Творческий проект «Российская империя в XIX веке»
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Макаревич Алла Михайловна

Работа на проектом нужна, чтобы:

- расширить представления детей об основных достижениях науки и техники, моде, этикете XIX века,  - создать условия для осознгания учащимися мысли о величии Российской империи, что "без прошлого нет будущего"

Цель: вовлечь каждого ученика в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс, результатом которого будет являться проведение костюмированного бала,

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Итоговая форма представления проекта: презентация материала по направлениям: "Достижение науки и техники", "Одежда XIX века", "Этикет XIX века", костюмированный бал во дворце Марии Федоровны в Елагиноостровском дворце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiyskaya_imperiya_v_xix_veke.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Направление воспитательного процесса:

Культурно-нравственное развитие.

ГБОУ школа № 530

Район: Пушкинский

Руководитель: Макаревич А.М., учитель начальных классов

Тел., 8921-872-05-02, e-mail: 470-53-28, almak-55@mail. ru

Тема проекта (ЧТО?)

«Российская империя в XIX веке»

Обоснования проблемы (ЗАЧЕМ?)

Работа над этой темой нужна, чтобы:

  • Расширить представления детей об основных достижениях науки и техники, изменениях в одежде, моде, этикете XIX века.
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс, результатом которого будет являться проведение костюмированного бала.
  • Создать условия для осознания учащимися мысли о величии Российской империи, что «без прошлого нет будущего».

Методы осуществления/ Пути решения (КАК? Каким образом?)

  • Создать условия для самостоятельного поиска информации, извлечения необходимых сведений и систематизации ее.
  • Развивать умения планировать свою работу, сотрудничать друг с другом, решать творческие задачи, расширять кругозор.
  • Создавать атмосферу, при которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно.
  • Стимулировать интересы учеников, развивать у них желание практически найти решение проблемы, потребность учиться.
  • Вовлекать в учебный процесс эмоции детей, чувства и ощущения, стимулировать творческие способности.
  • Активизировать учащихся, делая их главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующими с другими участниками этого процесса.
  • Учить школьников работать самостоятельно, на уровне их физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

 

Конкурентное преимущество («изюминка» проекта, новизна)

  • В результате реализации проекта может появиться наглядный материал, который будет интересен всем учащимся и педагогам.

Союзники и партнеры (КТО может помочь в реализации проекта?)

  • Родители учащихся.
  • Учителя школы.
  • Экскурсионное бюро
  • Библиотеки города.

Необходимые ресурсы (ЧЕМ нужно помочь?)

  • Информационные ресурсы

Промежуточные шаги реализации (Что уже сделано?)

  • Созданы группы по 5 человек для работы над каждым проблемным вопросом.
  • Учащиеся оповещены о начале работы творческого проекта.
  •  Приглашены к сотрудничеству родители.
  • Частично произведен отбор материала по группам.

Ожидаемый  итоговый результат

  • Пробуждение интереса к истории нашего государства.
  • Желание владеть навыками бальных танцев XIX  века.
  • Аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи.
  • Выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.
  • Повышение уровня нравственности


Творческий проект «Российская империя в XIX веке».

Цель проекта:

  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс, результатом которого будет являться проведение костюмированного бала.

Задачи проекта:

  • Расширить представления детей об основных достижениях науки и техники, изменениях в одежде, моде, этикете XIX века.
  • Воспитывать чувство уважения к Родине, гордость за историю нашего государства.
  • Создать условия для осознания того, что «без прошлого нет будущего».
  • Познакомиться с именами великих первооткрывателей и показать, что их открытия имеют международное значение.
  • Способствовать приобретению опыта самостоятельного исследования.
  • Учить работать с различными источниками информации: книгами, энциклопедиями, словарями, Интернетом.
  • Учить представлять полученную информацию.
  • Способствовать сплочению детского коллектива через совместную деятельность.

Тип проекта: творческий. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Вид проекта: долгосрочный.

Итоговая форма представления проекта: Презентация материала по направлениям: «Достижения науки и техники», «Одежда XIX века», «Этикет XIX века», костюмированный бал.

Работа над проектом «Российская империя в XIX веке» велась поэтапно:

Каждый этап работы над проектом имел свой продукт.

I  этап. Погружение в проект.

Цель этапа – подготовка учащихся к созданию проекта.

  • Мотивация учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Беседа по теме «Как жили наши предки в XIX веке?», цель которого привлечь внимание учащихся к прошлому нашей Родины, создать условия для осознания учащимися мысли о величии Российской империи.

  • Определение темы, уточнение целей, распределение в рабочие группы, выбор своего направления, создание эскизов, макетов, рисунков.

1 группа – «Достижения науки и техники XIX века»;

2 группа – «Одежда XIX века» (одежда знатных особ, крестьян, монахов);

3 группа – «Соборы и церкви, построенные в XIX веке»;

4 группа – «Этикет в XIX веке».

II этап. Планирование действия.

Цель этапа – пооперационная разработка модели проектных работ с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

  • Анализ проблемы, продумывание этапов деятельности, определение источников информации.
  • Распределение ролей в группе, кто и за что будет отвечать: собиратели материала, оформители, художники, танцоры, мастера, докладчики.
  • Выяснение, что нужно для подготовки заранее.

III этап. Осуществление деятельности по решению проблемы.

  • Подготовка к сбору информации: очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации, к кому можно обратиться за помощью.

Источником информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, книги, справочники, энциклопедии. Например: «Все обо всем», «Я познаю мир», «Хочу все знать» и др. Используются сведения о научных исследованиях и жизни ученых из научно-популярных и документальных фильмов и телепередач, например: «Вокруг света», «Отчего, почему?».

  • Осуществление промежуточных обсуждений, полученных данных в группах.

IV этап. Оформление результатов.

Цель – оформление групповых проектов, структурирование полученной информации, интеграция полученных знаний, умений, навыков.

  • Участие в коллективном анализе проектов, анализ выполненных работ,  достигли ли поставленной цели.

V этап. Презентация результатов.

Цель – презентация своих работ.

  • Выбор формы презентации
  • Осуществление представления проектов.
  • Ответы на вопросы слушателей, экспертов.

Удачные находки во время работы над проектом были сделаны достоянием всего класса.

План деятельности над проектами.

Проект – «Достижения науки и техники XIX века»;

Проект «Соборы и церкви, построенные в XIX веке»;

«Одежда XIX века» (одежда знатных особ, крестьян, монахов);

«Этикет в XIX веке».

Сбор иллюстраций, фотографий с изобретенной техники.

Сбор иллюстраций, рисунков, фотографий с видами древнерусских храмов.

Сбор информации, фотографий, иллюстраций с одеждой XIX века: для горожан, знатного сословия, крестьян, монахов.

Сбор информации, фотографий, видеофильмов, в которых говорится об этикете XIX века, описание танцев (галоп, вальс, полька).

Экскурсия в Паровозный  музей и другие. Цель: ознакомиться с первыми изобретениями.

Поход в храм. Цель: ознакомиться, как устроен храм.

Экскурсия в Эрмитаж и другие музеи. Цель: ознакомиться с одеждой, которую носили разные сословия в XIX веке.

Практическое занятие по ознакомлению с манерами, этикетом XIX  века.

Беседа с учителем ритмики, танцев. Экскурсия в танцевальную студию.

Подготовка необходимого материала для защиты проекта.

Определение материала, из которого будут делать макет (бумага, пластилин, дерево, спички).

Подготовка материала, из которого будет изготовлена одежда: (ткань, бумага, клей).

Подготовка краткого описания правил этикета, элементов танцев для ознакомления каждого учащегося с движениями в танце.

Продумывание оформления работы.

Посещение музея древнерусской живописи.

Продумывание оформление работы.

Продумывание форму представления своего проекта.

Подготовка устного выступления о достижениях и изобретениях XIX века: электронная презентация.

Подготовка устного выступления: электронная презентация.

Подготовка выступления: электронная презентация, оформление книжки – раскладушки, выставка одежды.

Практическое занятие.

  • Костюмированный бал во дворце Марии Федоровны на Елагинском острове.

Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями, консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта.

Деятельность учащихся: выбирают, предлагают форму презентации, готовят презентацию, осуществляют защиту проекта, отвечают на вопросы слушателей или выступают в роли эксперта.

VI этап. Завершающий этап.

  • Костюмированный бал во дворце Марии Федоровны на Елагинском острове.

        Работы были оформлены в виде книжек - раскладушек, сообщений, макетов, видеофильма, электронных презентаций.

При презентации проектов ребята демонстрировали понимание проблемы, цели  и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата.

Подготовленный материал может быть использован в жизни класса, как справочный материал, наглядное пособие, программа действий.

VII этап. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности, самоанализ.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся, наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: коллективного обсуждения, самоанализа.

Литература:

1.      Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

3.  Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

4.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

5.  Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 

6.  Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

7.  Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От Киевской Руси до Российской империи"

Урок-обобщение по окружающему миру в 4 классе по программе "Гармония", нестандартной формы : игра "Счастливый случай"...

презентация к уроку "Власть и народ Российской империи"

Это урок знакомит учащихся с социально-политическими противоречиями, существовавшими в Российской империи6 неограниченностью самодержавной власти, ее бюрократическим произволом, использованием сил про...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Российская империя. Создание русского флота

Урок окружающего мира проведен в разделе "Российская империя" во время  знакомства с периодом правления ПетраI и его реформами. Показать необходимость выхода в Балтийское море. Для чего нужен был...

"Власть и народ Российской империи во второй половине XVIII века" 3 класс

Урок истории.3 класс. Образовательная программа "Школа 2100"...

Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме "Времена Российской империи. XIII – начало XX века».

Материал содержит 2 варианта проверки знаний по окружающему миру по теме "Времена Российской империи. XIII – начало XX века»....

"Российская империя в XVII веке" проверочная работа по окружающему миру

Предлагаю вашему вниманию проверочные работы по окружающему миру (история) 4 класс...

Творческий проект "Курень казака - дом на века"

В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения исторических и литературных источников доказана первоначальная ги...