Викторина " Зелёная аптека" в летнем оздоровительном лагере " Берёзка"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Лечись на здоровье!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelyonaya_apteka_konspekt.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

                    Мероприятие   разработано

 учителем  начальных     классов  МКОУ СОШ

 п. Соколовка Зуевского района Кировской области Катаевой Надеждой        Анатольевной  для работы в летнем оздоровительном лагере.

Тема:   Викторина  «Зеленая  аптека».

Цели:  -  развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях Кировской области;
- формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма;
Воспитательные: 
-  воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Развивающие:

- совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;
- обогащение природоведческого словаря:

Оборудование:        вопросы  для  викторины,  тексты  стихотворений,  фишки- цветы для  правильных  ответов,  мелодия   «Родная  песенка» композитора Юрия  Чичкова,  песня  «Песня  о  волшебном  цветке»  (Есть  на свете цветок  алый-алый..)  композитора  Юрия Чичкова

                                              Ход занятия.

  1. Организационный  момент.

    Дети входят в зал  под музыку  (мелодия  «Родная  песенка» Юрия  Чичкова),  делятся на две команды  .

  1. Подготовка  к  восприятию  материала.

    Слово  ведущего:

    Замечательное  богатство,  которым   наделена  наша  планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы  связана с природой. Животные  и  растения  окружают  нас  повсеместно. Они  дают  нам  возможность  любоваться  их  красотой,  приносят  пользу,  дают  пищу, одежду.

    Человек всегда  должен   помнить  о  том,  что  он  не  один  на  планете. Другие  обитатели  имеют  право  на жизнь. Все  чаще  животные  и  растения  нуждаются  в  нашей  помощи,  охране,  бережном  отношении.

     И  растения,  и  животные  смогли  бы  прожить  без  человека. А  человек  может  обойтись  без  них?

  1. Сообщение  целей  занятия.

-  Сегодня  мы  поговорим  о том,  как  растения  помогают   человеку  в  охране  и  укреплении  здоровья.

   1 ученик:

Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

2 ученик:

   Растения – постоянные спутники человека. Они  встречаются  в любых природных зонах. Многие из них  полезны  для человека и животных. Некоторые  имеют  лекарственные  свойства.  В нашей местности тоже растут  лекарственные растения.  Дикорастущие лекарственные  растения -  наше богатство.  Сбор редких и охраняемых лекарственных  растений запрещен. Растения, которые  встречаются  достаточно часто, люди  тоже  должны  оберегать, чтобы  они  не  стали  редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

Выступление  ведущего:

     В научной медицине России используются около  200 видов лекарственных растений. Люди  используют  листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из   них  готовят сырье для  лекарственных препаратов.

     Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая  за животными.

     Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

  1. Основная  часть.

-  Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

-  Какое растение  вы  считаете  самым  необходимым  человеку?

-  просмотр  инсценировки  стихотворения  Руси Белой

Вожатая:  Я сегодня услыхала   жаркий спор целебных трав.
                   Как черника с земляникой   разбирались, кто же прав:
                   Кто кого из них полезней,  кто от всех спасёт болезней.


Земляника:  «Я черники много лучше», - 
                        Хоть расту в лесу дремучем,  улучшаю аппетит,
                       Ещё жажду утоляю  и  желудку помогаю,
                       Мой лекарственный настой  от простуд рецепт простой.
                       Я давление снижаю,  биться сердцу помогаю,
                       Раны быстро заживлю,  коже молодость продлю!»
Вожатая:       Возразила ей черника:
Черника:       «Я полезней, спору нет.
                      Потому что для людей я
    на сто бед один ответ.
                      Мой сироп снижает резко  в  крови сахар у людей.
 
                      Обладаю я уменьем   лечить горло у детей.
 
                      При гастрите и колите   мой настой поможет всем.
                      При ожогах, стоматите  всех избавлю от проблем!»
Ландыш:       «С вами, девочки, поспорю,-
Вожатая:      Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Ландыш:       Никто лучше меня сердце  не лечил с далёких пор.
                      Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Вожатая:      Майский ландыш предложил.
                      И пошли они все вместе  искать, кто б их рассудил.
                      Все, кого они встречали,  только стеблями качали:
                      Говорили, что они
   и  полезны, и нужны.
                      И багульник, и душица,  клевер, спаржа, медуница,
                      И лаванда, и чабрец,  и  фиалка, наконец.
                      Оказался всех мудрей   лишь лекарственный шалфей.
                      Он сказал:

Шалфей:      «Все вы полезны,  вы -  лекарства для людей,
                      Помогаете от болезней,  только каждый от своей.
                      Спорить быстро перестаньте  и не тратьте время зря,
                      А в дорогу собирайтесь:  ждёт вас каждая семья!»

Ведущий:

-  Давайте  и  мы  вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем  их  свойства.

-  проведение  викторины «Зеленая  аптека» среди двух команд:

-  Чтобы  начать  викторину, необходимо  дать  командам  названия  и  выбрать  капитанов.

-  совещание  команд, выбор названия, капитанов

-  ответы  на  вопросы  викторины  поочередно,  получение жетонов – цветочков  за  правильные  ответы.


Задания для  викторины:

  1.   Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если  ты натер ногу в пути, оно  поможет облегчить боль?

   Ответ: Подорожник

  1. Какое растение получило название «мяун-трава»?

Какое лекарство из него изготавливают?  

   Ответ: Валериана.  Сердечные  капли.

  1. Какая ягода заменит лимон?

   Ответ:  Клюква, в ней есть лимонная кислота.

  1. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

   Ответ:  Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.

  1. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

   Ответ: Шиповник.

  1. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

   Ответ: Чистотел  большой.


    7.  Какое растение  поможет укрепить волосы?

    Ответ:  Лопух большой,  крапива двудомная

   

8.  О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает  при лечении авитаминозов,  малокровия.  

    Ответ:  Крапива двудомная

 

    Почему крапива жжется?

                      Ответ:  В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

     9.        Нарядные платьица, желтые брошки,

          Ни пятнышка нет на красивой одежке,

          Если случится  тебе  простудиться:

         Привяжется кашель, поднимется жар -

         Подвинь к себе кружку,  в которой дымится

         Слегка горьковатый, душистый отвар.
    Ответ: Нивяник  обыкновенный.

     10.  Это  растение  в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

     Ответ:  Сфагнум.

     11.  Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги.  Сок   растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник. 

    Ответ: Алоэ.

     12.  Быстро убивают вредные бактерии.

     Ответ: Лук и чеснок.

     13. Эти резные листочки   лечат сердечко и почки.
           Улучшают аппетит,  боль прогонят, где болит.
           Быстро смывают веснушки, и  лысины нет на макушке. 

    Ответ: Петрушка.


14.  Масло этого  комнатного  растения  хорошо помогает справиться с инфекциями  органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа,  кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение  помогает  лечить сердечно- сосудистую  систему.
    Ответ: Герань.

15. Сок  этого  комнатного  растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен  и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он  при лечении ангины,  гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

    Ответ: Каланхоэ  перистое..

16.  С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.     Ответ: Мята.

17.  Вроде сосен,  вроде  елок,  а  зимою  без  иголок.

Хвоя  этого  дерева  содержит множество витаминов.  Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые  очищают  воздух   от  вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

    Ответ: Лиственница.

18.  Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? 

    Ответ:  Плоды чёрной смородины.

Слово ведущего:  

-  Молодцы,  ребята!  Вы  показали  хорошие  знания  растений. Эти  знания  непременно  пригодятся  вам  в  жизни. 

В  зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

 -  подведение  итогов викторины,  вручение  грамот  игрокам  победившей  команды.

- Всегда  помните  о  том,  что каждый человек должен  бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…


 Вожатая:
…Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
наклониться

Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.

            Самед  Вургун

  1. Итог  занятия.

-  блиц - опрос

 - Для чего необходимы человеку лекарственные растения?

 (Для поддержания здоровья.)

 - Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё? 

(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)

- Что можно приготовить из лекарственных растений?

 (Отвары, настои, соки, мази, порошки.) 

-  В  какое время суток собирают лекарственные растения?

 (Утром, когда обсохнет роса.)     

-  Как нужно сушить лекарственное сырьё? 

(В тени, в проветриваемом помещении.)

- Все ли растения являются лекарственными? 

(Нет.)

 - Где можно хранить лекарственное сырьё? 

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

 - Где можно собирать лекарственные растения?

 (Вдали от  дорог)

- Сколько  листьев можно обрывать на растении?

 (1/4  часть)

·        

Физкультминутка  (по  мере  необходимости)

-  выполнение  танцевальных  движений  под  музыку

«Песня  о  волшебном  цветке»  (Есть  на свете цветок  алый-алый..)

музыка- Юрий Чичков, слова-Михаил Пляцковский

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Летний оздоровительный лагерь "Сказочная страна"

В данном материале представлен план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Сказочная страна" МКОУ "Основная общеобразовательная школа поселка Начало"...

Отчёт работы летнего оздоровительного лагеря «Дружба»

Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2010» было:обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в  условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, ег...