1. Мотивация к учебной деятельности
Цели: - проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
| Настраивает учащихся на работу, доброе пожелание учителя
-Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
| Приветствуют друг другу, гостям, учителю
-Долгожданный дан звонок -Начинаем наш урок! |
- Улыбнитесь партнёру по лицу, улыбнитесь партнёру по плечу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, спасибо, тихонько садитесь. - Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по зонам России. Но мы не можем отправиться на прогулку, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущих путешествиях – экспедициях. | К,Л |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Цели: - проверка знаний по пройденной теме; - умения работать самостоятельно, в парах | Коммуникативное взаимодействие; самостоятельная работа
- О чём же мы говорили на прошлом уроке?
-Что задано было?
|
- О природной зоне тундре.
- Читать, приготовить по одному вопросу по изученной теме.
Проверка теста. Взаимопроверка.
Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме
|
Сначала приготовьте листы оценивания. На правом в верхнем углу запишите Ф.И.
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ Тема урока | Тест | Ответы на вопросы одноклассника, учителя | Заполнение таблицы | Моё выступление | Итого баллов | Усвоил(а) ли я тему | Зона лесов |
|
|
|
|
|
|
- Участники под № 2 соберите ваши листы с вопросами и ответами, чтобы я их просмотрела.
1. - Сначала поработаем по карточкам-тестам. В карточке 5 вопросов и к каждому даны по 3 ответа. Нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружочек. На карточках белого цвета – задания полегче, на розовых – задания потруднее. Вы сами вправе выбрать уровень, соответственно и карточку.
(Разноуровневые задания)
Тест: Тундра ( 1 уровень ) 1. Тундра расположена .... а) на равнинах б) на возвышенностях в) в горах 2. Главное занятие коренного населения тундры.... а) рыболовство б) земледелие в) оленеводство 3. К тундровым растениям относятся.... а) верблюжья колючка, саксаул б) карликовая ива, мох-ягель в) кедр, осина 4. В тундре обитают .... а) песцы, лемминги, волки б) тюлени, моржи, киты в) верблюды, лошади, коровы. 5. Тундровый заповедник расположен .... а) на полуострове Ямал б) на полуострове Таймыр в) на Кольском полуострове.
Тест: Тундра ( 2 уровень) 1. Зона тундры расположена .... а) южнее арктических пустынь б) севернее арктических пустынь в) южнее зоны лесов 2. В тундре .... а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности б) длинная суровая зима и жаркое лето в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 3. Растения тундры ..... а) стелющиеся корни, крупные листья б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями в) высокие с мощными корнями и широкими листьями. 4. Укажи верную цепь питания: а) растения — лемминги — полярные совы б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы в) растения — кречеты — волки. 5. Экологические проблемы тундры а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей. в) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины
- Давайте проверим. Поменяйтесь карточками партнёрами по лицу. Возьмите красные ручки, исправляя ошибки, перед цифрами вопросов поставьте + , если верно, - , если неверно.
Хотя вопросы были разные, но буквы ответов совпадают. ОТВЕТЫ: 1 - а ; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – б
Затем посчитайте и запишите столько баллов, сколько правильных ответов. - А теперь возьмите свои тесты и на листе оценивания поставьте баллы (количество правильных ответов) в графе «Тест». Работа ведётся по структуре «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН» - У кого все ответы верны. Встаньте.
Поощряется по структуре «ТИМ ЧИР» - Поаплодируйте им. - У кого 4 верных ответа? И т.д.
2. Работа ведётся по структуре «КУИЗ–КУИЗ-ТРЭЙД» «Опроси-опроси-обменяйся карточками».
-Я просмотрела ваши листы, у всех хорошие вопросы и верные ответы. - А теперь, возьмите ваши листы с вопросами, встаньте, задвиньте стулья. Поработаем по знакомой вам структуре «КУИЗ–КУИЗ-ТРЭЙД». Не забудьте поприветствовать ваших партнёров, похвалить за правильный ответ, помочь (если не знает), переспросить - похвалить, меняться карточками и поблагодарить. Не забудьте считать количество правильных ответов.
- Спасибо, достаточно. - Поставьте свои баллы на листе оценивания в графе «Ответы на вопросы». - Кто желает поделиться со своим вопросом? - Кто ответил на этот вопрос? - Я спрошу у тех, кто не ответил. Пожалуйста, скажи …
- Ребята, вспомните, какой вопрос вам больше всего понравился? - Как звучал этот вопрос? - Кто желает ответить на вопрос?
- Ребята, мы с вами многое вспомнили. А теперь можно и отправиться в экспедицию. | К
П,Р
К,Л,П |
3. Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: - подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока | Подводит учащихся к формулированию темы и постановке целей урока
- Почему так думаете?
Озвучивает цели урока
Выдвигает проблему | Формулируют тему урока, ставят цели.
Слушают запись и определяют тему урока.
Ответы учащихся
Ученики индивидуально отвечают на вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого. ( Затем делятся своими идеями с другими участниками)
| 1. - Послушайте запись и определите, в какой зоне будет проходить наша экспедиция?
ТЕМА: Зона лесов
2. Использование мыслительного приёма «СИ – ФИНК – УАНДЭ» «Посмотри-Подумай-Задайся вопросом» по картине «Лес»
- Участники под № 1 и 4 возьмите листы А4, согните их пополам и разорвите на 2 части. 1 лист А5 передайте вашему партнёру по плечу. - Посмотрите внимательно на экран и письменно ответьте на вопросы. - Что вы видите? - Что вы об этом думаете? - Что вам хотелось бы узнать?
- А кто хочет поделиться со своими ответами: сначала на 1 вопрос, затем на 2,3. - Цели сегодняшнего урока, связаны и с тем, что вы хотели бы узнать.
ЦЕЛИ: Познакомиться: - с географическим положением зоны лесов, - климатическими условиями, - растительным и животным миром, - деятельностью человека, - экологическими проблемами зоны
- Но главный вопрос (проблемный вопрос) на который вы должны будете ответить в конце урока: - Чем зона лесов будет отличаться от зоны ледяных пустынь и тундры? | К,Р,П |
4. Усвоение новых знаний через решение учебной задачи.
Цели: - выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы
А) Работа по таблице «ДО и ПОСЛЕ»
Б) Работа по картам «Природные зоны России» и «Физическая карта России»
Физкультминутка
В) Работа по учебнику, с. 139-145
| Создаёт эмоциональный настрой. Выдвигает проблему. Формулирует задание.
- Но сначала я хочу проверить, что вы знаете про зону лесов?
- Давайте начнём заполнять таблицу
- Сегодня в ходе экспедиции мы пройдём несколько станций
- Сначала поработаем по картам «Природные зоны России» и «Физическая карта России»
Управляет
Координирует действия детей, задаёт вопрос
Координирует действия детей
- Далее станции «Климатическая» «Ботаническая» «Зоологическая» «Экологическая» пройдём, работая по группам.
Координирует действия детей, задаёт вопрос
|
Ученики делают прогнозы, основанные на своих первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после получения новой информации (изучив положительный раздражитель)
Учащиеся отвечают у доски, ищут и показывают по картам на заданные вопросы учителя.
Выполняют движения
1.Каждый участник предлагает три утверждения: 2 факта и 1 выдумку (очень похожую на правду). 2.Участники команды, придя консенсусу, определить, какое высказывание является выдумкой. 3.Команда оглашает догадку. Если команда верно определяет выдумку, выдумщик встаёт и аплодирует команде. Если команда неверно определяет выдумку, то она встаёт и аплодирует выдумщику.
Читают текст, делают выводы, отвечают на вопрос
|
1. Работают на карточках по структуре «ЭЙ АР ГАЙД (до и после)
- Работаем по карточкам. Участники под №2 раздайте карточки остальным участникам вашего стола.
- Заполняйте графу «ДО». Если согласны с данными утверждениями, то ставьте знак «+» или «-» если не согласны.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| Зона лесов расположена севернее зоны тундры | - |
| Зона лесов занимает больше половины территории России | + |
| Зона лесов находится в умеренном климатическом поясе | + |
| Лето в лесной зоне короче, а зима длиннее, чем в тундре | - |
| Испарение влаги в лесной зоне больше, чем в тундре | + |
| Здесь преобладают малоплодородные подзолистые почвы. | + |
| В зону лесов входят только смешанные леса | - |
| Большую часть лесной зоны составляет тайга | + |
| Лиственница растёт в широколиственных лесах | - |
| Животный мир лесной зоны менее разнообразен, чем в тундре | - |
| В зоне лесов живёт больше населения, чем в тундре | + |
| Население лесной зоны трудится на промышленных предприятиях, стройках, в торговле, занимается земледелием, животноводством |
+ |
| Экологические проблемы лесной зоны: чрезмерная вырубка лесов, выпас скота, загрязнение воды, воздуха, почвы, браконьерство. |
+ |
| Венерин башмачок, ландыш, медуница, купальница – редкие растения лесной зоны | + |
| Зубры, тигры, бурые медведи занесены в Красную книгу России | + |
| На территории лесной зоны создан Таймырский заповедник | _ |
- А графу «ПОСЛЕ» заполните в конце экспедиции, поэтому карточки отложите.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Станция «Географическая» Станция «Климатическая» Станция «Ботаническая» Станция «Зоологическая» Станция «Экологическая»
2. Практическая работа. Работают по структурам «СИНГЛ РАУНД РОБИН» и КОНТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ - Найдите на форзаце в конце учебника карту природных зон России. - Покажите зону арктических пустынь, зону тундры (у доски по карте) Найдите зону лесов. Каким цветом она обозначена? (Зелёным цветом) - Какую площадь занимает зона лесов? (Большую площадь) - Ещё что заметили, смотря на карту? ( Разнообразен и богат животный мир) - Какие крупные реки протекают по её территории? (Волга, Обь, Енисей, Лена, Колыма, Северная Двина) - Какие озёра находятся в этой зоне? (Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал) - Назовите наиболее крупные города, расположенные на территории лесной зоны (Москва, Казань, Пермь, Сургут, Нижневартовск, Норильск, Красноярск, Якутск, Иркутск, Чита, Хабаровск и т. д.) - Значит в какой зоне мы с вами живём? - По физической карте (с. 124,125 учебника) определите: какие формы поверхности характерны для зоны лесов (Тут есть равнины, плоскогорья, хребты, нагорья, горы) - Какие полезные ископаемые есть в зоне лесов? ( Каменный уголь, нефть, природный газ, железные руды, медные руды, алюминиевые руды, серебро, золото, калийные соли, поваренная соль, торф, известняк и т.д.)
Выполняют движения под музыку ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР
3. - Давайте сначала чуть поразмышляем. Задание называется «Найди выдумку»
Работают по структуре «ФАЙНД ЗЕ ФИБ» «Найди выдумку»
- Совы - единственные птицы, которые различают синий цвет.
- Пихта - единственное хвойное дерево, сбрасывающее свою хвою на зиму.
- Единственный враг рыси — волк.
( На данном уроке выдумщик – учитель
4. - А теперь, с каждого стола попрошу выйти по одному участнику, чтобы выбрать карточку для исследования.
РАБОТА ПО ГРУППАМ - Климатологи
- Ботаники
- Зоологи
- Экологи
- Определились? Вот вам вопросы (кейсы), на которые должна ответить ваша группа.
1.Климатологам нужно назвать климатические условия: зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры, почва. 2.Ботаникам нужно назвать, какие растения растут, как растения приспособились к жизни в этой зоне, какие редкие растения растут 3.Зоологам нужно назвать, какие животные обитают, как животные приспособились к жизни в этой зоне, какие редкие животные обитают 4.Экологам нужно назвать основные занятия населения лесной зоны, экологические проблемы, охрана природы
5. - Откройте учебники, на стр. 139-145 изучите тему, карандашом отметьте те места, которые касаются вашему вопросу. - После того, как изучите свой вопрос, на листах А 3 нужно будет отобразить, написать, что вы хотите сказать. Затем всей командой нужно будет выступить, защитить свой постер. Работа ведётся по структуре «РАФТ» - «Роль-Аудитория-Форма-Тема»
| П,Л,П |
5. Контролирующее задание. Физкультминутка.
Цель: - осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний; - снятие усталости, напряжения мышц
| Формулирует задание
Управляет | Ученики СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. | - А теперь я хочу проверить, насколько вы были внимательны при чтении. - А для этого встаём и смешиваемся под музыку, когда музыка прекращается, замираем, и нужно объединиться в ГРУППЫ, количество участников в которых должно быть столько, сколько ответ на какой-либо вопрос.
Работа ведётся по структуре «МИКС-ФРИЗ-ГРУП»
- На сколько видов делят леса лесной зоны (3) (Тайга( хвойные) широколиственные, смешанные леса) - Сколько ярусов имеют смешанные леса? (5) (Деревья, кустарники, кустарнички, растения, мхи и лишайники) - По сколько хвоинок в пучках кедра расположены? (По 5) - На сколько больших классов делим животных лесной зоны? (6) (Млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, рыбы) - На сколько групп делят животных лесной зоны по способу питания? (3) (Растительноядные, плотоядные (хищники), всеядные)
| П,К |