Конспект урока "Как зимой помочь птицам?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Гринько Любовь Александровна

Конспект урока по окружающему миру 1 класс, "Как зимой помочь птицам?" и Самоанализ этого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kak_pomoch_zimoy_ptitsam.docx37.63 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

по окружающему миру в 1 классе

«Как зимой помочь птицам?»

( УМК «Школа России»)

                                               

                                                           Выполнил: учитель начальных классов

                                                    Шарганова Любовь Александровна

Тема урока: « Как зимой помочь птицам»

Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование:

1) ПК,   презентация “Как зимой помочь птицам?”. 
2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. 
4) Компьютер
5) Таблица с изображением птиц.
6) Иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Дополнительная литература:

  1. «Юный натуралист» (дано краткое описание внешности птицы).

2. “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).

План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Время

1. Организационный момент

– Дорогие ребята. Мы начинаем наш урок . Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.

Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.

Головка думает, а язычки говорят.

Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.

– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)

Слушают учителя

Не выкрикиваем.

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Читает стихотворение ребенок:

Морозы  жесткие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за жучку-

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц, За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

- О чем  стих?

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?

 -Кому тяжело в стихотворении?

Слушание и осмысление стихотворения

- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы,

- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

4минуты.

На данном этапе используется фронтальная форма работы

3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала

Для того чтобы узнать вам о чем мы будем говорить на уроке, предлагаю отгадать загадки Муравьишки:

(слайд 2-10)

-Где вы видели этих птиц?

-Как вы думайте, а легко ли приходится этим птицам сейчас?

-А почему?

- А как можно им помочь?

- Ребята о чем пойдет речь на уроке?

- Прочтем тему урока на стр.74.

- Для того чтобы помочь птицам мы  должны потрудится и выполнить для них кормушки.

Ответы детей.                                

Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-  умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2 минуты.

На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной де Формулируется тема и цель урока.

4.Изучение нового материала.

- Ребята, вспомните  каких птиц вы видели зимой в наших краях?

- А где остальные птицы?

- Рассмотрите в учебнике на стр. 74. Птиц.

- Прочитайте их название?

- Найдите отличие?

- Зачитайте из дополнительной литературы «Юный натуралист» коротко о некоторых из них.

Ребята посмотрите Муравишка  что-то прячет за спиной.

Загадка про кормушку.

- посмотрим какие бывают кормушки.( стр.74), ( слайд).

- А для чего нужны кормушки?

Отвечают на вопросы учителя.

-Улетели в теплые края.

кормушка

Положить корм для птиц.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

7 минут.

На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами. Использовала словесные, наглядные методы обучения.

5. Физкульминутка

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, Прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень:

Тири- тири, тень-тень-тень.

Повторяют движения за учителем.

- (Дети прыгают на месте,)
- (Дети кружатся на месте)

- (Приседают)
- (Чешут носик)

- (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

- (Дети садятся за столы)

Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

2 минуты.

Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока.

6. Практическая работа

-Трудно приходится зимой птицам поэтому нам нужно им помочь, а как это сделать?

- Показ учителем готовой кормушки.

- Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки.

Познавательные УУД:

- чтение и слушание;

- умение извлекать нужную информацию;

- дополнение и расширение имеющихся знаний

10 минут.

На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану  слушают как изготавливать  кормушку для птиц своими руками. (выполнить самостоятельно дома)

4.Продолжение изучение нового материала.

- Конечно ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы не редко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, мороза.

-Что же должны делать люди, что бы помочь зимующим птицам?

-Кормушка у нас готова? А чего же в ней не хватает?

-Чем можно покормить птиц?

-Ребята , мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм. Какой корм им нужен.

- Учитель показывает корм в презентации и объясняет (семечки, просо, зерно, сало).

-Прочитайте текст на стр. 75 .

-Кого видите в красной рамке?

-Работа в рабочей тетради.

Ответы детей.

Читают текст.

Познавательные УУД:

 - отбирать информацию.

Коммуникативные УУД: 

-аргументировать свою позицию;

- участвовать в диалоге на уроке

Предметные: 

- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Личностные УУД:

 - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

7 минут.

На этом этапе урока использовала коллективную форму работы. Закрепили знания  по выбору корма для птиц.

При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями выбора корма для птиц.

9. Обобщение полученных знаний.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос , а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно?  Молодцы! Справились с этим заданием.

 Ученики отвечают на вопросы, хлопая в ладоши, если ответ правильный, и топают ногами, если ответ неверный

Регулятивные УУД:

- применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов.

4 минуты.

На этом этапе урока при помощи игры обобщаются полученные знания . Использовала индивидуальную форму работы .

10. Рефлексия.

-  Вот и подошёл к концу наш урок.

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД:

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

1 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

11. Домашнее задание.

- Вместе со взрослыми  смастерите  кормушки, дома, и повесите  их положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно.

1 минута.

12. Итог урока.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Поднимите свои карточки настроения. (смайлы)

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Спасибо за урок!

Личностные УУД: 

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

1 минута.

Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по предмету «Окружающий мир» в 1 «Б»  классе.

Учитель: Шарганова Л.А.

Тема: Как зимой помочь птицам?

Предмет: окружающий мир
Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения:  комбинированная.
Цель: Познакомить детей с зимующими птицами нашего края.

Задачи урока:
Образовательные: формирование у детей умений распознавать зимующих у нас птиц, а также птиц перелётных.

Развивающие: развитие у детей творческих способностей, чувства ответственности за порученное дело; развитие у детей познавательного интереса; совершенствование навыков самостоятельности; развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные: воспитание у детей любви и уважения к природе, своему

селу, своей Родине; воспитание таких качеств, как доброта, терпимость; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира. 
Планируемый результат обучения

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к

познавательной деятельности;

-участие в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности;

-оценивание своих действий, поступков;

-самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из

текста;

-формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

-формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

-формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

-формирование умения делать обобщения, выводы;

-формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста;

-осознание познавательной задачи;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать

других;

-формирование умения строить речевое высказывание;

-формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

-формирование умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-формирование умения формулировать собственные мысли;

-формирование умения допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственно и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формирование умения учитывать разные мнения и стремление к сотрудничеству;

-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

-формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД: формирование умения определять цель деятельности

на уроке

-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

-коррекция;

-ориентирование на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу;

-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, используя устную и письменную речь для регуляции своего действия.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, карточки с заданиями для групп.

     Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

     Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

     На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

     Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался хороший темп работы учащихся.

     Чтобы реализовать новые образовательные стандарты, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Например, «Технология развития критического мышления».

     Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить обучающихся к работе на уроке. На организационном этапе дети читали небольшое стихотворение, направленное на организацию ребёнка. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в деловой ритм урока, послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.

     При актуализации знаний, цель которой - актуализация  опыта обучающихся. Этот этап помог детям  осознать тему и цели урока. Тема урока зашифрована в виде загадки-описания. Этот приём относится к технологиям развития критического мышления.

      На этапе - Обобщение изученного материала. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений.

     На Основном этапе при изучении новых знаний для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Здесь было инсценирование, задание в парах, задание в группах, чтение стихотворений детьми. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

     Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, физиологического, психического и нравственного здоровья обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие обучающихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

     На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни обучающихся. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.

     Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Работа с учебником была построена в игровой форме. Ученики сопоставляли информацию учителя с уже имеющимися знаниями и опытом, анализировали признаки и описания птиц. Задание стимулировало самостоятельность обучающихся.

      Работа в тетради была  с самопроверкой по эталону. Она помогла проверить первичное понимание новых знаний. При проведении использовалась индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют его самопроверку.

      Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.

     Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

     При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

    Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

    Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

Конспект урока"Окружающий мир"1классТема:"Как зимой помочь птицам"

Знакомство детей с зимними изменениями в природе,учить детей сравнивать природные объекты,дать представления о зимующих птицах,развивать умение работать с книгой,воспитывать любовь и бережное отношени...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Как зимой помочь птицам?»

Данное мероприятие знакомит обучающихся с зимующими птицами, раскрывает важность заботы о птицах зимой; заинтересовывает обучающихся в решении данной проблемы; учит изготавливать простейшую кормушку; ...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц  с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....

конспект урока "Как помочь птицам зимой"

конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме  "Как помочь птицам зимой"...