Екатерина Великая
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Милюшина Людмила Михайловна

Тема: Екатерина Великая

Цель:   1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины Второй.

              2. Создать условия для ознакомления учащихся с известными военачальниками – А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым.

              3. Мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.

Задачи:  1. Способствовать развитию устной речи.

                 2. Воспитывать интерес к истории.  (прилагается презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekaterina_velikaya-4klass.docx23.89 КБ
Файл ekaterina_velikaya.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок  по окружающему миру  (4 кл)

Тема: Екатерина Великая

Цель:   1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины Второй.

              2. Создать условия для ознакомления учащихся с известными военачальниками – А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым.

              3. Мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.

Задачи:  1. Способствовать развитию устной речи.

                 2. Воспитывать интерес к истории.

Оборудование: портреты А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Екатерины  Великой, слайды Зимнего Дворца, памятника Петру Первому « Медный всадник», охотничья борзая, барина, крепостные крестьяне, на столах у учеников  схемы для опорных слов, по новой теме ( кластеры), карта физическая.

                                         Ход урока:

  1. Орг. Момент

 Настрой на урок  

     

  1. Проверка д.задания  

а) шляпная дискуссия :  

опрос учащихся по опорным словам, которые они будут вытягивать из шляпы.          

  1. Работа над новым материалом:                

  1. Биография Екатерины Второй

Слайд 1. Фото Екатерины во весь рост.

Слайд 2. Показ достопримечательностей

     

  1. Жизнь дворян и крепостных крестьян

Слайд 3.

           Слайд 4.

  1. Физминутка

  1. Знаменитые военачальники 18 века

а) карта России

Слайд 5.

б) кратко ученик о Суворове

  1. Работа в группах

Слайд 6. Книга « Наука побеждать».

  1. Рефлексия

  1. Оценивание детей
  2. Д. задание

- Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Сегодня нас ждут Великие открытия!

Мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России, но прежде чем начать новую тему, давайте повторим домашнее задание.

- опрос д.задания проведём в виде шляпной дискуссии.

- о каком знаменитом человеке мы говорили на прошлом уроке?

- о Михаиле Васильевиче Ломоносове.

- в нашей шляпе сегодня приготовлены несколько слов, с помощью которых мы сможем быстро повторить материал:

-русский Север

-« Чайка»

-дьячок

-рыбный обоз

- области знаний

-1755 год

-Пушкин о Ломоносове

 Отрывок из поэмы Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

« Правду молвить, молодица

Уж и впрям была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла!»

- о ком речь? Из какого произведения?

-о царице, (дети говорят произведение)

- действительно о царице, вот и сегодня речь пойдёт о царице, вернее об императрице Екатерине Великой.

- почему я сказала императрица, а не царица?

- в 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором.

- что бы вы хотели ещё узнать на сегодняшнем уроке?

- мы бы хотели узнать, почему Екатерину называли Великой? (На этот вопрос ответите в конце урока.)

- ребята, у вас на столах лежат опорные схемы ( кластеры), по ходу нашего урока самые главные слова, которые будут отражать тот или иной отрывок, просьба заносить в схему, в конце урока проверим.

Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Анхальт-Цербстская) (1722-1796) дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году. Правила Россией 34 года. Все заслуги перечислять очень долго, я предлагаю вашему вниманию послушать распорядок дня, заденем только утро. По этому режиму вы поймёте, какие дела вершила императрица.

- отрывок дня зачитывает на свитке подготовленный ученик( по ходу чтения, учитель комментирует, добавляет к прочитанному):

 5-00- пробуждение императрицы

 с 5 до 6 утра- утренние молитвы ( Екатерина была очень набожной  и мела свою отдельную молитвенную комнату)

 6-00- завтрак

с 6 до 6-30- проверка писем из журнала !« Всякая всячина» и от редактора пьес( она являлась деятельной сотрудницей журнала и помимо этого она ещё писала замечательные пьесы для театров, её лучшая « О, время».

7-00 беседа с настоятельницей воспитательного дома( дом-приют был открыт Екатериной для сирот и бедняков)

8-00- примерка платья для торжества( в честь открытия Академии художеств, где она собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа)

9-00- утренний приём заграничных послов( в основном это были послы из Австрии, откуда сама родом была Екатерина).

- и это только утро, что хотите сказать , ребята по этому поводу.

-по этому распорядку можно понять, что Екатерина была очень деятельным человеком,занималасьблаготворительностью.

- Кроме этого она с каждым годом преображала город , расширяла его границы. На одной из главных площадей Санкт-петербурга  вознёсся Медный васдник – памятник Петру Великому, за городом были возведены дворцы императорской семьи, окружённые живописными парками, на набережной Невы возводится в середине 18 века Зимний дворец. О нём кратко рассказывает подготовленная ученица.

- Зимний дворец – один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли, а теперь слушают лекции и концерты.

- но была и другая жизнь, очень вольготно жили дворяне:

1. у них была хорошая одежда

2. богатые усадьбы

3. и тысяча крепостных крестьян

- барин мог распоряжаться судьбою такого крестьянина как хотел: например, в то время среди богатых людей очень популярна охота, и борзые собаки для этой охоты  были в цене, эта порода собак была завезена из-за границы в 17 веке, особенно ценились собаки с длинной шерстью, они могут развивать большую скорость и даже самостоятельно охотиться на зайцев. Барин мог запросто обменять своего крепостного или целую семью на одного щенка борзой, мог просто проиграть крестьян в карты. Такое положение не могли терпеть крестьяне, они поднимали восстание. Одно такое восстание возглавлял  казак- Емельян Пугачёв, о нём подробно вы будете изучать в 8 классе.

Отрядная речёвка:

Командир: раз, два

- 3,4

-3,4

-1,2

-кто шагает дружно в ряд?

- смелый наш морской отряд и морские все законы нам давно уже знакомы!

- левой, левой! На месте стой- раз, два.

- мы не просто так выбрали паузу с военной тематикой, т.к. речь сейчас пойдёт о военных людях.

- Во времена Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей ( показ учениками по карте). А зачем как вы думаете?

- ответы детей ( для выхода к Балтийскому морю). России пришлось для этого вести войну с Турцией. И блестящие победы одержали полководец  А.В. Суворов и флотоводец Ф.Ф. Ушаков.

- сегодня мы подробно поговорим о Суворове

Александр Васильевич Суворов родился в семье офицера Василия Суворова. Он рос болезненным ребёнком, но даже маленьким – он мечтал стать полководцем. В 15 лет поступил в военное училище и целых 10 лет служил солдатом. Но даже, став офицером он всегда хорошо относился к солдатам.

- спасибо, да действительно Суворов уважал солдат, и они ему отвечали тем же. Он ел с ними с одного котла, почему котла, потому что как таковой посуды у солдат не было, и они садились по-очереди есть за котёл деревянной или оловянной ложкой. Спал тоже рядом с ними, а не в палатке для генералов. У Суворова нет ни одного проигранного сражения.- его тактика в бою была проста. Сможете ли вы разгадать его стратегию ведения боя?

- на с. 110 в учебнике гравюра Самуила Шифлера « Взятие Измаила». Эту неприступную крепость Суворов взял, вам нужно дать ответ: каким образом?

- разделитесь на группы, назначьте главнокомандующего. Вам даю 3 минуты. Вы должны выдвинуть 1 версию.

- ответы детей по группам .

- действительно молноиносность- был конёк Суворова. В своей книге « Наука побеждать», он писал: я действую не часами, а минутами. Одна минута может решить исход сражения. Суворов дослужился до высшего звания – генералиссимуса.

- что ещё помогало выигрывать сражения Суворову?

- личный пример!

- наш урок подходит к концу

- посмотрим какие схемы-кластеры у вас получились. ( на экран через увеличитель проецируются несколько работ учащихся), по ним ребята делают вывод по уроку, дополняют, что нового узнали.

-Понравился вам урок? Какие чувства у вас были на уроке?

-и главный вопрос- так почему Екатерину назвали Великой?-ответы детей.

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Екатерина Великая

Слайд 2

Екатерина II Алексеевна Великая 21.04.1729 - 6.11.1796

Слайд 7

Суворов Александр Васильевич ( 1730—1800) Ушаков Фёдор Фёдорович (1745-1817)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Екатерина Великая

Презентация разработана в соответствии с программой по окружающему миру УМК «Школа России», 4 класс. Работа содержит дополнительный материал, помогающий детям более глубоко усвоить данную тему и позна...

Презентация "Екатерина Великая" к уроку окружающего мира в 4 классе

Презентация для урока окружающего мира по теме:"Выдающиеся люди разных эпох. Екатерина Великая"...

презентация к уроку кубановедения "Екатерина Великая"

Материал может быть использован для подготовки к урокам кубановедения  об основании города Краснодара, о Екатерине II, о прошлом и настоящем Краснодара. При создании презентации использовался мат...

Урок окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"

Тема «Екатерина Великая».Цель: показ личности Екатерины II в истории России и            Краснодарского края...

Презентация "Екатерина Великая"

Этот материал мы использовали на уроке окружающего мира в 4 классе...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (УМК "Школа России"). Необходимо соединить части презентации для просмотра....