Карточки - помощники по окружающему миру. 4 класс
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Горбовская Татьяна Демьяновна

Карточки - помощники по окружающему миру. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki-pomoshchniki_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx86.51 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКИ – ПОМОЩНИКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

( 4 класс «Ознакомление с окружающим миром»  «Школа России»)

Астрономия – наука о небесных, или космических телах.

С точки зрения астронома, МИР – это Вселенная, или Космос.

   Звёзды – огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет.

Планеты – холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

   На Земле смена дня и ночи происходит за 24ч. благодаря тому, что Земля вращается вокруг своей оси. Вращается Земля с запада на восток.

   Смена времён года на Земле происходит за 1 год (365 – 366 суток), в связи с тем, что Земля вращается вокруг Солнца.

   Земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

   В состав Солнечной системы входят планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник – Луну.

СОЛНЦЕ – ближайшая к Земле звезда.

   Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты.

   Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли.

   Расстояние между Солнцем и Землёй приблизительно 150 миллионов километров.

   Температура на поверхности Солнца достигает 60000, а в центре Солнца предположительно 15-20 миллионов градусов.

   География – одна из наук о Земле. (В переводе с древнегреческого означает «землеописание»).

   С точки зрения географа, МИР – это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.

   География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

   В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замечательных изобретений человечества.

    ИСТОРИЯ – в переводе с греческого – «рассказ о прошедшем». С точки зрения историка МИР – это неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего.

Историю можно образно сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён».

   Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее.

Летопись – подробный рассказ о событиях.

Архив – хранилище документов.

Исторические источники – это всё то, что может рассказать о прошлом людей.

Археология – наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

   

   ЭКОЛОГИЯ – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

   Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями.

   С точки зрения эколога, МИР – это неразрывное единство неживой и живой природы, природы и человека.

   В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы.

   Экологические проблемы – это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.

   

МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПЛАНЕТЫ

  1. Международные соглашения: Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.

   Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии и Южной Америки.

  1. Международные организации: Всемирный фонд дикой природы.

    Фонд собирает и распределяет денежные средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов и мест их обитания. На средства фонда проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции, посвящённые охране природы.

  1. Гринпис – (в переводе с английского означает «зелёный мир»).

   Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные компании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

дата

Название международного дня

22 марта

Всемирный день воды

1 апреля

Международный день птиц

22 апреля

День Земли

5 июня

Всемирный день окружающей среды

4 октября

Международный день защиты животных

29 декабря

Международный день биологического разнообразия

   

   СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

- ПИРАМИДА ХЕОПСА

- ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

- СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

- ХРАМ АРТЕМИДЫ

- МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

- КОЛОСС РОДОССКИЙ

- АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Всемирное наследие:

  1. Объекты природы
  2. Творения человека

Объекты Всемирного наследия выявлены на территории 145 государств мира

В список Всемирного наследия внесено 878 объектов

Из них:

- 679 объектов Всемирного культурного наследия;

- 174 объекта Всемирного природного наследия;

- 25 объектов Всемирного культурно-природного наследия.

   Среди объектов Всемирного природного наследия – самые высокие горные вершины планеты (Эверест, Килиманджаро), самые большие водопады (Анхель, Виктория, Игуасу), самые глубокие озера (Байкал, Малави), самые грандиозные пещеры (Карлсбадская, Мамонтова, Саравак), самые активные и коварные вулканы (Килауэа на Гавайях и Кракатау в Индонезии), самый крупный песчаный остров (Фрейзер, близ восточной Австралии), самое значительное скопление коралловых островов и рифов (австралийский Большой Барьерный риф), самый бездонный каньон (Гранд-Каньон реки Колорадо).

    Это также целый ряд других шедевров природы, по отношению к которым можно также смело применять слова «самый-самый».

   C:\Users\Администратор\Desktop\окр мир картинки\LocationWHConfederateStatesofAmerica.png

    Природная зона - это природный комплекс с общими температурными условиями, почвами, растительным и животным миром.

   Образование природных зон обусловлено климатическими условиями, т.е. соотношением тепла и влаги.

АРКТИКА – район земли, примыкающий к Северному полюсу.    Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

Особенности арктической пустыни:

  1. Полярная ночь и полярный день
  2. Северное сияние
  3. Низкие температуры
  4. Вечная мерзлота
  5. Бедный растительный мир
  6. Бедный животный мир

   Животный мир:

Чайки, кайры, гагарки.

Тюлени, моржи, белый медведь.

   Растительный мир:

Мхи, лишайники, полярный мак.

   ТУНДРА - южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи  километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

Климат:

   Зима в тундре долгая (7 – 8 месяцев) и очень суровая ( мороз  до – 50). В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть полярные сияния.

   В тундре постоянно дуют очень сильные ветры. Зимой нередко бывает пурга и скорость ветра достигает 30—40 м в секунду. Взметая тучи снега, сбивая с ног людей и переворачивая нарты с оленями, беснуется пурга на бескрайних просторах тундры. Нередко она продолжается 5—6 дней. Ветры сдувают снег с возвышенностей в лощины, долины рек и оголившаяся земля сильно промерзает.

    За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см в глубину, а ниже  (почти 500 м) лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает.

    Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и  талую воду на глубину. А с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная и малоплодородная.

Как приспособлены растения в тундре :

- карликовые формы растений;

- их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой  налет ;

- растения стелятся по земле, образуя подушки;

- корни расположены близко к поверхности;

- многие растения  в цветущем состоянии переносят   заморозки;

-  яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

- растения многолетние.

Растения:

1 ярус – мхи и лишайники.

2 ярус – травы.

3 ярус – кустарники.

4 ярус – низкорослые деревья.

Животный мир:

    Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки.

   Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики; много комаров и мошек.

Промыслы:

  1. Оленеводство
  2. Охота
  3. Рыболовство

Экологические проблемы:

- Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву.

- От буровых установок - ручьи мазута и солярки.

- Замусоривание( в тундре мусор нельзя закопать в землю,

- Вечная мерзлота выталкивает его на поверхность).

- Разрушение растительного покрова  тундры современными транспортными средствами ( след от вездехода не зарастает несколько лет).

- Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.

- На численность обитателей тундры влияет фактор беспокойства животных.        ( нефтепроводы, газопроводы).

ЛЕСА РОССИИ

   Лес – это находящийся за городом участок площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров, затеняющие своими кронами более 10% площади.

Леса России занимают 6,3 млн. км2 – это 45%  S страны, 25% всех лесов планеты).

   Леса находятся южнее зоны тундры и на карте обозначены зелёным цветом.

   Зона лесов расположена большей частью на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.

   В данной природной зоне есть три части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

   

   ТАЙГА - Это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья.

Растения тайги: У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель: У неё хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна: (Его называют деревом здоровья.) Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишки имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта: Хвоинки плоские. Шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница: Единственное из хвойных деревьев, которое на зиму  сбрасывает иголки.

Кедровая сосна: В народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по 5 штук, а семена – кедровые шишки.

   

   СМЕШАННЫЕ ЛЕСА: наряду с хвойными деревьями растут и лиственные: рябина, берёза, ольха, осина, липа, ива. Липа – дерево медонос.  Ива – это лиственное дерево или кустарник с гибкими ветвями, растущий по берегам рек, называют «плакучая». Зима в таком лесу мягче. Лиственные деревья сбрасывают свою листву на зиму.

 

    ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА: дуб, клён, вяз, берёза, ясень, дуб. Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют широкие листья. На зиму листву сбрасывают. Ясень – называют дерево – пионер, оно первым заселяет свободные открытые пространства.

   

   ЖИВОТНЫЙ МИР ЛЕСНОЙ ЗОНЫ: (очень разнообразен).

Можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

   В ТАЙГЕ живут кедровка, бурундук, летяга, соболь, а также благородный олень, лось, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ. Они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи).

ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

   Лес – «лёгкие» нашей планеты, защитник воздуха. Растения леса выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ.

- МЕСТО ОТДЫХА

- АПТЕКА

- ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

- ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

- ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

- ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ

- ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ

   Значение древесины:

Крона

Хвойно-витаминная мука, лекарственные вещества

Сучья

Щепа для производства картона и древесных плит

Кора

Дубильные вещества, наполнители строительных блоков

Ствол

Пиломатериалы, шпалы, крепления для шахт, опоры для линий

связи и электропередачи. Целлюлоза. Бумага, этиловый спирт,

мебель, фанера, кормовые дрожжи, строения, спички,

карандаши, лыжи, музыкальные инструменты.

Пень и корни

Канифоль, скипидар, камфара, фурфурол.

Как разводить костёр:

1. Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

2. Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться, нельзя разводить его без надобности.

3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что могло загореться.

4. Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5. Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

- вырубка, засорение лесов

- неумеренная охота

- браконьерство.

- истребление редких животных и растений

- лесные пожары

ЗОНА СТЕПИ

   Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а потом и вовсе исчезают.

    Зона степей тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине. Её протяжённость – около 200км.

   Лесная растительность присутствует, главным образом, в речных долинах и низинах.

 

 Климатические условия:  средняя температура летом (+ 22-24, июль – до + 40). Лето тёплое и продолжительное, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди редки. Обычно ливневые, но ливень быстро проходит и вода не успевает впитываться в почву, потоками стекает в низины и испаряется.

Средняя температура зимой – (- 20-30).

Осадки зимой: снежный покров низкий.

Степная зона славится самой плодородной почвой чернозёмом.

Растительный мир: деревьев и кустарников нет (мало влаги), присутствуют травянистые растения. Растительность: тюльпаны, ирис, ковыль, типчак, полынь, гусиный лук, степная вишня (кустарник).

Как растения приспособились к условиям степи:

1) луковицы, клубни (большой запас влаги),

2) узкие листья

3) длинные корни,

4) мясистые сочные листья и стебли

Животный мир: насекомые (кобылка, кузнечик). Отличать этих насекомых можно по усикам:  у кобылок они короткие, а у кузнечиков – длинные. Кобылки кормятся растительной пищей, а кузнечики в основном мелкими насекомыми. Шмели, бабочки,

Птицы: серая куропатка, журавль – красавка (самый мелкий из журавлей, осторожная и «разговорчивая» птица), дрофа (одна из самых крупных птиц нашей страны, очень быстро бегает), степной орёл, пустельга, степной жаворонок (живёт на земле, редко взмахивает крыльями, больше других жаворонков), серая куропатка, перепел, кудрявый пеликан, утка – огарь.

Грызуны: суслики, хомяки, степной хорёк. Ящерицы, гадюки. Звери: cайгак, манул, корсак.

Окологические проблемы: 

1. Распашка степей,

2. Перевыпас (когда стада животных долго пасут на одном месте, происходит разрушение почвы, исчезают многие растения, страдают дикие животные).

3. Браконьерство,

   Некоторые участки степей охраняются в заповедниках. Так, в степной зоне расположены заповедники: Ростовский, Оренбургский, Даурский.

   ЗОНА ПУСТЫНИ

   Южнее зоны степей становится ещё теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений всё меньше. Появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь становится полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню. В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшие площади по берегам Каспийского моря.

Причины возникновения пустынь:

  1. Высокое расположение солнца над горизонтом
  2. Ничтожное количество атмосферных осадков
  3. Высокое испарение
  4. Отсутствие грунтовых вод

Климат пустынь:

Мало осадков ( иногда летом не бывает ни одного дождя).

Много солнечного света

  Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается до + 70, а температура воздуха в тени + 40. Ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

   Пустыни бывают песчаные и глинистые. Валы из песка – барханы, а растрескавшиеся глинистые участки – такыр.

Особенности растений пустынь:

-имеют мясисто-сочные стебли, листья, или корневища, луковицы, клубни.

- способны запасать и долгое время бережно использовать запасенную воду.

Эти растения называют суккулентами.

- кожица стеблей и листьев  покрыта эластичной лакоподобной пленкой - кутикулой, хорошо отражающей солнечные лучи.

- из полусухой почвы они получают недостаточно воды. Их поливать нужно редко, но обильно.

Растения: верблюжья колючка ( её корни проникают почти на 20м и оттуда добывают влагу), саксаул, колосняк и джузнун (корни этих растений закрепляют пески),

Животные пустынь:

Приспособленность животных в условиях жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные, которые кормятся днём, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Паук - тарантул: у него  4 пары глаз и 8 ног. Никакому насекомому от него не спрятаться, не убежать. На охоту выходит ночью. Руками его не вздумайте трогать, он опасен! Паук ядовит.  Живет в норках.

Тушканчик: лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла,  а хвост льва?  Зачем тушканчику хвост? У тушканчика хвост  втрое длиннее тела. Сразу понятно, что он ему очень нужен.  Хвост для него и подпорка, и толкач,  и балансир, и обманщик  для  врага. Прыгает в длину на 3м.

Песчанки (грызуны), ушастый ёж, корсак (лисички), сайгаки. Пресмыкающиеся: песчаный удавчик, ящерица – круглоголовка, ящурка быстрая.

ПУСТЫНЯ и ЧЕЛОВЕК

Построив каналы, люди во многие районы подвели воду. На орошённых землях появились поля, сады, виноградники.

ОАЗИС

Участки пустынь и полупустынь с обильным естественным или искусственным увлажнением, обусловленным близостью рек и грунтовых вод; с богатой растительностью; обычно густо населены;

   Из домашних животных в этих районах на первом месте овцы и верблюды.

Верблюда называют кораблем пустыни. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые.  Они достигают 2-х метров в высоту. Он может нести до 500кг.  Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.  В горбах верблюда находится жир. Без воды он может обойтись 3-4 дня.

Экологические проблемы:

-        Неумеренное орошение привело к засолению почвы. От этого снижается урожай, а некоторые растения не могут совсем расти.

-        Выпас скота, отсюда больше стало подвижных песков.

-        Браконьерство.

   Для сохранения природы полупустынь и пустынь создан заповедник «Чёрные Земли».

У Чёрного моря

Черноморское побережье Кавказа расположено в субтропической зоне.

   В этой зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Тёплые зимы здесь из-за моря и гор. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт тепло воздуху.  Горы не пропускают сюда холодные северные ветры. Общая длина береговой линии 3400км.

Почвы Черноморского побережья плодородны, а растительность богата.

   В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья – дуб, бук, каштан. В парках и городских улицах красивые растения – кипарис, магнолия, пальма. В садах зреют орехи, инжир, абрикос, персики.

Животный мир:

насекомые – цикады, богомолы, жужелица кавказская, жуки-светляки, бабочка – олеандровый бражник.

Косули, чайки, бакланы. Морские обитатели: дельфины, морские коньки и морские иглы, крабы, медузы.

   

   Овраг – это глубокая длинная с крутыми склонами рытвина на поверхности земли.   У него крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов почти нет растительности.

       Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами, а также на склонах балок. Длина оврагов от нескольких метров до нескольких километров. Выделяют молодые (интенсивно развивающиеся) и зрелые овраги.

    Овраги наиболее распространены в Европейской части России в пределах лесостепной и степной зон, в Средней Азии, — в лёссовых областях Китая, в ряде районов США и тропических стран.

   Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для предупреждения овражной эрозии эффективны агротехнические приёмы, которые устраняют или уменьшают поверхностный сток и способствуют задержанию влаги на полях. На территории с развивающимися оврагами применяют гидротехнические устройства: водозадерживающие валы, валы-террасы, водоотводные канавы, запруды, подпорные стенки и др., а также производят посадку приовражных и прибалочных лесных полос, облесение и залужение склонов и дна оврагов.

 

  Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

Ба́лка (суходол, байрак, лог) — небольшая сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами.

   Балки имеют полого-вогнутое дно, часто без выраженного русла, склоны выпуклые, плавно переходящие в водораздельные пространства. Чётко выраженная вершина обычно отсутствует, ложбина плавно переходит в балку.

   Длина балок обычно от сотен метров до 20—30 километров, глубина от нескольких метров до десятков метров, ширина до сотен метров.

   Склоны и дно задернованы и часто покрыты кустарником или лесом, при истреблении которых балки становятся очагами ускоренной эрозии; распространена в балках донная эрозия. Чаще развиваются из оврагов, но могут возникать и без овражной стадии. Обычны для возвышенностей и равнин лесостепи и степи. Балки возвышенностей могут иметь на склонах скальные обнажения.  

  В отличие от балок, у оврагов дно и склоны не задернованы и подвержены эрозии.

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

время

век

Отличительные черты

Первобытная история

Древнейшие люди появились около 3 миллионов лет назад

Наскальные рисунки

Мир древности

Примерно 5000 лет назад.

Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим (древние памятники – пирамиды, …)

Средние века

С конца V века до конца ХV века

Возникли – Россия, Франция, Англия, Германия… Изобретение механических башенных часов. Зарождение религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. 1445г. – год рождения книгопечатания,

Новое время

1500-1900 великие творцы:

великие творцы: Леонардо да Винчи – художник, писатель Даниэль Дефо, А. С Пушкин, И. С. Тергенев, Л. Н. Толстой

1492г. мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. Первое кругосветное путешествие 1519-1521г. Магелан, освоение русского севера, в 19 в. – освещение, автомобили, радио

Новейшее время

С ХХ  века …

1909г. американец Ро’бер Пи’ри достиг Северного полюса, 1911г. норвежец Амундсен покорил Южный полюс, телевидение, компьютер, лекарства

1961г. 12 апреля Юрий Гагарин побывал в космосе,

I Мировая война (1914-1918), II Мировая (1939 – 1945)

Жизнь древних славян

   Восточные славяне – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

   От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.

Варяги – жители Северной Европы, а греки - жители Византии.

   На торговом пути «из варяг в греки» близ озера Ильмень возник Новгород, а на юге страны на крутом берегу Днепра – Киев. В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. После  него новгородским князем стал Олег. В 882г. он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло древнерусское государство со столицей в Киеве.

   Древняя Русь была многонациональным государством.

   Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верные и преданные княжеские дружинники (воины).

   На карте Европы Древняя Русь появилась в IХ веке.

_____________________________________________________________________

Князь Владимир и крещение Руси (величали Красное Солнышко)

   Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир (княжил в 980 – 1015 годах). Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси – кочевников.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Первыми крещение приняли сам князь Владимир и его дружина.

   988 – й  - год Крещения Руси

С христианством на Руси стала распространяться грамотность, просвещение.

_____________________________________________________________________

Страна городов

   Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался Кремлём.

Внутри располагались княжеский двор и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд.

Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым (княжил в 1019 – 1054 годах). По его приказу в Киеве сооружают Золотые ворота, торжественный Софийский собор.

Древняя Русь славилась своими городами.

   В IХ веке монахами Кириллом и Мефодием была создана славянская письменность – кириллица.

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

   К середине ХII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Каждый князь хотел править сам и никому не подчиняться.

   В ХIII веке на Русь напали кочевники с востока и Азии – монголы.

Русские не смогла объединиться для отпора.

Поход на Русь возглавил хан Батый. В 1237 году первым монголами была повергнута Рязань. В феврале 1238г.  – Владимир, а затем и ещё несколько городов. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. В 1240г. – был захвачен и разрушен Киев.

Большинство русских земель попали в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать дань орде. Но в борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

   Новая угроза появилась на северо – западных рубежах Русь. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей – крестоносцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).

   В первых числах июля 1240 г. шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Ярославич с дружиной. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову 15 июля 1240 года. За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание    Невского.

   Два года спустя (1242г.) Александр Невский во главе рати разбил рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.

____________________________________________________________________

МОСКОВСКИЙ КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА

   Московский князь Иван Данилович, внук Александра Невского, заботился о порядке в своём княжестве. Он правил с 1325  по 1340 год.

Москва – центр княжества – при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлечённые жить под надёжной защитой.

   Жители города вели успешную торговлю, шло строительство города. Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами и именно в это время крепость стали именовать Кремлём.

   Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды.  Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. И с этого момента князь смог прикупить много новых земель и расширить свои владения. Он был бережлив, но не скупился в помощи бедным. На поясе он всегда носил кошель с деньками (по-древнерусски «калита»), из которого подавал нищим. Поэтому и прозвали его Калитой.

   Московское княжество стало сильнейшим в Северо – Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

  Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды.  Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов – перестать платить ненавистную дань. Готовясь к борьбе с Ордой, князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены.

   В то время в Орде тоже было неспокойно, соперники вели ожесточённую борьбу за власть. Одним из самых сильных правителей оказался Мамай.

   Летом 1380 года Мамай двинул свои войска на Русь.

А князь Дмитрий Иванович послал гонцов в разные стороны Русской Земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины.

   В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком  - рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И началась жестокая сеча.

   Битва была страшная. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.

Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

   Весь о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

   Возросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей.

Пётр I

   В истории Пётр остался под именем Великий (правил с 1682 по 1725 год).

Всю свою жизнь царь неустанно заботился о пользе Отечества.

Пётр I стал царём в 10 лет  вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

   Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

   С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал «потешные полки». «Воины» - сверстники царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму.

   На реке Яузе была построена «потешная крепость» - там юных солдат учили осаде и штурму крепостей.

  Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку и переросла в увлечение Петра военными науками. С «потешных полков» и началась новая регулярная русская армия.

   Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

   Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

   Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

   Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

   Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.

   

Реформы Петра

1 января 1700 года в России введён юлианский календарь Указом Петра I. Было принято решение о начале нового года первого января, а отсчет лет вести от Рождества Христова.

   Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени.

Был создан могучий военный флот, а во главе армии встали образованные офицеры. Возникли школы, училища, гимназии и Академия наук.

   Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Была открыта первая публичная библиотека и первый музей.

   Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Пётр запретил носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.

   Град Петра

   16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.

   Город начался со строительства Петропавловской крепости. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещён флюгер в виде ангела.

   Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые.  Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа.

   В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад.

   Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В честь этого святого в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. В лавру были перенесены останки князя Александра Невского. Пётр сам правил кораблём, на котором они были привезены в лавру.

   В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

Михаил Васильевич Ломоносов

   Родился в 1711 году в семье крестьянина-помора в деревне Мишанинская около Холмогор в устье северной Двины. С детства был очень любознательным. В 11 – 12 лет начал постигать грамоты. В 1730 году ломоносов отправился в Москву, чтобы постигать науки. Ему сначала было тяжело учиться, но благодаря своему упорству в 1735 году его как одного из самых лучших учеников отправили на учёбу в Петербург, затем в Германию. По возвращении на Родину он стал работать в Академии наук в Петербурге.

   Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.

   Ломоносов был еще и замечательным организатором. Именно он 250 лет назад основал Московский университет, первое настоящее высшее учебное заведение России. В отличие от западноевропейских университетов преподавание в нем велось не на латинском, а на русском языке. В университете могли учиться дети не только дворян, но и других слоев населения.

   Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. На основании полученных образцов Михаил Васильевич составил каталог минералов России.

Открытия Ломоносова

Открытия в области литературы, поэзии

- Создал Российскую Грамматику

Открытия в области физики

- Открыл закон сохранения материи

- Сконструировал термометр

- Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

Открытия в области химии

- Открыл первую химическую лабораторию в России

- Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс

- Разработал принципы новой науки «Физической химии»

Открытия в области астрономии

- Открыл атмосферу на Венере

- Построил телескоп

Открытия в области географии

- Разработал приборы для морского кораблевождения

- Составил «Полярную карту»

Открытия в области геологии

- Теория возникновения минералов и металлов.

- О причине землетрясений.

Открытия в области истории

- Написал 1-ый том Российской истории.

- Составил «Краткий Летописец с родословием»

Ломоносов – художник

- Открыл секрет изготовления смальты.

- Изготовил 40 мозаичных картин.

- Избран почетным членом Петербургской Академии художеств

Екатерина Великая

   В  1721  году  умирает  Петр  I.

В  течение  41  года  в  Российской Империи сменяются  6  императоров.

   Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. ( Екатерина родилась 21 апреля 1729 г. Её настоящее имя Софья Августа Фридерика Ангальт Цербстская, приняв православие она была обручена с великим князем Петром Фёдоровичем Романовым, после чего получила титул великой княгини и новое имя Екатерина.)

   В  1762  году  после смерти супруга Петра III на  престол  восходит Екатерина.

   Время  её  правления (34  года)  называют  Золотым  веком России  или  Эпохой  Просвещения.

   Императрица была выдержанная, хорошо умеющая владеть собой, подавлять вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримирима к противникам, умела быть жестокой. Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора.

   Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения.

  Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных.  Она  продолжает  реформы  Петра  Великого.

 Все время её правления было наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой.

   Санкт-Петербург  стал  самым  многолюдным  городом  Империи.

В Петербурге на главной площади возник памятник Петру I – «Медный всадник»

Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты.

В  середине  XVIII  века  на  берегу  Невы  возводится  великолепный  Зимний  дворец.

   В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству»

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

   Екатерина II облегчила и жизнь монастырских крестьян, освободив их от повседневных наказаний, от службы в дворне, насильственных браков.

    В 1763 году открыта медицинская академия, готовящая профессиональных медиков.

     В 1764 году в Петербурге открыт Смольный институт благородных девиц.

Бесспорной заслугой Екатерины было открытие Академии наук, Екатерининского училища, множества закрытых гимназий и т.п.

ЗАДАЧИ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ:

- Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

- Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

- Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

- Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

- Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

   В царствование Екатерины Сенат был разделен на 6 департаментов:

1  департамент.– ведал важнейшими делами управления. (Возможность публикации законов).

2  департамент. занимался судебными делами.

3  департамент. – управлял окраинами, медицинским делом, образованием.

4 департамент. – ведал военными делами.

5 департамент. – занимался делами Украины и Прибалтики.

6 департамент. – выполнял функции Московской сенаторской конторы.

Направления и задачи внешней политики

- Присоединение Черноморского побережья;

- Присоединение земель Правобережной Украины и Белоруссии;

- Усиление влияния России в Прибалтике;

- Получение выхода в Азовское и Черное моря.

- Обеспечивать безопасность петровских завоеваний в Прибалтике;

- Не допустить распространения идей французской революции в России;

- Добиться свободного плавания русских судов по Черному морю и прохода их через проливы Босфор и Дарданеллы.

Итоги  правления  Екатерины  II.

- После правления Екатерины, Россия  была в силе и славе.

- Пространство земель было увеличено почти на 15 губерний.

- Число жителей возросло с 10 до 40 миллионов.

- Увеличились государственные доходы.

- Развивалось образование.

- Народное благосостояние улучшалось.

- Россия получила мировое признание.

- Устроено губерний по новому образцу – 29

- Городов построено – 144

- Конвенций и трактатов заключено – 30

- Замечательных указов издано – 88

- Указов для облегчения народа – 123

- Одержано побед – 78

- Рост внутреннего оборота на 148 млн.руб.

Восстание  Е. Пугачёва.

   В царствование Екатерины II произошло самое крупное в истории России народное  восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.  Идея возвести не престол « мужицкого царя »  потрясла императрицу, в страхе и гневе она

приказала кровавую расправу над восставшими, но заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса.

Русско – турецкая война 1787 – 1791 годов

   Поводом к новой войне послужила попытка Турции вернуть Крым  под свою власть. Летом 1787 года Турция потребовала возвращения Крыма  и открыла военные действия.

Александр Васильевич Суворов

  В 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре.

Федор Федорович Ушаков

   Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки к урокам окружающего мира во 2 классе

Дидактический материал к урокам по окружающему миру во 2 классе по теме "Домашние животные" и "Дикорастущие и культурные растения"...

Карточка к уроку Окружающего мира

Помогите малышам найти мам!...

Карточки к урокам окружающего мира в 4 классе

Карточки к урокам окружающего мира в 4 классе по программе "Гармония"...

Карточки к урокам окружающего мира во 2 классе ("Перспектива")

Дидактический материал к урокам по окружающему миру во 2 классе по разделу "Зима"...

карточки-перфокарты по окружающему миру

Карточки - перфокарты по окружающему миру позволяют быстро провести проверку знаний по определенным темам, значительно экономят время на уроке, дают возможность выявить понимание материала большого чи...

Карточки к уроку окружающего мира 2 класс "Осязание"

Раздаточный материал урока по теме "Осязание" 2 класс...

Карточки к уроку окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника?"

Проверочная работа, кроссворд, задание на раскрашивание помогут проверить изученный материал по теме "Что создавалось  трудом ремесленника?"...