Урок"Смоленский лен"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих по курсу Азбука Смоленского края. В нем представлены методические разработки Дворецкой Елены Валентиновны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
len_dvoretskaya.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Смоленский лен
Цели: формировать умение распознавать лен среди культурных растений;
познакомить детей с видами льна, способами обработки льна, его использованием в современной жизни; развитие познавательной
активности учащихся, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся, умение видеть связь современности с прошлым родного края;
привитие любви к малой родине, через культурно-историческое наследие Смоленской области.
Оборудование: льняные рубахи, салфетки, полотенца, льняная скатерть, стебли льна, схемы-опоры, конверты с заданием, книга «Льняное поле», видео слайды о видах льна
Ход урока:
- Мобилизующее начало:
- Отгадайте загадку, отгадка будет темой нашего урока:
Из земли вырастаю – весь мир одеваю
- Сообщение темы, цели урока:
На доске тема урока «Лен»
- На нашем уроке вы познакомитесь с растением – лен, с видами льна, его обработкой
и использованием.
- Актуализация опорных знаний:
- Лен – это дикорастущее или культурное растение?
-Это травянистое растение, дерево или кустарник?
- Как оно цветет?
(Показ иллюстрации цветущего льна).
- Где выращивают лен?
(Показ иллюстрации в книге «Льняное поле»)
- Изучение нового материала:
– Ребята, наши предки ставили лен в один ряд по важности с хлебом. Как вы думаете, почему?
(Ткали из льна полотно, шили сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти, салфетки)
Рассмотрите изделия из льна на нашей выставке.
- Чем интересны рубахи? Полотенца? Скатерть?
(Они с рисунком, старинные)
- Какого они цвета? (светло-серые)
- Как украшены?
- Зачем на рубахах рисунок? (Для украшения, оберег)
- Где на рубахах рисунок? (На горловине, рукавах, предплечье)
- Рассмотрите салфетки. Они старинные или современные? (Современные)
- оказывается, лен и сейчас используется
- разведение льна называется в хозяйстве – льноводство.
Показ презентации о видах льна.
Цель: выясните, каких видов бывает лен, почему он так назван, как его используют?
- Закрепление пройденного материала:
- итак, каких двух видов бывает лен?
(Долгунец, масличный)
На доске схема:
Лен
↙ ↘
долгунец масличный
- Почему эти льны так названы?
- Чем хороши льняные ткани?
- Работа в группах со схемами-опорами:
– Для чего выращивают лен-долгунец?
(составление схемы-опоры на доске)
Долгунец
↙ ↘
ткань бытовая ткань техническая
- салфетки - автомобильная
- скатерти - авиационная
- постельное белье - обувная
- полотенца
- сарафаны
- В какой промышленности используется техническая ткань?
- Для чего выращивают масличный лен?
Масличный
↓
Льняное масло
Техническое сырье
Олифа для красок
Мыло
Клеенка
Лекарства, хирургические нити, вата
- Какое важное растение- лен. Как вы думаете, легко ли лен достается человеку?
Это труд одного человека или многих людей?
Теперь разберемся, какой путь проходит лен от семени до готового изделия?
- Физминутка
Две девочки в национальных костюмах читают стихотворение об обработке льна и показывают движения
Цель детей: повторить движения и запомнить этапы обработки льна
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
Ты удайся, удайся ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен, мой лен! Белый лен!
II.
Я полола, полола ленок,
Я полола, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
III.
Уж я дергала, дергала ленок,
Я дергала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
IV.
Уж я стлала, я стлала ленок,
Уж я стлала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
V.
Я сушила, сушила ленок,
Я сушила, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
VI.
Уж я мяла-то, мяла ленок,
Уж я мяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
VII.
Уж я трепала, трепала ленок,
Я трепала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
VIII.
Я чесала, чесала ленок,
Я чесала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
IX.
Уж я пряла-то, пряла ленок,
Уж я пряла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев:
- Итак, как в старину обрабатывали лен?
- Как вы думаете, сейчас это делают вручную?
- В нашем городе был комбинат по переработке льна. Открыт он был в 1937 году. Изделия этого комбината пользовались спросом не только у смолян, но и за границей: во Франции, Германии, Канаде и в других странах.
Смоленщина по развитию льноводства была признана лучшей в России, поэтому только у нас создан первый и единственный музей «Смоленский лен», воспевающий русский лен.
- Объясните смысл пословиц, записанных на доске:
Без дела жить – только небо коптить.
Кто посеет лен, пожнет золото.
Труд человека кормит, а лень портит.
Хороший ленок – денег закромок.
- Выберите те из них, которые относятся к теме занятия.
- Самостоятельная работа
Цель: проконтролировать усвоение нового материала.
Вид работы: работа в парах.
Задача детей: разделить слова, записанные на полосках, лежащих в конвертах в 2 столбика
I столбик II столбик
ткань бытовая кудрявый стебель
ткань техническая лекарства
длинный стебель мыло
полотенце краски
Ловушка: волокно. Коробочка
Устная проверка работы.
- Почему у некоторых детей слова волокно, коробочка оказались в I столбике? Почему некоторые отнесли их во II столбик?
Рефлексия: Ребята, что вам запомнилось на уроке?
- Итог урока:
– Какие виды льна выращивают в России?
- Почему с давних времен считается, что лен кормит, одевает людей?
Домашнее задание: найти загадки, сказки о льне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"
Цели урока: 1. ознакомить с жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...
Урок мужества "Смоленск - город воинской славы"
Данная разработка может использоваться в качестве материала для классного часа. В ней даётся подробный конспект урока с использованием красочной презентации, что даёт возможность детям наглядно предст...
АСК 3 урок Полезные ископаемые Смоленской области
Презентация к уроку....
АСК 4 урок Водоёмы Смоленской области
Водоёмы Смоленской области....
Внеклассное мероприятие "Смоленск в веках", посвящённое празднованию 1150 - летия города Смоленска.
Мероприятие по назначению - культурно - воспитательное, по содержанию - историческое. Данное мероприятие, используя средства ИКТ, связывает прошлое и настоящее родного края,знакомит учащихся с несколь...
Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области"
Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области по проведению ГИА в 2018/2019 учебном году...