Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Планета Знаний
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Планета Знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 47.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г.Данкова Липецкой области
Рассмотрена на заседании МК начальных классов ______ августа 2014 г. Протокол № _____ | Утверждена приказом № _____ МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области ______ августа 2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 1 класса
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
составлена на 2014-2015 учебный год
УМК «Планета знаний»
Учитель начальных классов
Камышникова Наталия Юрьевна
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК «Планета знаний» - это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
- Комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения
- Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой
- Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться
- Полноценное соединение знаний и практических навыков
- Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс
- Обеспечение реальной социализации учащихся.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009 г, Примерной образовательной программы начального общего образования 2010 г, программы И.В. Потапова, Г.Г.Ивченковой, «Окружающий мир». Сборник рабочих программ « Планета знаний». 1-4 классы. Для реализации программного содержания используются:
И.В. Потапов, Г.Г.Ивченкова «Окружающий мир». 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М: АСТ,Астрель, 2012г.
И.В. Потапов,Г.Г. Ивченкова Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч. М: АСТ, Астрель, 2014.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цели, задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности, информационной грамотности;
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Содержание курса «Окружающий мир» базируется на основных дидактических принципах: научности, доступности, систематичности, последовательности.
Ведущим из них является принцип целостности. который достигается за счёт интеграции знаний .В основу положено единство системы «природа – человек – общество».Сведения о природе включают элементы географии, геологии,метеорологии,почвоведения,биологии.физики.химии.Интеграция этих предметов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом. в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда и важнейшего условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Принцип развития реализуется за счёт создание условий для проявление самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Большое внимание уделяется эмоциям человека .Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влияние на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой. Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. А также содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями. характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности. Которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Обучающиеся учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации используется для осознания школьниками о необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Инвариативная часть содержит новый материал издания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон)Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний. Выходящих за рамки содержания учебника они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. В курсе учитываются принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы. А также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Ключевые компетенции обучающихся:
На первый план выдвигается компетентный подход в преподавании, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы , направленное на развитие и совершенствование эмоционально-развивающей, ценностно-ориентированной, информационной, исследовательской компетенций.
- эмоционально-развивающая компетенция, состоящая в воздействии окружающей природы на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы,развитию эмоциональной отзывчивости личности и бережного отношения к окружающей нас природе как на отражение человеческих переживаний,эмоций,чувств;
- ценностно-ориентированная компетенция,позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации вприроде, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным кретериям;
- информационная компетенция,обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искуссстве( в том числе удиовизуальных, компью- терных, текстовых и др).
- исследовательская компетенция ,обеспечивающая большие возможности для развития наблюдательности (наблюдение,опыты,экспериментирование.практические работы).Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления,обосновывают свои выводы.
- коммуникативная компетенция, формируемая готовность следовать этическим нормам поведения в школе.на улице,дома а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
Курс окружающего мира в 1 классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о окружающей среде;
- овладение умениями опознавать, анализировать;
- применение полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.
Изменения в программу не внесены.
Формы организации образовательного процесса:
Комбинированный урок, урок – игра (дидактические, ролевые), урок – беседа, урок – путешествие, урок - экскурсия, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений.
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д. Использование ИКТ.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- виды работ, связанные с исследованием объекта , проведение опыта, эксперементирование;
- выполнение практических работ;
- составление учащимися авторской работы в различных жанрах
( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за явлениями природы, поведением окружающих, сбор соответствующего материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- участие в дискуссии;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Содержание программы
Пришла пора учиться-13ч.
Что изучает предмет «Окружающий мир».Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, учение – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора.ПДД. Дорога в школу и домой. Новые маршруты. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек-9ч.
Как развивается человек. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им.первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека-23ч.
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды. особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения. Жизненные формы растений. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений. Комнатные растения. значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Строение и разнообразие животных. Движение и их питание. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей-17ч.
Наша страна - Россия. Символы государства. представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе.Как строят дома.
Семья, её состав. Статус ребёнка. Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе; во дворе школы; в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Правила и безопасность дорожного движения
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Что такое транспорт? Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. Светофор. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Мы знакомимся с дорожными знаками. Пешеходный переход. Где можно играть? «Осторожно! Плохая погода». Экскурсия: «Я –пешеход». Итоговое занятие. Закрепление приобретённых умений и навыков.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Количество часов | Контрольные мероприятия |
1 | Пришла пора учиться | 13 | Проектная работа по теме: «Наша школа» |
2 | Человек | 9 | |
3 | Природа в жизни человека | 23 | Творческая работа «Времена года» |
4 | Человек среди людей | 17 | Проверочная работа: «Символы государства» |
5 | Резерв | 2 | |
Итого: | 66ч |
Календарно - тематическое планирование по курсу «Окружающий мир »
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
1 | Пришла пора учиться (13ч) Вводный урок. Что такое окружающий мир. | 1 | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе | |||
2 | Ты и твое имя | 1 | Как человек познает самого себя | |||
3 | Экскурсия «Твоя школа» | 1 | Дорога от дома до школы | |||
4 | Твоя школа | 1 | Правила поведения в школе | |||
5 | Экскурсия «Во дворе школы» | 1 | Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека | |||
6 | Во дворе школы | 1 | Школьный двор. Что такое окружающий мир. Способы познания окружающего мира | |||
7 | Экскурсия «Вот и лето прошло» | 1 | Как человек познает приро ду. Нежив. и жив. природа (различение, краткая характе ристи ка объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи нежив. и жив. природы. Спо собы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | |||
8 | Вот и лето прошло | 1 | Времена года. Сезонные изменения в природе летом и осенью | |||
9 | ПДД. Экскурсия «Дорога в школу и домой. Новые маршруты» | 1 | Дорога в школу. Безопасное поведение на дорогах | |||
10 | ПДД. Дорога в школу. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? | 1 | Дорога в школу. Безопасное поведение на дорогах | |||
11 | Твой распорядок дня | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | |||
12 | Экскурсия «Осень» | 1 | Взаимосвязь растений и живот ных. Растения: травы, кустарники, деревья. Живот ные: разнообразие (насеко мые, рыбы, птицы, звери) | |||
13 | Осень | 1 | Явления природы (общее представление о 3—4 явлениях). Особенности времен года. Времена года, их особенности | |||
14 | Человек (9ч) Как ты рос | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | |||
15 | Как ты воспринимаешь мир | 1 | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы. Части растения | |||
16 | Как ты воспринимаешь мир | 1 | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | |||
17 | Твое тело | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | |||
18 | Как ты питаешься | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | |||
19 | Твоя одежда | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | |||
20 | Будь здоров! | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | |||
21 | Твое настроение | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | |||
22 | Будь внимательным! ПДД. Что такое транспорт. | 1 | Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе | |||
23 | Природа в жизни человека (23ч) Полна природа удивленья | 1 | Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы. Объекты живой и неживой природы | |||
24 | Вода и воздух | 1 | Свойства воды и воздуха. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вода в природе. Разные состояния воды. Понимание связи неживой и живой природы | |||
25 | Вода и воздух | 1 | Свойства воды и воздуха. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вода в природе | |||
26 | Экскурсия «Зима» ПДД. Я пешеход. | 1 | Особенности времен года (на основе наблюдений). Живот ные: разнообразие (насеко мые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Понимание связи неживой и живой природы. | |||
27 | Зима | 1 | Особенности времен года (на основе наблюдений). Труд людей в зимнее время | |||
28 | Времена года | 1 | Понимание связи неживой и живой природы | |||
29 | Как устроено растение | 1 | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | |||
30 | Как устроено растение | 1 | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Особенности времен года (на основе наблюдений) | |||
31 | Деревья, кустарники, травы | 1 | Растения: деревья, кустарники, травы. Особенности времен года (на основе наблюдений) | |||
32 | Деревья, кустарники, травы | 1 | Растения: деревья, кустарники, травы. Особенности времен года (на основе наблюдений) | |||
33 | Деревья, кустарники, травы | 1 | Растения: деревья, кустарники, травы. Понимание связи неживой и живой природы | |||
34 | Как развивается растение | 1 | Развитие растения. Понимание связи неживой и живой природы | |||
35 | Как развивается растение | 1 | Уход за культурными растениями. Дикорастущие и культурные растения родного края. Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | |||
36 | Растения в нашем классе | 1 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | |||
37 | Насекомые, птицы, рыбы, звери | 1 | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь | |||
38 | Насекомые, птицы, рыбы, звери | 1 | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств | |||
39 | Насекомые, птицы, рыбы, звери | 1 | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств | |||
40 | Жизнь животных | 1 | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств | |||
41 | Жизнь животных | 1 | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств | |||
42 | Домашние животные | 1 | Домашние и дикие животные. Правила ухода за домашними животными | |||
43 | Домашние животные | 1 | Домашние и дикие животные. Правила ухода за домашними животными | |||
44 | Береги природу, человек! | 1 | Охрана природных богатств. Понимание связи неживого и живого в природе | |||
45 | Береги природу, человек! | 1 | Охрана природных богатств. Понимание связи неживого и живого в природе. Красная книга России (отдельные пред- ставители растений и животных). Красная книга России, ее значение, отдель ные представители растений и животных Красной книги | |||
46 | Человек среди людей (17ч) Наша Родина | 1 | Россия - наша родина. Государственная символика России: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна | |||
47 | Наша Родина | 1 | Россия - наша родина. Москва - столица России. Родной край - малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности | |||
48 | Наш дом ПДД. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах | 1 | Понятия «город», «поселок». Их отличия | |||
49 | Наш дом | 1 | Как строят дома. Правила поведения на стройплощадке | |||
50 | Наши родственники | 1 | Уметь называть своих ближайших родственников; называть профессии родителей, их имена, отчества и фамилии | |||
51 | Наши родственники | 1 | Иметь представление о родословном древе. Уметь анализировать и составлять родословное древо своей семьи; рассказывать о занятиях своих родственников | |||
52 | Хороший день. ПДД. Светофор. | 1 | Дни недели | |||
53 | Хороший день | 1 | Знать семейные традиции и праздники. Уметь рассказывать о них | |||
54 | Экскурсия «Весна» ПДД. Светофор. | 1 | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | |||
55 | Весна | 1 | Правила поведения в природе. Понимание связи неживой и живой природы | |||
56 | Наша безопасность. ПДД. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | 1 | Правила безопасного поведения | |||
57 | Наша безопасность. ПДД, Мы знакомимся с дорожными знаками. | 1 | Номера телефонов экстренной помощи | |||
58 | Будем вежливы | 1 | Правила вежливости | |||
59 | Будем вежливы | 1 | Правила вежливости | |||
60 | Мы едем, едем, едем... ПДД, Мы знакомимся с дорожными знаками. | 1 | Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Правила дорожного движения | |||
61 | Скоро лето. ПДД, Пешеходный переход. | 1 | Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе | |||
62 | Скоро лето. ПДД. Где можно играть? | 1 | Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Правила поведения в природе | |||
63 | ПДД. «Осторожно! Плохая погода! | 1 | ||||
64 | ПДД. Закрепление приобретённых умений и навыков. | 1 | ||||
65 | Резервный урок | 1 | ||||
66 | Резервный урок. | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные части тела;
- органы чувств и их значение;
- виды эмоционального состояния человека;
- о здоровом образе жизни и элементарных правилах и предметах личной гигиены;
- о профессиях родителей и работников школы;
- о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- название страны, её столицу (герб и флаг);
- виды транспорта;
- название частей растений;
- названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей;
- значение домашних животных в жизни человека;
- наиболее характерные признаки времён года;
- название месяцев в году и дней в неделе;
- некоторые охраняемые растения и животные.
Учащиеся должны уметь:
- различать эмоциональные состояния людей: грусть, веселье, удивление, испуг;
- выполнять элементарные правила личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
- привести примеры видов труда людей;
- выражать приветствие, благодарность, просьбу; вести себя за столом и в общественных местах;
- различать части растений: корень, стебель, лист ,цветок, плод;
- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
- ухаживать за комнатными растениями;
- правильно вести себя в природе.
Литература и средства обучения:
Для учащихся:
1. Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» 1 класс, Москва, АСТ «Астрель»,2012г
2. Рабочие тетради к учебнику № 1, № 2 2014г.
Для учителя:
- Государственный стандарт начального общего образования 2009 г
- Г.Г. Ивченкова, И. В. Потапов Программа «Окружающий мир»1-4классы.
- . Программы общеобразовательных учреждений начальная школа 1-4 классы, учебно-методический комплект «Планета знаний», Москва, АСТ «Астрель»,2012г
- 2. Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапов Методические рекомендации, тематическое планирование, Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир», 2012 г.
- Интерактивный комплекс.
- Интерактивные пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний
Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...
рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"...
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 3 класс
Программа по окружающему миру 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...