"Природная зона-степь" (3 кл.)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок с презентацией по окружающему миру в 3 кл. по теме: "Природная зона-степь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 58 КБ |
Презентация к уроку | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: «ПРИРОДНАЯ ЗОНА-СТЕПЬ.»
Система Л. В. Занкова,
учебник «Мы и окружающий мир» (3 кл. ч.1) Н. Я. ДМИТРИЕВОЙ
Учитель: Волгина О. А.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Образовательные: Сформировать понятие “Степь” и представление о природной зоне степей, т.е. познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, установить взаимосвязь между растительным и животным миром степей, выделив их особенности в изучаемом материале и т.д.
Развивающие: формирование и развитие умения анализировать, обобщать; развитие внимания, памяти, воображения; расширение кругозора, словарного запаса и т. д. Развитие познавательного интереса учащихся, формирование умения пользоваться дополнительной литературой; развивать экологическую культуру детей и т.д.
Воспитывающие: формирование коммуникативных способностей, умения работать в группах и индивидуально; воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
Учитель: Садитесь, ребята. Отгадайте, о чем идет речь.
«Без него не растет все живое,
Без него жуткий холод и мрак,
Оно очень, очень большое
Существует оно для нас!»
Дети: Солнце.
Учитель: А как вы догадались? Что такое солнце?
Дети: Горячая звезда нашей галактики, планета (обсуждение различных вариантов)
Учитель: А почему оно существует для нас?
Дети: Если бы не было солнца, не было бы и жизни на земле. Оно дает тепло и свет.
Учитель: Но ведь солнце светит для многих планет нашей галактики, почему же жизнь возникла именно на земле?
Дети: Это зависит от того, насколько земля удалена от солнца -не слишком близко и не слишком далеко в отличие от других планет.
- Основная часть.
а)Сообщение темы урока:
Учитель: Раз уж мы заговорили о том, что на земле возникла жизнь, скажите, где появились первые люди
Дети: На территории современной Африки.
Учитель: А как же они оказались на европейской части материка?
Дети: Они стали заселять землю и продвигаться с юга на север.
Учитель: Давайте мы представим себя в роли людей тех времен, представим, что продвигаемся на север, на новые неизведанные земли, и вот мы перешли Кавказские горы и оказались …где же мы оказались?
Учитель: Даю вам небольшую подсказку:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь,
А зовется это ... (степь).
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить?
Дети: О зоне степей.
Учитель: А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
(все ассоциации записываются) Хорошо, мы к ним вернемся в конце урока.
б) Организация работы в группах по изучению нового материала:
Учитель: Итак, мы с вами очутились на совершенно новых местах чтобы нам здесь обосноваться, надо изучить эту местность. Как вы думаете, на что мы должны обратить внимание?
Дети: Где расположена; климат; животный и растительный мир; занятие населения; экологические проблемы (по мере ответов открываются карточки на доске)
Учитель: Сейчас вам предстоит исследовательская работа, работа в группах. Каждая группа будет изучать свой вопрос, а помогут вам для этого карточки, учебник, энциклопедии и др материалы, которые лежат на столах.
№1 «Расположение зоны степей»
- Собрать из кусочков карту природных зон
- Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге умеренного пояса.)
- Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)
- Рассмотреть, какие современные гос-ва находятся в зоне степей (Украина, Казахстан)
№2 «Климат»
- Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи)
- Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны (самое благоприятное время года –весна.)
- Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём)
№3 «Растительный мир»
- Найти описание в учебнике растительного мира степей
- Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками
- Заполнить таблицу
- Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику
№4 «Животный мир»
- Найти описание в учебнике животного мира степей
- Выбрать из игрушек животных, относящихся к этой зоне
- Заполнить таблицу
ЖИВОТНЫЕ
НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ
ГРЫЗУНЫ ХИЩНИКИ ДРУГИЕ ЖИВ.
- Определить особенности животных и дать их характеристику
Учитель: Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей? (выступление группы №1)
Учитель: А как вы думаете, почему зона степей не доходит до океанов (Атлантического и Тихого) ни на западе, ни на востоке?
- Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая климат этой зоны? (выступление группы №2)
Учитель: Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много тепла, преобладают плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности?
Учитель: Как вы думаете, как же растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?
Учитель: Что нам дополнит группа , занимающаяся изучением растительности степей? (выступление группы №3)
Учитель: Мы с вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а как вы думаете, какие животные смогут приспособиться к такой среде обитания?
Теперь предоставим слово группе, которая специально изучала этот вопрос (выступление группы № 4)
в) Цепи питания:
Учитель: Я составила цепи питания (медведь)Почему не согласны? Составьте свои цепи питания. (карточки на доске)
г) Закрепление изученного (кроссворд)
Учитель: Молодцы, вы сегодня попробовали себя в роли ученых-исследователей, мы постарались более подробно изучить зону степей, но как безграничны ее просторы, так же безграничны и познания, ученые до сих пор продолжают изучать эту интереснейшую и своеобразную природную зону. Давайте обобщим все наши полученные знания и разгадаем кроссворд
Учитель: А теперь давайте вернемся к ассоциациям, которые мы записали в начале урока и дополним их ассоциациями после исследовательской работы. (записываем)
- Заключительная часть.
а) заключительное слово учителя
Учитель: Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу, и то, что мы сегодня узнали- это маленькая песчинка всех тайн, загадок природы, и человек не всегда правильно использует всю красоту и богатство природы, какие занятия людей в степях, и какие экологические проблемы мы с вами продолжим изучать на след. уроке.
«На части не делится солнце лучистое
И землю родную нельзя обойти
И тайны природы открыты не многим
Их надо открыть, изучить и найти!»
Учитель: Спасибо всем гостям, урок окончен, но наши исследования продолжаются.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природная зона СТЕПИ
Степь- это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
Климат зоны степей 1.Климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи 2.Самое благоприятное время года- весна 3.Почвы глинозем, чернозем
ВЕСНА ЛЕТО
РАСТЕНИЯ РАННЕЦВЕТУЩИЕ ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ
ковыль
"перекати-поле"
ЛАПЧАТКА
ЖИВОТНЫЕ НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ ГРЫЗУНЫ ХИЩНИКИ САЙГАКИ
ДРОФА
САЙГАК
СУСЛИК
КУЛАН
СТЕПНОЙ ОРЕЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природная зона - степь
Урок « Природная зона – степь » по своему типу является уроком изучения нового материала. Для проведения данного урока класс делится на три группы: географы, биологи, экологи. Каждой группой ...
Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"
Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Степи"...
Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"
Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...
Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"
Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...
Природные зоны: степь.
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония" авт. Поглазова)...
Природные зоны. Степи. Урок в 4 классе
Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС...
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....