Исследовательская работа "Животный мир Мордовии"
проект по окружающему миру (4 класс) по теме
исследовательская работа "Животный мир Мордовии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Животный мир Мордовии | 68 КБ |
tekstovyy_material_issled_raboty.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Когда я еще не училась в школе и не умела читать, я очень любила смотреть книжки, где было много животных. Родители заметили мое любопытство и стали дарить мне книги – энциклопедии о животных. Сейчас в моей домашней библиотеке три больших энциклопедии о разных животных. Эти книги помогают мне готовиться к урокам ознакомления с окружающим миром, а так же узнавать много интересного и необычного о животном мире планеты Земля.
В августе 2012 года в нашей Республике Мордовия проходили большие празднования 1000-ти летия вхождения мордовского народа в состав Российского государства. К нам в Мордовию приезжало много гостей из многих уголков Российской Федерации. В наш Темниковский район тоже приезжали гости. Конечно же одной из достопримечательностей нашего района является Мордовский государственный природный заповедник. Мне захотелось узнать побольше о животном мире нашей республики. Но, как выяснилось, в библиотеке очень мало книг о животном мире моей Мордовии.
Актуальность: малое количество источников,
рассказывающих о животном мире Мордовии.
Проблема исследования: побудить взрослых к сохранению животного мира Республики Мордовия созданию новых книг о Мордовском заповеднике.
Объекты исследования: животный мир Мордовии, ежи.
Методы исследования: исторический, практический, наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.
Гипотеза: животный мир Мордовии очень богат и разнообразен. Его надо беречь!
Цели: на примере ФГБУ «Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г.Смидовича» познакомиться с животным миром моей Мордовии.
Задачи: посетить Мордовский заповедник; найти и прочитать книги, статьи, словари, раскрывающие животный мир Республики Мордовии; исследовать жизнь ежей.
Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического, который включает в себя изучение и отбор соответствующего теме материала, и практического, в процессе которого проводится эксперимент и даются рекомендации.
Практическая значимость исследования: современные дети увлекаются интернет – играми, мультиками, блокбастерами, и не задумываются о том, что вокруг нас так много интересного, настоящего, не вымышленного. Но мы надеемся, что рассказ о животном мире нашей республики изменит отношение школьников к окружающему миру и побудит их к изучению и сохранению живого мира нашей малой родины.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ и ПРОЧТЕНИЕ КНИГ, СТАТЕЙ, СЛОВАРЕЙ, РАССКАЗЫВАЮЩИХ О ЖИВОТНОМ МИРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.
В начале первого этапа своей работы я хотела поглубже познакомиться с характеристикой Республики Мордовия, в частности с Мордовским природным заповедником, и вот, что я выяснила. Республика Мордовия, несмотря на небольшие размеры ее территории (протяженность с запада на восток около 280 км, с севера на юг – от 80 до 140 км), отличается разнообразием ландшафта. По характеру рельефа территория республики разделяется на: западную– низменную(с водной системой реки Мокша) и восточную– холмистую (система реки Сура). Мордовский государственный заповедник расположен на западной территории Мордовии.
Мордовский заповедник расположен в междуречье Мокши и ее правого притока Сатиса, на Окско-Клязьминской равнине, около города Темников.
Основан заповедник в 1936 году. Площадь 32148 га, 30852 га занимают леса, 201 га - водоемы.
Рельеф слаборасчлененный, характерны небольшие повышения между поймами рек и логами.
Ярко выражены 4 террасы, высота которых соответственно 110, 110-120, 120-140 и 140-188 м над уровнем моря.
По территории заповедника протекают реки - Пушта, Мокша, Сатис, Арга (приток Сатиса). Название реки Пушта послужила названию поселка, где проживают научные сотрудники и работники заповедника.
ГЛАВА 2. ПОСЕЩЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА. БЕСЕДА С НАУЧНЫМИ СОТРУДНИКАМИ ЗАПОВЕДНИКА.
Посетив Мордовский заповедник, я встретилась со старшим научным сотрудников Потаповым Сергеем Константиновичем. Сергей Константинович работает в заповеднике с 1968 года. Он влюблен в свою профессию , охотно согласился ответить на мои вопросы и рассказать о животном мире заповедника.
Сергей Константинович сказал, что основанием для создания заповедника послужила московская экспедиция орнитологов, ихтиологов и энтомологов под руководством С.С.Турова в 1935 году.
Обследовав территорию, члены экспедиции высказали рекомендации немедленного создания заповедника в целях сохранения уникального растительного и животного мира данной местности.
Старший научный сотрудник рассказал нам о богатом и разнообразном животном мире заповедника. На его территории обитали: 59 видов млекопитающих; 194 вида птиц; 10 видов земноводных; 6 видов пресмыкающихся; 29 видов рыб.
За созданием заповедника последовало заселение его территории новыми видами животных. Из Воронежского заповедника были завезены бобры. Из Рязанской области Кадомского района привезли выхухоли. Наблюдения показали, что в начале 50-х годов возникла проблема большого количества этих зверей. Начались работы по их расселению в поймах рек, озер заповедника, а в последствии и за его пределами.
В 1938 году из Приморья в заповедник привезли пятнистого оленя. Сначала звери находились в загоне, а в 1945 году их выпустили на волю. Благодаря зимней подкормке и защите от хищников ( волков) к концу 60-х годов насчитывалось 450-500 голов пятнистого оленя.
В том же, 1938 году, из заповедника Осканий Нова завезли благородного оленя и марала. В 70- годах их насчитывалось 100-150 голов.
В 1956 году из Приокско -Террасного заповедника были завезены зубры. Для них был сделан специальный загон на площади 80 га. В летний период их выпускали на волю. Следили за животными 5 человек. В ноябре месяце зубры сами приходили в загон, где им уже было заготовлено сено, комбикорм, корнеплоды. Уже в 70-80-х годах в заповеднике проживали 45 зубров.
Ежегодно проводимый подсчет животных подвел к тенденции увеличения зимнего поголовья парнокопытных.
Налаженная охрана заповедника притягивала к себе лосей, медведей, рысей, барсуков, выдр. Никто не обижал зверей, и они тянулись в эту заповедную зону. Таким образом, увеличивалось разнообразие животного мира.
Так например:
- грызунов 22 вида - бобр, сони (лесная и садовая), лесная мышовка, большой тушканчик, желтогорлая мышь, бурозубка.
- рукокрылых 8 видов - ночницы (прудовая, водяная и усатая), ушан, рыжая вечерница.
Из птиц характерны: чернозобая гагара, черный аист, лебедь-кликун, серая утка, красноголовый нырок, осоед, змееяд, беркут, орлы (могильник и карлик), орлан-белохвост, канюк, скопа, сапсан, балобан, филин, тетерев, глухарь, рябчик, перепел, серая куропатка и серый журавль, дупель, бекас, вальдшнеп, большой кроншнеп, клинтух, вяхирь, сплюшка, домовый сыч, неясыть, болотная и ушастая совы, дятлы (7 видов), щур, дубонос.
Из земноводных: тритоны, ящерицы, жабы, жерлянки
Из пресмыкающихся: веретеница, уж, медянка, гадюка, ящерицы
(прыткая и живородящая)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖАРКОЕ ЛЕТО 2010 года. ВЫВОДЫ.
Сергей Константинович Потапов работает в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г.Смидовича» 44 года. За эти годы он являлся свидетелем двух засух: 1972 года и 2010 года. Засушливое лето 1972 года не нанесло значительного ущерба растительному и животному миру. Пожары 2010 года причинили огромный вред заповеднику. Растительный мир погиб на площади 12-14 тысяч га. Сейчас происходит усыхание елей и сосен. Животный мир пострадал в меньшей степени, так как принимались меры по его сохранности. В частности, парнокопытные были выведены из заповедника и размещены в безопасных прилегающих лесных зонах. Потери птиц, земноводных, пресмыкающихся сосчитать нельзя.
Я считаю, что необходимо срочно организовать работу по восстановлению и сохранению животного и растительного мира нашего заповедника. Пусть все люди, кто любит природу, помогут сотрудникам и руководителям заповедника в посадке молодых растений и пополнении разнообразия животного мира.
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА.
Познакомившись ближе с животным миром Мордовского заповедника, я заметила, что некоторые виды млекопитающих, птиц, пресмыкающихся можно увидеть и в нашей округе: лисы, зайцы, ястребы, совы, лебеди, ужи, медянки, лягушки, серые жабы…
ГЛАВА ВТОРАЯ. МОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
В нашем саду летом любят бывать ежи. Я хотела приучить хотя бы одного ежа, а потом взять его к себе в дом. Каждый день я стала наливать для ежа молоко в миску. Сначала он осторожничал и не подходил к лакомству. Но вскоре вкусный запах парного молока победил осторожного зверька и он с удовольствием стал лакомиться молоком.
Мне очень хотелось подружиться с ним поближе, потрогать его иголки, носик. Я старалась его поймать, но безуспешно. Только старшему брату удалось поймать лакомку и принести его в дом. Сначала еж долго не хотел принимать свое естественное состояние и долго лежал на полу свернувшись клубочком. Но любопытство победило!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРУЧЕНИЯ ЕЖЕЙ.
Питание ежей.
Ежи очень много едят. Меню весьма разнообразно: ужи, жабы, лягушки, птицы и птичьи яйца, жуки, кузнечики, букашки, ягоды, плоды. При домашнем содержании нужно кормить комбикормом, содержащим белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.
Гигиена и уход.
Дезинфекцию поилок, клеток, гнезд, проводить не реже 1 раза в месяц. Мыть ежей в воде категорически запрещено! Ежи, ползая в лесу, собирают на свое тело большое количество клещей, которые живут на нем под иголками много дней. Для борьбы с кровососами применяют керосин в чистом виде.
Содержание.
Еж – шумное животное. Он еще и ночной зверек. Его активность приходится на то время, когда мы спим. От условий содержания зависит здоровье и долголетие. Лучше всего построить для ежа домик – клетку в саду. Клетка должна быть большой и свободной, а так же содержать выдвижной ящик с толстым слоем подстилки ( солома, сено, опилки).
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МОИ ВЫВОДЫ.
Мой ежик за лето полюбил вкусное молоко. Меня он перестал бояться и я могла уже подходить к нему совсем близко. Он мне очень нравился: такой милый, фырчатый. Я привязалась к нему.
Но я поняла, что каждое животное, как и человек, любит свободу. Человек живет в доме, еж в норке. Не надо навязывать свою волю и желания другим. Пусть животные живут там, где им нравиться. Пусть еж живет на свободе, а к нам в сад заходит полакомиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив материал по теме, животный мир Мордовии, в частности животный мир Мордовского заповедника, а так же исследовав жизнь ежей, нам бы очень хотелось, чтобы поистине уникальный животный мир нашей республики не только сохранялся, но и пополнялся. Природа Мордовии, особенно нашего Темниковского района, неповторима, прекрасна, уникальна.
Сотрудники Мордовского природного заповедника занимаются поистине самым благородным делом: охраняют природные богатства нашего мещерского края. Но природные катаклизмы нельзя предугадать. Необходимо помочь природе. Наши деды создали богатый и разнообразный природный заповедник. Нам, их внукам, надо не только сохранить, но и пополнить это богатство и разнообразие. Если каждый ученик нашей школы посадит хотя бы одну сосенку или елочку, то через несколько лет будет расти настоящий лес и уже наши дети будут любоваться красотой, красками и животным миром нашей Мордовии.
ЛИТЕРАТУРА.
- С.И.Дворников, В. С. Ионова. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1981.- 96 с.
- Н.А. Сычугова, В.С.Тонких. Свидание с лесом. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн.изд-во. 1983.-160с.
- Край ты мой Темниковский. Путеводитель. Мордов. кн. изд-во, 1986.-48с.
- В.И. Астрадамов., Л.И. Ворсобина. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. Саранск. . Мордов. кн. изд-во, 1988.- 104 с.
- Internet –источники.
Предварительный просмотр:
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Когда я еще не училась в школе и не умела читать, я очень любила смотреть книжки, где было много животных. Родители заметили мое любопытство и стали дарить мне книги – энциклопедии о животных. Сейчас в моей домашней библиотеке три больших энциклопедии о разных животных. Эти книги помогают мне готовиться к урокам ознакомления с окружающим миром, а так же узнавать много интересного и необычного о животном мире планеты Земля.
В августе 2012 года в нашей Республике Мордовия проходили большие празднования 1000-ти летия вхождения мордовского народа в состав Российского государства. К нам в Мордовию приезжало много гостей из многих уголков Российской Федерации. В наш Темниковский район тоже приезжали гости. Конечно же одной из достопримечательностей нашего района является Мордовский государственный природный заповедник. Мне захотелось узнать побольше о животном мире нашей республики. Но, как выяснилось, в библиотеке очень мало книг о животном мире моей Мордовии.
Актуальность: малое количество источников,
рассказывающих о животном мире Мордовии.
Проблема исследования: побудить взрослых к сохранению животного мира Республики Мордовия созданию новых книг о Мордовском заповеднике.
Объекты исследования: животный мир Мордовии, ежи.
Методы исследования: исторический, практический, наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.
Гипотеза: животный мир Мордовии очень богат и разнообразен. Его надо беречь!
Цели: на примере ФГБУ «Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г.Смидовича» познакомиться с животным миром моей Мордовии.
Задачи: посетить Мордовский заповедник; найти и прочитать книги, статьи, словари, раскрывающие животный мир Республики Мордовии; исследовать жизнь ежей.
Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического, который включает в себя изучение и отбор соответствующего теме материала, и практического, в процессе которого проводится эксперимент и даются рекомендации.
Практическая значимость исследования: современные дети увлекаются интернет – играми, мультиками, блокбастерами, и не задумываются о том, что вокруг нас так много интересного, настоящего, не вымышленного. Но мы надеемся, что рассказ о животном мире нашей республики изменит отношение школьников к окружающему миру и побудит их к изучению и сохранению живого мира нашей малой родины.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ и ПРОЧТЕНИЕ КНИГ, СТАТЕЙ, СЛОВАРЕЙ, РАССКАЗЫВАЮЩИХ О ЖИВОТНОМ МИРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.
В начале первого этапа своей работы я хотела поглубже познакомиться с характеристикой Республики Мордовия, в частности с Мордовским природным заповедником, и вот, что я выяснила. Республика Мордовия, несмотря на небольшие размеры ее территории (протяженность с запада на восток около 280 км, с севера на юг – от 80 до 140 км), отличается разнообразием ландшафта. По характеру рельефа территория республики разделяется на: западную– низменную(с водной системой реки Мокша) и восточную– холмистую (система реки Сура). Мордовский государственный заповедник расположен на западной территории Мордовии.
Мордовский заповедник расположен в междуречье Мокши и ее правого притока Сатиса, на Окско-Клязьминской равнине, около города Темников.
Основан заповедник в 1936 году. Площадь 32148 га, 30852 га занимают леса, 201 га - водоемы.
Рельеф слаборасчлененный, характерны небольшие повышения между поймами рек и логами.
Ярко выражены 4 террасы, высота которых соответственно 110, 110-120, 120-140 и 140-188 м над уровнем моря.
По территории заповедника протекают реки - Пушта, Мокша, Сатис, Арга (приток Сатиса). Название реки Пушта послужила названию поселка, где проживают научные сотрудники и работники заповедника.
ГЛАВА 2. ПОСЕЩЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА. БЕСЕДА С НАУЧНЫМИ СОТРУДНИКАМИ ЗАПОВЕДНИКА.
Посетив Мордовский заповедник, я встретилась со старшим научным сотрудников Потаповым Сергеем Константиновичем. Сергей Константинович работает в заповеднике с 1968 года. Он влюблен в свою профессию , охотно согласился ответить на мои вопросы и рассказать о животном мире заповедника.
Сергей Константинович сказал, что основанием для создания заповедника послужила московская экспедиция орнитологов, ихтиологов и энтомологов под руководством С.С.Турова в 1935 году.
Обследовав территорию, члены экспедиции высказали рекомендации немедленного создания заповедника в целях сохранения уникального растительного и животного мира данной местности.
Старший научный сотрудник рассказал нам о богатом и разнообразном животном мире заповедника. На его территории обитали: 59 видов млекопитающих; 194 вида птиц; 10 видов земноводных; 6 видов пресмыкающихся; 29 видов рыб.
За созданием заповедника последовало заселение его территории новыми видами животных. Из Воронежского заповедника были завезены бобры. Из Рязанской области Кадомского района привезли выхухоли. Наблюдения показали, что в начале 50-х годов возникла проблема большого количества этих зверей. Начались работы по их расселению в поймах рек, озер заповедника, а в последствии и за его пределами.
В 1938 году из Приморья в заповедник привезли пятнистого оленя. Сначала звери находились в загоне, а в 1945 году их выпустили на волю. Благодаря зимней подкормке и защите от хищников ( волков) к концу 60-х годов насчитывалось 450-500 голов пятнистого оленя.
В том же, 1938 году, из заповедника Осканий Нова завезли благородного оленя и марала. В 70- годах их насчитывалось 100-150 голов.
В 1956 году из Приокско -Террасного заповедника были завезены зубры. Для них был сделан специальный загон на площади 80 га. В летний период их выпускали на волю. Следили за животными 5 человек. В ноябре месяце зубры сами приходили в загон, где им уже было заготовлено сено, комбикорм, корнеплоды. Уже в 70-80-х годах в заповеднике проживали 45 зубров.
Ежегодно проводимый подсчет животных подвел к тенденции увеличения зимнего поголовья парнокопытных.
Налаженная охрана заповедника притягивала к себе лосей, медведей, рысей, барсуков, выдр. Никто не обижал зверей, и они тянулись в эту заповедную зону. Таким образом, увеличивалось разнообразие животного мира.
Так например:
- грызунов 22 вида - бобр, сони (лесная и садовая), лесная мышовка, большой тушканчик, желтогорлая мышь, бурозубка.
- рукокрылых 8 видов - ночницы (прудовая, водяная и усатая), ушан, рыжая вечерница.
Из птиц характерны: чернозобая гагара, черный аист, лебедь-кликун, серая утка, красноголовый нырок, осоед, змееяд, беркут, орлы (могильник и карлик), орлан-белохвост, канюк, скопа, сапсан, балобан, филин, тетерев, глухарь, рябчик, перепел, серая куропатка и серый журавль, дупель, бекас, вальдшнеп, большой кроншнеп, клинтух, вяхирь, сплюшка, домовый сыч, неясыть, болотная и ушастая совы, дятлы (7 видов), щур, дубонос.
Из земноводных: тритоны, ящерицы, жабы, жерлянки
Из пресмыкающихся: веретеница, уж, медянка, гадюка, ящерицы
(прыткая и живородящая)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖАРКОЕ ЛЕТО 2010 года. ВЫВОДЫ.
Сергей Константинович Потапов работает в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г.Смидовича» 44 года. За эти годы он являлся свидетелем двух засух: 1972 года и 2010 года. Засушливое лето 1972 года не нанесло значительного ущерба растительному и животному миру. Пожары 2010 года причинили огромный вред заповеднику. Растительный мир погиб на площади 12-14 тысяч га. Сейчас происходит усыхание елей и сосен. Животный мир пострадал в меньшей степени, так как принимались меры по его сохранности. В частности, парнокопытные были выведены из заповедника и размещены в безопасных прилегающих лесных зонах. Потери птиц, земноводных, пресмыкающихся сосчитать нельзя.
Я считаю, что необходимо срочно организовать работу по восстановлению и сохранению животного и растительного мира нашего заповедника. Пусть все люди, кто любит природу, помогут сотрудникам и руководителям заповедника в посадке молодых растений и пополнении разнообразия животного мира.
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА.
Познакомившись ближе с животным миром Мордовского заповедника, я заметила, что некоторые виды млекопитающих, птиц, пресмыкающихся можно увидеть и в нашей округе: лисы, зайцы, ястребы, совы, лебеди, ужи, медянки, лягушки, серые жабы…
ГЛАВА ВТОРАЯ. МОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
В нашем саду летом любят бывать ежи. Я хотела приучить хотя бы одного ежа, а потом взять его к себе в дом. Каждый день я стала наливать для ежа молоко в миску. Сначала он осторожничал и не подходил к лакомству. Но вскоре вкусный запах парного молока победил осторожного зверька и он с удовольствием стал лакомиться молоком.
Мне очень хотелось подружиться с ним поближе, потрогать его иголки, носик. Я старалась его поймать, но безуспешно. Только старшему брату удалось поймать лакомку и принести его в дом. Сначала еж долго не хотел принимать свое естественное состояние и долго лежал на полу свернувшись клубочком. Но любопытство победило!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРУЧЕНИЯ ЕЖЕЙ.
Питание ежей.
Ежи очень много едят. Меню весьма разнообразно: ужи, жабы, лягушки, птицы и птичьи яйца, жуки, кузнечики, букашки, ягоды, плоды. При домашнем содержании нужно кормить комбикормом, содержащим белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.
Гигиена и уход.
Дезинфекцию поилок, клеток, гнезд, проводить не реже 1 раза в месяц. Мыть ежей в воде категорически запрещено! Ежи, ползая в лесу, собирают на свое тело большое количество клещей, которые живут на нем под иголками много дней. Для борьбы с кровососами применяют керосин в чистом виде.
Содержание.
Еж – шумное животное. Он еще и ночной зверек. Его активность приходится на то время, когда мы спим. От условий содержания зависит здоровье и долголетие. Лучше всего построить для ежа домик – клетку в саду. Клетка должна быть большой и свободной, а так же содержать выдвижной ящик с толстым слоем подстилки ( солома, сено, опилки).
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МОИ ВЫВОДЫ.
Мой ежик за лето полюбил вкусное молоко. Меня он перестал бояться и я могла уже подходить к нему совсем близко. Он мне очень нравился: такой милый, фырчатый. Я привязалась к нему.
Но я поняла, что каждое животное, как и человек, любит свободу. Человек живет в доме, еж в норке. Не надо навязывать свою волю и желания другим. Пусть животные живут там, где им нравиться. Пусть еж живет на свободе, а к нам в сад заходит полакомиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив материал по теме, животный мир Мордовии, в частности животный мир Мордовского заповедника, а так же исследовав жизнь ежей, нам бы очень хотелось, чтобы поистине уникальный животный мир нашей республики не только сохранялся, но и пополнялся. Природа Мордовии, особенно нашего Темниковского района, неповторима, прекрасна, уникальна.
Сотрудники Мордовского природного заповедника занимаются поистине самым благородным делом: охраняют природные богатства нашего мещерского края. Но природные катаклизмы нельзя предугадать. Необходимо помочь природе. Наши деды создали богатый и разнообразный природный заповедник. Нам, их внукам, надо не только сохранить, но и пополнить это богатство и разнообразие. Если каждый ученик нашей школы посадит хотя бы одну сосенку или елочку, то через несколько лет будет расти настоящий лес и уже наши дети будут любоваться красотой, красками и животным миром нашей Мордовии.
ЛИТЕРАТУРА.
- С.И.Дворников, В. С. Ионова. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1981.- 96 с.
- Н.А. Сычугова, В.С.Тонких. Свидание с лесом. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн.изд-во. 1983.-160с.
- Край ты мой Темниковский. Путеводитель. Мордов. кн. изд-во, 1986.-48с.
- В.И. Астрадамов., Л.И. Ворсобина. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. Саранск. . Мордов. кн. изд-во, 1988.- 104 с.
- Internet –источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой край - Мордовия моя!
Классный час знакомит детей с символикой Республики Мордовия, направлен на воспитание патриотизма, любви к родному краю, гордости за свой народ....
Проектно-экспериментальная работа учителя-логопеда МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №1"Республики Мордовия Родькиной Л.А.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...
Проектно-экспериментальная работа Родькиной Ларисы Александровны,учителя-логопеда МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №1"Республики Мордовия.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...
Мой край, Мордовия моя!
Внеклассное мероприятие....
Путешествие по Мордовии
Игра-путешествие по родному краю на уроке окружающего мира...
Презентания к классному часу "Мой край - Мордовия моя"
Классный час, посвящённый празднику Единения мордовскогои русского народов, проходившего в августе 2012 года. Цель классного часа: содействовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за родной край...
Исследовательская работа "Зимующие птицы Мордовии"
Изучение особенностей обитания и питания синиц и воробьев в зимнее время года...