Программа по учебному предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель курса: формирование целостной картины мира; осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по учебному предмету "Окружающий мир" | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07
Принято Согласовано школьным заместителем директора методическим по УВР объединением «28» августа 2015 г. «_____ » ____________ 2015 г. Протокол № 1 | Утверждено. Приказ № 139 от «31» августа 2015 г. |
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2015 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса, -
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Булыгина Любовь Николаевна,
высшая квалификационная категория, педстаж 32 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, Программы курса «Окружающий мир» автор Н.Я. Дмитриева (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
Цель курса: формирование целостной картины мира; осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Цель на 4 класс: создать условия для формирования умения работать с текстами и информацией, для исследования связей между человеком и природой, между объектами природы, а также новых связей: человек – искусственная природа, искусственная природа – природа Земли.
Четвероклассники узнают, какой мир окружал человека в последние почти четыреста лет, как он приспосабливался к нему и как влиял на него. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Место учебного предмета в учебном плане.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе, принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
Формы контроля – промежуточный (процессуальный мониторинг).
Количество (за год): проверочных работ – 4
контрольных работ – 2
практических работ – 5
работа над проектом – 2
экскурсий – 2
На реализацию программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).
Разделы | 1класс | 2класс | 3класс | 4класс | Итого |
Человек и природа | 34+3 | 44 | 39 | 33 | 150 +3 |
Человек и общество | 26+3 | 24 | 23+6 | 35 | 108 +9 |
Резерв | 6 | 6 | 12 | ||
Всего | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАССА
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет устойчивый интерес к познанию окружающего мира;
- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;
- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- проявляет интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- сопереживает другим людям, понимая их чувства;
- выражает желание вести здоровый образ жизни.
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
предметные | метапредметные | |||
1. Человек и природа. 2. Человек и общество. | Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения. Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Правила здорового образа жизни. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах. Горное дело: горные породы, и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Полезные ископаемые родного края. Открытие новых земель. Природные зоны гор. Охрана природы. Заповедники. Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Колумбом. Кругосветное плавание Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта. Россия при Петре I. Становление Российской науки. Отечественная война 1812 года. План местности. События в России в начале XX века. Великая Отечественная война. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Наша Родина – Россия. Государственная символика России. Москва- столица России. Нравственные нормы жизни. Праздники в жизни общества. | 33ч 35ч | Описывает изученные объекты и явления живой и неживой природы Выделяет существенные признаки изучаемых объектов; Узнаёт наиболее распространенные лекарственные растения родного края; Проводит несложные наблюдения в окружающей среде. Ставит опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следуя инструкциям и правилам техники безопасности; Сравнивает изучаемые природные зоны России. Устанавливает связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством; Использует для проведения практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации; Готовит небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов; Планирует учебные действия. Контролирует действия в процессе познания окружающего мира. Оценивает свои действия и результаты в соответствии с поставленной задачей. Различает полезные ископаемые; Понимает их значение в хозяйстве; Различает прошлое, настоящее, будущее; Соотносит изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; Находит место изученных событий на «ленте времени»; Узнаёт государственную символику Российской Федерации и своего региона; Описывает достопримечательности столицы и родного края. Находит на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город. Узнаёт выдающиеся памятники истории и культуры России; Перечисляет государственные праздники; Понимает ценность здоровья и здорового образа жизни. Называет правила безопасного поведения в природе. Ориентируется в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; Оценивает их возможное влияние на будущее. | Регулятивные универсальные учебные действия: Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки. Осуществляет контроль учебной деятельности. Сохраняет учебную цель в ходе выполнения учебной задачи. Вносит необходимые дополнения и коррективы в учебное действие. Ставит самостоятельно учебные задачи. Определяет наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Осознаёт способы действий, приведших к успеху или неуспеху Познавательные универсальные учебные действия: Осуществляет анализ и синтез с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществляет сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям. Осуществляет классификацию по заданным или самостоятельно выбранным критериям. Осуществляет обобщение. Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Строит простые умозаключения по аналогии. Строит простые рассуждения на основе подводящей информации. Подводит под понятие на основе распознавания объектов. Даёт определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. Использует знаково-символические средства для создания моделей, изучаемых объектов или процессов для решения задач. Соотносит содержание текстовой информации к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. Строит простые рассуждения на основе подводящей информации. Находит существенные связи между межпредметными понятиями. Оценивает информацию с точки зрения её целесообразности в решении поставленной задачи. Владеет поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; Коммуникативные универсальные учебные действия: Строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Формулирует точку зрения. Аргументирует свою точку зрения. Задает вопросы для получения необходимых сведений. Ориентируется на точку зрения других людей, отличную от собственной. Договаривается о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. Оценивает адекватно поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи. Оценивает адекватно собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи. |
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема |
1 четверть - 9 недель (18 ч) | ||
Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе (21 час) | ||
1 (1) | Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | |
2 (2) | Первопроходцы в науке. Техника и человек. | |
3 (3) | Трудный путь становления медицины. | |
4 (4) | Клетка – основа строения и роста живых организмов. | |
5 (5) | Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни (практическая работа) | |
6 (6) | Лекарственные растения (практическая работа) | |
7 (7) | Средневековье. | |
8 (8) | Осанка человека. | |
9 (9) | Скелет человека. | |
10 (10) | Скелет человека (продолжение). Оказание первой помощи при травмах. | |
11 (11) | Мышцы тела. | |
12 (12) | Проверочная работа по теме «Организм человека» | |
13 (13) | Начало Нового времени. Расширение знаний о Земле. | |
14 (14) | Кругосветное путешествие Магеллана. | |
15 (15) | Природа Нового света. | |
16 (16) | Развитие науки. Устройство Вселенной. | |
17 (17) | Законы природы. | |
18 (18) | Открытие невидимого мира. | |
2 четверть - 7 недель (14 ч) | ||
19 (19) | Победа над эпидемиями. | |
20 (20) | Правила здорового образа жизни (работа над проектом) | |
21 (21) | Особенности кожного покрова. | |
Преобразования в России (10 часов) | ||
22-23 (1-2). | Россия при Петре I. Строительство Санкт-Петербурга. Пётр I: царь и человек. | |
24 (3). | Становление российской науки. М.В. Ломоносов – великий русский учёный. | |
25 (4). | Минералы. | |
26 (5). | Кладовая недр Земли (практическая работа) | |
27 (6). | Руды металлов и горючие полезные ископаемые. | |
28 (7). | Добыча полезных ископаемых. | |
29 (8). | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | |
30 (9). | Русское военное искусство. | |
31 (10). | План местности (практическая работа). | |
Мир человека в Новое время (27 часов) | ||
32 (1). | Северные земли России. | |
3 четверть - 10 недель (20 часов) | ||
33 (2). | Открытие Австралии. | |
34 (3). | Открытие Антарктиды. | |
35 (4). | Дальний Восток России. | |
36 (5). | Природа гор. | |
37 (6). | Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли». Расы человека. | |
38 (7). | Развитие науки и техники в XIX–XX веках. | |
39 (8). | Новые знания о человеке. | |
40 (9). | Нервная система. | |
41 (10). | Кровь. | |
42 (11). | Путь крови в организме. Проверочная работа «Нервная и кровеносная система организма человека» | |
43 (12). | Россия в начале ХХ века. | |
44-45 (13-14). | Великая Отечественная война. | |
46 (15). | Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (экскурсия в краеведческий музей) | |
47 (16). | Беларусь. | |
48 (17). | Великобритания. | |
49 (18). | Век научных открытий. | |
50 (19). | Охрана природы. | |
51 (20). | Органы дыхания человека. | |
52 (21). | Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения (практическая работа) | |
4 четверть - 8 недель (16 часов) | ||
53 (22). | Сельское хозяйство. Животноводство. | |
54 (23). | Сельское хозяйство. Растениеводство. | |
55 (24). | Состав пищи. | |
56 (25). | Органы пищеварения. | |
57 (26). | Переработка пищи в организме. Правила здорового питания (работа над проектом) | |
58 (27). | Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека. Проверочная работа по теме «Пищеварительная система человека» | |
Современная Россия (13 часов) | ||
59 (1). | Человек и общество. | |
60 (2). | Россия – наша Родина. | |
61 (3). | Москва – столица России. | |
62 (4). | Устройство государственной власти. Символы и праздники России. | |
63 (5). | Родной край – часть России (экскурсия в краеведческий музей) | |
64 (9). | Народы России, их культура и традиции (презентации детских работ) | |
65 (10). | Человек в современных условиях. | |
66 (11). | Итоговая контрольная работа. | |
67 (12). | Нравственные нормы жизни. | |
68 (13). | Духовное богатство человека. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Энциклопедии для детей.
2. Специфическое оборудование и технические средства обучения:
- медиауроки по УМК «Кирилл и Мефодий»
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека;
- набор с полезными ископаемыми;
- физический глобус Земли, компасы;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон», «Политическая карта мира», «Красноярский край»;
- рисунки, слайдовые презентации по темам предмета, видеофильмы;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...