Страницы всемирной истории.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по теме"Страницы всемироной истории" обобщает знания о различных исторических эпохах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_uroka.docx | 171.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
Тема урока: «Страницы всемирной истории».
Цели урока:
- обобщить знания учащихся;
- проверить усвоение материала по теме;
- научить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их;
- развивать память, мышление, воображение, речь учащихся;
- расширить терминологический запас учащихся;
- развивать умение работать с картой;
- воспитывать интерес к истории;
- развивать чувство уважения к окружающему миру;
- формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Тип урока:
обобщающий.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- слайды;
- карта “Великие географические открытия”;
- рисунки с изображением машины времени, людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Потрудились мы немало.
Учитель:
Сегодня на уроке я хочу проверить, как вы усвоили материал по разделу “Страницы всемирной истории”.
- Что такое история?
Ученик:
Это наука о прошлом. Она изучает, как жили народы, какие события происходили, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой,какая она сейчас.
Слайд 1. (История - наука).
Учитель:
Да. История – это дорога во времени. Начинаем наше путешествие по страницам всемирной истории на машине времени?
Ученики:
Да!
Учитель:
Посмотрите на доску. Каждый из вас нарисовал очень интересную машину времени.
А чтобы каждый запустил свою машину времени, выполним задание.
Расположите в правильной последовательности эпохи истории человечества.
(На доске карточки с названиями эпох.)
СЛАЙД 2.
(Учащиеся выполняют работу.)
Молодцы! Машина времени заработала.
II. Работа по теме урока.
Перед тем, как нам сделать первую остановку, давайте посмотрим, кто населял нашу планету до появления первого человека. (С помощью компьютерной презентации демонстрируется мультимедийная панорама “Юрский период”.)
СЛАЙД.
Учитель:
Слайд. Первобытная история. Первобытный человек.
Первая наша остановка – “Первобытная история”.
- Расскажите о жизни первобытного человека?
- Расскажите, когда появились люди по своему облику похожие на современного человека ( примерно 40 тыс. лет назад).
Чтобы отправиться в следующую историческую эпоху, ответьте правильно на вопросы теста.
Тест ( слайды)
1.
Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?
а) история Новейшего времени;
б)история Древнего мира;
в)первобытная история.
2.
В глубине пещер первобытный человек изображал:
а) животных;
б) людей;
в) растительность.
3.
Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?
а) история Средних веков;
б) история Новейшего времени;
в) история Древнего мира.
4.
Первые орудия труда первобытного человека были из:
а) камня;
б металла;
в) дерева.
5. Одно из первых жилищ человека:
а) хижина;
б) квартира;
в) пещера.
6.
Где археологи нашли следы существования первобытных людей:
а) Восточная Африка;
б) Европа;
в) Америка.
Сколько времени длилась первобытная история? ( сотни тысяч лет).
- Вы хорошо справились с тестом, и следующая наша остановка будет в мире древности.
Слайд. Мир Древности.
Учитель:
Мы с вами попали в “Мир Древности”.
Какие государства возникли в это время? ( Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим)
Здесь вам предстоит разгадать кроссворд.
Кроссворд.
(Учащиеся разгадывают кроссворд.)
1. . Особые знаки письма древних египтян.
2. Бог мудрости, счета и письма в Древнем Египте.
3. Неограниченный властитель в Египте – царь.
4. Центр общественной жизни города.
5. Основав этот город, Ромул стал его первым царем.
6. Массивный каменный гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.
7. Столица Греции.
8. Так называлось в Древнем Египте бальзамированное тело.
(Ответы. 1. Иероглиф; 2. Тот; 3. Фараон; 4.Форум; 5.Рим; 6.Саркофаг;7. Афины; 8. Мумия.)
- Какая продолжительность эпохи Древнего мира? ( несколько тысяч лет)
Учитель:
А теперь нам предстоит путешествие в следующую эпоху, но чтобы привезти в движение «машину времени» вы должны дать определение:
- Кто такие археологи и что такое археология?
Слайд.
Археологи – ученые, производящие раскопки.
Археология – наука о древности.
Молодцы! А теперь чтобы попасть в следующую эпоху. Посмотрите внимательно на слайды и определите, что на них изображено.
Слайды.
“Золотая маска Тутанхамона”, «Сфинкс», «Мумия», «Пиримида»,
“Статуя фараона”.
Где находятся эти достопримечательности? (Древний Египет).
Слайд.
“Афинский Акрополь – Парфенон”,
Где находятся эти достопримечательности?( Древняя Греция).
Слайд.
“Римский Форум”, “Пантеон”,
“Колизей”.
Где находятся эти достопримечательности? ( ДревнийРим).
Учитель: Музыка ( Прокофьев С.С. « Монтекки и Капулетти») СЛАЙД
С V по XVвека длилась ЭПОХА…
Ученики: Средневековья.
Мы попадаем в эпоху Средневековья.
Учитель: Это время длилось тысячу лет.
Учитель:
А с чем ассоциируется у вас эта эпоха?
Ученики:
С замками и рыцарями.
Слайд. Средние века: время рыцарей и замков.
Учитель:
Слайд.
Кто такой рыцарь?
Ученики:
Это конный воин. Человек смелый, верный своему долгу, самоотверженный, благородный, безупречный.
Учитель:
От рождения ли становились рыцарями?
Слайд.
Ученики:
Нет. В рыцари посвящали особо отличившихся в боях оруженосцев.
Рассказ ученика о становлении рыцаря.
Учитель:
Где жили рыцари и какое место выбирали для замка?
Слайд.
Физминутка.
Учитель:
- Попасть в следующую эпоху поможет проверка ваших знаний. Готовы? Поиграем в игру “Найди лишнее”. В каждой строчке найдите лишнее слово или картинку.
- Христианство, Тот, ислам, буддизм.
- Москва, Копенгаген, Берлин, Рим.
- Башня, бойницы, ров, крепостные стены.
- Картинки (Иоганн Гуттенберг, очки, 1445 г., печатный станок, телефон).
(Учащиеся исключают лишнее и объясняют.)
Ученики:
1. В первой строке лишнее слово – Тот. Все остальные слова – это религии. 2. Во второй строке лишнее – Рим. Это самый древний город мира. 3. В третьей строке лишнее слово – ров. Все остальные слова составные части замка. 4. В четвертой строке лишнее – телефон. Он появился в“Новом Времени”. Все остальные картинки мы отнесем к Средневековью.
Учитель:
С 1500 - 1900 г.г.наступает черед… ( Нового времени).
СЛАЙД
Хорошо! Вот мы и в “Новом времени”. Новое время дао нам великих мореплавателей и путешественников.
Карта “Великие географические открытия”.
СЛАЙД Великие путешественники.
На этой остановке предстоит работа по карте. Покажите материк, который открыл Колумб и назовите дату открытия. Найдите на карте Магелланов пролив. Покажите материк, который открыли Беллинсгаузен и Лазарев и назовите дату открытия. (Учащиеся работают с картой “Великие географические открытия”)
Учитель:
Это время знаменито не только великими путешественниками, но и…
Ученик:
Великими художниками, архитекторами, писателями.
Учитель:
А какими писателями?
СЛАЙД
Ученики:
Даниэль Дефо - английский писатель. Его роман “Робинзон Крузо”. Жюль Верн – французский писатель. Его произведения “Дети капитана Гранта”, “20.000 лье под водой”, “Пятнадцатилетний капитан”, “Таинственный остров”.
Учитель:
Мы с вами обязательно прочитаем роман “Пятнадцатилетний капитан”.
Учитель:
Путешествие по этой эпохе продолжается. Вот вам сложное задание. Поработаем в парах.
СЛАЙД Работа в парах.
Задание: Надо соединить слова из каждого столбика, чтобы они были связаны между собой.
Мореплаватель Д.Дефо Джоконда
Художник Магеллан Америка
Путешественник Рафаэль Санти Робинзон Крузо
Писатель Беллинсгаузен 20000 лье под водой
Художник Колумб Антарктида
Писатель Леонардо да Винчи Форма шара
Мореплаватель Ж.Верн Сикстинская мадонна
Учитель:
Молодцы!
Давйте, попробуем определить, о каких технических изобретениях говорят нам следующие изображения?
СЛАЙД Технические изобретения Нового времени.
Ученики:
Появились пароход, паровоз, фотография, железная дорога, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.
Учитель:
Нам снова пора в дорогу. Какая последняя остановка нас ждет?
Слайд. Новейшее время.
А чтобы путешествовать по “Новейшему времени”, ответьте на мои вопросы Мини - викторины:
- Кто первым достиг Северного полюса? ( Роберт Пири).
- Кто первым достиг Южного полюса? ( Руал Амундсен).
- Как изменилось устройство государственной жизни во многих странах? ( Власть стала выборной).
- Каких успехов достигли ученый? ( Открыли мир частиц)
- Когда первый раз человек полетел в космос? ( 12 апреля 1961года).
- Кто был первым космонавтом? ( Ю.А.Гагарин).
- Кто первым вышел в открытый космос? (А.Леонов).
-Кто высказал мысль о возможности полетов? ( К.Э.Циолковский).
- Чем еще запомнился 20 век? (Это жестокое время – Первая Мировая война (1914-1918), Вторая Мировая война (1939-1945).).
- Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено в 20 веке? ( Изобретено самое страшное разрушительное оружие в истории – атомное).
Учитель:
Можем ли мы назвать продолжительность Новейшей эпохи? Когда она закончится?
Ученики:
Нет. Это зависит от нас с вами.
Учитель:
Это трудное время, так как происходит загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление “озоновой дыры”.
Но это и время технического прогресса. Появились компьютеры, холодильники, телевизоры, радио.
Мы не можем представить себе жизнь без кино. Это одно их удивительных изобретений конца XIX -начала XX вв., которое прочно вошло в нашу жизнь.
Это время укрепления сотрудничества между государствами, так как после Второй Мировой войны страны-победительницы создали Организацию Объединенных Наций (ООН). Штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке. Деятельность ООН направлена на мирное решение споров между государствами, укрепление сотрудничества между ними.
III. Итог урока.
Учитель:
Молодцы, ребята!
Подводя итог, ответьте еще на один вопрос: “Какие важнейшие задачи стоят сегодня перед человечеством?”.
Ученики:
Охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом, преодоление бедности, которая есть во многих странах.
Учитель:
Верно! Люди стали осознавать, как важно сохранить нашу планету и все живое для следующих поколений. От каждого из нас зависит будущее.
Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - соревнование окружающего мира "страницы всемирной истории"
Тип урока: " обобщение и систематизация знаний по теме " Страницы всемирной истории" 4 класс. урок составлен в соответствии новых требований ведения урока...
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Страницы всемирной истории". 4 класс.
Урок окружающего мира в 4 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме " Страницы всемирной истории". Презентация к уроку....
Тест по теме: Страницы Всемирной истории
тест по окружающему миру программа "Школа России"...
комментарии к презентации по разделу"Страницы всемирной истории"
Презентация к урокам окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы всемирной истории"сопровождается подробными комментариями учителя....
Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории".Древний мир.
При загрузке презентацию пришлось поделить на части.Эта часть посвящена истории древнего мира. Сл.1-4...
Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории. Древний Египет."
При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Древнем Египте соответствуют 5-7 слайдам в общих комментариях....
Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Древняя Греция".
При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайд о Древней Греции соответствут 8 слайду в общих комментариях....