Конспект и презентация урока "Как живут растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivut_rasteniya_konspekt.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Спирина Ольга Александровна
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема: Как живут растения?
Тип урока: урок-исследование
Цель : определение условий жизни живых организмов
Задачи урока:
- Показать школьникам связь живой и неживой природы;
способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний;
- Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь,
коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения;
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное
отношение к природе.
Планируемые результаты:
личностные - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
предметные - освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
метапредметные - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений;
Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в группе.
Организация пространства
Парты в кабинете расставлены для групповой работы.
Виды совместной деятельности:
Проращивание семян гороха в течении недели;
Выполнение теста "Как живут растения"
Материалы по оцениванию.
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Дидактические материалы
Презентация к уроку, раздаточный материал(схема развития растений).
Оборудование:
- мультимедиа
- стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)
- комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)
Подготовка к уроку:
За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами.
Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.
Группа № 1:
В два стакана поместили семена гороха. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.
Группа № 2:
В два стакана поместили семена гороха. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили.
Группа № 3:
Взяли два стакана с семенами гороха. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2.Повторение изученного материала.
У.: На прошлом уроке вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?
Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.
У.: Чем похожи снег и лёд?
Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.
Они легче воды.
У.: Чем они различаются?
Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.
Снег белый, а лёд – прозрачный.
Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.
Выполнение заданий в тетради для тестовых работ«Проверь себя»
3.Выход на тему урока.
У.: Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»? Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет
- ЛОТОС, орёл, сова
- лиса, ГОЛУБИКА, белка
- бабочка, жук, СОСНА
У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать?
Д.: Это – растения.
У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?
Д.:
У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Д.:
4. Сообщение темы и целей урока.
У.: Верно! Сегодня урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.
5. Работа по теме урока.
У.: Послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение.
“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.
Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.
Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.
И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.
А злой волшебник радовался слезам короля.
Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.
Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.
Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.
И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”
У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?
Д.:(ответы)
У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение.
Д.: (на рабочих местах, после проверка на доске)
У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами. (проверка- слайд).
Гимнастика для глаз :(ромашка)
У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?
Д.: Семена едят птицы,
они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт
У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. (слайд 7)
Первое необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:
Не умыться, не напиться без …
Листику не распуститься без …
Без …прожить не могут птица. зверь и человек
И поэтому всегда всем везде нужна….
Д.: вода
У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.
Д.: (группа № 1):: «В два стакана поместили семена гороха. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»
У.: Итак, что необходимо для жизни растений?
Д.: вода
У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него прожить не можем.
Д.: воздух
Группа №2:: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.
У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?
Д.: Растениям необходим воздух.
У.: Название следующего условия в новом четверостишии:
Выше леса, выше туч
Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.
Он всему живому нужен
И в тепло, и в злую стужу.
Д.: солнце
Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.
Учитель достает 2 цветка(один был на свету, другой в темноте),учащиеся сравнивают.
Д.: Вывод: еще необходим и свет.
У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?
Д.: В земле, где есть вода и свет, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.
6. Первичное закрепление.
У.: Откройте учебники на с.71.
Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.
Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус
У.: Зачем поливают комнатные растения?
Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.
У.: Почему комнатные растения ставят близко к окну?
Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.
У.: Что делает девочка и почему?
Д.: Девочка вытирает пыль с листьев фикуса.
Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать.
У.: Посмотрите, как это правильно делать. (показ учителем как ухаживать за растением).
Практическая работа в парах по уходу за растениями.
Каждая группа детей получает цветок на стол, и задание (полить, прорыхлить, протереть листья от пыли) на отдельном столе стоят инструменты для ухода за растениями, дети должны выбрать инструменты соответственно полученному заданию и выполнить его.
У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?
Д.: Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным
7. Итог урока.
У.: Итак, что нужно растениям для жизни?
Д.: вода, воздух, свет и тепло.
У.: Назовите этапы жизни растения.
Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.
8. Рефлексия:
У.:-Что вызвало затруднения при работе на уроке?
Д.:(отв.)
У.: - Какой момент урока понравился больше всего?
Д.:(отв.)
Давайте определим свое настроение с помощью «Смайликов»
Вклеить в тетрадь карточки – этапы развития растений.
Литература
- Интернет-ресурсы.
- Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2013. – 335.
- Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н. Решетникова, Н.И. Стрельников. - Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"
Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...
Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"
Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...
Презентация "Где живут белые медведи и слоны"
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...
Презентация "Где живут белые медведи и слоны?"
Презентация к уроку окружающего мира для 1 класса "Где живут белые медведи и слоны"...
Презентация "Где живут белые медведи"
Презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 1 классе по программе Плешакова....
УМК Школа России. Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи?"
Конспект урока в 1 классе "Где живут белые медведи", презентация...
Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»
Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....