Екатерина Великая
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема: Екатерина Великая
Цель: 1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины Второй.
2. Создать условия для ознакомления учащихся с известными военачальниками – А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым.
3. Мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.
Задачи: 1. Способствовать развитию устной речи.
2. Воспитывать интерес к истории. (прилагается презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekaterina_velikaya-4klass.docx | 23.89 КБ |
ekaterina_velikaya.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру (4 кл)
Тема: Екатерина Великая
Цель: 1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины Второй.
2. Создать условия для ознакомления учащихся с известными военачальниками – А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым.
3. Мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.
Задачи: 1. Способствовать развитию устной речи.
2. Воспитывать интерес к истории.
Оборудование: портреты А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Екатерины Великой, слайды Зимнего Дворца, памятника Петру Первому « Медный всадник», охотничья борзая, барина, крепостные крестьяне, на столах у учеников схемы для опорных слов, по новой теме ( кластеры), карта физическая.
Ход урока:
Настрой на урок
а) шляпная дискуссия : опрос учащихся по опорным словам, которые они будут вытягивать из шляпы.
Слайд 1. Фото Екатерины во весь рост. Слайд 2. Показ достопримечательностей
Слайд 3. Слайд 4.
а) карта России Слайд 5. б) кратко ученик о Суворове
Слайд 6. Книга « Наука побеждать».
| - Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я! Сегодня нас ждут Великие открытия! Мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России, но прежде чем начать новую тему, давайте повторим домашнее задание. - опрос д.задания проведём в виде шляпной дискуссии. - о каком знаменитом человеке мы говорили на прошлом уроке? - о Михаиле Васильевиче Ломоносове. - в нашей шляпе сегодня приготовлены несколько слов, с помощью которых мы сможем быстро повторить материал: -русский Север -« Чайка» -дьячок -рыбный обоз - области знаний -1755 год -Пушкин о Ломоносове Отрывок из поэмы Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» « Правду молвить, молодица Уж и впрям была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла!» - о ком речь? Из какого произведения? -о царице, (дети говорят произведение) - действительно о царице, вот и сегодня речь пойдёт о царице, вернее об императрице Екатерине Великой. - почему я сказала императрица, а не царица? - в 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором. - что бы вы хотели ещё узнать на сегодняшнем уроке? - мы бы хотели узнать, почему Екатерину называли Великой? (На этот вопрос ответите в конце урока.) - ребята, у вас на столах лежат опорные схемы ( кластеры), по ходу нашего урока самые главные слова, которые будут отражать тот или иной отрывок, просьба заносить в схему, в конце урока проверим. Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Анхальт-Цербстская) (1722-1796) дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году. Правила Россией 34 года. Все заслуги перечислять очень долго, я предлагаю вашему вниманию послушать распорядок дня, заденем только утро. По этому режиму вы поймёте, какие дела вершила императрица. - отрывок дня зачитывает на свитке подготовленный ученик( по ходу чтения, учитель комментирует, добавляет к прочитанному): 5-00- пробуждение императрицы с 5 до 6 утра- утренние молитвы ( Екатерина была очень набожной и мела свою отдельную молитвенную комнату) 6-00- завтрак с 6 до 6-30- проверка писем из журнала !« Всякая всячина» и от редактора пьес( она являлась деятельной сотрудницей журнала и помимо этого она ещё писала замечательные пьесы для театров, её лучшая « О, время». 7-00 беседа с настоятельницей воспитательного дома( дом-приют был открыт Екатериной для сирот и бедняков) 8-00- примерка платья для торжества( в честь открытия Академии художеств, где она собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа) 9-00- утренний приём заграничных послов( в основном это были послы из Австрии, откуда сама родом была Екатерина). - и это только утро, что хотите сказать , ребята по этому поводу. -по этому распорядку можно понять, что Екатерина была очень деятельным человеком,занималасьблаготворительностью. - Кроме этого она с каждым годом преображала город , расширяла его границы. На одной из главных площадей Санкт-петербурга вознёсся Медный васдник – памятник Петру Великому, за городом были возведены дворцы императорской семьи, окружённые живописными парками, на набережной Невы возводится в середине 18 века Зимний дворец. О нём кратко рассказывает подготовленная ученица. - Зимний дворец – один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли, а теперь слушают лекции и концерты. - но была и другая жизнь, очень вольготно жили дворяне: 1. у них была хорошая одежда 2. богатые усадьбы 3. и тысяча крепостных крестьян - барин мог распоряжаться судьбою такого крестьянина как хотел: например, в то время среди богатых людей очень популярна охота, и борзые собаки для этой охоты были в цене, эта порода собак была завезена из-за границы в 17 веке, особенно ценились собаки с длинной шерстью, они могут развивать большую скорость и даже самостоятельно охотиться на зайцев. Барин мог запросто обменять своего крепостного или целую семью на одного щенка борзой, мог просто проиграть крестьян в карты. Такое положение не могли терпеть крестьяне, они поднимали восстание. Одно такое восстание возглавлял казак- Емельян Пугачёв, о нём подробно вы будете изучать в 8 классе. Отрядная речёвка: Командир: раз, два - 3,4 -3,4 -1,2 -кто шагает дружно в ряд? - смелый наш морской отряд и морские все законы нам давно уже знакомы! - левой, левой! На месте стой- раз, два. - мы не просто так выбрали паузу с военной тематикой, т.к. речь сейчас пойдёт о военных людях. - Во времена Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей ( показ учениками по карте). А зачем как вы думаете? - ответы детей ( для выхода к Балтийскому морю). России пришлось для этого вести войну с Турцией. И блестящие победы одержали полководец А.В. Суворов и флотоводец Ф.Ф. Ушаков. - сегодня мы подробно поговорим о Суворове Александр Васильевич Суворов родился в семье офицера Василия Суворова. Он рос болезненным ребёнком, но даже маленьким – он мечтал стать полководцем. В 15 лет поступил в военное училище и целых 10 лет служил солдатом. Но даже, став офицером он всегда хорошо относился к солдатам. - спасибо, да действительно Суворов уважал солдат, и они ему отвечали тем же. Он ел с ними с одного котла, почему котла, потому что как таковой посуды у солдат не было, и они садились по-очереди есть за котёл деревянной или оловянной ложкой. Спал тоже рядом с ними, а не в палатке для генералов. У Суворова нет ни одного проигранного сражения.- его тактика в бою была проста. Сможете ли вы разгадать его стратегию ведения боя? - на с. 110 в учебнике гравюра Самуила Шифлера « Взятие Измаила». Эту неприступную крепость Суворов взял, вам нужно дать ответ: каким образом? - разделитесь на группы, назначьте главнокомандующего. Вам даю 3 минуты. Вы должны выдвинуть 1 версию. - ответы детей по группам . - действительно молноиносность- был конёк Суворова. В своей книге « Наука побеждать», он писал: я действую не часами, а минутами. Одна минута может решить исход сражения. Суворов дослужился до высшего звания – генералиссимуса. - что ещё помогало выигрывать сражения Суворову? - личный пример! - наш урок подходит к концу - посмотрим какие схемы-кластеры у вас получились. ( на экран через увеличитель проецируются несколько работ учащихся), по ним ребята делают вывод по уроку, дополняют, что нового узнали. -Понравился вам урок? Какие чувства у вас были на уроке? -и главный вопрос- так почему Екатерину назвали Великой?-ответы детей.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Екатерина II Алексеевна Великая 21.04.1729 - 6.11.1796
Суворов Александр Васильевич ( 1730—1800) Ушаков Фёдор Фёдорович (1745-1817)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Екатерина Великая
Презентация разработана в соответствии с программой по окружающему миру УМК «Школа России», 4 класс. Работа содержит дополнительный материал, помогающий детям более глубоко усвоить данную тему и позна...
Презентация "Екатерина Великая" к уроку окружающего мира в 4 классе
Презентация для урока окружающего мира по теме:"Выдающиеся люди разных эпох. Екатерина Великая"...
презентация к уроку кубановедения "Екатерина Великая"
Материал может быть использован для подготовки к урокам кубановедения об основании города Краснодара, о Екатерине II, о прошлом и настоящем Краснодара. При создании презентации использовался мат...
Урок окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"
Тема «Екатерина Великая».Цель: показ личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края...
Презентация "Екатерина Великая"
Этот материал мы использовали на уроке окружающего мира в 4 классе...
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (4 класс)
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (УМК "Школа России"). Необходимо соединить части презентации для просмотра....