Что это за дерево?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 4. Что это за дерево?
Цель урока:
познакомить с хвойными и лиственными деревьями;
Задачи:
учить детей распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев;
развивать умение находить отличительные признаки сосны и ели;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Плешаков А.А.«Мир вокруг нас» с.14 -17, «Рабочая тетрадь» с. 6 – 8, «Тесты» с.7 -8, презентация;
листья березы, клена, рябины, осины, конского каштана (у каждого учащегося);
ветки сосны, ели, лиственницы;
пять цветных кружков: желтый, коричневый, зеленый, оранжевый
и красный.
Ход урока
I Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Есть у ребят Он им протянет
Зеленый друг, Сотни рук
Веселый друг, И тысячи ладошек.
Хороший,
- О каком зеленом друге говорится в загадке? (Это лес.) Файл 1.
- О каких ладошках здесь говорится? (О листьях.)
-Что вы увидите и узнаете? Файл 2.
- Сегодня на уроке будем учиться распознавать листья разных пород деревьев. Тема урока «Что это за дерево?».
Сегодня мы отправимся в путешествие в лес. Файл 3.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои
II. Повторение изученного
- Сегодняшний урок мы начнем с задания, которое приготовили для вас Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они предлагают вам разгадать кроссворд. Файл 4.
1. Растение, которое похоже на зеленого ежика. 2. Этот цветок называют звездой. 3. А это растение является лекарственным. 4. В народе его называют «щучий хвост». 5. Название этого величавого растения означает «меч». 6. «Кавалер со звездой» - это... 7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год?
Ответы: 1. Кактус. 2. Астра. 3. Календула. 4. Сансевьера. 5. Гладиолус. 6. Гиппеаструм. 7. Фиалка.
Ключевое слово: КРАСОТА.
- На какие две группы можно разделить все растения? (Растения, которые растут на клумбе, и те, которые растут на подоконниках.)
- Назовите растения, которые растут на подоконнике. (Ответы детей.)
- Назовите растения, которые украшают наши сады, парки, улицы. (Ответы детей.)
- Кто может прочитать слово по вертикали в красной рамочке? (Красота.)
- Как вы думаете, почему именно это слово подобрали Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик? (Ответы детей.)
- Цветы - это всегда красиво, ярко, торжественно. Если мы хотим украсить комнату, дачный участок, мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, охраняем, бережем красоту, которую они нам дарят.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём и дальше в лес пешком пойдём.
III. Новая тема
- Вступительная беседа
Лес – дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, киноплёнку, лекарства. Всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов. Деревья выделяют в воздух особые летучие веществ, убивающие болезнетворные микробы. Лес является местом отдыха для людей и способствует их долголетию.
- Отгадайте загадку.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза.) Файл 5.
Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага. Берёза растёт быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 41 ведра воды.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Он растёт медленно, но корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Лишь с 9-летнего возраста растёт быстро по 30- 40 см. Даёт 1-е жёлуди в 20-70 лет. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите нескольку листов дуба в банку с солеными огурцами - огурцы станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Клен - желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
-Как называют эти растения? (Лиственные деревья?)
- По какому признаку объединили деревья? (Лиственные дере
«Как работает лист?»
- Отгадайте загадку.
Падают с ветки
Золотые монетки (Осенние листья.) Файл 7.
- Почему сказано: золотые монетки - листья? (Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце. Листья очень красивые.)
Изменение окраски листьев связано с глубокими изменениями в жизнедеятельности листовых тканей. В клетках здорового листа содержатся зеленый (хлорофилл) и желтый пигменты.
Хлорофилл является преобладающим, что и обуславливает зеленый цвет листа. С наступлением холодов хлорофилл разрушается и на первый план выступает желтый пигмент. У некоторых растений к тому же происходит новообразование красного пигмента. Сочетание различных оттенков красного и желтого пигмента придает листьям такое разнообразие окраски.
Вместе с разрушением хлорофилла лист перестает быть «лабораторией» образования органических веществ. Ранее накопленный крахмал, а также белки, жиры, сахар отводятся к местам запаса, а на их место в листья приходят ненужные растению продукты обмена, которые удаляются вместе с листьями. Поэтому листопад можно рассматривать и как выделительную функцию растений.
Сбрасывая листья, растения спасаются от физической засухи. Дело в том, что листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов сильно охлаждается почва, а вместе с ней и находящаяся в ней вода. Охлажденную же воду корни растений не всасывают.
Оставшиеся на зиму листья послужили бы источником громадных бедствий для растений. Ветви не выдержали бы ложащегося на листья снега и сломались.
2. Практическая работа
У детей на столах листья разных пород деревьев, веточки ели, сосны, лиственницы.
- Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. По каким признакам можно разделить на группы все листья? Каким образом поделим листья? (По форме, цвету, размеру.)
- Можете ли вы сказать, от каких деревьев эти листья? (Ответы детей.)
- Разложите их по группам в зависимости от породы дерева.
Дети работают в парах.
Строение листа. Файл 7.
- Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался, что такое листовая пластинка? Что такое черешок листа?
(Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют работу на своих рабочих столах.)
- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, березы, клена листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная.
- Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? (Лист рябины.)
- Почему? Рассмотрите этот лист. (Лист рябины состоит из отдельных пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист.)
- Вы правильно разложили листья в отдельные группы. А чем отличаются листья друг от друга в каждой группе? (Окраской.)
3. Работа по учебнику с. 14 – 15.
- Рассмотрите листья на левой странице. Какие из этих листьев вам знакомы? Закрасьте кружок.
- Сколько на рисунке листьев клена? (Два.)
- Чем отличаются эти листья? (Окраской.)
Игра «Узнай лист»
- У каждого из вас есть пять цветных кружков - желтый, коричневый, зеленый, оранжевый и красный. На правой странице учебника (с. 15). положите желтый кружок на листья березы, зеленый - на лист конского каштана, красный - на лист рябины, коричневый - на лист дуба, оранжевый - на лист клена. Проверка.
Самостоятельная работа (с. 15)
-Раскрасьте листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа - осенней.
Тест «Что это за листья?» с.7.
4. Работа по теме
1 Знакомство с хвойными растениями
- Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приготовили для вас загадки. Файл 8.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна.)
- Как называется сосновый лес? (Бор.)
Сосновый бор – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу. Древесина – главный дар сосны. Она используется в строительстве кораблей, жилищ. На доске появляется картина с изображением соснового бора.
- Обратите внимание на красоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового? (У сосны ветки расположены высоко, а у елей ветки располагаются по всему стволу.)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
На доске появляется картина с изображением елового леса.
- Как называется еловый лес? (Ельник.)
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые шишки.
В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь жили Баба-яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу прохладно и темно.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница.)
- Почему это дерево назвали лиственницей? (Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же, как листья березы, клена и других деревьев.)
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осень золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниёт и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.
Листья - хвоинки. Файл 9.
Хвойные же деревья благополучно переживают зиму без листопада.
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, пропитанной пробковым веществом. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев и кустарников. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы слишком мало воды. Кроме этого, на узкой игольной хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев в такой массе, которая своей тяжестью смогла бы поломать сучья.
Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки по отношению к основному стволу дерева расположены наклонно вниз, поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
5. Практическая работа
- Веточки, каких деревьев у вас на столах? (Ветки ели, ветки сосны.)
- Кто может показать веточки ели?
- Покажите ветку сосны. (Дети показывают - поднимают.)
- Чем отличается ветка сосны от ветки ели? Рассмотрите ветви с помощью лупы. (У сосны хвоинки длиннее, а у ели - короче. У ели-хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны - по две.)
6. Работа по учебнику (с. 16—17)
- Рассмотрите рисунок на с. 16.
- Какие деревья изображены на рисунке? (Ель и сосна.)
- Что у них общего? (Это хвойные деревья.)
- Как расположены ветки у ели? (По всему стволу.)
- А у сосны? (Только сверху.)
- Найдите изображение хвоинок ели и сосны. Что вы заметили? (Хвоинки сосны более длинные, а хвоинки ели короткие.)
- Найдите изображение шишек этих деревьев. Что вы заметили? (Шишки у ели длинные, а у сосны короткие.)
- Найдите в учебнике (с. 17) рисунки в верхней части правой страницы. Прочитайте задание. Дорисуйте веточки и раскрасьте их.
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Рассмотрите рисунок ниже. Что можете сказать? (Муравьишка готовится к новогоднему празднику. Он с друзьями наряжает елку.)
- Составьте рассказ по этой картинке. (Ответы детей.)
- Как же отличить сосну и ель? (По хвоинкам, по шишкам, по расположению веток.)
- Что общего у этих деревьев? (У ели и сосны есть шишки и хвоинки.)
- Деревья эти имеют хвоинки, поэтому их называют хвойные
Я знаю еще несколько хвойных деревьев, а вы можете их назвать? (Пихта, кедр, лиственница.)
- Рассмотрите рисунок лиственницы в учебнике на с. 17. В какое время года изображено это дерево? (Осенью.)
- Почему? (Лиственница осенью желтеет.)
- Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются?
(Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)
- Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)
- Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)
- Подумайте, как по-другому можно назвать хвоинки. Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки - это листья.)
Если дети затрудняются, они читают ответ на вопрос в учебнике на с. 17.
. Работа в Рабочей тетради (с. 7,№1)
- Раскрасьте эти деревья.
- Соедините стрелками деревья и соответствующие им веточки с шишками.
IV. Тест
1. «Что такое хвоинки?» с.8.
2. Игра «Что это за дерево?»
Учитель раздает детям перфокарты.
1. Закрасьте кружок, где изображен лист клена. Файл 11. На доске:
2. Какой лист имеет сложную листовую пластину? Файл 12. На доске:
лист дуба лист ели лист рябины
3. Что лишнее? Файл 13.
На доске:
4. Как правильно назвать лист хвойного дерева? Файл 14.
а) колючка; б) иголка; в) хвоинка.
5. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна; б) лиственница; в) ель.
Учитель вывешивает на доску соответствующие картины.
Проверка. Файл 15.
6. Работа в Рабочей тетради (с. 6) Файл 10.
-
- Какие фигурки составили из опавших листьев? (Кораблик, птичка, лиса, цветок.)
- Составьте свои узоры и фигурки из листьев.
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
Наше путешествие закончено.
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Рекомендации для занятий дома
Дома сделайте из шишек забавные фигурки.