рабочая программа по окружающему миру 4 класс Планета знаний
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа по окружающему миру 4 класс Планета знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по окружающему миру 4 класс Планета знаний 2 часа в неделю | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный год: 2015-2016
Наименование учебного предмета: окружающий мир
Класс: 4б
Количество часов: по учебному плану: всего часов в год 68; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 4-й класс. Учебно-методический
комплект «Планета знаний»: «Окружающий мир», авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов [сборник]. — М.:Астрель, 2013. — 413, [3] с. — (Планета знаний).
Учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов (часть 1), И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин (часть 2). Учебник для 4класса, – М., АСТ, Астрель, 2014 г;
Дополнительная литература:
Методическое пособие «Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» авторов Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: АСТ Астрель, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
- Авторской программы по предмету «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования РФ, программы Г.Г. Ивченковой, И.В. Потаповой и рассчитана в 4 классе на 68 часов. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2013г.
- Учебный план МБОУ СОШ №1 села Чекмагуш на 2015/2016 учебный год.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Особое значение предмета « Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем.
Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребенка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей
Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»:
Человек и природа.
Человек и общество.
Правила безопасной жизни.
Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принципы:
- дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;
- целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом;
- развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;
- гуманитаризации, который реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
- культуросообразности, который предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны;
- спиралевидности, который рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне;
- вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику и реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника;
- специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, маленькой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;
- гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основным методом организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является наблюдение. В процессе изучения курса используются словесные методы (беседа), экспериментирование, опыты.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс (68 ч)
Наш край (22 ч) – Региональный компонент.
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны. Вологодская область в годы войны. Вологжане – герои Великой Отечественной войны (региональный компонент).
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Характеристика результатов формирования УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны, своего края (региональный компонент);
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, вологжанина, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, Вологодской области, ответственности за общее благополучие (региональный компонент);
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края (региональный компонент);
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны, своего края (региональный компонент);
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
- различать план местности и географическую карту;
- читать план с помощью условных знаков;
- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
- объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
- рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
- выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
- предсказывать погоду по местным признакам;
- характеризовать основные виды почв своего края;
- характеризовать распределение воды и суши на Земле;
- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять причины смены времён года;
- применять масштаб при чтении плана и карты;
- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации, Вологодской области, находить на карте Вологодской области города Вологду, Череповец, Великий Устюг, Вытегру, реки Сухону, Шексну, Вытегру (региональный компонент);
- различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности Вологодского края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | примечание | Дата факт. |
1 | Что такое погода | ||
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы | ||
3 | Предсказание погоды | ||
4 | Экскурсия в смешанный лес | ||
5 | Экскурсия к водоёму | ||
6 | Экскурсия на луг или в поле | ||
7 | Наша местность на плане и карте | ||
8 | План местности. Практическая работа | ||
9 | Географическая карта. Практическая работа | ||
10 | Равнины | ||
11 | Горы | ||
12 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | ||
13 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши | ||
14 | Богатства недр Практическая работа | ||
15 | Разнообразие почв | ||
16 | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу | ||
17 | Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека | ||
18 | Какие растения растут в лесу | ||
19 | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека | ||
20 | Водоём | ||
21 | Искусственные сообщества. Поле. Животные обитатели полей. | ||
22 | Сад. Проверочная работа по теме «Наш край» | ||
23 | Какую форму имеет Земля | ||
24 | Карта полушарий | ||
25 | Движение Земли | ||
26 | В пустынях Африки | ||
27 | Экваториальные леса Южной Америки | ||
28 | Антарктида. Австралия. Евразия | ||
29 | Карта России | ||
30 | Зона арктических пустынь | ||
31 | Тундра | ||
32 | Зона лесов | ||
33 | Степи. Практическая работа | ||
34 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля» | ||
35 | История на карте. Исторические источники. | ||
36 | Первые русские князья | ||
37 | Князь Владимир. Крещение Руси | ||
38 | Культура Древней Руси | ||
39 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | ||
40 | Куликовская битва. Дмитрий Донской | ||
41 | Первый русский царь. Преобразования в государстве | ||
42 | Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках | ||
43 | Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | ||
44 | Русское государство при первых Романовых | ||
45 | Расширение границ России в XVII веке | ||
46 | Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Московское царство» | ||
47 | Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту | ||
48 | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II | ||
49 | Образование и наука в XVIII веке | ||
50 | Война 1812 года | ||
51 | Отмена крепостного права | ||
52 | Наука и техника в XIX веке | ||
53 | Город и горожане. Мода XIX века | ||
54 | Культура XIX века. | ||
55 | Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Российская империя» | ||
56 | Революция в России | ||
57 | Россия в годы Советской власти | ||
58 | Великая Отечественная война | ||
59 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом | ||
60 | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века | ||
61 | По северным городам России | ||
62 | По городам Центральной России | ||
63 | Города Урала и Сибири | ||
64 | Дальний Восток. Южные города России | ||
65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Современная Россия» | ||
66 | Россия в мировом сообществе | ||
67 | Жизнь современного человека. Проверочная работа по теме «Современная Россия» | ||
68 | Повторительно-обобщающий урок |
Приложения к рабочей программе
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5»
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментариями, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами |
«4» (хорошо) | Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами | |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4+» (очень хорошо) | Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью |
«5» (отлично) | Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач. | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5+» (превосходно) | Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п. ), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
«5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы | Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям | Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям | Верное решение менее 60 процентов заданий |
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение ана
лизировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п. ).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
- Выразительный связный рассказ.
- Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
- Знание терминологии, понятий по теме.
- Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.
- Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).
Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов.
Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно вызывать негативных эмоций у детей, а должно лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
- Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
- Разнообразие источников информации.
- Выразительный устный рассказ.
- Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
- Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Контрольно – измерительные материалы
(И. В. Потапов, О.Б. Калинина. Окружающий мир. 4 класс. Проверочные и диагностические работы. — М., АСТ, Астрель. УМК « Планета знаний»
КИМы по окружающему миру 4 класс Яценко И.Ф., Москва ВАКО, 2015г.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
- демонстрационные таблицы; глобус, карта России;
- наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;
- лабораторное оборудование «Свойства магнитов» (с моделями компасов);
- портреты ученых России (М. Ломоносов, С. Королев, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);
- портреты исторических личностей (А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий Президент России);
- плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;
- гербарии растений разных природных сообществ;
- живые растения;
- демонстрационные образцы приборов и инструментов;
- энциклопедии, справочники, словари.
Электронно-программное обеспечение:
- электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD фильмы о природе, истории;
- записи звуков природы;
- презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- цифровой фотоаппарат;
- микроскоп;
Итоговая проверочная работа
Вариант 1.
1.8 сентября ты наблюдал за погодой и получил такие данные: 16 градусов выше нуля, переменная облачность, дождь, ветер юго – западный. Заполни таблицу, используя условные знаки.
Дата | Облачность | Температура воздуха | Осадки | Направление ветра |
2.Ты решил выяснить, какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются. Какое оборудование тебе потребуется? Подчеркни.
Колба, пробирка, четыре стакана, вода, спиртовка, бумажный фильтр, соль, сода, песок, глина, стеклянная палочка.
3.В стакан налили молоко. Опиши его свойства по плану:
- Цвет __________
- Состояние вещества _______________
- Прозрачность _________________
- Сохраняет ли форму при переливании из сосуда в сосуд _____________________
- Растворяет ли соду _______________
4.Тебе поручили написать доклад о лошадях. В каком разделе книги «Животные» ты будешь искать необходимые сведения? Обведи букву ответа.
А. Хищные животные.
Б. Животные тундры.
В. Обитатели лугов.
Г. Домашние животные.
5. Чем холм отличается от горы? Обведи букву ответа:
А. У горы есть подошва, а у холма нет.
Б. У горы крутые склоны, а у холма всегда пологие.
В. Горы выше 200 м , а холмы ниже 200 м.
Г. У холмов всегда острые вершины, а у гор разные.
6. Что должны были убрать, а что могли оставить дети после отдыха на лесной поляне? Напиши в два столбика: полиэтиленовые пакеты, железные банки, крошки хлеба, бумагу, отсыревший хворост.
Должны убрать | Могли оставить |
7. В этой природной зоне длинное жаркое лето с сильными ветрами – суховеями, короткая зима. Здесь растут ковыль.ю типчак, полынь; обитают журавль – красавка, дрофа, сайгак. Основное занятие населения – земледелие.
Какая это природная зона?
Ответ: _________________________________________
8. Вставь недостающее звено в цепи питания.
_______________ → Северный олень → Волк
Для какой природной зоны она характерна?
Ответ: ____________________________________________
9. Что позволяет ковылю быть приспособленным к недостатку влаги в степной зоне? Обведи букву ответа.
А. Крупные цветки.
Б. Широкие листья.
В. Длинный стебель.
Г. Узкие листья.
10. Вставь пропущенные слова в предложение.
Смена дня и ночи происходит в результате ________________ Земли вокруг своей _____________________.
11. Используя карту России в учебнике (часть 1) на с. 124-125, определи названия притока Оби.
Ответ: ________________________________
12. Какой закон определяет устройство нашего государства, основные права и обязанности граждан?
Ответ: ________________________________
13. Соотнеси даты и события (соедини линией).
1917 г. Куликовская битва
1945 г. Полёт в космос Ю. А. Гагарина
1961 г. Октябрьская революция.
1380 г. Парад Победы в Великой Отечественной войне.
14. В 1866 году в Москве была открыта консерватория. Укажи в каком веке произошло это событие.
15. Опиши герб Российской Федерации.
Вариант 2.
1.20 декабря ты наблюдал за погодой и получил такие данные: 11 градусов ниже нуля, пасмурно, снег, ветер северо – западный. Заполни таблицу, используя условные знаки.
Дата | Облачность | Температура воздуха | Осадки | Направление ветра |
2. Ты решил выяснить, что лучше пропускает воду: песок или глина. Какое оборудование тебе потребуется. Подчеркни.
Соль, вода, глина, два стакана, две воронки, два бумажных фильтра, спиртовка, песок, сода, свеча, стеклянная палочка.
3.В стакан налили чай. Опиши его свойства, используя следующий план:
- Цвет __________
- Состояние вещества _______________
- Прозрачность _________________
- Сохраняет ли форму при переливании из сосуда в сосуд _____________________
- Растворяет ли соду _______________
4. Тебе нужно узнать, как образовался каменный уголь. В каком разделе книги «Всё о камне» ты будешь искать необходимые сведения? Обведи букву ответа.
А. Гранит, мрамор, мел.
Б. Горючие полезные ископаемые.
В. Камни – самоцветы.
Г. Камень в жизни человека.
5. Чем гора отличается от холма? Обведи букву ответа:
А. У горы нет подошвы, а у холма есть.
Б. У холма крутые склоны, а у горы пологие.
В. Гора выше холма.
Г. На холмах живут люди, а в горах нет.
6. Что должны были убрать, а что могли оставить дети после отдыха на лесной поляне? Напиши в два столбика: тряпки, отсыревшее сено, пластиковые бутылки, рассыпанный сахарный песок, тлеющие дрова.
Должны убрать | Могли оставить |
7. В этой природной зоне длинная морозная зима с сильными метелями, короткое прохладное лето. Здесь растут карликовые берёзы, ивы, ягель; обитают лемминги, белые совы и куропатки. Основное занятие населения – оленеводство.
Какая это природная зона?
Ответ: _________________________________________
8. Вставь недостающее звено в цепи питания.
Жёлуди → _______________ → Лисица
Для какой природной зоны она характерна?
Ответ: ____________________________________________
9. Что позволяет песцу быть незаметным во время охоты на леммингов? Обведи букву ответа.
А. Быстрые ноги.
Б. Хороший слух.
В. Длинная шерсть.
Г. Окраска шерсти.
10. Вставь пропущенные слова в предложение.
В результате движения Земли вокруг ______________ и наклона земной _____________ происходит смена времён года.
11. Используя карту России в учебнике (часть 1) на с. 124-125, определи, в какое море впадает река Лена.
Ответ: ________________________________
12. Какой закон определяет устройство нашего государства, основные права и обязанности граждан?
Ответ: ________________________________
13. Соотнеси даты и события (соедини линией).
1812 г. Первый искусственный спутник Земли.
1943 г. Образование Российской Федерации.
1911 г. Бородинское сражение.
1957 г. Курская битва.
14. В 1879 году в Петербурге были установлены первые электрические фонари. Укажи в каком веке произошло это событие.
15. Нарисуй и раскрась Государственный флаг России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний
Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...
рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"...
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 3 класс
Программа по окружающему миру 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...