- Сегодня на уроке вы будите продолжать знакомиться с животными, и выступать в роли исследователей, т. е. вы будите исследовать и делать выводы для этого вам необходимо разбиться по группам , а я вам в этом буду помогать. - Прежде чем начать наши исследования давайте вспомним, как работать в группе. (ПАМЯТКА НА ДОСКЕ) - Приступаем к нашему исследованию. - У вас на столах лежат конверты – возьмите конверт с № 1 в нем ваше первое задание. - В этих конвертах подготовлены рисунки животных. Ваша задача: (слушаем внимательно) рассмотреть картинки с изображением животных, найти лишнее и убрать его обратно в конверт мы по позже вернемся к ним, оставшихся животных объединить в группу дать ей название и сказать по какому признаку вы их объединили. Всем все понятно, приступаем. 1-я группа - окунь, щука, лягушка, карась; 2-я группа – пчела, бабочка, черепаха, жук; 3-я группа - медведь, лиса, жаба, заяц; 4-я группа - ласточка, снегирь, змея, дятел. - Группы готовы, пожалуйста, по очереди закрепите на доске ваши результаты и объясните. - А сейчас вы приступите к творческой работе. Ваша задача составить рассказ о каждой группе животных. Возьмите конверты, достаньте содержимое, в конвертах находятся заготовки для составления синквейна. - Кто-нибудь знает, что такое синквейн? Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. - 1 гр. – насекомые удивительные, небольшие, жужжат, стрекочут, порхают, Насекомых насчитывается больше миллиона. - 2 гр. - рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы. - 3 гр. – птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут, Птицы - покорители воздушного океана. - 4 гр. – звери, пушистые, забавные, рычат, мяукают, пыхтят , Звери – разные внешне существа. - Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором вы будите составлять синквейн. Для этого вам понадобиться клей, определите в своей группе, кто у вас будет клеить, а кто находить слова. 1.______________________
2.______________________
3.______________________
4.______________________
5.______________________ – Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1. – Найти два слова признаки предмета, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2. – Найти три слова действия предмета, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3. – Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы. – На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем ваш рассказ, и записать его. Эти слова- подсказки вы видите на плакате. На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило, заинтересовало, увлекательно и т. д. - Давайте проверим какие синквейны у вас получились. ( группы зачитывают и вывешивают синквейны под названиями групп животных.) Молодцы, вы все хорошо справились с заданием. ФИЗМИНУТКА ПОДВИЖНАЯ - Ну вот мы маленько отдохнули, продолжаем работать дальше. - На столах у вас остались картинки с животными, назовите этих животных. (картинки прикрепляются на доску). - Можно ли их отнести к нашим группам? (нет) - У нас возникла проблема, в какие группы мы их объединим? Как вы думаете? (предположения детей) VI. Ознакомление с новым материалом. - Сегодня мы познакомимся еще с двумя группами животных, к которым отнесем наших животных. СЛАЙД 4: на экране названия групп – земноводные, пресмыкающиеся - Прочитайте названия групп . - Почему они получили такое название? - Какие животные относятся к группе земноводные? А какие – к группе пресмыкающиеся? (ответы детей) - Как вы думаете какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся? (предположения детей записываю на доску) - Хорошо, предположений много, но все ли они верны? Нам предстоит в ходе исследования подтвердить или опровергнуть ваши предположения. Исследование в группах. - Сейчас я вам раздам коверты с заданиями, вы должны определить, кто в группе будет читать, кто определять, а кто записывать. На выполнения задания я вам даю 3-4 минуты. Каждой группе предлагается: - Тексты;
- Рабочие листы
- Иллюстративный материал
Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся. 1 группа. Происхождение земноводных. В слове «земноводные» два корня «зем» и «вод» которые указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Они могут жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами. В раннем возрасте большинство земноводных обитают в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими. Земноводные ловко плавают, ныряют, размножаются, как и рыбы мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками. Рабочий лист. - Мы узнали, что это животное так называется потому, что_______________________
- В раннем возрасте большинство земноводных обитают ________________________
- Как размножаются?________________________________________
- Чем питаются земноводные?______________________________________
2 группа. Чем покрыто тело у земноводных? Тело у земноводных покрыто кожей, она тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб, которые являются главными представителями земноводных. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Кожа земноводных играет большую роль в их жизни, они могут ей дышать. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Рабочий лист. - Чем покрыто тело у земноводных?________________
- Назовите представителей земноводных.________________________
- Почему лягушке надо смачивать кожу?________________________
- Какую роль играет кожа для лягушек?___________________________
3 группа. Происхождение пресмыкающихся Пресмыкающиеся получили свое название, потому что все они пресмыкаются, то есть ползают. Но встречаются многие виды, которые неплохо плавают. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Черепахи, крокодила, ящерицы, змеи- одни из основных представителей пресмыкающихся. Змеиный яд находит применение в медицине. Некоторые виды пресмыкающихся держат в качестве домашних животных. Большинство живущих пресмыкающихся питаются мелкими животными, насекомыми, но есть растительноядные и всеядные формы. Рабочий лист. 1. Эти животные называется так потому что____________________________ 2. Место обитания пресмыкающихся. ___________________________ 3. Назовите представителей пресмыкающихся____________________________ 4. Чем питаются пресмыкающиеся? _______________________________ 4 группа. Чем покрыта тело пресмыкающихся Пресмыкающиеся несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей, дышат только легкими. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Значение пресмыкающихся для человека сравнительно невелико. Большую опасность для людей представляют ядовитые змеи своими укусами, особенно в тропических странах. Крупные крокодилы опасны для человека, наносят ущерб животноводству. Многие черепахи вредят рыбному промыслу. У пресмыкающихся есть ещё одно название- рептилии. Рабочий лист. - Особенности размножения._________________________________
- Тело пресмыкающихся покрыто_________________________________________
- Как животные наносят вред человеку и его жизни? ___________________________
- Другое название пресмыкающихся_________________________
- Я вижу группы готовы? - А теперь давайте послушаем, что у вас получилось. Обменяемся информацией о земноводных. Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках земноводных. - Выслушав группы земноводных вы можете сказать, кого мы отнесем их наших животных? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ) Какой отличительный признак присущ только земноводным? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ) (тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой) - Следующая группа животных – пресмыкающиеся или, как их еще называют рептилии. - А теперь давайте послушаем, что получилось у других групп. Обменяемся информацией о пресмыкающихся. Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках пресмыкающихся. - Кого отнесем к этой группе? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ) - Что же отличает пресмыкающихся от других животных? (ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ) (кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками) Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! Но наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие группы животных вы выделили? СЛАЙД 5 |