Какими бывают горные породы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Двинянина Лариса Валерьевна

Урок окружающего мира 4 класс УМК "Гармония" с применением Технологии Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakimi_byvayut_gornye_porody.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Двинянина Лариса Валерьевна

МБОУ «СОШ №8» г.Чита

учитель начальных классов

Тема урока: Какими бывают горные породы

Цель: - сформировать представление о разнообразии горных пород и минералов

Планируемые результаты

Личностные

  • Проявлять интерес к изучению темы;
  • Воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию и уважать мнение других, проявлять инициативу.

Метапредметные:

Познавательные –

  • Развивать познавательный интерес к природным богатствам Забайкальского края
  • Развивать умение выделять научную информацию при  работе с различными источниками.

Регулятивные-

  • Выполнять учебное задание в соответствии с планом;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.

Коммуникативные-

  • Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные:

  • Проводить исследование по заданной теме

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран, презентация;
  • Поглазова О.Т., В. Д. Шилин «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  • бланки «Рабочий лист» для 5 групп;
  • листы «Слова для справок» для 5 групп;
  • таблица «Рефлексия» каждому ученику
  • Новая детская энциклопедия/Пер.с англ.С.В.Морозова и др. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  • Граубин Г.Р. Наша малая Родина : книга для чтения в начальной школе.- Чита: Экспресс-издательство,2008
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • Учебные коллекции «Горные породы»
  • Карта Забайкальского края

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. А мы не будем терять время, начнём наш урок.                      

II.       Стадия «Вызов»

     1. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

        - Перед вами на экране слова, называющие различные тела и вещества. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.

Каменная соль                                  бетон

Стекло                                               пластмасса

Каменный уголь                               кирпич

Известняк                                          гранит

Песок                                                 глина                                    

  • Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация)

- Почему так получилось?  Вы не можете точно ответить на вопрос? (Мы не знаем, что такое горные породы)

   2.   Побуждение к формулированию проблемы

- Какой у вас возникает вопрос? (Что такое горные породы?) 

  1. Поиск, открытие нового знания.

 - Итак, тема урока определена. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: «горные породы» и «негорные породы». Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?                                                

Горные породы                                  Негорные породы

           Гранит                                                                 кирпич

           каменный уголь              песок                           стекло

           известняк                         глина                         бетон

           каменная соль                                                    пластмасса

- Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее?  (Одни твёрдые, другие рыхлые,  и те и другие залегают в земле.) 

- А человеку они нужны?

  • Ответы детей оформляются на доске в виде кластера.

Нужны человеку                                                        Твердые

                                          Горные породы

Используются                Залегают в земле               Рыхлые

человеком

Вы вод: Горные породы – это твердые или рыхлые тела или вещества, которые залегают в земле и используются человеком.                                                                                                            

Горные породы

            твёрдые                                        рыхлые  

                                    гранит                                               песок

                                    каменный уголь                               глина

                                    известняк

                                    каменная соль

4. Физминутка для глаз.                                                                

        Упражнения «Вращение», «Во все стороны», «Пальчик»

III.    Стадия «Осмысления»

1. Исследование

- А какими бывают горные породы? Чтобы ответить на этот вопрос проведем свое исследование «Какими бывают  горные породы?»

        - Вспомните, с помощью каких методов можно провести учебное исследование.

* подумать самостоятельно                  * понаблюдать

                *спросить у взрослых              * провести эксперимент

* прочитать печатные источники           * познакомиться с видеоматериалами

                        * найти информацию в сети Интернет

        

2. Работа в группах.

Методы работы

Источник

Инструкция

1.Подумать самостоятельно

- Вспомните, что вы уже изучали на других предметах, что может помочь в этой теме.

Моя подсказка: Краеведение. Граубин Г.Р. Наша малая Родина

1. Вспомните, что такое карбон?

2. Вспомните, как образовываются бурый и каменный уголь?

3. Покажите на карте Забайкальского края, где добывают уголь

2. Работа на компьютере

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

1. На какие группы по способу образования делятся горные породы.

2. Приведите примеры.

3. Работа с печатными источниками

«Новая детская энциклопедия»

1. На какие группы по способу образования делятся горные породы

2. Что такое окаменелости?

4. Наблюдение

Работа с учебной коллекцией «Горные породы»

1. На какие группы делятся горные породы?

2. Приведите примеры

5. Спросить у взрослых

Взять интервью у наших гостей по интересующей нас теме

1. Выясните на какие группы делятся горные породы

  • Если какой-то группе не хватит информации, чтобы ответить на вопросы, то вы можете воспользоваться материалом учебника с.82-84

3. Заполнение рабочего листа

Рабочий лист

        Мы нашли информацию о ______________________________________

        Узнали ______________________________________________________

        Самым интересным оказалось ___________________________________

4. Обмен информацией.

        Выступление представителей групп.

        IV. Стадия «Рефлексия».

1. Применение новых знаний

 - Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? ( Геологи, геология.)

- Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьёмся на геологические партии (группы). А прежде, чем отправиться в путь…

2. Физминутка  «Геологи»

    По дорожке шли, шли,

    Много камешков нашли.

    Присели, собрали и дальше пошли.

    По дорожке, по дорожке

    Прыгаем на левой ножке.

    И по этой же дорожке

    Прыгаем на правой ножке.

3. Работа в группах.

         Каждой группе дается задание:

Определить свойства одной горной породы (гранит, известняк, каменный уголь,  песок, глина) по плану,  используя слова для справок и образцы этих пород.

  • Каждой группе выдается образец горной породы и листок со словами для справок

          Слова для справок:     твердый,  рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный, горючий, тяжелее воды.

                                          План.                                                  

                             1. Твёрдый, рыхлый.

                             2. Цвет.

                             3. Блеск.

                             4. Другие признаки.

4. Домашнее задание.

1.  Творческие задания на применение усвоенных понятий (на выбор):

  1. Подобрать пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород  характеризовали бы качества человека.
  2. Сочинить синквейн о горной породе, раскрыв их свойства и использование в хозяйстве.
  3. Привести примеры использования в повседневной жизни горных пород.

2. Учебник с.82-84

5.   Итог.

- Хотелось бы узнать, был ли полезен вам наш сегодняшний урок?

- Где вы можете применить полученные на уроке знания?

- Пожалуйста, оцените свою работу на уроке в таблице (нужный ответ +)

                                   Таблица «Рефлексия»                                      

1.

Мне было интересно на уроке

Мне было неинтересно на уроке

2.

Мне было легко работать в группе

Мне было трудно работать в группе

3.

Я доволен своей работой

Я не доволен своей работой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Горные породы"

Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце.      М. В. Ломоносов.Участие в исслед...

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"

Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке  дети, работая в группах, исследовали горные породы,  проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...

Горные породы

Ход урока = презентация...

Урок "Горные породы и минералы"

Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...