Государственная граница окр мир 4 кл
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема Государственная граница
Класс 4
Программа Перспектива
Учитель Резанова Т.А.
Цели:
- Дать понятие «государственная граница», рассказать о её значении; познакомить с видами границы России, её протяжённостью.
- Стимулировать:
— интерес к соседним государствам;
— добрососедское и уважительное отношение к многообразию культуры соседних государств
Личностные умения:
— проявлять интерес к соседним государствам;
— проявлять добрососедское и уважительное отношение к многообразию культуры соседних государств.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан» и использовать их в активном словаре;
— объяснять смысл пословицы и обосновывать своё мнение;
— определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве и обосновывать своё мнение;
— определять условия пересечения государственной границы России и обосновывать своё мнение;
— определять объекты всемирного природного наследия Беларуси и обосновывать своё мнение;
— определять природные особенности и образ жизни в Монголии и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать о крайних точках границы России;
— рассказывать о сопредельных с РФ странах;
—рассказывать о Беларуси, об особенностях её культуры, о памятниках всемирного наследия;
— рассказывать о Монголии и особенностях культуры этой страны;
— определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства;
— составлять памятку о правилах пересечения государственной границы России;
— оформлять презентацию об объектах всемирного природного наследия Беларуси и представлять её;
— оформлять презентацию о соседних с Россией государствах и представлять её.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка д/з
- Расскажите о местоположении России.
- Назовите государственно правовые общности, входящие в состав Российской Федерации. (Республика, край, область, округ, город федерального значения.)
- Расскажите о значении, которое придавали наши предки порогу в доме. (Порог — граница родного дома, родного пространства, поэтому на нём нельзя было сидеть и стоять.)
III. Работа по теме урока
1)- Послушайте стихотворение С.Маршака
На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю,
Наше небо сторожа.
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Государственная граница России)
- Объясните значение слова «граница» (работа со словарём)
(Граница — рубеж, разграничительная черта, линия, отделяющая одно от другого.)
- Объясните значение выражения «государственная граница».
(Государственная граница — это условная линия, определяющая пределы государственной территории, разделяющая смежные государства; черта раздела.)
- Расскажите о видах границы государства в зависимости от природных особенностей территории.
- Расскажите о целях обустройства государственной границы.
- Расскажите об охране государственной границы.
2) - Объясните значение понятий «виза», «безвизовый режим». (Виза — разрешение на въезд в страну, на выезд из страны или проезд через неё; безвизовый режим — такие отношения между государствами, когда их гражданам не требуется получать визу для въезда на территорию этих государств.)
- Объясните значение слова «таможня». (Таможня — государственное учреждение, контролирующее провоз через границу людей, почты, грузов и взимающее пошлины, специальные сборы.)
- Расскажите о месте расположения таможни. (В морских и речных портах, в международных аэропортах, на пограничных пунктах и железнодорожных станциях, в крупных центрах страны.)
- Расскажите о контроле за пересечением границы людьми и грузами.
- Расскажите о пограничной службе нашего Отечества в прошлом.
3) Учебник, с. 30—33.
- Верно ли, что граница государства обозначается на суше так же, как на воде или в воздухе? Обоснуйте своё мнение.
- Верно ли, что государственную границу в воздушном и водном пространстве охранять не обязательно? Обоснуйте своё мнение.
- Раскройте смысл пословицы и обоснуйте своё мнение.
«Нашей границы не перелететь и птице».
- Верно ли, что въезд в Россию осуществляется в безвизовом режиме? Обоснуйте своё мнение.
4) Рабочая тетрадь, с. 20, № 2, с взаимопроверкой.
Определите и укажите на карте крайние точки границы Российской Федерации на севере, востоке, юге и западе.
(Крайние точки России, включая острова:
Северная точка — окрестности мыса Флигели, Земля Франца-Иосифа, Архангельская область.
Южная точка — не именованная на картах точка с высотой свыше 3500 м расположена в 2,2 км к востоку от горы Рагдан и к юго-западу от гор Несен (3,7 км) и Базардюзю (7,3 км), Дагестан.
Западная точка — погранзастава Нармельн, Балтийская коса, Калининградская область.
Восточная точка — остров Ратманова, Чукотский автономный округ.)
- Определите и напишите название каждого государства, с которым граничит Россия на суше и на море.
5)- Верно ли, что для выезда за пределы Российской Федерации требуется только наличие заграничного паспорта? Обоснуйте своё мнение.
- Верно ли, что несовершеннолетний ребёнок может самостоятельно покинуть пределы страны при наличии у него заграничного паспорта? Обоснуйте своё мнение.
- Верно ли, что при прохождении таможенного контроля необходимо только предъявить багаж? Обоснуйте своё мнение.
Сообщение учителя
В 1996 году Государственной Думой принят федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Правила выезда из России:
1) паспортно-визовые формальности:
— оформить общегражданский заграничный паспорт. Для выезда несовершеннолетнего ребёнка за границу необходимо иметь свидетельство о рождении ребёнка или заграничный паспорт и нотариально заверенное разрешение (согласие) на выезд ребёнка на сопровождающее лицо;
— получить визу (для стран с визовым въездом). Виза может быть туристической, виза приглашение для посещения родственников или деловых поездок). При пересечении границ в загранпаспорт ставятся специальные штампы с датами въезда выезда, их отсутствие свидетельствует о нарушении визового режима страны;
— иметь медицинскую страховку;
— приобрести билеты и документы на обратный путь или на дальнейшую поездку;
2) таможенные формальности:
— заполнить таможенную декларацию (письменное заявление с перечнем денежных сумм, драгоценностей, товаров, перевозимых через границу) для лиц, достигших 16$летнего возраста. Провоз вещей и товаров сверх установленной нормы облагается налогом;
— пройти таможенный досмотр;
3) прохождение пограничного контроля.
6) Работа в парах
- Составьте и оформите памятку о процедуре пересечения границы России. (взаимооценка)
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Государственная граница России"
Окружающий мир 4 класс....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Государственная граница России" 3 класс
УМК "Перспетива"...
Тест "Государственная граница России"
Тест по окружающему миру на тему «Государственная граница России», 4 класс...
Тест по окружающему миру "Государственная граница России" 4 класс
Тест по окружающему миру по программе Перспектива"....
ВЫБОРКА из нормативных правовых актов в области защиты государственной границы Российской Федерации и ответственности за их нарушение
Уголовный кодекс Российской Федерации...
Тест по окружающему миру. по теме "Государственная граница России". 4 класс
Тест по окружающему миру по теме "Государственная граница России. Путешествие за границу России". 4 класс. УМК "Перспектива"...
Тест по окружающему миру в 4 классе УМК «Перспектива» по темам: «Государственная граница России», «Путешествие за границу России».
Тест по окружающему миру в 4 классе УМК «Перспектива» по темам: «Государственная граница России», «Путешествие за границу России»....