Рабочая программа Окружающий мир 3 класс Планета знаний
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Сальникова Полина Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                   

                           1.Пояснительная записка

          Программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (журн. «Вестник образования России». – 2004. - № 12). Она разработана в целях формирования представлений о природе, человеке и обществе, осознания характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитания правильного отношения к окружающему миру.

Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

         Задачи обучения:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребенка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

    2.  Общая характеристика учебного предмета, курса

В основу интеграции знаний по предмету «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное сушество. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности.  У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Принцип гуманизации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на зевершающем – групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Принцип реализуется через выделение инвариативного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариативная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Это обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

3. Описание места учебного предмета, курса в  учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 70 часов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Учебный материал представлен пятью разделами: «Природа вокруг нас», «Вода, воздух, горные породы и почва», «О царствах живой природы», «Человек», «Человек в обществе».

Материал каждой темы разделен на инвариативную и вариативную части. Статьи вариативной части предусматривают значительное расширение и углубление знаний  учащихся. Большая часть заданий направлена на применение знаний в нестандартных ситуациях.

В разделе «Природа вокруг нас» у учащихся формируются представления о природе, человеке и обществе, показан двойственный характер взаимодействия между ними.

Изучение  второго раздела «Вода, воздух, горные породы и почва» строится на основе знакомства учащихся с окружающей их природой. Через наблюдения, опыты, во время прогулок и экскурсий, при выполнении практических работ учащиеся получают сведения о свойствах воды, воздуха, горных пород, почвы; учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природной среды.

В третьем разделе школьники знакомятся с царствами живой природы, у них расширяются представления о разнообразии представителей каждого царства, их жизнедеятельности, значении в природе и жизни человека, об охране живой природы.

У учащихся впервые формируется представление о среде обитания. Они узнают об основных средах обитания живых существ на нашей планете и их особенностях. Большое внимание уделяется приспособленности растений и животных к условиям жизни в разных средах.

При изучении раздела «Человек» у младших школьников формируются элементарные знания, о строении и жизнедеятельности собственного организма, которые служат основой гигиенического воспитания. Содержание этого раздела обладает большими развивающими возможностями. Учащиеся устанавливают некоторые связи между строением жизненно важных органов и выполняемыми ими функциями, формулируют выводы.

Большое внимание при изучении организма человека занимает прием сравнения. Например, учащиеся сравнивают частоту сердечных сокращений (или пульса) в спокойном состоянии и после выполнения физический упражнений, результаты, полученные при наблюдении за своим организмом, с результатами других учащихся и т.п.

После завершения знакомства с биологической точкой зрения на человека школьники продолжают изучение человека с социальной точки зрения в разделе «Человек в обществе».

Учащиеся получают представления о многонациональном характере населения нашей страны, знакомятся с понятием национальной культуры, получают сведения краеведческого характера о народах, населяющих данную местность, о национальных костюмах, национальной кухне.

Также у школьников формируется представление о науке истории. Они узнают о том, как зарождались города, об исторически сложившихся занятиях населения; дается представление о современном государственном устройстве России.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут

Сформированы понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

 ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к

природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и

природы;

 ориентация на выполнение правил здорового образа

жизни на основе

знаний об организме человека;

 осознание своей этнической принадлежности;

 чувство гордости свою Родину;

могут быть сформированы:

 осознание себя как гражданина России;

 уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

 понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости

управлять своими эмоциями.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

 приводить примеры положительного и отрицательного отношения

человека к природе;

 объяснять, что такое экология;

 понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

 называть основные и промежуточные стороны горизонта;

 находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

 объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений

природы;

 рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

 характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд,

водохранилище, море, океан);

 объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

 рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни

человека, необходимости их охраны и рационального использования;

 характеризовать органы растений и животных и их значение;

 характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения

и развития животных;

 различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники,

хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

 приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой

природы;

 рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых

мерах ее охраны;

 характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

 выполнять основные правила личной гигиены;

 проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

 различать существенные и несущественные признаки;

 приводить примеры физических и химических явлений природы;

 рассказывать об использовании энергии воды и   ветра;

 рассказывать о четырех царствах живой природы;

 рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

 рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни

человека;

 объяснять особенности питания и дыхания растений;

 характеризовать условия прорастания семян;

 рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

 выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

 характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе

исторической карты;

рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут

 народы нашей страны;

 описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

 различать символы государства;

 показывать на политической карте РФ столицу России —город Москву;

 описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

 характеризовать главный закон страны;

 рассказывать об устройстве нашего государства;

 раскрывать основные права и обязанности ребенка.

Учащиеся получат возможность научиться:

 узнавать об обычаях и традициях своего народа;приводить примеры

традиций и обычаев;

 устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной

деятельностью региона;

 рассказывать об истории возникновения своего города (села);

рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;

 рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь

символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

 объяснять историю происхождения и развития основных символов

государства;

приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые

 отмечены государственными наградами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

понимать цель познавательной деятельности;

  планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

 осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения

заданий.

Учащиеся могут научиться:

 самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных

заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов

 выполнения заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее

 (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

 доказывать тоили иное свойство изучаемого объекта путем постановки

несложных опытов;

 сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным

признакам;

находить необходимую информацию в учебнике;

получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

 моделировать процессы развития растений и животных по заданиям

учебника и рабочих тетрадей;

 понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

 получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь

справочной литературой;

 самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

 ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и

периоды основных исторических процессов;

 устанавливать причинно-следственные связи между историческими

событиями и их последствиями (под руководством учителя)

сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении

учебных заданий и проектов.

                         6. Содержание учебного предмета, курса

Природа вокруг нас (6 ч)

Окружающая человека среда.                                                                                Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.                                                                                               Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.                                                                                               Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.                          Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (18 ч)                                                                                                            Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.                                                                                                                                   Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот волы в природе.                                                          Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования волы, охрана волы от загрязнения.                               Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе                                                                                                      Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.                                                                                                                                 Ветер. Использование энергии ветра человеком.                                                    Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.                                                                                                  Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.                       Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемы*: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.                                                                          Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы  (18 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой лриролы. Основные среды обитания живых существ: наземно-вохтушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи. папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян Развитие растений из семенн.

Значение растений в природе н жизни человека, йчнянис деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, гтшы. млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе н жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек  (11 ч)                                                                                                                                                                                            Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.                                                                                                                                                               Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.                                                                                                                         Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мыши. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц                                                                             Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.                                                                                                  Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления нз организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (17ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

        


7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п/п

             Тема урока

Результаты

            Дата

                 Предметные

  Личностные

      Метапредметные

фактическая

планируемая

                                                                                               1. Природа вокруг нас  (6ч)

1

Что нас окружает                                    Часть 1                                                        С. 3—7

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы

2.09

2

Что такое горизонт    Ориентирование по Солнцу                                          С. 10—11

Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

9.09

3

Ориентирование по компасу и местным признакам                                     С. 12—14

Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам

Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.                Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.       Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

11.09

4

Явления природы                                                 С. 15—17

 Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы

Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.             Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

16.09

5

Свойства тел и веществ             С.18-21

 Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы

Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.     Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

18.09

6

Проверочная работа № 1 по теме: «Природа вокруг нас».            

С. 22-23

Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования

Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Распределять обязанности при работе в группе.                                Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

23.09

                                                                                     Вода, воздух, горные породы и почва (18 ч)

7

Свойства воды в жидком состоянии                                              С. 26—27

Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.      Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.  Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

25.09

8

Вода-растворитель                              С. 28—29

Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.          Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.   Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

30.09

9

Свойства льда, снега и пара                 С. 30—33

Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях

Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

2.10

10

Родники                                                С. 34—35

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.       Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.                     Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

7.10

11

Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище)                           С. 35—38

9.10

12

Облака, роса, туман, иней, изморозь                                               С. 38—41

Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства

Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

14.10

13

Круговорот воды в природе                                         С. 41—42

Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.                                   Строить монологические и диалогические высказывания.        Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

16.10

14

Значение воды и её охрана                 С. 43—46

21.10

15

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха                                   С. 47—50

Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования

Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Распределять обязанности при работе в группе.                              Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

23.10

16

Свойства воздуха                                  С. 51—53

Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека

Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

28.10

17

Ветер                                                          С. 54—55

Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде

30.10

18

Охрана воздуха                                        С. 56—57

Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде

11.11

19

Горные породы                                     С. 58—59

 Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы

13.11

20

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)                                       С. 60—63

Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

18.11

21

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых                                   С. 63—65

Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования

Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

20.11

22

Добыча и охрана полезных  ископаемых                                                      С 66-67

Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования

Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

25.11

23

Почва                                             Состав почвы  

Охрана почвы  

С.68-73                

Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

27.11

24

Проверочная работа № 2 по теме: «Вода, воздух, горные породы и почва».                                  

Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования

Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Распределять обязанности при работе в группе.                            Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

2.12

                                                                            О царствах живой природы  (18ч)

25

Четыре царства живой природы       С. 78—79

Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.   Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.                Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

4.12

26

Строение растений                                   С. 80—84

Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.   Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

9.12

27

Разнообразие растений                             С. 85—86

Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

11.12

28

Дикорастущие  и культурные растения                                                      С. 87—88

Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.        Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.                  Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

16.12

29

Жизнь растений                                   С. 89—92

Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

18.12

30

Размножение и развитие растений                                           С. 93—94

Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка

Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.                 Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.  Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

23.12

31

Развитие растения из семени                                            С. 95—96

Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.    Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.  Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

25.12

32

Охрана растений                                          С. 97—98

13.01

33

Строение  животных                                 С. 99—100

Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

15.01

34

Разнообразие  животных                      С. 101—105

Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

20.01

35

Домашние и дикие животные                                                  С. 106—108

Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.  Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.            Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

22.01

36

Как животные воспринимают мир                                                              С. 109—111

Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

27.01

37

Передвижение и дыхание животных                                        С. 112—115

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.                                   Строить монологические и диалогические высказывания.       Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

29.01

38

Питание животных                                 С. 116—119

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Распределять обязанности при работе в группе.                              Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

3.02

39

Размножение и развитие животных                                                       С. 120—123

Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

5.02

40

Охрана животных                                   С. 124—125

Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира

Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.   Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

10.02

41

Грибы и бактерии                           С. 126—131

Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

12.02

42

Проверочная работа № 3 по теме: «О царствах живой природы».                                                  С 130-131

Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования

Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Распределять обязанности при работе в группе.                          Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

17.02

                                                                                                                      Человек (11 ч)

43

Человек — часть живой природы                                                  Часть 2   

 С. 3—10

Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология»

Способность к самооценке. Основы экологической культуры

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.                 Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

19.02

44

Кожа — первая «одежда»                 С. 11—15

Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

24.02

45

Скелет                                          С. 15—18

Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

26.02

46

Мышцы                                                   С. 19—21

Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы

Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

2.03

47

Кровеносная система                                С. 22—25

Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы

Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.               Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

4.03

48

Дыхание                                                          С. 26—30

Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.                                Строить монологические и диалогические высказывания.     Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

9.03

49

Питание и выделение                                    С. 30—35

Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Распределять обязанности при работе в группе.                         Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

11.03

50

Органы чувств                                              С. 35—37

Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать

Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.    Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

16.03

51

Нервная система                                              С. 38—40

Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

18.03

52

Эмоции и темперамент                                 С. 41—45

23.03

53

Проверочная работа № 4 по теме: «Человек».

Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования

Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Распределять обязанности при работе в группе.                             Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

25.03

                                                                                             Человек в обществе (17 ч)

54

Народы нашей страны                             С. 48—52

Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.           Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.                                      Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

6.04

55

Традиции народов нашей страны                                                       С. 53—56

Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

8.04

56

Путешествие по ленте времени          С. 57—60

Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.        Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

13.04

57

Города и сёла                                               С. 61—64

Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

15.04

58

Названия городов                                        С. 65—69

 Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города

Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.         Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.                   Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

20.04

59

Кремль — центр города                              С. 69—75

Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Распределять обязанности при работе в группе.                            Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

22.04

60

Улицы города                                         С. 76—79

Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.       Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

27.04

61

Герб — символ города                               С. 80—83

Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль

29.04

62

Памятные места городов

С. 84—87

Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте

Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

4.05

63

Современный город                                    С. 88—91

Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

6.05

64

Москва — столица России                      С. 92—95

Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.       Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.              Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

11.05

65

Что такое государство                                 С. 96—100

Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.   Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

13.05

66

Конституция — основной закон нашей страны                                     С. 101—104

Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции

Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

18.05

67

Права ребёнка                                           С. 105—108

Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка

Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.   Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

20.05

68

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России                                          С. 109—113

 Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

25.05

69

Государственный гимн России             С. 113—116

Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

27.05

70

Государственные награды. Проверочная работа № 5 по теме: «Наше государство».

С 121-123

Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.                        Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью


                                             

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебник:

Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013.  

Дополнительная литература:

  1. Обучение в 3-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2009;
  2. Развернутое тематическое планирование по программе «Планета Знаний». 3 класс/авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.

Для учителя:

  1. Обучение в 3-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2009.
  2. Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации / авт.-сост. А.А.Митина. - Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Я иду на урок в начальную школу. Тесты по природоведению / авт.-сост. Е.И.Николаенко. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

Для ученика:

Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013.  

  1. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 3-й кл. /  Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
  2. Печатные и другие пособия для организации работы с разными источниками информации
  3.  научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности),
  4. видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием  имеются:

  1. – таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
  2. – плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  3. – портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  4. – географические (физическая карта полушарий, карта России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас гео-
  5. графических и исторических карт; адаптированная карта звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы,

комплекты открыток);

  1. – рельефные модели равнины, холма, оврага;
  2. – модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  3. – муляжи грибов, фруктов и овощей;
  4. – макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. – коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
  2. – гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  3. – предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. Для выполнения заданий по моделированию природных объектов  пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы

  1. для проведения опытов и демонстраций:

– посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки, воронки, подносы, пластиковые ножи, палочки и др.);

– измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик,

настольная лампа или просто лампа на подставке, лупа, бинокль, термометр, компас);

– фильтры, магниты, детские воздушные шарики, объёмные

геометрические фигуры, предметы симметричной и несиммет-

ричной форм, обладающие и не обладающие магнитными свойствами;

– мука, соль, сахарный песок и рафинад, подсолнечное масло,

крахмал; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний

В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...