Какие бывают животные
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Городецкая Ирина Геннадьевна

Окружающий мир 2 класс. Презентация + конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kakie_byvayut_zhivotnye.zip1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Урок: Окружающий мир 2 класс

 «Какие бывают животные»

                                                                 

                                                               подготовила:

                                                                                       учитель начальных классов

Городецкая Ирина Геннадьевна

Панкрушиха-2015

Тема: Какие бывают животные.

Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.

Задачи:

1. Рассмотреть  зависимость строения животных от их образа жизни;

2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.

Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться  устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

 Здравствуйте ребята!

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

2.Сообщение темы и целей урока.

   Сегодня на уроке мы отправимся в гости, а куда вы узнаете из загадки.

Дом со всех сторон открыт, 
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.

- О чём эта загадка? (лес) СЛАЙД 1

   Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы отправимся в лес, а с кем встретимся там, узнаете из следующих загадок.

1. Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая... (бабочка)

2. Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…  (Лиса)

3. Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

4. В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это… (Сом)

5. Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает, 
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (Утка)

6. А в траве зеленой тихо
Скачет по травинкам лихо
Весь в зеленом человечек
Шустрый маленький … (Кузнечик)

- О ком эти загадки? (о животных)

- Посмотрите на животных и ответьте мне на вопрос. Все ли животные одинаковые? (нет)

- Кто мне может сказать, какая тема нашего сегодняшнего урока? (какие бывают животные) СЛАЙД 2

- Какие цели вы поставите перед собой?

3. Работа над новой темой. Работа в группах.

СЛАЙД 3 - В прошлом году вы познакомились с несколькими группами животных. Перечислите их. (насекомые, рыбы, птицы, звери)

- Сегодня на уроке вы будите продолжать знакомиться с животными, и выступать в роли  исследователей, т. е. вы будите исследовать и делать выводы для этого вам необходимо разбиться по группам , а я вам в этом буду помогать.

 - Прежде чем начать наши исследования давайте вспомним, как работать в группе. (ПАМЯТКА НА ДОСКЕ)

- Приступаем к нашему исследованию.

- У вас на столах лежат конверты – возьмите конверт с № 1 в нем ваше первое задание.

- В этих конвертах подготовлены рисунки животных. Ваша задача: (слушаем внимательно) рассмотреть картинки с изображением животных, найти лишнее и убрать его обратно в конверт мы по позже вернемся к ним, оставшихся животных объединить в группу  дать ей название  и сказать по какому признаку вы их объединили.

Всем все понятно, приступаем.

1-я группа - окунь, щука, лягушка, карась;

2-я группа – пчела, бабочка, черепаха, жук;

3-я группа - медведь, лиса, жаба, заяц;

4-я группа - ласточка, снегирь, змея, дятел.

- Группы готовы, пожалуйста, по очереди закрепите на доске ваши результаты и объясните.

-  А сейчас вы приступите к творческой работе. Ваша задача составить рассказ о каждой группе животных. Возьмите конверты, достаньте содержимое, в конвертах находятся заготовки для составления синквейна.

- Кто-нибудь знает, что такое синквейн?

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

- 1 гр.  – насекомые удивительные, небольшие, жужжат, стрекочут, порхают,                    

               Насекомых   насчитывается больше миллиона.

- 2 гр.  -   рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.

- 3 гр. – птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут,

                    Птицы - покорители воздушного океана.

- 4 гр. – звери, пушистые, забавные, рычат, мяукают, пыхтят ,

               Звери – разные внешне существа.

-  Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором вы будите составлять  синквейн. Для этого вам понадобиться клей, определите в своей группе, кто у вас будет клеить, а кто находить слова.

    1.______________________

    2.______________________

    3.______________________

    4.______________________

    5.______________________

– Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.

– Найти два слова признаки предмета, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.

– Найти три слова действия предмета, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.

– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.

–  На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем ваш рассказ, и записать его. Эти слова- подсказки вы видите на плакате.

На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило, заинтересовало, увлекательно и т. д.

- Давайте проверим какие синквейны у вас получились. ( группы зачитывают и вывешивают синквейны под названиями групп животных.)  

Молодцы, вы все хорошо справились с заданием.

 ФИЗМИНУТКА ПОДВИЖНАЯ

- Ну вот мы маленько отдохнули, продолжаем работать дальше.

- На столах у вас остались картинки с животными, назовите этих животных. (картинки прикрепляются на доску).

-  Можно ли их отнести к нашим группам? (нет)

- У нас возникла проблема, в какие группы мы их объединим? Как вы думаете? (предположения детей)

VI. Ознакомление с новым материалом.

- Сегодня мы познакомимся еще с двумя группами животных, к которым отнесем наших животных.

СЛАЙД 4: на экране названия групп – земноводные, пресмыкающиеся

- Прочитайте названия групп .

- Почему они получили такое название?

- Какие животные относятся к группе земноводные? А какие – к группе пресмыкающиеся? (ответы детей)

- Как вы думаете какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся?

(предположения детей записываю на доску)

- Хорошо, предположений много, но все ли они верны? Нам предстоит в ходе исследования подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Исследование в группах.

- Сейчас я вам раздам коверты с заданиями, вы должны определить, кто в группе будет читать, кто определять, а кто записывать. На выполнения задания я вам даю 3-4 минуты.

Каждой группе предлагается:

  • Тексты;
  • Рабочие листы
  • Иллюстративный материал

Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся.

1 группа. Происхождение земноводных.

   В слове «земноводные» два корня «зем» и «вод»  которые указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Они могут жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами. В раннем возрасте большинство земноводных обитают в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими. Земноводные ловко плавают, ныряют, размножаются, как и рыбы мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Рабочий лист.

  1. Мы узнали, что это животное так называется потому, что_______________________
  2. В раннем возрасте большинство земноводных обитают ________________________
  3. Как размножаются?________________________________________
  4. Чем питаются земноводные?______________________________________

2 группа. Чем покрыто тело у земноводных?

  Тело у земноводных покрыто кожей, она тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб, которые являются главными представителями земноводных. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Кожа земноводных играет большую роль в их жизни, они могут ей дышать. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится.

 Рабочий лист.

  1. Чем покрыто тело у земноводных?________________
  2. Назовите представителей земноводных.________________________
  3. Почему лягушке надо смачивать кожу?________________________
  4. Какую роль играет кожа для лягушек?___________________________

3 группа. Происхождение пресмыкающихся

  Пресмыкающиеся получили свое название, потому что все они пресмыкаются, то есть ползают. Но встречаются  многие виды, которые неплохо плавают. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Черепахи, крокодила, ящерицы, змеи- одни из основных представителей пресмыкающихся. Змеиный яд находит применение в медицине. Некоторые виды пресмыкающихся держат в качестве домашних животных.

Большинство живущих пресмыкающихся питаются мелкими животными, насекомыми, но есть растительноядные и всеядные формы.

Рабочий лист.

      1. Эти животные называется так потому что____________________________

      2. Место обитания пресмыкающихся. ___________________________

      3. Назовите представителей пресмыкающихся____________________________

      4. Чем питаются пресмыкающиеся? _______________________________

4 группа. Чем покрыта тело пресмыкающихся

  Пресмыкающиеся несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей, дышат только легкими. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Значение пресмыкающихся для человека сравнительно невелико. Большую опасность для людей представляют ядовитые змеи своими укусами, особенно в тропических странах. Крупные крокодилы опасны для человека, наносят ущерб животноводству. Многие черепахи вредят рыбному промыслу. У пресмыкающихся есть ещё одно название- рептилии.

Рабочий лист.

  1. Особенности размножения._________________________________
  2. Тело пресмыкающихся покрыто_________________________________________
  3. Как животные наносят вред человеку и его жизни? ___________________________
  4. Другое название пресмыкающихся_________________________

- Я вижу группы готовы?

- А теперь давайте послушаем, что у вас получилось. Обменяемся информацией о земноводных.

    Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках земноводных.

- Выслушав группы земноводных вы можете сказать, кого мы отнесем их наших животных? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ)  Какой отличительный признак присущ только земноводным? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ)   (тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)

- Следующая группа животных – пресмыкающиеся или, как их еще называют рептилии.

- А теперь давайте послушаем, что получилось у других групп. Обменяемся информацией о пресмыкающихся.

    Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках пресмыкающихся.

- Кого отнесем к этой группе? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ) 

- Что же отличает пресмыкающихся от других животных? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ)  (кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)

Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! Но наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие группы животных вы выделили? СЛАЙД 5

СЛАЙД 6: -закончи фразу

- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) 

СЛАЙД 7 : - Кто для себя сделал открытие? (Синий) 

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) 

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный) 

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) 

Д/З: Подготовить сообщение о любом животном.                                                               

Спасибо за урок! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Какие бывают животные ?

Презентация к уроку во 2 классе.Предмет "Окружающий мир"....

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

Учебный предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «Какие бывают животные»

Учебный предмет:  Окружающий мир   2 класс УМК  «Школа России» Тема: «Какие бывают животные» Цель:   Сформировать знания детей о видах животных. Задачи: Расширять кру...

Презентация к уроку окружающий мир по теме "Какие бывают животные?" во 2 классе

Подборка красочных иллюстраций к уроку. Загадки к названию  каждого животного. Выводы по группам животных. Игры "Убери лишнее." Классификация животныхпо группам....

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...