проведения: 02.04.2015 г.
Цели:
Регулятивные:
развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.
Коммуникативные: Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Оборудование: учебник “Окружающий мир”. 4 класс. иллюстрации; фонограмма песни «Вставай, страна огромная»; голоса Ю.Левитана – Из сообщения о вероломном нападении Германии.
Ход урока
Этап урока и его цель | Задачи: | Деятельность обучающихся |
I. Организационные действия (самоопределение к деятельности) Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Или немецкий пилот А. Любертц, погубший 23 марта 2015 г. 150 жизней. Вот такой след в истории оставили эти люди, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые своими поступками оставили огромный след в истории. | Цель: организация учащихся к готовности к предстоящей деятельности на уроке, нацеливание, мотивировать на совместную работу |
|
IIПостановка проблемы и актуализация знаний. Я принесла вам письма. Вы знаете письма бывают разные. Бывают электронные, простые письма, которые я еще девчонкой писала друзьям. А бывают вот такие письма. Что это за письма? Давайте по порядку их прочтем. Эти строки написала девочка, которая тоже оставила свой след в истории. А вот какой это был след вы мне и скажите. - Ребята, кто помнит. Кто написал все эти страшные строки? - Вы уже догадались о каком историческом событии мы сегодня будем говорить? |
Цель: организация восприятия задания обучающимся. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Подведение к проблеме урока.
| «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». |
III. Поиск решения проблемы.(открытие нового знания) 1. Введение в тему. Ответы на вопросы.
Я хотела бы взять эпиграфом нашего урока строки Р. Рождественского 2. Сегодня вы разбиты по группам. 1. Начало войны Брестская крепость 2. Битва под Москвой, Курская битва, Взятие Берлина 3. Сталинградская битва 4. Блокада Ленинграда. Сейчас каждая группа работает по своему материалу. Заполняют таблицу. Обсуждает основные моменты. Далее все участники перейдут в другие группы. И им надо будет поочередно рассказать своим товарищам все, что он знает о своем материале. А ваши товарищи заполняют свои графы в маршрутном листе. Таким образом в конце урока вы все должны знать материал изученный за каждым столом. Я же в конце урока буду задавать всем вопросы. У каждого есть маршрутный лист. | Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала на основе проблемного диалога | Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – Помните! Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, – Помните! Самостоятельная работа. |
IV. Физминутка (можно не проводить) | ||
V Закрепление изученного материала. Работа с маршрутными листами Ответы на вопросы.
Я хочу к этому добавить, что война – это - 1418 дней и ночей - 27 миллионов погибших -1710 разоренных городов - 70000 разоренных сел и деревень. | ||
Итог урока. А я бы хотела вспомнить ту, чьи записки мы прочли в начале урока. Сообщение о Тани Савичевой. | ||
Домашнее задание. Герострат прославился лишь, когда сжег замок Артемиды, Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева славы не искала, во всяком случаи такой уж точно. Каждый из нас вправе выбирать, что оставить после себя. Героев великой Отечественной войны очень много. Дома подготовьте доклад об одном из героев ВОВ. |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист.
Начало войны. Брестская крепость. | |
1. Инициатор войны | |
2. Начало войны | |
3. Какой план разработали фашисты в 1940 г. ? | |
4. Цель этого плана? | |
5. Кто первый принял бой? | |
6. Вооружение Германии 22 июня 1941г. | |
7. Численность немецкой армии и численность Брестской крепости. | |
8. Продолжительность и исход | |
Блокада Ленинграда. | |
1. Начало – окончание блокады | |
2. Сколько дней продолжалась блокада | |
3. Почему Гитлер хотел захватить Ленинград? | |
4. Когда введены продовольственные карточки? | |
5. Нормы хлеба | |
6. Что такое «дорога жизни»? | |
7. Сколько погибло в блокаде? | |
Сталинградская битва | |
1. Период Сталинградской битвы | |
2. Зачем Гитлеру нужен был Сталинград | |
3. Потери Гитлера | |
4. Значение битвы | |
Битва под Москвой | |
1. Период битвы под Москвой | |
2. Значение битвы | |
Курская битва | |
1. Период битвы | |
2. Значение битвы | |
Взятие Берлина | |
1. Период | |
2. Численность немецкой армии | |
3. Смерть Гитлера | |
4. Что произошло 2 мая 1945 г | |
5. Что подписали 9 мая 1945 г |
Предварительный просмотр:
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.
Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых — нарядные занавески, салфетки, скатерти.
С детских лет вышивала и Таня — все цветы, цветы…
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лица земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…».
Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. Оставшиеся в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя — как набат на всех наречиях…»
Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»
Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...
Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны
Статья об истории моего отца - ветерана труда....
Забытая война -1 мировая война
презентация к классном часу...
"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны" «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”
1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...