Вселенная, или космос
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме
Данная работа содержит конспект урока окружающего мира с презентацией к нему, которая позволяет сделать урок наглядно и информационно насыщенным, способствует лучшему усвоению учебного материала. Для закрепления изучаемого материала составлен тест с учётом возрастных особенностей обучающихся данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vselennaya_ili_kosmos.rar | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира по теме
«Вселенная, или Космос»
1 класс
Тема: Вселенная, или космос.
Цели урока:
- Сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле;
- Развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, любознательность, расширять кругозор учащихся;
- Воспитывать чувство любви к планете Земля, гордость за свою страну, соотечественников – первооткрывателей Космоса.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы скучать не будем.
Про лень, тоску мы позабудем.
Мы оторвёмся от Земли туда,
Где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак,
Спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся Солнечной системой.
- На этом уроке мы перенесёмся в космические просторы, будем говорить о космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней.
III. Изучение нового материала.
1) Знакомство с понятиями «Космос, Вселенная»
- С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей, вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое. Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Давайте с вами выясним, кто такие астрономы. Я готова выслушать ваши предположения. (Слайд №2)
- Верно. Астрономы – люди, изучающие звёзды. Наука о звёздном небе называется астрономией. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки, свидетельствующие об этом.
- Какие космические тела могут наблюдать астрономы на небе днём, какие ночью?
- С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Как предполагается, Вселенная возникла в результате мощного взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад.
2) Знакомство с понятием «Солнце –звезда»
- О каком космическом теле пойдёт речь в загадке?
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.
- Правильно. Это Солнце. (Слайд №3). Что узнали о Солнце из загадки? Какое значение имеет Солнце для жизни на земле? Какие изменения произойдут на нашей Земле, если исчезнет Солнце? Вспомните, как перепугались звери в сказки К.И.Чуковского, когда «крокодил в небе солнце проглотил». Почему они перепугались?
- Солнце – самая важная для человека звезда. Она дарит нам свет и тепло. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую «кашу». Температура такой «каши» - 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. (Слайд №4)
- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?
- Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. (Слайд №5)
3) Знакомство с понятием «Солнечная система»
- Солнце и движущиеся вокруг него планеты составляют нашу Солнечную систему. Наша Земля – тоже планета Солнечной системы. Планеты располагаются таким образом в порядке удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (Слайд №6)
- Какая планета получает самое большое количество тепла от Солнца? Почему?
-Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
- Назовите самую холодную планету. Самую большую.
4) Планета Земля. Луна – спутник Земли.
- О какой планете идёт речь в этом стихотворении?
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
- Это наша планета – Земля. (Слайд №7) Какая она, наша планета?
- Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». Почему она такая голубая?
- На Земле не только много воды, она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубой цвет.
- Чем отличается наша планета от других?
- На Земле достаточно света и тепла, обилие воды. Землю окутывает толстый слой воздуха. Всё это создало условия для появления жизни на Земле.
- Земля имеет естественный спутник. Кто догадался, как он называется?(Слайд №7)
- Луна – второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Это первый и пока единственный внеземной объект естественного происхождения, на котором побывал человек.
5) Исследователи космоса
-Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки – это искусственные спутники Земли, беспилотные космические корабли. Искусственные спутники сделаны человеком. (Слайд №8) Предположите, какую работу могут выполнять эти спутники?
- Искусственные спутники запущены в космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой, спутники-шпионы.
-Наша страна была всегда первой в исследовании космического пространства. Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в нашей стране, которая раньше называлась СССР, 4 октября 1957 года. 12 апреля 1961 года с космодрома впервые стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Ю.А.Гагариным. Другой космонавт, наш земляк, кузбассовец А.А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Среди космонавтов есть женщины. Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт. (Слайд №9)
- Космонавты – мужественные люди, которые могут находиться в космосе многое месяцы, годы. Чем занимаются космонавты? Чем питаются космонавты ?
- Пища космонавтов: маленькие буханочки хлеба на один укус, чтобы не было крошек; щи, борщи, компоты, упакованные в тюбики, как зубная паста; продукты размещаются маленькими порциями в специальные пакеты или в консервные банки. (Слайд №10)
IV. Закрепление пройденного материала.
Тест «Выбери правильный ответ». (Слайд №11-12)
1. Назови космическое тело:
а) облако в) Меркурий
б) самолёт г) снежинка
2. Мы живём на планете, которая называется:
а) Луна в) Плутон
б) Марс г) Земля
3. Луна – это:
а) планета в) естественный спутник Земли
б) звезда г) искусственный спутник Земли
4. Звезда, вокруг которой вращается наша планета, называется:
а) Вега в) Полярная
б) Солнце г) Сириус
V. Рефлексия.
Отгадайте загадку:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья?
– Верно, спутники. Какой спутник у Земли?
– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз.
- Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок! (Слайд № 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема: "Вселенная, или Космос"
Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы....
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.
Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...
Вселенная, или космос.
Тема: "Вселенная, или космос"ФИО учителя: Кузнецова О.В.Предмет: окружающий мирКласс: 1УМК: Занков Л.В....
Вселенная и Космос
Призентация к оруку Оклужающий мир...
Классный час: «Человек – Вселенная – Космос»
Способствует активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей. Пробуждает у учащихся интерес к космосу, професси...
Тема: «Космос. Исследование Вселенной»
Цель урока: показать огромные возможности науки физика в освоении космического пространства; познакомить учащихся с исследованиями Вселенной; познакомить учащихся с американским агентством по исследов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Космос и Вселенная» для учащихся кружка прикладного творчества «Самоделкин» по теме: 55-летие первого полёта человека в космос
Цель: Познакомить детей с историей развития отечественной космонавтики и теми людьми, которые внесли огромный вклад в покорение Вселенной. Задачи: Образовательные: Р...