Исследовательская работа "Животный мир Мордовии"
проект по окружающему миру (4 класс) по теме

Введенская Н.А.

исследовательская работа "Животный мир Мордовии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Берегите эти воды, эти земли,

 Даже малую былиночку любя.

 Берегите всех зверей внутри  природы,

 Убивайте лишь зверей внутри себя.

Когда я  еще не училась в школе и не умела читать, я очень любила смотреть книжки, где было много животных. Родители заметили мое любопытство и стали дарить мне книги – энциклопедии о животных. Сейчас в моей домашней библиотеке три больших энциклопедии о разных животных. Эти книги помогают мне готовиться к урокам ознакомления с окружающим миром, а так же узнавать много интересного и необычного о животном мире планеты Земля.

В августе 2012 года в нашей Республике Мордовия проходили большие празднования 1000-ти летия вхождения мордовского народа в состав Российского государства. К нам в Мордовию приезжало много гостей из многих уголков Российской Федерации. В наш Темниковский район тоже приезжали гости. Конечно же одной из достопримечательностей нашего района является Мордовский государственный природный заповедник. Мне захотелось узнать побольше о животном мире нашей республики. Но, как выяснилось, в библиотеке  очень мало книг о животном мире  моей Мордовии.

Актуальность: малое количество источников,
рассказывающих о  животном  мире Мордовии.

Проблема исследования: побудить взрослых  к сохранению животного мира Республики Мордовия созданию новых книг о Мордовском заповеднике.

Объекты исследования: животный мир Мордовии, ежи.

Методы исследования: исторический, практический, наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.

Гипотеза: животный мир Мордовии очень богат и разнообразен. Его надо беречь!

Цели: на примере ФГБУ «Мордовский государственный природный  заповедник им. П.Г.Смидовича» познакомиться с животным миром моей Мордовии.

    Задачи: посетить Мордовский заповедник; найти и прочитать книги, статьи,  словари,  раскрывающие животный мир Республики Мордовии; исследовать жизнь ежей.

Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического, который включает в себя изучение и отбор соответствующего теме материала, и практического, в процессе которого проводится эксперимент  и   даются рекомендации.

        Практическая значимость исследования: современные дети увлекаются интернет – играми, мультиками, блокбастерами, и не задумываются о том, что вокруг нас так много интересного,  настоящего, не вымышленного.  Но мы надеемся, что рассказ о животном мире нашей республики изменит  отношение школьников к окружающему миру и побудит их к изучению и сохранению живого мира нашей малой родины.

 ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ и ПРОЧТЕНИЕ КНИГ, СТАТЕЙ, СЛОВАРЕЙ, РАССКАЗЫВАЮЩИХ О ЖИВОТНОМ МИРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.

        

         В начале  первого этапа своей работы я хотела поглубже познакомиться с характеристикой Республики Мордовия, в частности с Мордовским природным заповедником,  и вот, что я выяснила. Республика Мордовия, несмотря на небольшие размеры ее территории (протяженность с запада на восток около 280 км, с севера на юг – от 80 до 140 км), отличается   разнообразием ландшафта. По характеру рельефа территория республики разделяется на: западную– низменную(с водной системой реки Мокша) и восточную– холмистую (система реки Сура).  Мордовский государственный заповедник расположен на западной территории Мордовии.

       Мордовский заповедник расположен в междуречье Мокши и ее правого притока Сатиса, на Окско-Клязьминской  равнине, около города Темников.

       Основан заповедник  в 1936 году. Площадь 32148 га, 30852 га занимают леса, 201 га - водоемы.

       Рельеф слаборасчлененный, характерны небольшие повышения между поймами рек и логами.

       Ярко выражены 4 террасы, высота которых соответственно 110, 110-120, 120-140 и 140-188 м над уровнем моря.

       По территории заповедника протекают реки - Пушта, Мокша, Сатис, Арга (приток Сатиса). Название реки Пушта послужила названию поселка, где проживают научные сотрудники и работники заповедника.

ГЛАВА 2. ПОСЕЩЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА. БЕСЕДА С НАУЧНЫМИ СОТРУДНИКАМИ ЗАПОВЕДНИКА.

     Посетив Мордовский заповедник, я встретилась со старшим научным сотрудников Потаповым Сергеем Константиновичем. Сергей Константинович  работает в заповеднике с 1968 года. Он влюблен  в свою профессию ,   охотно согласился ответить на мои вопросы и рассказать о животном мире заповедника.

      Сергей Константинович сказал, что основанием для создания заповедника послужила московская экспедиция орнитологов, ихтиологов и энтомологов под руководством С.С.Турова в 1935 году.

      Обследовав территорию,  члены экспедиции высказали рекомендации немедленного создания заповедника в целях сохранения уникального  растительного и животного мира данной местности.      

      Старший научный сотрудник рассказал нам о богатом и разнообразном животном мире заповедника. На его территории обитали: 59 видов млекопитающих; 194 вида птиц; 10 видов земноводных;  6 видов пресмыкающихся; 29 видов рыб.

          За созданием заповедника последовало заселение его территории новыми видами животных. Из Воронежского заповедника были завезены бобры. Из Рязанской области Кадомского района привезли выхухоли.  Наблюдения показали, что в начале 50-х годов возникла проблема большого количества этих зверей.   Начались работы по их  расселению  в поймах рек, озер заповедника, а в последствии и за его пределами.

       В 1938 году из Приморья в заповедник привезли пятнистого оленя. Сначала звери находились в загоне, а в 1945 году их выпустили на волю. Благодаря зимней подкормке и защите от хищников ( волков)  к  концу 60-х годов насчитывалось 450-500 голов пятнистого оленя.

   В том же,  1938 году,  из заповедника Осканий Нова  завезли благородного оленя и марала. В 70- годах их насчитывалось 100-150 голов.

       В 1956 году из Приокско -Террасного заповедника были завезены зубры. Для них был сделан специальный загон на площади 80 га. В летний период их выпускали на волю. Следили за животными 5 человек. В ноябре месяце зубры сами приходили в загон, где им уже было  заготовлено сено, комбикорм, корнеплоды. Уже в 70-80-х годах в заповеднике проживали 45 зубров.

      Ежегодно проводимый подсчет животных подвел к тенденции увеличения зимнего поголовья парнокопытных.

       Налаженная охрана заповедника притягивала к себе лосей, медведей, рысей, барсуков, выдр.  Никто не обижал зверей,  и они тянулись в эту заповедную зону. Таким образом,  увеличивалось разнообразие животного мира.

        Так например:

-  грызунов 22 вида - бобр, сони (лесная и садовая), лесная мышовка, большой тушканчик, желтогорлая мышь, бурозубка.

 -   рукокрылых 8 видов - ночницы (прудовая, водяная и усатая), ушан, рыжая вечерница.

        Из птиц характерны:  чернозобая гагара, черный аист, лебедь-кликун, серая утка, красноголовый нырок, осоед, змееяд, беркут, орлы (могильник и карлик), орлан-белохвост, канюк, скопа, сапсан, балобан, филин, тетерев, глухарь, рябчик, перепел, серая куропатка и серый журавль, дупель, бекас, вальдшнеп, большой кроншнеп, клинтух, вяхирь, сплюшка, домовый сыч, неясыть, болотная и ушастая совы, дятлы (7 видов), щур, дубонос.

        Из земноводных: тритоны, ящерицы, жабы, жерлянки

        Из пресмыкающихся: веретеница, уж, медянка, гадюка, ящерицы
(прыткая и живородящая)

     

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖАРКОЕ ЛЕТО 2010 года. ВЫВОДЫ.

    Сергей Константинович Потапов работает в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г.Смидовича»  44 года. За эти годы он являлся свидетелем двух засух: 1972 года и 2010 года. Засушливое лето 1972 года не нанесло значительного ущерба растительному и животному миру. Пожары 2010 года причинили огромный вред заповеднику.  Растительный мир погиб на площади 12-14 тысяч га.  Сейчас происходит усыхание елей и сосен. Животный мир пострадал в меньшей степени, так как принимались меры по его сохранности. В частности, парнокопытные были выведены из заповедника и размещены в  безопасных  прилегающих  лесных зонах.  Потери  птиц, земноводных, пресмыкающихся сосчитать нельзя.

      Я считаю, что необходимо срочно организовать работу по восстановлению и сохранению животного и растительного мира нашего заповедника.  Пусть все люди, кто любит природу,  помогут сотрудникам и руководителям заповедника  в посадке молодых растений и пополнении разнообразия животного мира.

ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА.

          Познакомившись ближе с животным миром Мордовского заповедника, я заметила, что  некоторые виды  млекопитающих, птиц, пресмыкающихся можно увидеть и  в нашей округе: лисы, зайцы, ястребы, совы, лебеди,  ужи, медянки, лягушки, серые жабы…

ГЛАВА ВТОРАЯ. МОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

                В нашем саду летом любят бывать ежи. Я хотела приучить хотя бы одного ежа, а потом взять его к себе в дом. Каждый день я  стала наливать для ежа  молоко в миску. Сначала он осторожничал и не подходил к лакомству. Но вскоре вкусный запах парного молока победил осторожного зверька и он с удовольствием стал лакомиться молоком.

                Мне очень хотелось подружиться с ним поближе, потрогать его иголки, носик. Я старалась его поймать, но безуспешно. Только старшему брату  удалось поймать лакомку и принести его в дом. Сначала еж долго не хотел принимать свое естественное состояние и долго лежал на полу свернувшись клубочком. Но любопытство победило!

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРУЧЕНИЯ ЕЖЕЙ.

     Питание ежей.

      Ежи очень много едят. Меню весьма разнообразно: ужи, жабы, лягушки, птицы и птичьи яйца, жуки, кузнечики, букашки, ягоды, плоды. При домашнем содержании нужно кормить комбикормом, содержащим белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

     Гигиена и уход.

     Дезинфекцию поилок, клеток, гнезд,  проводить не реже 1 раза в месяц. Мыть ежей в воде категорически запрещено! Ежи, ползая в лесу, собирают на свое тело большое количество клещей, которые живут на нем под иголками много дней. Для борьбы с кровососами применяют керосин в чистом виде.

     Содержание.

      Еж – шумное животное. Он еще и ночной зверек. Его активность приходится на то время, когда мы спим. От условий содержания зависит здоровье и долголетие. Лучше всего построить для ежа домик – клетку в саду.  Клетка  должна быть большой и свободной, а так же содержать  выдвижной ящик с толстым слоем подстилки ( солома, сено, опилки).

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МОИ ВЫВОДЫ.

     Мой ежик за лето полюбил вкусное молоко. Меня он перестал бояться и я могла уже подходить к нему совсем близко. Он мне очень нравился: такой милый, фырчатый. Я привязалась к нему.

     Но я поняла, что каждое животное,  как и человек, любит свободу. Человек живет в доме, еж в норке. Не надо навязывать свою волю и желания другим. Пусть    животные  живут там, где им  нравиться. Пусть еж живет на свободе, а к нам в сад заходит полакомиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Изучив материал по теме,  животный мир Мордовии, в частности животный мир Мордовского заповедника, а так же   исследовав жизнь ежей, нам бы очень хотелось, чтобы поистине уникальный животный  мир нашей республики не только сохранялся, но и пополнялся. Природа Мордовии, особенно нашего Темниковского района, неповторима, прекрасна, уникальна.

         Сотрудники Мордовского природного заповедника занимаются поистине самым благородным делом: охраняют природные богатства нашего  мещерского края. Но природные катаклизмы нельзя предугадать. Необходимо помочь природе.  Наши деды создали богатый и  разнообразный природный заповедник. Нам, их внукам,  надо не только сохранить, но и пополнить  это богатство и разнообразие. Если каждый ученик нашей школы посадит хотя бы одну сосенку или елочку, то через несколько лет будет расти настоящий лес и уже наши дети будут любоваться красотой,  красками и животным миром нашей Мордовии.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. С.И.Дворников, В. С. Ионова. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1981.- 96 с.
  2. Н.А. Сычугова,  В.С.Тонких. Свидание с лесом. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн.изд-во. 1983.-160с.
  3. Край ты мой Темниковский. Путеводитель. Мордов. кн. изд-во, 1986.-48с.
  4. В.И. Астрадамов., Л.И. Ворсобина. Редкие  и исчезающие виды растений и животных Мордовии. Саранск.  . Мордов. кн. изд-во, 1988.- 104 с.
  5. Internet –источники.



Предварительный просмотр:

Берегите эти воды, эти земли,

 Даже малую былиночку любя.

 Берегите всех зверей внутри  природы,

 Убивайте лишь зверей внутри себя.

Когда я  еще не училась в школе и не умела читать, я очень любила смотреть книжки, где было много животных. Родители заметили мое любопытство и стали дарить мне книги – энциклопедии о животных. Сейчас в моей домашней библиотеке три больших энциклопедии о разных животных. Эти книги помогают мне готовиться к урокам ознакомления с окружающим миром, а так же узнавать много интересного и необычного о животном мире планеты Земля.

В августе 2012 года в нашей Республике Мордовия проходили большие празднования 1000-ти летия вхождения мордовского народа в состав Российского государства. К нам в Мордовию приезжало много гостей из многих уголков Российской Федерации. В наш Темниковский район тоже приезжали гости. Конечно же одной из достопримечательностей нашего района является Мордовский государственный природный заповедник. Мне захотелось узнать побольше о животном мире нашей республики. Но, как выяснилось, в библиотеке  очень мало книг о животном мире  моей Мордовии.

Актуальность: малое количество источников,
рассказывающих о  животном  мире Мордовии.

Проблема исследования: побудить взрослых  к сохранению животного мира Республики Мордовия созданию новых книг о Мордовском заповеднике.

Объекты исследования: животный мир Мордовии, ежи.

Методы исследования: исторический, практический, наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.

Гипотеза: животный мир Мордовии очень богат и разнообразен. Его надо беречь!

Цели: на примере ФГБУ «Мордовский государственный природный  заповедник им. П.Г.Смидовича» познакомиться с животным миром моей Мордовии.

    Задачи: посетить Мордовский заповедник; найти и прочитать книги, статьи,  словари,  раскрывающие животный мир Республики Мордовии; исследовать жизнь ежей.

Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического, который включает в себя изучение и отбор соответствующего теме материала, и практического, в процессе которого проводится эксперимент  и   даются рекомендации.

        Практическая значимость исследования: современные дети увлекаются интернет – играми, мультиками, блокбастерами, и не задумываются о том, что вокруг нас так много интересного,  настоящего, не вымышленного.  Но мы надеемся, что рассказ о животном мире нашей республики изменит  отношение школьников к окружающему миру и побудит их к изучению и сохранению живого мира нашей малой родины.

 ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ и ПРОЧТЕНИЕ КНИГ, СТАТЕЙ, СЛОВАРЕЙ, РАССКАЗЫВАЮЩИХ О ЖИВОТНОМ МИРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.

        

         В начале  первого этапа своей работы я хотела поглубже познакомиться с характеристикой Республики Мордовия, в частности с Мордовским природным заповедником,  и вот, что я выяснила. Республика Мордовия, несмотря на небольшие размеры ее территории (протяженность с запада на восток около 280 км, с севера на юг – от 80 до 140 км), отличается   разнообразием ландшафта. По характеру рельефа территория республики разделяется на: западную– низменную(с водной системой реки Мокша) и восточную– холмистую (система реки Сура).  Мордовский государственный заповедник расположен на западной территории Мордовии.

       Мордовский заповедник расположен в междуречье Мокши и ее правого притока Сатиса, на Окско-Клязьминской  равнине, около города Темников.

       Основан заповедник  в 1936 году. Площадь 32148 га, 30852 га занимают леса, 201 га - водоемы.

       Рельеф слаборасчлененный, характерны небольшие повышения между поймами рек и логами.

       Ярко выражены 4 террасы, высота которых соответственно 110, 110-120, 120-140 и 140-188 м над уровнем моря.

       По территории заповедника протекают реки - Пушта, Мокша, Сатис, Арга (приток Сатиса). Название реки Пушта послужила названию поселка, где проживают научные сотрудники и работники заповедника.

ГЛАВА 2. ПОСЕЩЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА. БЕСЕДА С НАУЧНЫМИ СОТРУДНИКАМИ ЗАПОВЕДНИКА.

     Посетив Мордовский заповедник, я встретилась со старшим научным сотрудников Потаповым Сергеем Константиновичем. Сергей Константинович  работает в заповеднике с 1968 года. Он влюблен  в свою профессию ,   охотно согласился ответить на мои вопросы и рассказать о животном мире заповедника.

      Сергей Константинович сказал, что основанием для создания заповедника послужила московская экспедиция орнитологов, ихтиологов и энтомологов под руководством С.С.Турова в 1935 году.

      Обследовав территорию,  члены экспедиции высказали рекомендации немедленного создания заповедника в целях сохранения уникального  растительного и животного мира данной местности.      

      Старший научный сотрудник рассказал нам о богатом и разнообразном животном мире заповедника. На его территории обитали: 59 видов млекопитающих; 194 вида птиц; 10 видов земноводных;  6 видов пресмыкающихся; 29 видов рыб.

          За созданием заповедника последовало заселение его территории новыми видами животных. Из Воронежского заповедника были завезены бобры. Из Рязанской области Кадомского района привезли выхухоли.  Наблюдения показали, что в начале 50-х годов возникла проблема большого количества этих зверей.   Начались работы по их  расселению  в поймах рек, озер заповедника, а в последствии и за его пределами.

       В 1938 году из Приморья в заповедник привезли пятнистого оленя. Сначала звери находились в загоне, а в 1945 году их выпустили на волю. Благодаря зимней подкормке и защите от хищников ( волков)  к  концу 60-х годов насчитывалось 450-500 голов пятнистого оленя.

   В том же,  1938 году,  из заповедника Осканий Нова  завезли благородного оленя и марала. В 70- годах их насчитывалось 100-150 голов.

       В 1956 году из Приокско -Террасного заповедника были завезены зубры. Для них был сделан специальный загон на площади 80 га. В летний период их выпускали на волю. Следили за животными 5 человек. В ноябре месяце зубры сами приходили в загон, где им уже было  заготовлено сено, комбикорм, корнеплоды. Уже в 70-80-х годах в заповеднике проживали 45 зубров.

      Ежегодно проводимый подсчет животных подвел к тенденции увеличения зимнего поголовья парнокопытных.

       Налаженная охрана заповедника притягивала к себе лосей, медведей, рысей, барсуков, выдр.  Никто не обижал зверей,  и они тянулись в эту заповедную зону. Таким образом,  увеличивалось разнообразие животного мира.

        Так например:

-  грызунов 22 вида - бобр, сони (лесная и садовая), лесная мышовка, большой тушканчик, желтогорлая мышь, бурозубка.

 -   рукокрылых 8 видов - ночницы (прудовая, водяная и усатая), ушан, рыжая вечерница.

        Из птиц характерны:  чернозобая гагара, черный аист, лебедь-кликун, серая утка, красноголовый нырок, осоед, змееяд, беркут, орлы (могильник и карлик), орлан-белохвост, канюк, скопа, сапсан, балобан, филин, тетерев, глухарь, рябчик, перепел, серая куропатка и серый журавль, дупель, бекас, вальдшнеп, большой кроншнеп, клинтух, вяхирь, сплюшка, домовый сыч, неясыть, болотная и ушастая совы, дятлы (7 видов), щур, дубонос.

        Из земноводных: тритоны, ящерицы, жабы, жерлянки

        Из пресмыкающихся: веретеница, уж, медянка, гадюка, ящерицы
(прыткая и живородящая)

     

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖАРКОЕ ЛЕТО 2010 года. ВЫВОДЫ.

    Сергей Константинович Потапов работает в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г.Смидовича»  44 года. За эти годы он являлся свидетелем двух засух: 1972 года и 2010 года. Засушливое лето 1972 года не нанесло значительного ущерба растительному и животному миру. Пожары 2010 года причинили огромный вред заповеднику.  Растительный мир погиб на площади 12-14 тысяч га.  Сейчас происходит усыхание елей и сосен. Животный мир пострадал в меньшей степени, так как принимались меры по его сохранности. В частности, парнокопытные были выведены из заповедника и размещены в  безопасных  прилегающих  лесных зонах.  Потери  птиц, земноводных, пресмыкающихся сосчитать нельзя.

      Я считаю, что необходимо срочно организовать работу по восстановлению и сохранению животного и растительного мира нашего заповедника.  Пусть все люди, кто любит природу,  помогут сотрудникам и руководителям заповедника  в посадке молодых растений и пополнении разнообразия животного мира.

ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА.

          Познакомившись ближе с животным миром Мордовского заповедника, я заметила, что  некоторые виды  млекопитающих, птиц, пресмыкающихся можно увидеть и  в нашей округе: лисы, зайцы, ястребы, совы, лебеди,  ужи, медянки, лягушки, серые жабы…

ГЛАВА ВТОРАЯ. МОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

                В нашем саду летом любят бывать ежи. Я хотела приучить хотя бы одного ежа, а потом взять его к себе в дом. Каждый день я  стала наливать для ежа  молоко в миску. Сначала он осторожничал и не подходил к лакомству. Но вскоре вкусный запах парного молока победил осторожного зверька и он с удовольствием стал лакомиться молоком.

                Мне очень хотелось подружиться с ним поближе, потрогать его иголки, носик. Я старалась его поймать, но безуспешно. Только старшему брату  удалось поймать лакомку и принести его в дом. Сначала еж долго не хотел принимать свое естественное состояние и долго лежал на полу свернувшись клубочком. Но любопытство победило!

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРУЧЕНИЯ ЕЖЕЙ.

     Питание ежей.

      Ежи очень много едят. Меню весьма разнообразно: ужи, жабы, лягушки, птицы и птичьи яйца, жуки, кузнечики, букашки, ягоды, плоды. При домашнем содержании нужно кормить комбикормом, содержащим белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

     Гигиена и уход.

     Дезинфекцию поилок, клеток, гнезд,  проводить не реже 1 раза в месяц. Мыть ежей в воде категорически запрещено! Ежи, ползая в лесу, собирают на свое тело большое количество клещей, которые живут на нем под иголками много дней. Для борьбы с кровососами применяют керосин в чистом виде.

     Содержание.

      Еж – шумное животное. Он еще и ночной зверек. Его активность приходится на то время, когда мы спим. От условий содержания зависит здоровье и долголетие. Лучше всего построить для ежа домик – клетку в саду.  Клетка  должна быть большой и свободной, а так же содержать  выдвижной ящик с толстым слоем подстилки ( солома, сено, опилки).

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МОИ ВЫВОДЫ.

     Мой ежик за лето полюбил вкусное молоко. Меня он перестал бояться и я могла уже подходить к нему совсем близко. Он мне очень нравился: такой милый, фырчатый. Я привязалась к нему.

     Но я поняла, что каждое животное,  как и человек, любит свободу. Человек живет в доме, еж в норке. Не надо навязывать свою волю и желания другим. Пусть    животные  живут там, где им  нравиться. Пусть еж живет на свободе, а к нам в сад заходит полакомиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Изучив материал по теме,  животный мир Мордовии, в частности животный мир Мордовского заповедника, а так же   исследовав жизнь ежей, нам бы очень хотелось, чтобы поистине уникальный животный  мир нашей республики не только сохранялся, но и пополнялся. Природа Мордовии, особенно нашего Темниковского района, неповторима, прекрасна, уникальна.

         Сотрудники Мордовского природного заповедника занимаются поистине самым благородным делом: охраняют природные богатства нашего  мещерского края. Но природные катаклизмы нельзя предугадать. Необходимо помочь природе.  Наши деды создали богатый и  разнообразный природный заповедник. Нам, их внукам,  надо не только сохранить, но и пополнить  это богатство и разнообразие. Если каждый ученик нашей школы посадит хотя бы одну сосенку или елочку, то через несколько лет будет расти настоящий лес и уже наши дети будут любоваться красотой,  красками и животным миром нашей Мордовии.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. С.И.Дворников, В. С. Ионова. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1981.- 96 с.
  2. Н.А. Сычугова,  В.С.Тонких. Свидание с лесом. Фотоальбом. Саранск. Мордов. кн.изд-во. 1983.-160с.
  3. Край ты мой Темниковский. Путеводитель. Мордов. кн. изд-во, 1986.-48с.
  4. В.И. Астрадамов., Л.И. Ворсобина. Редкие  и исчезающие виды растений и животных Мордовии. Саранск.  . Мордов. кн. изд-во, 1988.- 104 с.
  5. Internet –источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край - Мордовия моя!

Классный час знакомит детей с символикой Республики Мордовия, направлен на воспитание патриотизма, любви к родному краю, гордости за свой народ....

Проектно-экспериментальная работа учителя-логопеда МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №1"Республики Мордовия Родькиной Л.А.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...

Проектно-экспериментальная работа Родькиной Ларисы Александровны,учителя-логопеда МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №1"Республики Мордовия.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...

Мой край, Мордовия моя!

Внеклассное мероприятие....

Путешествие по Мордовии

Игра-путешествие по родному краю на уроке окружающего мира...

Презентания к классному часу "Мой край - Мордовия моя"

Классный час, посвящённый празднику Единения мордовскогои русского народов, проходившего в августе 2012 года. Цель классного часа: содействовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за родной край...

Исследовательская работа "Зимующие птицы Мордовии"

Изучение особенностей обитания и питания синиц и воробьев в зимнее время года...