Урок "Воздух"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №61 Учитель : Соломатина Татьяна Вячеславовна
Предмет: Окружающий мир. Класс: 2 «Б». Тема: Воздух. Тип урока: объяснение нового материала. Форма урока: урок – исследование Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, иллюстративный, репродуктивный. Методические приёмы: беседа, рассказ, работа с печатным словом (учебником, карточками, иллюстрациями), использование информационных технологий, воспроизведение материала. Цели: развитие навыков анализа и синтеза, формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы. УУД, формируемые на уроке: 1.Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2.Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. 3.Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. 4.Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Оборудование: опорные сигналы, тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии, видеоматериалы.
Ход урока:
1. Постановка темы урока. -Дети, предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма про Смешариков.(м. «Про воздух»)- Ответьте мне пожалуйста: «Какова главная мысль мультфильма? О чем говорили его герои?»
1. Самоопределение к учебной деятельности: Цель : 1)мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2)Что нового узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году? - А как вы думаете, а все ли сведения об окружающем мире вы узнали? Вы хотели бы узнать ещё что- то новое об окружающем мире? Сегодня вы более подробно познакомитесь с одним из объектов неживой природы, узнаете о его свойствах. Скажите, а с чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного) Верно! Скажите, а все ли знания о природе мы будем повторять? (Нет только то, что нам необходимо)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Цель: 1) актуализировать знания о делении природы на живую и неживую; - Что такое природа? (Это то, что не создано руками человека)- Дети, дома вы приготовили карточки с объектами природы. На перемене мы при помощи магнитов прикрепили их на доску. Давайте сейчас вместе с вами, работая по цепочке, распределим их на две группы. - Как эти две группы связаны между собой?( Живая и неживая природа) Это говорит о том, что живая и неживая природа не могут существовать друг без друга. Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку Учитель задаёт вопросы: - Что на глобусе обозначено голубым цветом? Как назвать одним словом снег, дождь, град? Время года после осени? Что летом бывает грибным? В какое время суток выпадает роса? Деревья бывают лиственные и :..? А теперь обведите первую букву каждого слова в кружок и прочитайте слово, которое получилось?
3. Постановка проблемы. Цель: 1) определение темы и целей урока : - Какое слово у вас получилось? (воздух) Как вы думаете, почему я вам загадала это слово? Верно. Так какой же будет тема нашего урока? (воздух) А какой будет цель нашего урока? В конце беседы на доске появляется план: Состав воздуха Свойства воздуха Значение воздуха
4. Мотивирование к учебной деятельности. . – Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.–Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух) (На экране тема урока.) – Какое отношение эти предметы: веер, макет парусника, воздушный шар, резиновый мяч имеют к теме: «Воздух»?– Что помогло человеку догадаться и создать их для себя?– Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)– Итак, сегодня на уроке, мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.
5.. Актуализация и пробное учебное действие. – Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. А такое быть? Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким, таинственным, неизведанным берегам. Вы согласны. Почему? Что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. Как ещё мы можем почувствовать воздух? (Поднять руку вверх и резко её опустить, быстро пройтись по классу, открыть дверь и окно одновременно…) Докажите, что воздух есть и в классе. (Веер, дышим, махи руками).
6. Выявление места и причины затруднения. – Что в этой пластиковой бутылке? (Учитель показывает пустой стакан). Давайте проверим, что там действительно ничего нет. – А какой он, воздух, из чего состоит? Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник на листах наблюдений. (Обращаю внимание на листы наблюдений.) (Приложение 1) – Добро пожаловать в лабораторию Чудесных превращений всё необычно. Опыт 1.Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Ребенок пытается утопить пластиковую бутылку в аквариуме.– Что за «невидимка» сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? (Воздух.) – О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Запись в листах наблюдений: бесцветен, прозрачен, Опыт 2 – Как вы думаете, воздух имеет запах или вкус? Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Открываю жидкость для снятия лака или разрезанную луковицу, машу рукой, чтобы запах распространился.) – А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса).)
Опыт 3 «Подуй в трубочку!» – У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.) – Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды) Опыт 4 «Надуй меня!»– Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий) (Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте)– Отпустите шарик … Действуйте осторожно! Шарик может вырваться.– Почему шарик улетел? (Его толкает воздух). Поднимите его, у кого улетел шарик. Опыт 5 – Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник, затем оденем на её горлышко шарик и поставим в миску с горячей водой. 1– Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надувается. – Почему шарик надулся? (Тёплый воздух легче, чем холодный) – Действительно, воздух всегда находится в движении. – Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Чтение с листов наблюдений: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)
7. Физминутка (Музыкальная) 8. Построение проекта выхода из затруднения. – Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать всё про воздух: о свойствах, значении, применении, охране) − Что вам помогло достичь цели и решить задачи? (Знания и проделанные опыты)
– Из чего же состоит воздух? Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало. – Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.) Опыт 6 Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы. – Какой вывод можно сделать? (Углекислого газа в воздухе не очень много, иначе нам нечем было бы дышать и мы бы задохнулись). (Кислород в воздухе жизненно необходим). , Опыт 7 – Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит) – А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему? – Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. – Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден. – Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. – Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. – Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Слайд 18– Определить состав азота в воздухе мы не сможем, за нас это сделали учёные в настоящей лаборатории.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Заполнение схемы «Состав воздуха» (Приложение 2) – Самостоятельно, определите, какую часть круга занимает: (Кислород – красным Азот – голубым Углекислый газ – жёлтым) –Давайте, проверим себя, правильно ли мы составили схему (Проверка по слайду). ,– Какой из газов в воздухе самый важный? – Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто. Почему мы проветриваем комнату? (В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос).
10. Включение в систему знаний и повторение.
– Откройте учебник на странице 50 и прочитайте сообщение. Сделайте вывод. Чистый воздух – одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять. Отчего загрязняется воздух? Почему необходимо охранять воздух? – Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. – Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить. – Давайте с вами беречь планету –другой такой на свете нету. Развеем над нею пожары и дым -в обиду её не дадим.
Рефлексия деятельности на уроке. Индивидуальная работа с сигнальными карточками 1,2,3 (Приложение 2)
-Продолжи фразу: « Воздух это – …» 1. вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном; 2. смесь газов, пыли и пара; 3. любое вещество природы. -В состав воздуха входят: 1. азот, кислородный газ; 2. азот и кислород; 3. азот, кислород, углекислый газ и различные примеси. -Для горения и дыхания необходимы: 1. азот; 2. кислород; 3. углекислый газ. -При дыхании человек выделяет: 1. кислород; 2. углекислый газ; 3. другие примеси. -Свойства воздуха :1. цвет белый, без запаха, без вкуса ; 2. без цвета, без запаха, без вкуса; 3. прозрачный, имеет запах и вкус. -Где больше всего кислорода? 1. над городом; 2. над озером; 3. над лесом. -Какого газа станет больше в кабинете к концу урока? 1. кислорода; 2. азота; 3. углекислого газа.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2)формирование навыка самооценки; 3) обсудить домашнее задание.
9. Д./з . В качестве домашнего задания я предлагаю вам изобразить меры по охране воздуха в виде рисунков, знаков об охране воздух.- Прочитайте о команде «Гринпис» и расскажите на следующем уроке нужны ли такие команды людей и для чего?