Конспект урока технологии 1 класс УМК "Школа России" с презентацией
план-конспект урока по технологии (1 класс) по теме

Тема урока: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

 

Цель: научиться составлять орнамент из геометрических фигур.

Задачи:

1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.

 2. Украсить змейку, подобрать орнамент и выполнить работу.

3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tehnologii.docx26.46 КБ
Package icon prezentatsiya_ornament.zip2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии.

Информационная карта урока

УМК «Школа России»

Класс: 1-В класс

Учитель: Позняк Лилия Александровна

Урок: технология

Тема урока: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

Цель: научиться составлять орнамент из геометрических фигур.

Задачи:

1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.

 2. Украсить змейку, подобрать орнамент и выполнить работу.

3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.      

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер,  демонстрационные образцы

орнаментов.

Материалы: лист с изображением змейки, геометрические фигуры для составления орнамента, клеенка, клей, тряпочка для рук.

  • Познавательные  учебные действия
  1. Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков);

- производить синтез;

- выбирать основания для сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

  1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

  • Регулятивные учебные  действия

      1.   Составлять план выполнения творческой  задачи;

      2.   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,            

            исправлять ошибки;

      3.   Учиться определять степень успешности выполнения своей работы,   давать оценку работе.

  • Коммуникативные действия
  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и     диалогической речи;
  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;
  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
  5. Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного материала.
  3. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.

      4.   Поиск решения (открытие нового знания).

      5.   Развитие умений – применение нового знания.

Физкультминутка.

      6.   Творческая практическая деятельность учащихся.

      7.   Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного.

Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.

- Что общего в этих предметах? (по материалам, по форме, по назначению).

- Ручная работа, художественные промыслы.

- Посмотрите повнимательнее на предметы (рисунок повторяется).

- Как называется повторяющийся рисунок или узор? (орнамент).

- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.

III. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.

(Орнамент.)

- Для чего нужен орнамент (для украшения).

IV.   Поиск решения (открытие нового знания)

- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы,  спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

- Кто же придумывал эти узоры?

- Откуда древние мастера их «срисовывали»?

- У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?

Слайд №2,3

– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

 

Слайд № 4

- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

- Женский костюм состоял из  рубахи,  сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок.  Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.   Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.

Слайд № 5

– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.

Слайд № 6

- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды

Слайд № 7

- Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Слайд № 8

- Что изображается на смешанном орнаменте?

Слайд № 9

- Проверим себя.

V. Развитие умений – применение нового знания.

1. Работа в парах в рабочей тетради «Зарядка для ума» (лист № 1).

Физкультминутка. Пластический этюд (две девочки - мальчик)

2.Проектирование у доски геометрического орнамента.

-  Какие фигуры будут представлены в орнаменте? (геометрические).

- Что является главным в геометрическом орнаменте? (повторяющийся узор из геометрических фигур).

Физкультминутка. Создадим орнамент в движении (два хлопка – один притоп).

VI.  Творческая практическая деятельность учащихся.

               

– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.)

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.

Без рук, без ног –

Ползает на брюхе.

Нет у неё слуха,

Не жуёт – глотает,

Смотрит – не моргает.

Как загадка вам моя?

Отгадали? Кто? (Змея)

- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.

Работа в рабочих тетрадях (лист № 2)

1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея.

- Как геометрические фигуры связаны с нашей темой?

2.Последовательность работы по плану на рисунке.

3.Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность.

  • Правильно расположить предметы на столе;
  • Выбрать орнамент;
  • Приклеить выбранные фигурки на основу;
  • На каждом этапе контролировать работу;
  • По окончании работы самостоятельно оценить правильность выполнения.

Выполнение учебной задачи.

(Индивидуальная помощь учителя)

VII. Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Какой бывает орнамент?

- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

- Доставило ли вам эта работа удовольствие, радость?

-  Если вы остались довольны своей работой на уроке, похлопайте в ладоши.

- Где можно найти практическое применение полученных знаний?

 

Учитель: Позняк Л.А.



Подписи к слайдам:

Животный орнамент
Природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры
Растительный орнамент
ГБОУ №500
Урок технологии по теме:
«
Орнамент в полосе»
1 класс

Подготовил
:
учитель начальных классов

Позняк Лилия Александровна


201
6

г.
Геометрический орнамент
Проверь себя
Какое утверждение верное и полное ?
Орнамент – это повторяющийся узор.
Орнамент – это узор
.
Орнамент
Смешанный орнамент

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии с презентаций 3 класс УМК Гармония

Конспект урока технологии с презентацией на тему "Царство космических тел"  с проектным заданием для 3 класса УМК Гармония привязан ко дню космонавтики....

План-конспект урока технологии в 3 классе с презентацией

Урок технологии по теме: "Сервиз. Лепка"...

Конспект урока технологии+презентация "Детская площадка. Изготовление «качалки» из бросового материала" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с технологией создания  «качалки».Планируемые  результатыПредметные:знать технологию изготовления изделия; уметь  из...

Конспект урока технологии+презентация "Моделирование. Изделие: «Ветряная мельница»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения  работать в технике моделирование, работать с шаблонами, изготовить изделие «Ветряная мельница».Планируемые  результатыПредметные:з...

Конспект урока технологии "Конструирование из картона. Новогодняя игрушка" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

Цель деятельности учителя: углубление и совершенствование знаний об изготовлении развертки по базовому шаблону; применение технических приемов: складывание, вырезание, продавливание по линии сгиба, ск...

Конспект урока технологии на тему: "Гофрированная подвеска - олимпийские талисманы" 2 класс (УМК ПНШ) + презентация

Цели деятельности учителя: освоение нового способа работы с бумагой - гофрирования; изготовление образца олимпийского талисмана из бумаги.Планируемые результатыПредметные:знать: ход работы, технологию...

Конспект урока технологии на тему: "Композиция "космос" 2 класс (УМК ПНШ) + презентация

Цели деятельности учителя: освоение техники аналитической лепки объемной композиции; закрепление приёмов лепки – разрезание, раскатывание, сплющивание, сглаживание.Планируемые результаты:Предмет...