"Собаки - наши друзья и помощники"
материал по окружающему миру на тему

Бабаева Рухмия Уруджовна

Домашние животные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_issledovatel.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

     «Собаки – наши друзья и

                                помощники»                                              

Учитель Бабаева Рухмия Уруджовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................................... ...2                                                                                                       

Собаки – наши друзья и помощники...............................................................................4

1.Происхождение собак....................................................................................................4

2.Эволюция и взаимоотношения с человеком………………………………………....4

3.Особенности собак…………………………………………………………………….5

4.Использование собак…………………………………………………………………..7

4.1.Собаки на войне……………………………………………………………………...7

4.2.Собаки в космосе…………………………………………………………………...10

4.3.Собаки помощники…………………………………………………………………10

4.4.Караульные и розыскные собаки………………………………………………….11

5.Наблюдение за собакой………………………………………………………………11

6.О бедной дворняжке замолвите слово………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………………...13

Список использованных источников.

Приложение.

 

1

ВВЕДЕНИЕ

         Домашние животные – это животные, которые живут с человеком и которых он содержит, предоставляя  кров и пищу. Домашние животные приносят человеку пользу либо как источник  материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Человек каменного периода имел при себе  почти всех наших главнейших домашних животных. Древнейшая историческая летопись, Библия говорит о коровах, овцах, лошадях и др. как о самых обыкновенных принадлежностях пастушеского и земледельческого состояния народов. Словом, время, когда человек приручил современных домашних животных, остаётся неизвестным.

          Базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследовательской проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). И к третьей отнесены специализированные веб-сайты.

  При проведении исследования я использовала следующие методы исследования:

  1. изучение теоретических источников
  2. наблюдение
  3. поисковый эксперимент
  4. описательный
  5. интервьюирование
  6. анализ существующей базы источников по данной проблематике
  7. обобщение и синтез точек  зрения, представленных в источниковой базе.

Объект работы – жизнь собак рядом с человеком в разные исторические периоды.

Предмет исследования – биологические особенности собак.

Цель моего исследования: доказать, что животное является другом и помощником человека.

Задачи:

  1. изучить происхождение собак

2

  1. рассмотреть теоретические подходы к одомашниванию животных
  2. выявить биологические особенности животных
  3. рассмотреть использование собак человеком
  4. провести наблюдение за собакой

Почему я выбрала данную тему и считаю её наиболее актуальной? Во-первых, потому что я люблю  животных. Во-вторых, у многих детей   в классе есть собаки и мне хотелось поделиться с ними интересной информацией. Рассказать им о том, кто является предками собаки, как человек приручил собаку. Хотелось узнать, как можно больше об особенностях собак. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей страны и мне хотелось бы узнать, как собаки помогали нашим воинам в Великую Отечественную войну, как они первые побывали в космосе. Эти животные и сейчас помогают нам. Они сопровождают людей-инвалидов, помогают находить наркотики в аэропорту, спасают людей в горах. В- третьих, потому что  одной из острых проблем в Воркуте и других городах  являются  бездомные собаки. Если собака – дуг и помощник человека, то почему тогда человек так безответственно относится к этим животным. Нужно помнить, что заводя животное, ты берёшь на себя большие обязанности. Вот  слова  известного писателя «Ты в ответе за тех, кого приручил».

           Проблема: собаки -  кто они на самом деле? Гипотеза: собаки – наши друзья и помощники.

Работа состоит из введения, глав основной части, выводов, списка литературы, приложения.

3

СОБАКИ – НАШИ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ

1.Друг это кто?

Изучив, теоретические источники, я получила такие ответы: Друг – это  тот, кто всегда рядом в трудную минуту. Друг – это тот, кто не только помогает советом, но и делом. Он с тобой дружит не ради выгоды, пользы для себя, а ради бескорыстия. Это тот, кто с тобой и в радости, и в горе.

В сборнике русских пословиц мы отыскали пословицы о дружбе:

Без беды друга не узнаешь. Без друга на сердце вьюга. Верному другу цены нет. Верный друг лучше сотни слуг. Для друга всё не туго. Друг в нужде – истинный друг.

Из толкового словаря С.И.Ожегова мы  узнали:

Друг – тот, кто связан с кем-то дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов.

           А откуда вообще пошли собаки на Земле? Проанализировав, существующую базу источников по данной проблематике, я узнала, что около 40 миллионов лет назад на Земле появились примитивные хищные – креодонты, одно из семейств которых дало нам современных собак. Так что в эволюционном плане мы младше наших «меньших братьев».      

 2.  Как всё начиналось? Сближение прародителей современного человека и современной собаки произошло значительно позже. На раскопках стоянок неандертальского человека, жившего примерно 30-70 тысяч лет назад, находили кости, напоминавшие собачьи. Кто же был предком собаки? Одни учёные утверждали, что это волк, другие говорили, что шакал. Косвенным подтверждением теории К.Лоренца являлось то обстоятельство, что у многих народов и в наши дни собака считается «нечистым» животным из-за своих предков-«мусорщиков». Кстати, подобное высокомерие проистекает от невежества: нет в природе «нечистых» животных. А шакал к тому же и полезен. Однако исторический спор решился в пользу волка – это подтверждают и генетические исследования: по числу хромосом в клетках собака и волк не различаются между собой, а у шакала их число иное. Этим объясняется и то обстоятельство, что собака и шакал не смешиваются и не дают потомства. Как

4

действовал самый первый кинолог на Земле, чтобы приручить самую первую на

Земле собаку, мы так и не узнаем. Несомненно, одно: ему требовался друг и сторож. Останки доисторической собаки, найденные в Бельгии в пещере Гойе, возраст которых оценивается 31700 лет до нашей эры, значительно отличаются от доисторических волков по строению черепа.  Отсутствие более ранних археологических находок прородичей современных собак, может быть связано с отсутствием мест захоронения, поясняет д-р Пол Такон, главный научный сотрудник Австралийского музея. Первые захоронения возникли после того как древние люди стали образовывать стоянки и поселения, до этого человек вел кочевой образ жизни.  Существуют находки окаменелых костей волка 100000 лет до нашей эры, которые обнаружены в связи с деятельностью человека. По теории американских биологов, собака приручилась сама.

Культурный процесс одомашнивания собак начался, когда животные стали интегрироваться в социальную структуру человеческого общества. Как только люди поселились и начали заниматься сельским хозяйством, они начали разведение своих собак для различных целей: пасти стада, охранять жилища и различных видов охот.

Антропологи считают, что основным фактором доместикации собак является ее охотничьи качества. Древние люди в борьбе за выживание искали наиболее совершенные методы добычи пищи. Гипотезу об использовании собак для повышения эффективности охоты древним человеком экспериментально была подтверждена в 2004 году финскими учеными.

В поселениях человека собака кроме предупреждающей функции (лай при приближении чужих) играла также санитарную роль, поглощая остатки человеческой пищи, в холодные ночи служила как источник тепла. Таким образом, для ранних человеческих групп совместное проживание с собаками повышало шансы выживания. [Приложение 1.1, 1.2]

Мы можем сделать вывод, что собака –  друг и помощник человека с давних времён.

 3.Понаблюдаем, какие же особенности имеют наши четвероногие друзья?

5

            Собаки могут издавать звуки различной высоты и интенсивности. Потерявшись, они воют, от боли — скулят, а во время еды — рычат. Самки, находясь около щенков, часто волнуются и урчат, когда те беспокойно повизгивают. Наиболее типично для собак лаять.

Представители всех пород способны по собственной инициативе «петь». Многие собаки реагируют на звучание определённых нот и подвывают им. Некоторые собаки, особенно северные, любят петь хором: поднимая головы, они воют в унисон.

           У собак, также как и у человека, выделяют 5 органов чувств.

Слух у собак значительно тоньше. Человек различает звуки частотой до 20 кГц, a большинство собак — до 40 кГц, то есть воспринимает частоты, которые для нас являются «ультразвуковыми».

Обоняние (чутьё) сильно зависит от породы, но все собаки намного превосходят в этом отношении людей, причём некоторые способны учуять даже такие слабые запахи, которые не улавливает, ни один прибор. Например, бладхаунды различают запах конкретного человека среди следов сотен людей.

Хотя вкусовая чувствительность собак изучалась недостаточно, судя по некоторым наблюдениям, она выше, чем у людей.

 У собак развито цветное зрение, хотя и в меньшей степени, чем у человека. У них первый тип колбочек отсутствует,  весь спектр сдвинут в сторону ультрафиолета. Поэтому они, как дальтоники, красный и оранжевый цвет не воспринимают адекватно. Зато собаки различают до 40 оттенков серого.

   Но какие органы чувств для собаки важнее?  Самое главное для собаки – обоняние!  Мы даже не подозреваем о тех еле уловимых запахах, которые воспринимает самая маленькая собачка. Ведь слизистая органов обоняния собаки в тысячу – десять тысяч раз чувствительнее слизистой оболочки носа человека! Собака умеет дифференцировать запахи и выделять из букета ароматов главный, нужный ей. Именно так собаки находят дорогу домой. Проводили несложный эксперимент: везли собаку в машине по хорошо знакомому ей пути. Собака  внимательно принюхивалась к запахам вокруг себя, но была абсолютно спокойна. Стоило машине отклониться с маршрута, как собака выставила мордочку из окна и

6

приняла настороженную позу. Иногда она даже закрывала глаза, как бы выключая все остальные органы чувств и концентрируя обоняние. Замечено, что не симпатизируют курильщикам и алкоголикам. Это происходит оттого, что табачный дым и алкоголь легко раздражают слизистую их органов обоняния.

4. Использование собак.

4.1. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь.  В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. У фронтовых собак была даже своя форма: зимой на них надевали белые халаты, делавшие их незаметными на снегу. Много собак погибло, не меньше было ранено, однако даже смертельно раненая собака старалась до конца выполнить свой долг. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках, находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин. За годы войны было подготовлено более 6.000 минно-розыскных собак, на счету которых более 4 миллионов найденных мин. [Приложение 2.1.] Собаки были и взрывниками: неся на себе взрывчатку, бросались под танки. В Сталинградской битве собаки сожгли 63 танка врага — целую танковую бригаду. Диверсионные собаки подрывали и эшелоны врага. Собак мобилизовали у мирного населения, невзирая на возраст и породу. 29 августа 1944 года начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии сообщал в приветственном письме по случаю двадцатилетия Центральной школы: "За истекший период Великой Отечественной войны на собаках было вывезено 500 тысяч тяжело раненных офицеров и бойцов, и теперь этот вид транспорта получил общее признание". Благодаря сообразительности и выучке собачьи команды могли действовать поразительно слаженно, инициативно и эффективно. Вот как описала работу такого "подразделения" во время снятия блокады в 1944 году Тамара Родионовна Овсянникова, служившая связисткой в 268-й стрелковой дивизии: "...Я взяла катушку, и побежала по этому полю около железной дороги... И вдруг смотрю – вроде как волки, две собаки. Смотрю –

7

волокуша, раненый лежит, и они вокруг раненого вертятся, вертятся. Я волокушу подтащила им. Собака легла рядом с раненым, а у нее на боку санитарная сумка - раненый себе ногу перевязал, я им помогла его на волокушу погрузить, они впряглись, и потащили его”.

         Из директивы начальника инженерных войск Советской Армии всем фронтам от 17 ноября 1944 года: “В Ясско-Кишиневский операции взвод собак-миноискателей успешно выполнял задачу по сопровождению танков. Этот специально обученный взвод сопровождал танки во всю глубину зоны оперативных заграждений противника. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, собаки-миноискатели под прикрытием огня танков производили разведку и обнаруживали минные поля”. Из донесения командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942г.: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится». Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-“кукушек”. Чаще всего в каждый из отрядов входили 1-2 стрелковых отделения, оперативный работник органов НКВД или НКГБ, связист с радиостанцией, и вожатый со служебно-розыскной собакой. Из директив: «ГУКР считает нужным еще раз напомнить, что при проведении войсковой операции в Шиловичском лесу собаки, обладающие верхним и дальним чутьем и опытом отыскания тайников и схронов, должны быть использованы на самых перспективных участках». В том же архиве сохранилось ещё одно забавное распоряжение, касающееся собак: «за то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются, вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди». На боевом счету частей военного собаководства свыше 300 подбитых танков, более 200 тыс. доставленных донесений в периоды, когда отсутствовали другие средства связи, подвезено на огневые рубежи 5862 т. боеприпасов. Обследована территория в 15153 кв. км. С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и

8

населённых пункта, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов

мин. В 1941-1943 годах было сформировано 168 отдельных отрядов, батальонов и полков различных служб по собаководству, среди них - 69 отдельных взводов нартовых отрядов, действовавших на различных фронтах Великой Отечественной. Отряды ездово-нартовых упряжек были неотъемлемой частью санитарного транспорта и зимой, и летом. Они вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов и офицеров и доставляли на огневые позиции боеприпасы. [Приложение 2.2.] На Карельском фронте, в условиях снежных заносов, бездорожья и распутицы нартовые упряжки были основным видом транспорта для доставки питания на передовые линии фронта и подвоза боеприпасов. В своих донесениях начальник 53-й Санитарной армии писал о ездово-санитарных упряжках: "За время нахождения при 53 Армии отряд собак нартовых упряжек участвовал в наступательных операциях по эвакуации тяжело раненных бойцов и командиров с поля боя по взятии Демянского укрепленного противником района и, несмотря на трудные условия эвакуации, лесисто-болотистую местность, плохие, труднопроходимые дороги, где не было возможности вывозить раненых конным транспортом, успешно работал по эвакуации тяжело раненых бойцов и командиров и подвозу боеприпасов наступающим частям. За указанный период отрядом вывезено 7551 человек и подвезено 63 тонны боеприпасов". Начальник санитарной службы 855-го стрелкового полка отмечал: "Санитарные упряжки имеют большую возможность маскироваться. Каждая упряжка заменяет минимум 3-4 санитара. Эвакуация при помощи санупряжек осуществляется быстро и безболезненно для раненых". 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. По своему размаху, по количеству участников — около пятидесяти тысяч солдат, офицеров и генералов со всех фронтов, парад стал самым большим  в истории России. И вот по лиловой брусчатке Красной площади двинулись сводные полки всех фронтов, от Карельского до 4-го Украинского, сводный полк Военно-Морского флота, части гарнизона Московского военного округа. Прогрохотали гусеницами знаменитые танки Т-34, прошла артиллерия всех калибров, лихо прогарцевала конница. И вдруг, в завершение парада на Красной площади показались … собаки. Мягко ступая упругими сильными лапами, они шагали

9

рядом со своими проводниками-солдатами, у левой ноги, четко держа равнение, точно понимая всю значительность момента. За что же, за какие высокие заслуги им была оказана такая высокая честь? Да за то, что в победе над врагом был и их немалый вклад.   Всего за годы войны собаки спасли жизнь 650 тысячам раненых и доставили на передовую шесть тысяч тонн боеприпасов – это две тысячи грузовиков ЗИС-5.   Кончилась война, наступили мирные времена. Но в Советском Союзе на государственной службе трудились семьсот тысяч собак: пограничные, служебно-розыскные, сторожевые, охотничьи. Кроме них, верно служили людям пастушьи и ездовые собаки. [Приложение 2.3, 2.4]

4.2.В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Приборы, следившие за состоянием собаки во время полёта, передали на Землю, что всё благополучно и животное совершенно спокойно реагирует на невесомость и прочие неудобства, связанные с космическим путешествием.  К сожалению, программой полёта не было предусмотрено возвращение спутника с собакой на Землю. Лайка погибла, но благодаря ей люди узнали, что полёт человека в космос возможен. [Приложение 3.1.] Первыми собаками, вернувшимися из космоса живыми и невредимыми, были Белка и Стрелка. [Приложение 3.2.] В августе 1960 года корабль, в котором они находились, облетел Землю 17 раз и совершил мягкую посадку. Полёт Белки и Стрелки стал большой удачей. [Приложение 3.3.]

4.3.Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Человеку, потерявшему зрение, собака заменяет как бы глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Собака

вместе с хозяином обходит препятствие, она ждёт, когда проедут машины и лишь,

потом переводит слепого человека через дорогу. [Приложение 4.1.] Всероссийское общество слепых в Москве имеет специальную школу, в которой обучают собак-поводырей.

Собаки-спасатели помогают человеку находить тела людей под руинами. [Приложение 4.2]

Не так давно  собаки овладели профессией газовщика. Они проходят вдоль газовой магистрали, проверяя, нет ли утечки газа.

Собаки-геологи обнаруживают полезные ископаемые на глубине нескольких

10

метров.

В горах  работают специальные собаки – спасатели. [Приложение 4.3.]

Сейчас собак используют для поисков потерпевших аварию самолётов.

Широко распространена служба собак на аэродромах: четвероногие таможенники прекрасно научились находить взрывчатку, оружие, наркотики.  

4.4. Военные направления дрессировки собак в двадцатом веке сформировали современный (по данным на 2010г.)  курс дрессировки, называемый Защитно-караульная служба (ЗКС). По нему готовят собак, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. [Приложение 5.1.] Курс дрессировки включает в себя:

выборку чужой вещи — опознание человека по запаху его вещи;

охрана предмета или территории;

задержание с окарауливанием и конвоированием;

обыск местности на предмет вещей или человека.

Трудно обойтись без собак при охране общественного порядка, при патрулировании местности и задержании нарушителей общественного порядка. Одна служебная собака делает столько,  что и целый взвод не справится. Она не только помогает найти грабителя при прямом преследовании, но и может опознать

его по запаху принадлежащей ему вещи. Собака- ищейка – гроза для всех

нарушителей закона. [Приложение 5.2.]

5. Ученики класса  провели наблюдение за своими четвероногими друзьями и вот, что я узнала. [Приложение 6.] О намерениях собаки говорят не только движения хвоста, туловища, но и  выразительная мимика.

В агрессивном состоянии взгляд собаки становится твёрже и острее. Обнажаются зубы, а на морде образуются складки. В состоянии полного умиротворения и покоя у собак появляется выражение, напоминающее улыбку. При этом в углах рта образуются складки. Именно такой улыбкой и бешеным размахиванием  хвоста собака обычно встречает хозяина. Наше настроение мгновенно передаётся собаке; имеются доказательства, что собака способна реагировать даже на неосознанную активность человеческого мозга, как бы предвидя действия человека. Маленькие щенки всё грызут. Наказанием здесь не

11

помочь: у щенков режутся зубки. Самое главное в этой ситуации класть свои вещи на место, предложив щенку вместо карандашей и тапочек подходящие игрушки.

          Собаки умеют нас успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе.  Вот мы открываем дверь квартиры…Радостный визг, преданный собачий взгляд. А, когда на наши колени ложится лохматая морда, становится совсем хорошо. А когда мы болеем – разве не лежит часами возле кровати лохматый друг? А если на руке царапина или порез – разве он своим лизанием  не старается залечить это место?

          Мы провели урок исследования. Я с классом была на экскурсии у кинологов. Мы видели обученных овчарок. Кинологи нам рассказывали о собаках, показывали, что они умеют делать. Мне очень понравилось, когда собака по запаху шапки находила хозяина. А ещё мне и ребятам понравилось, когда один из кинологов переоделся в нарушителя, при предупредительном выстреле, собака начала задержание нарушителя. Я видела, как собаки могут бегать с препятствиями.

6.Откуда берутся бездомные собаки?

Взять животное в дом – это большая ответственность перед  ним и перед окружающими людьми. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных надо вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Собаку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям и прохожим. Нередко хозяину становится в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом. По вине таких людей многие собаки становятся бездомными и очень несчастными. В Воркуте появилось общество защиты бездомных животных, но питомника для собак нет. [Приложение 7.] Ребята из моего класса нарисовали питомник для собак. [Приложение 8.] Сегодня в России уголовная ответственность за жестокое обращение с животными прописана в статье 245 УК РФ. Она предусматривает следующие санкции: наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей, исправительные работы сроком до одного года, арест сроком до шести месяцев либо лишение свободы на два года. Прецеденты в Воркуте уже были.

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учёные считают, что собаки являются связующим звеном между человеком и областью, находящейся за пределами обыденного человеческого восприятия, о существовании которой мы можем только догадываться. Эти необычные существа покорили наши сердца, став в большинстве своём хозяевами наших домов. Они одни из первых, кто стал другом человека – эта связь длится на протяжении многих времён.

Обобщив и синтезировав проделанную работу, я считаю, что собаки – наши друзья и помощники. Цель работы достигнута.

Меня  заинтересовал вопрос, живут ли у ребят дома собаки? Я провела интервью у  52 человек, учащихся 3 и 4 классов. Из 52 учащихся имеют дома собак 12 человек.

Я благодарю своих одноклассников за то, что они помогали нам  в сборе информации, принесли фотографии своих любимцев.

Для своих одноклассников, и всех желающих,  предлагаю кроссворд на тему «Наши верные друзья» [Приложение 9.].

13

Список использованных источников.

«Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С.Сергеев, М., АРКТИ, 2008, с.77.

«Организация проектной деятельности в школе», С.Г.Щербакова, В., Учитель, 2009, с.60.

СловарьС.И. Ожегова, РАНИРЯ им. В.В.Виноградова, М.,1999, с.937.

Энциклопедия «Всё обо всём», Слово, 1994, с.467.

Энциклопедия  «Животные в доме», Издательство АСТ, 2001, с.478 .

Энциклопедия «Самые, самые…», Издательство Астрель, 2002, с.452 .

Imaqes.yandex.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

«Словари – наши друзья и помощники».

Цели: 1. Заинтересовать учащихся справочной литературой.2. Закрепить ранее полученные знания на уроках.3. Привить навыки пользования словарями.4. Научить самостоятельно получать ответы на вопросы...

Витамины- наши друзья и помощники.

Технологическая карта к занятию на тему "Витамины- наши друзья и помощники"....

Неурочное занятие на тему "Книги - наши друзья и помощники"

материал для проведения ввнеурочного занятия по программе "Дорогую открытий и добра" авторов Н.Н. Дементьева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова,Н.Ю. ЯшинаТема "Книги - наши друзья и помощники"минимк ...

Внеурочная деятельность.Школа доктора Айболита» Витамины наши друзья и помощники.

Расширение знаний детей о пользе витаминов для здоровья человека....

Презентация "Словари-наши друзья и помощники"

В объяснении значений слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объясня...

Словари - наши друзья и помощники

Словари - наши друзья и помощники...