Устройства, изобретенные для счета времени
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели:
· Закрепить знания о периодически повторяющихся изменениях в природе (смена дня и ночи, изменение вида Луны, смена сезонов) и понятия «сутки», «неделя», «месяц», «год».
· Познакомить с разными видами часов, созданных человеком и сформировать умения пользоваться ими.
· Продолжить развитие наблюдательности, умения моделировать явления природы и проводить опыты, выявлять причинно-следственные связи.
· Воспитывать аккуратность и безопасность при выполнении практических работ, понимание ценить время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustroystva_izobretennye_dlya_scheta_vremeni.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 3
Устройства, изобретённые для счёта времени
Цели:
- Закрепить знания о периодически повторяющихся изменениях в природе (смена дня и ночи, изменение вида Луны, смена сезонов) и понятия «сутки», «неделя», «месяц», «год».
- Познакомить с разными видами часов, созданных человеком и сформировать умения пользоваться ими.
- Продолжить развитие наблюдательности, умения моделировать явления природы и проводить опыты, выявлять причинно-следственные связи.
- Воспитывать аккуратность и безопасность при выполнении практических работ, понимание ценить время.
Ход урока
- Организационный момент. (Слайд 1)
- Повторение пройденного. (Слайд 2)
Разгадывание кроссворда по пройденному материалу, выделение темы урока.
- Актуализация, целеполагание. (Слайд 3)
- Как древние народы вели счёт времени? (Зарубки на столбиках, насечки на бивнях мамонта, выдавливали точки на глиняных дощечках; завязывали узелки на кожаных ремешках или верёвках по прошествии определённого числа дней и пр.)
- Как измерить время в течение суток?
- Какие устройства для счёта времени изобрёл человек?
4. Знакомство с новым.
- Гномон – простое приспособление, которым пользовались древние греки. Чтобы понять действие солнечных часов, проводим опыт по заданию №12 в рабочей тетради. Исследование зависимости длины тени от положения источника света (наблюдение). В этом эксперименте моделируются изменение положения Солнца (свечи) над горизонтом и изменение длины тени от гномона (карандаша). (Слайд 4)
- Вывод: длина тени зависит от высоты источника света; направление тени меняется в течение дня.
- Чем неудобны солнечные часы? (Невозможность использования в отсутствии солнца)
- Поэтому, издавна, не отказываясь от солнечных часов, человек придумывал и другие. Вечером и ночью время определяли по уменьшению высоты горящей свечи - огневые часы; (Слайд 5) использовались песочные часы. (Слайд 6)
- Какими из перечисленных видов часов мог пользоваться монах летописец в тёмной келье?
- Врач или медсестра в процедурном кабинете?
- Робинзон на необитаемом острове?
- Кто может использовать цветочные часы?
Физминутка. Встаньте ровно, выпрямите спину.
Головой киваем – тик-так, тик-так;
Глазками моргаем – тик-так, тик-так;
Плечами покачаем – тик-так, тик-так
К солнцу выше потянись и за парты вновь садись.
- Наблюдение не только за положением Солнца на небе, но и за поведением в
течение дня растений и животных помогали людям следить за временем. Великий шведский ботаник Карл Линней посадил прекрасные цветочные часы. Это была клумба, на которой цветы раскрывались поочерёдно, как бы показывая время дня.
- Рассмотрим принцип работы водяных часов по заданию №14 в рабочей тетради.
- Какие достоинства и недостатки вы можете отметить у всех названных видов старинных часов?
- Знание устройства старинных часов поможет вам догадаться и объяснить, как возникли дошедшие до нас от наших предков выражения: «время бежит», «время истекает», «время кончилось».
- Тысячу лет назад, в Х веке, были построены первые механические часы с гирей. Затем появились маятниковые механические часы «с кукушкой». Опытным путём можно выявить, что время одного колебания маятника зависит от его длины. (Слайд 7)
- В современных механических часах маятником является колеблющееся колёсико с пружиной. Несколько десятилетий назад были изобретены более точные кварцевые и электронные часы. В них маятником являются колеблющиеся заряженные частицы-электроны.
- Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 20.
- Прочитайте информацию для любознательных на стр. 21.
- Что нового узнали?
- Какое самое современное устройство для счёта времени вы теперь знаете? (Атомные часы) (Слайд 8)
5.Обобщение.
6.Домашнее задание: стр. 18-21 читать, стр. 19 ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Презентация "Зачем изобретен велосипед"
Презентация создана учеником 4 класса, для участия в 3 региональной конференции республики Саха(Якутия)Впрезентации содержатся сведения о истории создания велосипеда, значение в жизни человека, правил...
конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть
Конспект урока математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...
История изобретения очков.
ПРезентация по истории....
Конспект урока по окружающему миру "Изобретение велосипеда"
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии для первого класса....
Тест "Счет времени"
Тест поможе проверить, усвоили ли ребята знания о счете времени....
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.»
laquo;Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.»...