Программа по учебному предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Макаенко Ирина Анатольевна

Программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 3 класса. Дидактическая система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

E-mail:school8zavuch@mail.

Принято                                               Согласовано

школьным                                             заместителем директора

методическим                                       по УВР

объединением

«28» августа 2015 г.                            «_____ » ____________ 2015 г.

Протокол № 1

                                        Утверждено.

                            Приказ № _139_ от «  31   » августа 2015 г.

ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР»

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2015 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса, -

 Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик  программы:

учитель начальных классов

Макаенко Ирина Анатольевна,

 первая квалификационная категория, педстаж  25 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, Программы курса «Окружающий мир» автор Н.Я. Дмитриева (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).

Цель курса: формирование целостной картины мира; осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Цель на 3 класс: продолжить изучать связи: природа – жизнь человека – развитие общества, т.е. изучать разные природные условия на Земле (природные зоны и сообщества), жизнь людей, их занятия в этих условиях в период от зарождения человечества до начала Нового времени.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе, принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.

Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.

Формы контроля –  промежуточный (процессуальный мониторинг).

                                     Количество (за год):   проверочных работ – 4

                                                                           контрольных работ – 2

                                                                           практических работ – 15

                                                                           экскурсий – 3

На реализацию программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 3 классе 68  часов (34 недели по 2 часа в неделю).

Разделы

1класс

2класс

3класс

4класс

Итого

Человек и природа

34+3

44

39

33

150 +3

Человек и общество

26+3

24

23+6

35

108 +9

Резерв

6

6

12

Всего

66

68

68

68

270

        

        ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,  СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 3 КЛАССА

Личностные  универсальные учебные действия

- проявляет интерес к познанию окружающего мира;

- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;

- понимает чувства одноклассников, учителей, мотивы поступков исторических лиц;

- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- проявляет учебно-познавательный  интерес  к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- сопереживает другим людям, понимая их чувства;

- выражает желание вести  здоровый образ жизни.

Тематическое планирование

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Человек и природа

Особенности планеты Земля. Погода. Показатели погоды. Народные приметы погоды. Климат родного края.

Почва. Состав, свойства, значение, охрана почвы.

Природная зона. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Природные зоны степей и лесов. Единство почв, растительности и животного мира и их охрана. Сезонные изменения в природе. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон.

Залесский край. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

39

- устанавливает связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе;

- осуществляет классификацию объектов;

  • использует научные тексты для поиска информации;
  • использует готовые модели для определения местонахождения крупных природных объектов;
  • проводит наблюдения за погодой и природой края;
  • оценивает свое поведение и поведение других людей в природе;
  • сравнивает природные зоны России, природные сообщества;
  • приводит примеры растений и животных, характерных для природного сообщества;
  • выделяет характерные признаки сезонов года;
  • фиксирует с помощью условных знаков основные признаки погоды; составляет устную характеристику погоды;

- узнаёт в природе изученные растения;

-        моделирует экологические ситуации, оценивает  их последствия.

Регулятивные

универсальные учебные действия

-        принимает учебную задачу;

-        следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

-         вносит необходимые коррективы при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-        отбирает адекватные средства достижения цели деятельности;

-        осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-        адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- выполняет учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- самостоятельно  находит  несколько вариантов решения учебной задачи;

- делает  выводы о свойствах изучаемых природных объектов на основе результатов решения практических задач.

Познавательные

универсальные учебные действия

- осуществляет поиск нужного материала в дополнительных изданиях;

- осуществлять фиксацию указанной учителем информации об окружающем мире;

 -пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами;

- строит небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- воспринимает смысл познавательных текстов, выделяет информацию в соответствии с учебной задачей;

- анализирует изучаемые объекты с выделением признаков;

- осуществляет синтез,;

- проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- осуществляет  расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

- преобразовывает  модели и схемы по заданиям учителя;

- находит  разнообразные способы решения учебной задачи;

- строит  логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные

учебные действия

- выбирает адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- строит сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулирует собственное мнение и позицию;

-  приходит к общему решению (при работе в группе, в паре);

- задаёт вопросы, адекватные данной ситуации,

- строит монологическое высказывание, используя ИКТ;

- стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

- понимает  ситуацию возникновения конфликта, содействует  его разрешению;

- оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.

Человек и общество

Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени.

Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Принятие Русью христианства. Культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Культура Московской Руси. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Активная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года). Рельеф, почва, природные сообщества родного края, правила поведения в природе.

Родной край в изучаемый исторический период. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Практические работы. Ориентирование на картах. Работа с натуральными объектами, коллекциями. Составление цепей питания. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в зоне степей или лесов.

Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в парк, лес, к водоёму, в краеведческий музей.

29

- различает прошлое, настоящее, будущее;

- находит место изученных событий на ленте времени, пользуется историческими картами, соотносит конкретную дату с веком;

- рассказывает об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

- использует дополнительные источники информации, находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

-        оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;

-        устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделяет главное в текстах учебника;

- оформляет результаты исследовательской работы;

- ориентируется в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

- называет имена выдающихся российских государственных деятелей,  связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества.        

Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема

1 четверть (17 ч)

1

Приглашение к путешествию.

2

Карты (практическая работа)

3

Что такое погода (практическая работа)

4

Народные приметы погоды.

5

Климат.

6

Представление о климатических поясах.

7

Почва. Состав почвы (практическая работа)

8

Образование почв. Плодородие.

9

Защита почв  (практическая работа)

10

Природные зоны суши Земли.

11

Проверочная работа по теме «Природные условия Земли».  

12

Где зародилось человечество (практическая работа)  

13

Климат и природные зоны Африки.

14

Климат и природные зоны Африки (продолжение).

15

Родина человечества. Как появился человек.

16

Жизнь древних людей.

17

Самые древние государства.

                                            2 четверть  (15 ч)

18

Лента времени. Материки и части света (практическая работа)

19

Расширение знаний о мире.

20

Первые шаги в изучении природы.

21

Духовная жизнь древнего человека.

22

Географическое положение Европы (практическая работа)  

23

Первые люди на нашей Земле.

24

Восточно-Европейская равнина  (практическая работа)

25

Степи. Растительный мир.

26

Степи. Животный мир.

27

Проверочная работа по теме «Степь». Люди в степи.

28

Лесостепь.

29

Лесная зона.

30

Сезонные изменения в лесу.

31

Проверочная  работа по итогам 1 полугодия.

32

Сезонные изменения в лесу (экскурсия в природу)

3 четверть  (20 ч)

33

Как жили наши далекие предки.

34

Расселение славян. «Путь из варяг в греки»

35

Обожествление природы.

36

Родной край в далеком прошлом (экскурсия в краеведческий музей)

37

Первые русские князья (практическая работа)

38

Принятие Русью христианства.

39

Расцвет Древнерусского государства

40

Древнерусская культура (практическая работа)

41

Ослабление Древнерусского государства.

42

Ордынское нашествие.

43

Угроза с запада.

44

Залесская земля.

45

Что такое природное сообщество (экскурсия в природу)

46

Законы лесной жизни  (практическая работа)  

47

Природное сообщество луг.

48

Природное сообщество озеро (практическая работа)  

49

Природное сообщество поле.

50

Проверочная работа по теме «Природные сообщества».      Возвышение Москвы.

51

Куликовская битва.

4 четверть (14 ч)

52

Стояние на реке Угре.

53

Создание Московского государства.

54

Грозный царь.

55

Развитие русской культуры.

56

Русские первопроходцы  (практическая работа)

57

Географическое положение Азии. Сибирь.

58

Тайга.

59

Природное сообщество болото.

60

 «Хождение за три моря».

61

Смутное время. Спасители земли Русской.

62

Расширение пределов страны  (практическая работа)

63

Природа тундры.

64

Природа тундры

65

Арктическая пустыня.

66

Контрольная   работа по итогам года

67

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

68

Россия накануне реформ.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами «Природа», «История», «Человек и его здоровье», предусмотренными программой для 3 класса, а также музыкальное сопровождение.

Медиауроки по УМК «Кирилл и Мефодий»

Электронное приложение к учебнику. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2.  Специфическое оборудование и технические средства обучения:

-  таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайдовые презентации по темам предмета, видеофильмы;

- магнитная доска;

- экспозиционный экран;                    

 - персональный компьютер;                            

 - мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...