Урок"Смоленский лен"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих по курсу Азбука Смоленского края. В нем представлены методические разработки Дворецкой Елены Валентиновны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл len_dvoretskaya.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Смоленский лен

Цели: формировать умение распознавать лен среди культурных растений;

              познакомить детей с видами льна, способами обработки льна, его                         использованием в современной жизни; развитие познавательной

активности учащихся, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся, умение видеть связь современности с прошлым родного края;

привитие любви к малой родине, через культурно-историческое наследие Смоленской области.

Оборудование: льняные рубахи, салфетки, полотенца, льняная скатерть, стебли льна, схемы-опоры, конверты с заданием, книга «Льняное поле», видео слайды о видах льна

Ход урока:

  1. Мобилизующее начало:

- Отгадайте загадку, отгадка будет темой нашего урока:

Из земли вырастаю – весь мир одеваю

  1. Сообщение темы, цели урока:

             На доске тема урока «Лен»

- На нашем уроке вы познакомитесь с растением – лен, с видами льна, его обработкой

и использованием.

  1. Актуализация опорных знаний:

- Лен – это дикорастущее или культурное растение?

-Это травянистое растение, дерево или кустарник?

- Как оно цветет?

(Показ иллюстрации цветущего льна).

- Где выращивают лен?

(Показ иллюстрации в книге «Льняное поле»)

  1. Изучение нового материала:

– Ребята, наши предки ставили лен в один ряд по важности с хлебом. Как вы думаете, почему?

(Ткали из льна полотно, шили сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти, салфетки)

Рассмотрите изделия из льна на нашей выставке.

- Чем интересны рубахи? Полотенца? Скатерть?

(Они с рисунком, старинные)

- Какого они цвета? (светло-серые)

- Как украшены?

- Зачем на рубахах рисунок? (Для украшения, оберег)

- Где на рубахах рисунок? (На горловине, рукавах, предплечье)

- Рассмотрите салфетки. Они старинные или современные? (Современные)

- оказывается, лен и сейчас используется

- разведение льна называется в хозяйстве – льноводство.

Показ презентации о видах льна.

Цель: выясните, каких видов бывает лен, почему он так назван, как его используют?

  1. Закрепление пройденного материала:

- итак, каких двух видов бывает лен?

(Долгунец, масличный)

На доске схема:

Лен

↙      ↘

                                                       долгунец      масличный

- Почему эти льны так названы?

- Чем хороши льняные ткани?

  1. Работа в группах со схемами-опорами:

– Для чего выращивают лен-долгунец?

(составление схемы-опоры на доске)

Долгунец

↙      ↘

                                       ткань бытовая                ткань техническая                               

                                       - салфетки                       - автомобильная

                                       - скатерти                        - авиационная

                                       - постельное белье       - обувная

                                       - полотенца

                                       - сарафаны

- В какой промышленности используется техническая ткань?

- Для чего выращивают масличный лен?

Масличный

Льняное масло

Техническое сырье

Олифа для красок

Мыло

Клеенка

Лекарства, хирургические нити, вата

- Какое важное растение- лен. Как вы думаете, легко ли лен достается человеку?

Это труд одного человека или многих людей?

       Теперь разберемся, какой путь проходит лен от семени до готового изделия?

  1. Физминутка

Две девочки в национальных костюмах читают стихотворение об обработке льна и показывают движения

Цель детей: повторить движения и запомнить этапы обработки льна

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Я сеяла, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

Ты удайся, удайся ленок!

Ты удайся, мой беленький ленок!

Лен, мой лен! Белый лен!

II.

Я полола, полола ленок,

Я полола, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

III.

Уж я дергала, дергала ленок,

Я дергала, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

IV.

Уж я стлала, я стлала ленок,

Уж я стлала, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

V.

Я сушила, сушила ленок,

Я сушила, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

VI.

Уж я мяла-то, мяла ленок,

Уж я мяла, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

VII.

Уж я трепала, трепала ленок,

Я трепала, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

VIII.

Я чесала, чесала ленок,

Я чесала, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

IX.

Уж я пряла-то, пряла ленок,

Уж я пряла, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Припев:

- Итак, как в старину обрабатывали лен?

- Как вы думаете, сейчас это делают вручную?

- В нашем городе был комбинат по переработке льна. Открыт он был в 1937 году. Изделия этого комбината пользовались спросом не только у смолян, но и за границей: во Франции, Германии, Канаде и в других странах.

      Смоленщина по развитию льноводства была признана лучшей в России, поэтому только у нас создан первый и единственный музей «Смоленский лен», воспевающий русский лен.

- Объясните смысл пословиц, записанных на доске:

Без дела жить – только небо коптить.

Кто посеет лен, пожнет золото.

Труд человека кормит, а лень портит.

Хороший ленок – денег закромок.

- Выберите те из них, которые относятся к теме занятия.

  1. Самостоятельная работа

Цель: проконтролировать усвоение нового материала.

Вид работы: работа в парах.

Задача детей: разделить слова, записанные на полосках, лежащих в конвертах в 2 столбика

         I столбик                                                                    II столбик     

ткань бытовая                                                          кудрявый стебель

ткань техническая                                                   лекарства

длинный стебель                                                     мыло

полотенце                                                                  краски

Ловушка: волокно. Коробочка

Устная проверка работы.

- Почему у некоторых детей слова волокно, коробочка оказались в I столбике? Почему некоторые отнесли их во II столбик?    

 Рефлексия: Ребята, что вам запомнилось на уроке?

  1. Итог урока:

– Какие виды льна выращивают в России?

- Почему с давних времен считается, что лен кормит, одевает людей?

Домашнее задание: найти загадки, сказки о льне.

                             

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"

Цели урока:  1. ознакомить с  жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...

Урок мужества "Смоленск - город воинской славы"

Данная разработка может использоваться в качестве материала для классного часа. В ней даётся подробный конспект урока с использованием красочной презентации, что даёт возможность детям наглядно предст...

АСК 4 урок Водоёмы Смоленской области

Водоёмы Смоленской области....

Внеклассное мероприятие "Смоленск в веках", посвящённое празднованию 1150 - летия города Смоленска.

Мероприятие по назначению - культурно - воспитательное, по содержанию - историческое. Данное мероприятие, используя средства ИКТ, связывает прошлое и настоящее родного края,знакомит учащихся с несколь...

Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области"

Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области по проведению ГИА в 2018/2019 учебном году...