Урок окружающего мира "Дорожные знаки".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
План урока составлен в соответствии с требованиями ФГОСа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Останкинская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по окружающему миру в 3 Б классе
«Дорожные знаки»
Подготовила и провела:
Юрченкова Галина Фёдоровна,
учитель начальных классов.
2016
Тема урока: Дорожные знаки
Цель урока:
Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков; учить выявлять причинно-следственные связи; делать выводы.
- развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
- актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Личностные
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения (стих. «Скверная история»)
- Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) (на протяжении всего урока)
- Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, дружбе, оказании помощи тем, кто в ней нуждается (стих. Незнайки)
- Развитие сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости.
- Формировании установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Регулятивные:
- Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться) (в начале урока)
- Контроль(сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция) (задание с синонимическим соответствием)
- Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
Общеучебные:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока)
- Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока)
- Структурирование знаний(итог урока)
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки)
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля. (стихи, прочитанный текст о дорожных знаках)
- Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)
Логические:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)
- Синтез — составление целого из частей, самостоятельное достраивание (рисовали, разукрашивали знак в соответствии с рекомендациями)
- Установление причинно-следственных связей
- Построение логической цепи рассуждений
- Доказательство (как безопасно переходить дорогу)
Коммуникативные:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель - Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Во-первых, у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. (Гости представлены учителем как инспекторы ГИББД).
Сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы?
Ученики: слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать.
Учитель - Молодцы, думаю, у нас всё получится.
II. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.
Учитель - Послушайте стихотворение, и объясните, почему оно так называется «Скверная история».
Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.
Почему стихотворение называется «Скверная история»?
Какая беда могла случиться? Что не знал Петя?
Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов?
Дети - дорожные знаки.
Учитель - верно, сформулируйте тему, цели и задачи нашего урока.
- Правильно, тема нашего урока — это «Дорожные знаки».
- А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас файлы. Возьмите файл №1.Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.
(Читают, выбирают)
- Итак, какое определение вы выбрали? Верно.
Дорожные знаки - представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.
Дорожный знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет.
Знаки дорожные - это элемент оборудования дороги в виде щетка определенной формы с условными обозначениями или надписями предназначенные для информации водителей и пешеходов.
- Запишите определение в наш словарик Рабочей тетради.
Учитель - Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки?
Дети - Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
Учитель - Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)
Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков?
Дети - чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и иностранному туристу
Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.
Учитель - Уже в те далёкие времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности движения. О дорогах заботились наши предки, ещё, когда ездили на лошадях и ходили пешком. В лесу делали затёсы на деревьях, в степи укладывали камни и ставили столбы.
При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».
Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, который не знает английского языка, как он сможет узнать об опасности?
Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант для всех.
В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого столетия. Дорожные знаки имеют большое значение для безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать, повреждать, загораживать. Умышленная порча дорожных знаков влечёт за собой штраф.
Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.
Слайд 1. (Знаки разных стран)
Слайд 2. В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака. Попробуйте прочитать название этих знаков. (Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы).
В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)».
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.
III. Повторение изученного материала. (Проверка домашнего задания).
Учитель - из сообщения вы узнали, что не только водители, но и пешеходы должны знать правила дорожного движения. У вас на партах лежат тесты, которые помогут ответить вам на мой вопрос: назовите, пожалуйста, три главных правила пешехода.
1.Пешеход должен ходить
а) по тротуару
б) по проезжей части
в) по тротуару и проезжей части
2.Пешеход переходит улицу
а) где хочет
б) в отведенном для этого месте
в) в зависимости от ситуации и времени
3.Переходить улицу нужно на
а) красный свет
б) зеленый свет
в) желтый свет
Учитель - Посмотрите на экран (слайд-презентацию), верно ли вы назвали три главных правила пешехода? Ребята, если вы знаете правила пешехода, то любая дорога для вас будет безопасной. Проверка по слайду.
Слайд 3.
|
IV. Работа по теме урока.
Рассказ учителя о дорожных знаках.
Ребята, это дорожные знаки – они предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. Ребята, когда вы вырастите, тоже станете водить транспорт. Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.
- Дорожные знаки делятся на 5 основных групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, знаки сервиса.
- Ребята, перед каждой вашей группой лежит файл № 2. В нем вы найдете материал. Прочитайте текст, изучите (какие бывают дорожные знаки, что обозначает та или иная группа дорожных знаков, чем отличается та или иная группа знаков, что означают знаки в красном треугольнике, в синем круге, в красном круге, в синем прямоугольнике).
- Первая группа, найдет всё про предупреждающие знаки, расскажет о ней остальным.
- Вторая, найдите и прочитайте всё, что относится к предписывающим знакам.
- Третья, найдите и прочитайте всё, что относится к запрещающим знакам.
-Четвертая, найдите и прочитайте всё, что относится к информационно – указательным знакам.
- Пятая, найдите и прочитайте всё, что относится к знакам сервиса.
Решите, кто в группе будет отвечать про свою группу знаков, расскажите остальным группам.
V. Проверка выполнения работы (каждая группа выступает со своим сообщением. Во время выступления на доске появляются слайды со знаками определенной группы).
VI. Физ. минутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём и домой пешком пойдём.
VII. Проверка усвоения материала. (слайд 10)
- Детям раздаются закладки-памятки с заданием соединить линией название группы дорожных знаков со знаком.
информационо- предупреждающий запрещающий
указательный
знак сервиса предписывающий
- Обсуждение в группах причин ДТП, их последствий (прием «Фишбоун»).
В «голове» рыбы записывается проблемный вопрос, на верхних косточках – причины, на нижних косточках – следствия. В хвосте – вывод.
Причины ДТП: невнимательность, техническая неисправность, алкогольное опьянение, погодные условия, сознательная порча знаков, спешка, незнание ПДД.
Следствия: порча автомобилей, аварии, травмы, увечья, смерть.
Вывод: всем соблюдать ПДД (и водителям, и пешеходам)
- Обсуждение в группах «Дорожные ситуации»
Ситуация 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
(Три девочки. Безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала.)
Ситуация 2.
Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступило правильно?
(Один. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу.)
Ситуация 3.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
(Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя).
VIII. Закрепление пройденного.
Самостоятельная работа. (на листочках)
- А сейчас я хотела бы проверить, действительно ли вас теперь можно назвать знатоками дорожного движения. Ответьте на вопросы:
1. Дорожные знаки во всех странах
С) разные
З) одинаковые
2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он
Н) пассажир
М) водитель
3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это
О) предписывающие знаки
А) знаки сервиса
4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:
Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека
Д) красный треугольник с изображением человека
5. Предписывающие знаки имеют форму
А) круга
О) треугольника
6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?
Г) с 10 лет
К) с 14 лет
- Если все ответы верные, должно получиться слово. Какое? «ЗНАТОК»
- Я вами довольна. Вы все знатоки.
Пока ребята выполняют самостоятельную работу, четверо учащихся готовят индивидуальное задание.
IX. Итог урока. Рефлексия.
1. - Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)
- Кто запомнил, знаки какой группы вы собирали в задании по группам?
- Что ещё нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их путь безопасным.)
- Что больше всего понравилось на уроке?
- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
3. Цветограмма.
Цель - оценивание учащимися степени усвоения нового материала на уроке.
На доске Светофор.
У детей в конверте по 3 смайлика желтого, красного, зеленого цвета. Они должны оценить степень усвоения нового материала на уроке и прикрепить соответствующий смайлик на Светофор.
Зеленый - Если тебе на уроке все было понятно, ты хорошо запомнил новую тему.
Желтый – Если у тебя остались вопросы по теме, дома нужно еще раз почитать статью, чтобы лучше запомнить.
Красный – материал показался сложным, на уроке тебе было трудно.
Домашнее задание.
14–17, читать, пересказывать.
- Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.
- А для самых любопытных ещё одно, очень трудное задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать такие знаки.-
А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках.
Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив «Голубой вагон»)
Время пробежало и уплыло вдаль Но без вас нельзя.
Встречи с нами ты уже не жди. Знаки дорожные,
Рассказали мало, не успели, жаль, Важные, сложные,
Но ещё минута впереди! С вами дружить должны
Припев: Знаки дорожные, Все – и ты, и я!
Важные, сложные,
Трудно вас выучить,
Если останется время на уроке, предложить - А сейчас, ребята, придумай те и зарисуйте новые дорожные знаки .
Примеры новых дорожных знаков:
- «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
- «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
- «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
- «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
- «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки.
- «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.
Дополнительный материал:
Материал для самостоятельного изучения в группах.
Дорожные знаки выполняют ту же роль, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.
Каково назначение дорожных знаков?
Дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности, указывают на возможную опасность, обязывают быть водителей предельно внимательными; устанавливают очерёдность перехода перекрёстков или узких участков улиц; запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; предписывают двигаться водителям в определённом направлении, т.е. Выполнять указанные на них предписания; сообщают водителям различную дорожную обстановку; содержат различную информацию, объяснение и помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути; оповещают о местах отдыха, заправочных станциях и. т.д.
С какой стороны устанавливают дорожные знаки?
Знаки на дорогах устанавливают с правой стороны дороги.
Дорожные знаки, разметка дорог и иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, складывать и оставлять на дорогах какие-либо предметы и создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, умышленное создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф.
Все дорожные знаки по своему назначению подразделяются на различные группы:
предупреждающие знаки, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные знаки, знаки сервиса.
Предписывающие знаки. Предписывающие знаки – знаки круглой формы синего цвета с белым рисунком. Эти знаки предписывают водителю , в какую сторону можно двигаться по дороге.
Предупреждающие знаки – это знаки треугольной формы с красной каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий. Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков.
Запрещающие знаки – знаки круглой формы красного цвета. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Часто можно встретить следующие запрещающие дорожные знаки: въезд запрещен (дорожный знак кирпич), движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен, ограничение максимальной скорости, остановка и стоянка запрещена. Запрещающие знаки представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркивающая линия.
Информационно – указательные знаки. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов есть следующие знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Искусственная неровность».
Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком. Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Чтобы бы путь был счастливым. Дорожные знаки" для 3 класса
Данный материал предназначен для учащихся 3 класса. ...
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".
Мною представлена презентация к уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...
Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Дорожные знаки"
Тема урока: Дорожные знакиКласс: 3Цель урока: Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД....
Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс
Данный конспект урока предназначен для уроков окружающего мира в 3 классе при изучении раздела "Наша безопасность"....
Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс
Данный конспект урока предназначен для изучения раздела окружающего мира "Наша безопасность"...
Дидактический материал "Экологические знаки" для использования на уроках окружающего мира
Данные экологические знаки были разработаны мною в программе Adobe Illustrator, и могут применяться на уроках окружающего мира при изучении правил поведения на природе и сохранения природных богатств....