Горные породы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели:
· Сформировать представление учащихся о разнообразии горных пород; рассмотреть условия образования вулканических и осадочных пород.
· Вести понятие «окаменелости».
· Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся.
· Воспитывать познавательный интерес к изучению горных пород; способствовать развитию учебного сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornye_porody.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 21
Горные породы
Цели:
- Сформировать представление учащихся о разнообразии горных пород; рассмотреть условия образования вулканических и осадочных пород.
- Вести понятие «окаменелости».
- Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся.
- Воспитывать познавательный интерес к изучению горных пород; способствовать развитию учебного сотрудничества.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Встаньте ровно. Покажите, что вы готовы к уроку. Тихо сядьте на свои места.
- Проверка домашнего задания.
1. Ответы на вопросы на стр. 76-77.
2. Работа с картой.
- Покажите границы России и назовите государства, с которыми граничит наша страна.
- Какие моря омывают берега РФ?
- О чем еще рассказывает нам карта?
- При каком царе в России появилась первая карта?
- Каков был её масштаб?
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы ответим на вопрос: чем богаты недра России.
- Запишем тему урока: «Горные породы». (Слайд 1)
- Цели урока прочитаем на слайде. (Слайд 2)
- Когда вы путешествуете, что находится у вас под ногами? (Земля, вода, горы, равнины, водоемы, песок, глина, камни и т. д.) (Слайды 3-4)
- Сверху лежит слой почвы, на котором растут растения. А под тонким слоем почвы располагаются горные породы. Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают горные породы и как они образуются.
- Работа по теме урока.
- Где можно увидеть горные породы?
- Да, на обрывистом берегу реки, на стенках глубокой ямы или оврага можно увидеть слои песка, глины, камней. Толщина слоев различна: от нескольких см до десятков метров. (Слайды 5-6)
- Горные породы бывают плотные и рыхлые. Гранит, известняк, уголь – плотные, а песок, глина, мел – рыхлые породы. (Слайды 7-8)
- Из горных пород состоят горы, равнины, дно водоемов. (Слайд 9)
(Показ образцов горных пород.)
- Почему горные породы все различны? Это зависит от условий их образования.
- А из-за чего могут образовываться горные породы? (Слайд 10)
- после извержения вулкана
- после разрушения этих извержений ветром, водой, солнцем
- из остатков животных и растений, населявших нашу землю ранее
- под действием высокой температуры и давления
- Давайте проверим наши предположения по учебнику на стр.78. (Чтение текста.)
- Так как же образовалась 1 группа горных пород? Какие это породы?
- Как образовалась 2 группа? Какие породы?
- Каким образом образовалась 3 группа? Какие породы относятся сюда?
(Рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассматривание и обсуждение образцов горных пород. (На столах стоят коробочки с образцами горных пород.))
Зарядка для глаз.
По буквам, по строчкам,
По цифрам и точкам (Движения глаз слева направо)
Бежали, бежали, бежали, (Ритмичное смыкание глаз)
Устали! (Остановка движения глаз)
Сидел со мной рядом сосед.
Закрыл я глаза – и соседа уж нет! (Смыкание глаз)
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти! (Повороты головы с закрытыми глазами)
Хотим, чтоб скорее учитель сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!» (Открыть глаза)
- Прочитайте второй абзац на стр. 79.
- Какое новое понятие вам встретилось? (Окаменелости.)
- Объясните, что такое окаменелости.
- Что по ним можно узнать?
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 79. (Слайды 11-12)
- Послушайте сообщение, о чём рассказал каменный уголь.
Каменный уголь рассказал ученым о древних растениях.
250 – 300 миллионов лет назад росли на нашей планете удивительные растения, каких теперь нигде на земном шаре не встретишь. Это были гигантские тридцатиметровые папоротники с огромными толстыми стволами и раскидистыми листьями. Такие же высокие, похожие на свечи, хвощи. Мощные сигиллярии, плауны. Теперь в лесах тоже растут папоротники, хвощи, плауны, но сильно изменившиеся, ставшие низкорослыми травами.
Погибая, деревья падали на влажную, заболоченную почву. Новые деревья, которые вырастали на месте погибших, постигала та же участь. А под тяжестью вновь упавших, старые стволы погружались все глубже и глубже в болотистую почву. Сюда не проникал воздух. Постепенно на протяжении сотен тысяч лет превращались они сначала в мягкий коричневый торф, а потом в твердый черный уголь.
Нередко в каменном угле можно увидеть следы его растительного прошлого: отпечатки листьев папоротника, стеблей, а иной раз даже целые окаменевшие стволы. (По Б. Дижур)
- Послушайте о том, какими были первые растения на Земле.
Осенью 1912 года около деревни Райни в Шотландии сельский врач У. Макки, который для собственного удовольствия занимался геологией, сделал срез в породе и вдруг увидел прекрасно сохранившиеся остатки. На голом тонком стебле си дели несколько вытянутые в длину шарики с толстыми стенками. Как выяснилось позднее, это было древнейшее на Земле растение. Оно жило около 415 миллионов лет назад. Его назвали куксонией. Позднее остатки куксонии и похожих растений (хлорнеофита, ринии, псилофита) нашли в Чехии, в США, в Западной Сибири. Их всех назвали ринофитами, по имени деревушки Райни. (По Л. Багровой)
- Послушайте сообщение о том, какими на Земле были первые лошади и слоны.
Изучая тысячи окаменелых костей животных, ученые установили, что древние предки лошадей были чуть больше зайца, и хвост у них был, как у кошки. На ногах этих зверьков, как и у собак или кошек, было пять пальцев. Потом на Земле жили трехпалые предки лошадей, и лишь постепенно на ногах у лошадей остался один палец, одетый копытом. С такими ногами было удобно бегать по ровным степям и прериям. У предков слонов хобот был чуть длиннее, чем нос у тапира, живущего теперь в Южной Америке. Значит, предки лошадей бегали хуже, чем современные лошади. Предки слонов не могли своим коротким носом срывать плоды с ветки высоких деревьев, как это делают современные слоны своим длинным хоботом. (По С. Альтшулеру)
- Ребята, по окаменелостям был восстановлен облик древней стрекозы, размах крыльев которой был более 1 метра. А вот некоторые окаменелости почти совпадают с современными животными. Например, тараканы, живущие в Северной Америке, или крокодилы из Африки.
- Сейчас прочитаем дополнительный текст на стр. 80.
- Что же нового вы узнали из этого сообщения? (Слайды 13-14)
V. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Зачем мы изучали эту тему?
- Как же образуются горные породы?
- Какие породы вы запомнили?
- О чем могут рассказать окаменелости? (Слайд 15)
VI. Домашнее задание: стр. 78-79 пересказ, зад. 11 стр.34 в РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Горные породы"
Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. М. В. Ломоносов.Участие в исслед...
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...
Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"
Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке дети, работая в группах, исследовали горные породы, проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...
Горные породы
Ход урока = презентация...
Урок "Горные породы и минералы"
Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...
Урок на тему "Горные породы и минералы нашей Родины и Донского края"
Разработка урока + презентация...