Сценарий интеллектуальной игры по окружающему миру. 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Попова Людмила Анатольевна

Интеллектуальная игра в жанре "Счастливый случай". Позволяет широко применить детям знания живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Людмила Анатольевна  МАОУ лицей №3г. Кропоткин

Интеллектуальная игра.

                                 Счастливый случай.

Приглашаются родители, учителя.

Перед началом игры музыкальный номер - песня «Снежная роза» в исполнении девочки из класса.

Ход игры

I.        Организационный момент

Ведущий. Добрый день, уважаемые гости, родители и дети!

Мы с вами на игре «Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.

Этой теме мы и посвящаем нашу игру.

Главными действующими лицами будут две команды -две семьи.

Ведущий представляет команды.

Звучит музыка «Лошадка» (запись на аудиокассете).

II.        Первый гейм

Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - 1 балл.

За временем следит секундант, он же вывешивает на доску количество баллов, набранных каждой командой.

Вопросы   команде  1

  1. Трава от 99 болезней. (Зверобой.)
  2. На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси.)
  3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)
  4. Кто может пить ногой? (Лягушка.)
  5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
  1. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воро
    бьи, овсянки.)

1. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

8. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа.)

9.        Разноцветные грибы. (Сыроежки.)

  1. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)
  2. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)
  3. У какого дерева ствол белый? (У березы.)
  4. Какая птица выше всех летает? (Орел.)

14 лек.) 15 16 17 18

Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Коро-

Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.) Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае.) Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло.) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает.)

19. Какое дерево весной дятла поит? (Береза.)

Вопросы     команде  2

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Ку
    кушка.)
  2. Название какого растения говорит, где оно живет? (По
    дорожник.)
  3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)
  4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)
  5. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
  6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дож
    дливой.)
  7. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)
  8. Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь.)
  9. Когда еж не колется? (Когда только родился.)

  1. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там хо
    лодно.)
  2. Дерево - символ нашей Родины. (Береза.)
  3. Чьи листья опадают осенью зелеными? (Ольхи.)
  4. Какая птичка достает себе пищу подо льдом? (Оляпка.)
  5. Какое животное обладает самым громким голосом? (Кро
    кодил.)
  6. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
  7. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
  8. Когда температура тела воробья ниже: летом или зи
    мой?
    (Одинаковая.)
  9. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
  10. Сколько ног у паука? (Восемь.)

Итоги первого гейма подводятся по количеству набранных очков.

Звучит запись музыки «Лошадка».

II. Второй гейм «Заморочки из бочки»

Бочка сделана из картона и окрашена в желто-коричневый цвет, «заморочки» - деревянные бочонки с числами.

Каждой команде предназначено по четыре вопроса. Достают «за-морочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос; затем первый игрок другой команды дает ответ.

  1. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят
    насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.)
  1. Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее?
    (Облака для земли все равно что одеяло, они не дают осты
    вать земле.)
  2. Почему волка называют «санитаром леса»? (Добывает
    прежде всего больных, ослабленных животных.)
  3. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда? (Бумагу
    они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дере
    ва кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клей
    кой слюной. Получается липкая кашица. Когда она высыха
    ет, то превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на
    ней можно даже карандашом писать.)
  4. Зачем страус голову в песок прячет? (И совсем не из-за
    страха, как принято считать, а с санитарно-профилакти-
    ческими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову
    в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока по
    гибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он
    погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то
    есть принимает самые настоящие «песочные» ванны.)
  5. Зачем змеи язык показывают? (Не подумайте, что это
    они вас дразнят. Это они воздух «ощупывают», добычу ищут.
    А что вынюхивают, «несут» на языке в рот.)

Если игроки достают бочонок, на котором написано «Счастливый случай», то получают шоколадку.

Ведущий подводит итоги второго гейма. Звучит запись музыки «Лошадка».

IV. Третий гейм «Ты — мне, я — тебе»

Команды задают друг другу по вопросу.

Вопрос    команды   1

Почему у журавля один птенец? (Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.)

Вопрос    команды   2

Почему мухи к осени «звереют»? (Действительно, к осени мухи в домах «звереть» начинают и кусаются почем зря. За домашней мухой много чего плохого водится, но к кусанью она никакого отношения не имеет, рот у нее не так устроен. Мух много, свыше 20 000 видов, все похожи, и разобраться

в них может лишь специалист. Осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя, которой обязательно нужно крови насосаться, чтобы продолжить свой род.)

Ведущий подводит итоги третьего гейма.

V.        Музыкальный номер

Песня «Розовый слон» в исполнении группы детей. Звучит запись музыки «Лошадка».

VI.        Четвертый гейм «Темная лошадка»

«Темная лошадка» предлагает три вопроса на тему «Природа».

  1. Назвать 10 съедобных грибов. (Белый гриб, подосиновик,
    подберезовик, рыжик, волнушка, сыроежка, масленок, лисич
    ка, опята, сморчок.)
  2. Когда раки линяют? (Линяют раки, когда им панцирь
    становится тесен. Это происходит где-то в конце осени. А
    тесен он им по простой причине - растут раки. Как же рас
    ти, если ты в панцирь закован? А сбросить его и немного
    порасти. Так рак и поступает: выдергивает из панциря сна
    чала заднюю часть тела, а потом лапки и клешни.)
  3. Кто полгода живет без обеда? (Тот, кто зимой впадает
    в спячку.)

Если команды не могут дать ответ на вопрос, помогают зрители. Лучшему игроку из зрителей в конце игры вручается поощрительный приз - «Тик-так» (коробочка).

Ведущий подводит итоги.

VII.        Пятый гейм «Гонка за лидером» (1 мин)

Вопросы    команде   1

  1. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (Грязный.)
  2. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Бабоч
    ка-адмирал.)
  3. Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку.)
  4. Сколько крыльев у жука? (Четыре.)
  5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза.)
  6. Какое дерево цветет позже всех? (Липа.)
  1. Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
    (Скворец.)
  2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
  3. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-
    мачеха.)

  1. Состояние реки, когда вода заливает большие террито
    рии.
    (Половодье.)
  2. Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)
  3. Детеныши каких животных питаются молоком чужой
    матери?
    (Зайчата.)
  1. Животное, которое строит дом на реке. (Бобр.)
  2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 смл
  3. Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей.)
  4. Родилась в воде, живет на земле. (Лягушка.)
  5. Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, 3,5 см.)
  6. У кого самый чуткий нос? (У бабочки.)
  7. Месяц весенних первоцветов. (Апрель.)
  8. Какая рыба «вьет» гнездо? (Колюшка.)

Вопросы    команде  2

  1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Ли
    сичка.)
  2. Какое животное почти все время проводит под землей?
    (Крот.)
  3. Из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару?
    (Из веток пихты.)
  4. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Во все.)
  5. Какая птица любит семена репейника? (Щегол.)
  6. Какую траву любят кошки? (Валериану.)
  7. Кто кукует у кукушки - самка или самец? (Самец.)
  8. Как называют гнездо белки? (Гайно.)
  9. Дерево, которое зацветает раньше других. (Ива.)

  1. Какие детеныши рождаются голыми, а уже через не
    сколько часов имеют покров?
    (Ежата.)
  2. Изменение густоты и окраски шерсти у животных.
    (Линька.)
  3. Какие ноги у жирафа длиннее — передние или задние?
    (Одинаковые.)
  4. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами.)
  5. Чемпион по скорости роста среди деревьев. (Эвкалипт.)
  1. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые.
    (Крапива.)
  2. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморч
    ки, строчки.)
  3. Самый быстрый зверь. (Гепард.)
  4. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль.)
  5. Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы.)
  6. Какое растение является хищником для насекомых?
    (Росянка.)

Ведущий подводит итоги.

VIII. Подведение итогов

Ведущий подводит итоги игры, награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

 Разработка и презентация  к  интеллектуальной игре по окружающему мируЦель игры: формирование познавательного интереса к окружающему миру...

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

Обобщить знания о животных и явлениях природы....

Интеллектуальная игра по окружающему миру для учащихся 3 - 4 классов "Семь бед - один ответ"

Интеллектуальная игра "Семь бед - один ответ" по окружающему миру предназначена для учащихся 3- 4 классов. Цели игры - расширение кругозора детей в области знаний о животных, пробуждение интереса к ок...

интеллектуальная игра по окружающему миру 1 класс

В интеллектуальной игре по окружающему миру дети отправляются в осенний лес. Передвигаясь по лесной тропинке, они разгадывают загадки, выполняют интересные задания....

Интеллектуальная игра по окружающему миру "Звездный час" по теме: "Природа" 3-4 класс

Через интеллектуальную игру "Звездный час", учащиеся закрепляют знания о природе и экологи. Использование нетрадиционной формы урока дает возможность вариативного и  одновременно творческого подх...

Конспект внеклассного мероприятия - интеллектуальной игры "Знатоки окружающего мира" (2 класс).

Цели: формирование у обучающихся познавательного интереса к окружающему нас миру природы; проверка знаний обучающихся о животных и явлениях природы; формирование ответственного отношения к обучен...