Программа по учебному предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 3 класса. Дидактическая система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по учебному предмету "Окружающий мир" | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07
Принято Согласовано школьным заместителем директора методическим по УВР объединением «28» августа 2015 г. «_____ » ____________ 2015 г. Протокол № 1 | Утверждено. Приказ № _139_ от « 31 » августа 2015 г. |
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2015 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса, -
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Макаенко Ирина Анатольевна,
первая квалификационная категория, педстаж 25 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, Программы курса «Окружающий мир» автор Н.Я. Дмитриева (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
Цель курса: формирование целостной картины мира; осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Цель на 3 класс: продолжить изучать связи: природа – жизнь человека – развитие общества, т.е. изучать разные природные условия на Земле (природные зоны и сообщества), жизнь людей, их занятия в этих условиях в период от зарождения человечества до начала Нового времени.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе, принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
Формы контроля – промежуточный (процессуальный мониторинг).
Количество (за год): проверочных работ – 4
контрольных работ – 2
практических работ – 15
экскурсий – 3
На реализацию программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 3 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).
Разделы | 1класс | 2класс | 3класс | 4класс | Итого |
Человек и природа | 34+3 | 44 | 39 | 33 | 150 +3 |
Человек и общество | 26+3 | 24 | 23+6 | 35 | 108 +9 |
Резерв | 6 | 6 | 12 | ||
Всего | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 3 КЛАССА
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет интерес к познанию окружающего мира;
- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;
- понимает чувства одноклассников, учителей, мотивы поступков исторических лиц;
- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- проявляет учебно-познавательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- сопереживает другим людям, понимая их чувства;
- выражает желание вести здоровый образ жизни.
Тематическое планирование
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
Человек и природа | Особенности планеты Земля. Погода. Показатели погоды. Народные приметы погоды. Климат родного края. Почва. Состав, свойства, значение, охрана почвы. Природная зона. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Природные зоны степей и лесов. Единство почв, растительности и животного мира и их охрана. Сезонные изменения в природе. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Залесский край. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. | 39 | - устанавливает связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе; - осуществляет классификацию объектов;
- узнаёт в природе изученные растения; - моделирует экологические ситуации, оценивает их последствия. | Регулятивные универсальные учебные действия - принимает учебную задачу; - следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - вносит необходимые коррективы при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирает адекватные средства достижения цели деятельности; - осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - выполняет учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находит несколько вариантов решения учебной задачи; - делает выводы о свойствах изучаемых природных объектов на основе результатов решения практических задач. Познавательные универсальные учебные действия - осуществляет поиск нужного материала в дополнительных изданиях; - осуществлять фиксацию указанной учителем информации об окружающем мире; -пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами; - строит небольшие сообщения в устной и письменной форме; - воспринимает смысл познавательных текстов, выделяет информацию в соответствии с учебной задачей; - анализирует изучаемые объекты с выделением признаков; - осуществляет синтез,; - проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов; - устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; - проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - осуществляет расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; - преобразовывает модели и схемы по заданиям учителя; - находит разнообразные способы решения учебной задачи; - строит логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия - выбирает адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строит сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формулирует собственное мнение и позицию; - приходит к общему решению (при работе в группе, в паре); - задаёт вопросы, адекватные данной ситуации, - строит монологическое высказывание, используя ИКТ; - стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; - понимает ситуацию возникновения конфликта, содействует его разрешению; - оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. |
Человек и общество | Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Принятие Русью христианства. Культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Культура Московской Руси. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Рельеф, почва, природные сообщества родного края, правила поведения в природе. Родной край в изучаемый исторический период. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Практические работы. Ориентирование на картах. Работа с натуральными объектами, коллекциями. Составление цепей питания. Применение правил поведения в лесу и у водоемов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в зоне степей или лесов. Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в парк, лес, к водоёму, в краеведческий музей. | 29 | - различает прошлое, настоящее, будущее; - находит место изученных событий на ленте времени, пользуется историческими картами, соотносит конкретную дату с веком; - рассказывает об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; - использует дополнительные источники информации, находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; - оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; - устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделяет главное в текстах учебника; - оформляет результаты исследовательской работы; - ориентируется в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; - называет имена выдающихся российских государственных деятелей, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества. |
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема |
1 четверть (17 ч) | ||
1 | Приглашение к путешествию. | |
2 | Карты (практическая работа) | |
3 | Что такое погода (практическая работа) | |
4 | Народные приметы погоды. | |
5 | Климат. | |
6 | Представление о климатических поясах. | |
7 | Почва. Состав почвы (практическая работа) | |
8 | Образование почв. Плодородие. | |
9 | Защита почв (практическая работа) | |
10 | Природные зоны суши Земли. | |
11 | Проверочная работа по теме «Природные условия Земли». | |
12 | Где зародилось человечество (практическая работа) | |
13 | Климат и природные зоны Африки. | |
14 | Климат и природные зоны Африки (продолжение). | |
15 | Родина человечества. Как появился человек. | |
16 | Жизнь древних людей. | |
17 | Самые древние государства. | |
2 четверть (15 ч) | ||
18 | Лента времени. Материки и части света (практическая работа) | |
19 | Расширение знаний о мире. | |
20 | Первые шаги в изучении природы. | |
21 | Духовная жизнь древнего человека. | |
22 | Географическое положение Европы (практическая работа) | |
23 | Первые люди на нашей Земле. | |
24 | Восточно-Европейская равнина (практическая работа) | |
25 | Степи. Растительный мир. | |
26 | Степи. Животный мир. | |
27 | Проверочная работа по теме «Степь». Люди в степи. | |
28 | Лесостепь. | |
29 | Лесная зона. | |
30 | Сезонные изменения в лесу. | |
31 | Проверочная работа по итогам 1 полугодия. | |
32 | Сезонные изменения в лесу (экскурсия в природу) | |
3 четверть (20 ч) | ||
33 | Как жили наши далекие предки. | |
34 | Расселение славян. «Путь из варяг в греки» | |
35 | Обожествление природы. | |
36 | Родной край в далеком прошлом (экскурсия в краеведческий музей) | |
37 | Первые русские князья (практическая работа) | |
38 | Принятие Русью христианства. | |
39 | Расцвет Древнерусского государства | |
40 | Древнерусская культура (практическая работа) | |
41 | Ослабление Древнерусского государства. | |
42 | Ордынское нашествие. | |
43 | Угроза с запада. | |
44 | Залесская земля. | |
45 | Что такое природное сообщество (экскурсия в природу) | |
46 | Законы лесной жизни (практическая работа) | |
47 | Природное сообщество луг. | |
48 | Природное сообщество озеро (практическая работа) | |
49 | Природное сообщество поле. | |
50 | Проверочная работа по теме «Природные сообщества». Возвышение Москвы. | |
51 | Куликовская битва. | |
4 четверть (14 ч) | ||
52 | Стояние на реке Угре. | |
53 | Создание Московского государства. | |
54 | Грозный царь. | |
55 | Развитие русской культуры. | |
56 | Русские первопроходцы (практическая работа) | |
57 | Географическое положение Азии. Сибирь. | |
58 | Тайга. | |
59 | Природное сообщество болото. | |
60 | «Хождение за три моря». | |
61 | Смутное время. Спасители земли Русской. | |
62 | Расширение пределов страны (практическая работа) | |
63 | Природа тундры. | |
64 | Природа тундры | |
65 | Арктическая пустыня. | |
66 | Контрольная работа по итогам года | |
67 | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | |
68 | Россия накануне реформ. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами «Природа», «История», «Человек и его здоровье», предусмотренными программой для 3 класса, а также музыкальное сопровождение.
Медиауроки по УМК «Кирилл и Мефодий»
Электронное приложение к учебнику. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Специфическое оборудование и технические средства обучения:
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайдовые презентации по темам предмета, видеофильмы;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...