3. | Постановка учебной задачи и её решение | ≈3 | -Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше. Для того чтобы определить тему нашего занятия, послушайте стихотворение С.Маршака. На ветвях заснули птицы, Звёзды в небе не горят. Притаился у границы Пограничников отряд. Пограничники не дремлют У родного рубежа: Наше море, нашу землю, Наше небо сторожа. - О какой военной профессии в нём идёт речь? - Какую работу они выполняют?(охраняют границу) -По какой поверхности проходит граница нашего государства?(последние строки стихотворения) - Посмотрите на карту России, как обозначена граница государства? Попробуйте сформулировать тему урока. (Государственная граница России) - Тогда какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?(узнать, что такое государственная граница и её значение)
| Наглядный. Просмотр мультфильма. Словесный метод. Постановка целей на уроке. | Смотреть мультфильм.
Отвечать на вопросы. Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения. | К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний; К: целеполагание; Л: мотивация |
4. | Решение частных задач | ≈25 | Граница- порог Отечества - Как вы понимаете это?(Россия- наше Отечество, наш добрый отчий дом. Вы помните, что в каждом доме порог- особое, священное место, граница родного пространства. Так и государственная граница России священна.) -Давайте откроем учебник на с.30 и прочитаем, как думает автор. - А кто может объяснить значение слова "Государственная граница"? А для чего нужна граница? - Прочитайте второй абзац. - Читаем 3 следующий абзац. Как обозначается линия границы?(ясно видимыми пограничными знаками, особыми правилами.) Посмотрите это на карте. - 4 Абзац. Как производится охрана государственной границы?(пограничной службой, Вооружёнными силами, ПВО, ВМФ). Ребята, как в думаете, кто охраняет нас на суше, море, в воздухе? Со сколькими государствами граничит Россия?(18) Приведите примеры. - А где люди и транспорт могут пересекать границу? Какие документы нужны чтобы пересечь границу? - Ответы на эти вопросы можем узнать в следующем абзаце. Физминутка - Сейчас мы поработаем в рабочих тетрадях. откройте с. 20. Выполняем №1 1. Выпиши из текста урока слова, значения которых тебе непонятны. С помощью словаря запиши толкование этих слов. Государственная граница - линия, которая показывает пределы страны. Суверенитет - независимость. Виза - документ, по которому можно попасть в чужое государство. Таможня - специальная государственная служба, которая контролирует въезд и выезд граждан из страны. 2. С помощью карты на с. 21 определи, с какими государствами граничит Россия. Запиши. Работаем в парах. На суше Россия граничит с такими странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика). На море Россия граничит с Японией, США. 3. Используя карту, соотнеси название стран и их столиц. Соедини линиями. Работаем так же парами. - Украина - Киев
- Китай - Пекин
- Казахстан - Астана
- Финляндия - Хельсинки
- Белоруссия - Минск
- .
Работа с картиной В.Васнецова «Богатыри» Как называется? Кто автор? Где изображены? Что делают? Послушайте отрывок из былины. Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе был Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые были. Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит. Как вы понимаете последнее предложение? Давайте прочитаем и узнаем в учебнике на с. 32 о том, как охраняли границу в старину. - Запишите домашнее задание. (знать этот материал, составить схему) | Словесный метод.
Словесный: Рассказ учителя
Работа с картой.
Беседа с учителем.
Физминутка.
Практический. Работа в раб. тетрадях.
| Слушать учителя, смотреть презентацию, отвечать на вопросы.
Воспринимать новую информацию,отвечать на вопросы.
Читать текст с доски,делать выводы.
Выполнять действия.
Выполнять задание в раб. тетради.
Отвечать на вопросы.
| П: дополняют и расширяют знания; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний.
Л: учебно-познавательный интерес материалу.
П.: поиск и извлечение информации |
5. | Закрепление | ≈3-4 | Тест. 1 вариант. №1 Соотнеси Эстония Вашингтон Грузия Талин США Тбилиси № 2 Найди ошибку На суше Россия граничит: Монголия, Украина, Абхазия, США, Китай, Германия. № 3 Вставь слово 1. ______ - документ, по которому можно попасть в чужую страну. 2. ______ - линия, которая показывает пределы страны. 2 вариант. №1 Соотнеси Латвия Осло Азербайджан Рига Норвегия Баку № 2 Найди ошибку На море Россия граничит: Азербайджан, Япония, Польша, Эстония. № 3 Вставь слово 1. _____ - специальная государственная служба, которая контролирует въезд граждан из страны. 2. _____ - независимость. - Проверьте по эталону на слайде. - Найдите рублику "Обсудим". Если вы с родителями ездили за границу, то какие процедуры вы проходили на границе России и зарубежной страны? - Ребята, что такое государственная граница? -Какие бывают границы в зависимости от природных территорий? -Для чего служит государственная граница? -Где происходит контроль за пересечением границы людьми и грузом? | Словесный. Беседа с учителем.
| Отвечают на вопросы. | К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов; П: построение реч. высказываний.
|
6. | Итог урока. Рефлексия. | ≈5 | Ребята, какой из этого мы можем сделать вывод?(рублика "сделаем вывод") У вас на столах лежат листочки для рефлексии, заполните их пожалуйста, оцените свои успехи на уроке.
На сегодняшнем уроке я узнал
| На этом уроке я похвалил бы себя за | После урока мне захотелось Сегодня я сумел |
| Рефлексия, ответы на вопросы.
Практический метод.
Письменное задание | Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы. | П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
|