Что и как изучает история
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории;
- способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
- воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
- продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_i_kak_izuchaet_istoriya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что и как изучает история
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории;
- способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
- воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
- продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел – «Как жили наши предки». Познакомимся с новым словом – история. Слово это имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства.
II. Сообщение темы урока.
- Тема урока сегодня – «Что и как изучает история». (Слайд 1)
- Прочитайте стихотворение Н. Кончаловской на стр. 103.
III. Изучение нового материала.
1. Вводное слово.
- Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, мы с вами должны выяснить, что же обозначает термин «история»? Оказывается, у этого слова очень много значений. Сейчас мы с вами рассмотрим эти определения, выберем то, которое касается нас и запишем его. (Слайд 2)
История – это…
1. Действительность в её развитии, движении (например: Законы истории).
2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества (например: История Древнего мира).
3. Наука о развитии какой-нибудь области, знания (например: естественная история).
4. Ход развития, движения чего-нибудь ( например: история моей семьи).
5. Прошлое, сохранившееся в памяти человечества (например: события, вошедшие в историю).
6. Рассказ, повествование (например: расскажи нам смешную историю).
7. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (например: попасть в историю).
- Итак, какое на ваш взгляд, определение подходит нам более точно?
- Запишем определение: (Слайд 3)
История – это наука, изучающее прошлое человечества по вещественным останкам.
- это комплекс наук, изучающих прошлое человечества.
- это наука, изучающая, как жили различные народы, какие события происходили.
2. Работа с учебником (стр.104, 1 абзац).
- Наша Россия – огромна, но мир намного больше. На земле существует более 200
государств. Каждый умный и любознательный человек должен знать не только
историю своего государства, но и историю жителей разных стран, как они жили, чем занимались, какие открытия сделали. Прошлое народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется Всеобщей или Всемирной историей.
3. Рассказ учителя.
- Что даёт информацию учёным о жизни людей в далёком прошлом? (надписи на камне, старинные книги, знаменитые постройки).
- Стр. 104, 2 абзац. (Слайд 4)
- А кто из вас знает, как называется наука, которая изучает вещественные памятники истории? (археология).
- А как называются люди, которые занимаются раскопками? (археологи).
- А знаете ли вы, как работают археологи?
- Перед началами работ археологической экспедиции её участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивается сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой опыт – это разведка, когда проводится сплошное обследование, на карту – план условными археологическими обозначениями наносятся все памятники, тогда же проводится обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъёмного материала и шурфовку ( шурф – это яма метр на метр).
- Однажды в окрестностях села Тарасово , 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от неё через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зелёные предметы, которые он выбросил вместе с землёй из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапульский музей. Туда срочно была направлена экспедиция. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь помог. Всё, что было собрано, было запаковано и направлено для исследования в музей. Потом оказалось, что это могильник.
- Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэросъёмки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне. Иногда аэрофотосъёмка помогает найти памятник под водой на глубине до 7 м.
- По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый слой называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки. Собранный материал направляют в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.
- Стр. 105.
- Стр. 106, 1 абзац. (Слайд 5)
- Стр. 106, 2 абзац. (Слайд 6-7)
IV. Закрепление изученного.
- Существуют различные виды исторических источников: (Слайд 8)
1) Вещественные: (Слайд 9)
Орудия труда
Одежда
Оружие
Предметы быта
Украшения
Жилища
Монеты
2) Письменные: (Слайд 10)
Летописи
Хроники
Указы
Законы
Исторические сочинения
Научные труды
Мемуары
- Устные: (Слайд 11)
Легенды
Сказания
Мифы
Песни
Пословицы
Поговорки
Обряды
Загадки
4) Произведения искусства: (Слайд 12)
Фрески
Статуи
Мозаика
Книжная миниатюра
Соборы
Храмы
Дворцы
Прикладное искусство
V. Подведение итога урока.
- А теперь задание: обратите внимание на слайд и определите, к какому виду источника можно отнести предметы на слайде. (Слайд 13)
- Следующее задание: подчеркните из данного текста только вещественные источники. (Слайд 14)
- Заполните предложенную таблицу: вещественные, письменные, устные и произведения искусства: (Слайд 15)
- Как мы узнаем о прошлом? (изучая историю).
- Дайте определение понятия «история». (история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем).
- Что такое исторические источники? (исторические источники – источники знаний по истории). (Слайд 16)
- Перечислите их виды? (вещественные, письменные, устные, произведения искусства).
VI. Домашнее задание: стр. 104-107 пересказ, зад. 1-3 на стр. 38 в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."
На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....
Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни.
Здоровье – это вершина, на которуючеловек должен подняться сам.И. Брехман.Целью моего проекта является формирование представлений о значении правильного питания в жизни, также познакомить детей ...
Изучаем геометрические фигуры
В доступной и занимательной форме ученики с выраженным недоразвитием интеллекта смогут запомнить названия основных геометрических фигур, связывая их с предметами окружающей действительности....
Презентация "Что изучает история"
Данная презентация может быть использована для систематизации знаний учащихся начальной школы по пройденным темам: "Из истории письменности", "Русское искусство", "Музыка в Древней Руси", "Боги древни...
Контрольная работа. Что изучает наука история? 3 класс.
Контрольна я работа содержит задания на определение терминов, соотношение год-век, а также задание творческого характера....
Конспект игрового занятия "Изучаем народы России, изучаем себя"
Игровое занятие проводится в форме викторины, в которой участники команд актуализируют свои знания и открывают новые....
«Лента педагогических практик "Изучаем региональную и локальную историю"» Внеурочное занятие по изучению региональной и локальной истории. Суворов город мой
Внеурочное занятие о родном городе.Урок прошёл с увлечением « Всё дорого в тебе, Кругом родные лица- Знакомые, соседи и друзья, За всё, что есть, и что не повторится, Тебе, мой город, благодарна...