Конспект и презентация по окружающему миру (Озера, пруды, болота. Байкал- жемчужина России)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волкова Лидия Владимировна

для учащихся 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №36                                                                                                                                                                      Учитель: Волкова Л.В.

Класс: 2-а                                      

Тема урока: Озера, пруды, болота. Байкал- жемчужина России.

Цели урока: развить эмоциональное, эстетическое и сознательное отношение к ценностям природы, умение работать с текстовой и графической информацией, с рисунками, схемами.

Планируемые результаты:

Личностные:  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;

Метапредметные: Учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Предметные: учащиеся научатся обсуждать вопросы, аргументировать, делать  выводы. 

Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова  2 часть, тетради для самостоятельной работы, презентация;

Этап.

Методы приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. момент.: беседа

1 мин

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Учебник, ручка и тетрадка?

Соберись и улыбкой поделись!

Слушают, приветствуют;

Взаимно приветствовать.

2.

Формулировка цели урока

3 мин

-Давайте повторим то, что изучали с помощью кроссворда и узнаем новую тему.

в

о

д

о

х

р

а

н

и

л

и

щ

е

Р

у

с

л

о

в

о

д

о

п

а

д

и

с

т

о

к

о

з

ё

р

а

м

о

р

е

 

  1. Плотина задерживает сток воды, вода разливается и образуется искусственный

водоём.

Как он называется?        

  1. Углубление по которому течёт река.
  2. Место, где быстрые шумные горные реки с грохотом падают со склонов гор.
  3. Начало реки.
  4. Естественные водоёмы со стоячей водой. При сильном ветре у них иногда бывают волны.
  5. Естественные водоёмы с солёной водой.

-Назовите ключевое слово.(водоём)

- Что вы знаете о водоеме? И что хотели бы узнать?

-И так какая наша тема урока? (Водоемы: озера, пруды, болота. Байкал-жемчужина России).

-Какие цели поставим на урок? Что поможет нам на уроке? (Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.)

Отвечают на вопросы;

П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

П:Определение темы урока;

4.

Усвоение новых знаний.: ответы на вопросы.

Практическое.

Работа с учебником.

Слово учителя.

15 мин

-Что такое река? (Естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном из углублении-русле). Назовите ее части.( Исток, устье, приток, русло.)

-Какими бываю реки? Чем различаются горные потоки в горной и равнинной реках?

-Какой вкус речной воды? В каких еще водоемах есть пресная вода?

-Давайте ознакомимся с параграфом и ответим на вопросы. (Чтение по цепочке).

- Что такое озеро? (Естественный водоем, заполненное водой углубление на поверхности суши).

-Какими бывают озера? (Равнинные, гористые, вулканические и т.д). Чем они отличаются друг от друга? (Местом расположения).

-Назовите самое большое озеро? (Каспийское) В чем особенность этого озера? (оно соленое)

-Назовите самое глубокое озеро на Земле? (Байкал)

-Ребята внимательно смотрите на экран и прослушайте интересную информацию про Байкал.

-Считается, что российское озеро Байкал - самое древнее озеро на Земле. Некоторые учёные утверждают, что ему около 25 миллионов лет. А ещё это самое глубокое озеро в мире. Его максимальная глубина - и ручьев, а вытекает единственная река - Ангара. Общая площадь Байкала - около 32 тысяч квадратных километров. Это площадь Бельгии со всеми ее городами.

Байкальская вода необыкновенно чиста. Весной можно увидеть даже то, что находится на глубине 40 метров. Это объясняется тем, что вода по своему составу близка к дистиллированной (самой очищенной). Когда-то вода из озера Байкал считалась целебной.

Одна из особенностей озера - необычайное разнообразие животного и растительного мира окружающей природы. Множество обитающих в озере животных и растений не встречается больше ни в одном водоёме мира.

В Байкале обитают 52 вида рыб, среди них омуль - небольшая рыбка, живущая только здесь. На 30 островах Байкала гнездятся чайки, гоголи, скопы, орланы-белохвосты. На каменистых берегах можно увидеть лёжки байкальской нерпы - типично морского и единственного млекопитающего, которое обитает в озере. А в горной тайге Прибайкалья встречается самый маленький олень - кабарга.

Объем воды в Байкале - 23 тысячи кубических километров, что составляет 90% российских запасов пресной воды.

Поэтому, Байкал называют жемчужиной России.

Смотрят;

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы;

Называют особенности;

Слушают и воспринимают информацию.

Слушают и воспринимают информацию.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

Анализируют объекты с выделением существенных признаков.

5.

Физминутка

2 мин

На уроке отдохнём –

 На рыбалку мы пойдём!

 Накопаем мы червей,

 Удочку возьмём скорей,

 И вприпрыжку побежим –

 Порыбачить мы хотим.

 В воду удочку закинем,

 Посидим тихонько.

 Рыбка, кажется, клюёт?

 Вытащим легонько.

 Ах, какая красота –

 Рыбка небольшая.

 Пусть живёт себе в реке,

 Выпущу тебя я!

 Быстро в школу побежим –

 Вот такой у нас режим.

Выполняют упражнение;

Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;

Усвоение новых знаний.: практическая работа; наблюдение за практической работой учащихся; объяснение;

Работа с книгой.

Работа с картой.

Работа в раб.тетр.

15 мин

-Давайте познакомимся с остальным параграфом.

-Что такое пруд?(Небольшой искусственный водоем.) Для чего он создан? (Для отдыха людей, разведения рыб, противопожарной безопасности).

-Обсудите в парах со своим соседом, в чем сходство и в чем различие пруда и озера? Ответ обоснуйте.

-Прежде чем продолжить знакомство со следующим водоемом, отгадайте загадку:

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь – куда ни поглядишь –

Кочки, ряска и камыш.

(Болото)

-Начнем чтение по цепочке.

-Что такое болото? (Переувлажненные участки суши).

-Где появляются в основном болота?( Там, где на земной поверхности скапливается непроточная вода)

-Почему по болоту опасно ходить?( Может затянуть в трясину).

-Приходилось ли вам видеть болото?

-Чем полезно болото?( Во время засухи  болота отдают воду, когда много впитывают и многие реки берут начало из болот).

-Сейчас отправимся в путешествие по рисунку-схеме. Посмотрите внимательно на рисунок и назовите, как называются те или иные водоемы и их признаки.

-Ответьте на вопросы про водоемы по отдельности: Вода в нём солёная? Какой размер водоёма? Общается с Мировым океаном или нет? Вода текучая или стоячая? Какое животное любит этот водоём? Какое растение любит жить в этом водоёме?

-Давайте прочитаем дополнительный материал.

-Что нового из него вы узнали? О чем именно?

-Посмотрите внимательно на карту Челябинской области. Назовите реки, озера. Что можете сказать про водоемы в нашей области?

-Изобразите у себя в тетради один из водоемов.

-Откройте рабочую тетрадь на стр.26. Выполните в парах задание №45.(Фронтальная проверка).

Читают,

Отвечают на вопросы;

отвечают  на вопросы с помощью используемых в тексте выражений

Отвечают на вопросы.

Работать по карте.

Выполняют задание.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6.

Подведение итогов

5 мин

 - Какова наша тема урока? Назовите цели сегодняшнего урока? Что нового узнали? У кого были затруднения на уроке? Что понравилось на уроке в своей работе?

Достигли этих целей? Что хотели повторить, а чему научиться? Молодцы.

Подводят итог;

Отвечают на вопросы;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода. Озёра не являются частью Мирового океана.

Слайд 2

Живут в прудах. В озере живут рыбы : Щука, налим, окунь, лещ , ёрш и др. рыбы.

Слайд 3

Пруд — искусственный водоём для хранения воды.

Слайд 4

Пруд. Пруды значительно меньше озера и служат для рыборазведения, полива и водоснабжения.В прудах разводят карпов, форель, и др.

Слайд 5

В пруду живут: Лебеди, утки, рыбы.

Слайд 6

Болото – это природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве.

Слайд 7

Болота отличается от озер тем, что они неглубокие, частично или полностью покрыты Растительностью и в них образуется торф. Первыми признаками болота можно считать образование торфа.

Слайд 8

Живут в болоте лягушки, утки . Растет камыш , клюква , голубика.

Слайд 9

Озеро, пруд, болото


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Озеро Байкал- жемчужина России.» ______________________

Слайд 2

Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири на границе Иркутской области и Бурятии. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется в пределах от 24 до 79 км. Иркутская область Бурятия о. Байкал

Слайд 3

Байкал - одно из древнейших озер планеты, его возраст ученые определяют в 25 - 30 млн. лет. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира. Среди озер земного шара озеро Байкал занимает первое место по глубине (1637 м).

Слайд 4

Происхождение названия озера точно не установлено. Наиболее распространена версия, что "Байкал" - слово тюрко-язычное, происходит от "бай" - богатый, "куль" - озеро, что значит "богатое озеро".

Слайд 5

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев. Из Байкала вытекает единственная река - Ангара. На Байкале 27 островов ( Ушканьи острова, остров Ольхон , остров Ярки, Модото , Едор и другие). В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 6

Байкальская вода чрезвычайно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в истоке Ангары. Толщина льда может достигаться 2 метров

Слайд 7

В Байкале водится более 2600 видов и разновидностей животных и более 1000 видов растительных организмов.

Слайд 8

На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений. Лилия карликовая Маки на скалах Кедровая шишка

Слайд 9

В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, таймень, осетр, голомянка, ленок. Байкальский омуль Байкальский сиг Обыкновенный таймень Байкальский осётр

Слайд 10

Наиболее интересна в Байкале голомянка – это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, рыба живородящая, тело которой содержит до 30 % жира. Рост ее достигает от 15-20 см.

Слайд 11

В Байкале встречается уникальное, типично морское млекопитающее - байкальская нерпа . Нерпа - это символ Байкала, единственный в мире тюлень, который живет в пресной воде. Распространена нерпа по всему Байкалу. Предполагается, что она попала в Байкал из Ледовитого океана в ледниковый период по Енисею и Ангаре. В настоящее время в озере насчитывается несколько десятков тысяч нерп.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайга подходит вплотную к самому Байкалу и поэтому здесь довольно разнообразен животный мир. Горностай Волк Рысь Заяц

Слайд 2

На Байкале водится 236 видов птиц. Из них 29 водоплавающих, главным образом различные виды уток. На скалистых островах и в устьях притоков Байкала в большом количестве селятся чайки. Кое-где встречаются серая цапля и чернозобая гагара. В Прибайкалье обитает 7 видов орлов и подобных им птиц. Огарь Чайка Серая цапля

Слайд 3

чёрный аист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока окружающего мира "Что такое луг?" для учащихся 4 класса УМК "Школа России"

Данный подробный конспект урока по окружающему миру разработан для учащихся 4 класса УМК "Школа России", занимающихся по учебникам А. А. Плешакова. В данной разработке предоставлен сам конспект и ...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Мы – зрители и пассажиры.»

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Мы – зрители и пассажиры.»Цели урока: Познакомить с правилами поведения в общественных местах (кинотеатр, театр, общественный транспорт).Планируемые рез...