Урок окружающего мира во 2 классе "Формы земной поверхности"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Половинко Любовь Михайловна

Урок окружающего мира "Формы земной поверхности" поможет учителю подготовиться к уроку с минимальными затратами времени.Конспект урока поможет раскрыть тему урока, а презентация наглядно  и доступно донести информацию до детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

«Формы земной поверхности»

Половинко Любовь Михайловна, учитель начальных классов

МБОУООШ №1 им. М. А. Погодина

Цели урока:

1. Дидактические:

  • дать детям понятие основных форм земной поверхности;
  • познакомить со строением холмов и гор;
  • уметь определять различные формы земной поверхности.

2. Развивающие:

  • способствовать развитию творческого, логического мышления на основе наблюдения и сравнения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края;
  •  воспитывать экологическое отношение к окружающему миру.

Оборудование: карточки со словами (горизонт, компас, стороны горизонта). Конверты с заданиями, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать

Только лишь оценку “пять”.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар. (Планета Земля).

- Правильно сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока изучить формы земной поверхности. Мы изучим основные формы земной поверхности, узнаем, что такое равнина, как человек использует равнины, как образуется и растёт овраг, что такое горы, горные хребты. Сходство и различи холмов и гор. Вы сделаете для себя новые открытия. (Слайд №2)

- Как настоящие путешественники мы обязаны много знать, чтобы не заблудиться. На прошлом уроке мы учились пользоваться компасом, определять стороны горизонта по местным признакам и сейчас мы все это повторим.

3. Проверка домашнего задания.

- Сейчас каждая из команд получит набор карточек с буквами, из них вы составите слово и объясните его значение.

Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

Компас – прибор для точного определения сторон горизонта.

Стороны горизонта – четыре основных направления: север, юг, запад, восток.

- Молодцы! А сейчас вы покажите свое умение определять стороны горизонта по местным признакам.

У каждой команды на парте лежит конверт с заданиями. Откройте конверт и выполните задание.

1. Определите, в какую сторону идет группа туристов. Если по ходу движения они видят, что кора на отдельно стоящих в лесу деревьях суше, тверже, светлее, встречаются натеки и сгустки смолы. (Так как все эти признаки показывают южную сторону, а группа движется в противоположном направлении, то туристы идут на север.)

2. Определите, в какую сторону движется машина. Если ей пришлось объезжать лежащий на дороге камень, покрытый лишайниками и мхами. (Так как эти признаки показывают северную сторону, а машина направляется в противоположную сторону, то машина движется на юг).

3. Определите сторону света. Здесь почти всегда расположен муравейник, его сторона более пологая, с этой стороны раньше тает снег и созревают ягоды и фрукты. (Юг).

- Я думаю, что таким путешественникам никакая дорога не страшна, поэтому мы отправляемся в наше путешествие и сделаем новые открытия. Для этого составим маршрутный лист открытий.

4. Изучение нового материала.

(Слайд №3)

- Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:

Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора.)

(Слайд №4)

- Попробуйте по иллюстрации рассказать, что такое горы.

- Откройте учебник на с. 78. Найдите и прочитайте определение, что такое горы.

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночные горы встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.

(Слайд№6)

Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины.

Равнины бывают плоские и холмистые. Попробуйте объяснить, почему равнины получили такие названия.

(Плоские равнины имеют ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были разрушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались только небольшие возвышения.

 Нельзя и упомнить эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли.

Возвышения на равнине это – холмы.

Холм – это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны.

 Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это  овраги.

(Слайд №7)

Овраг – глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами.

Там, где вдоль рек уничтожена растительность, во время сильных ливней или при бурном весеннем таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овраги. Овраги выводят из строя большие участки полей пастбища. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам. Поэтому люди на склонах оврагов сажают деревья, чтобы они своими корнями скрепляли землю и не разрастались.

- Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже?

(Слайд №8)

Давайте рассмотрим схемы горы и холма и сравним их между собой. В чём их сходство?

( сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину).

- В любой горе и в любом холме можно выделить следующие части:

  • подошва (подножие) – это место где начинается холм(гора)
  • вершина - самая высокая часть холма или горы,
  • склон – это часть холма или горы, которая расположенная между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.

- Чем отличаются холм и гора?

Горы выше.  Холмы имеют высоту до 200м, горы – более 200м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.

Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров! Самые высокие горы Европы – Кавказские горы. Самая высокая здесь вершина Эльбрус – 5642 метров.

Прочитайте, как описывает красоту гор Н. Сладков (учебник, с. 80)

Дети читают текст  вслух по частям.

- Что вас поразило, удивило в рассказе Н. Сладкова?

5. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели. И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали.

6. Закрепление изученного.

-Назовите основные формы земной поверхности. Сейчас каждая команда получит карточку с названием той или иной формы земной поверхности. Прикрепите ее к нужной иллюстрации.

-Что такое  равнина, горы, холмы, овраги?

 - В чём сходство и различие между горой и холмом?

- Объясните, что такое подошва (подножие), вершина, склон горы или холма?

- Рассмотрите фотографии на с.78. Под какими номерами изображены овраг, холм, гора?  (дети показывают карточки с цифрами 1, 2, 3) Докажите.

-Какая форма земной поверхности в нашем крае – равнинная или гористая?

- Есть ли в нашем крае холмы, овраги?

Какие части можно выделить на горе? Прикрепите карточки к нужной части горы.

На своих схемах расставьте номера в соответствии с названием части.

6. Домашнее задание.

Стр. 78 –81, уметь пересказывать. Нарисовать иллюстрацию к сегодняшнему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.

Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....

Урок окружающего мира "Горы-поднятия земной поверхности"

Урок "открытие нового знания" во 2 классе ("Школа 2100"), соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по окружающему миру Тема: Формы земной поверхности

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщени...