Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Сформировать представления о круговороте воды в природе, обратить внимание детей на причины загрезнения воздуха и воды и указать меры по охране окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.21 КБ |
krugovorot_vody_v_prirode.ppt | 418 КБ |
test.ppt | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии на уроках в начальной школе.
Окружающий мир.
2-й класс
Задачи урока:
– сформировать у детей представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе;
– увязать круговорот воды со свойством воды (переход из одного состояния в другое);
– обратить внимание детей на причины загрязнения воздуха и воды и указать на меры по охране окружающей среды;
– развивать наблюдательность и любознательность детей, учить их делать выводы из опытов и практических работ.
Оборудование:
Для проведения опыта – стакан, электрический чайник, поваренная соль, сковородка, миска
Просмотр презентации – мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока:
Этап 1
1. ПРОВЕРКА ДОМ. ЗАДАНИЯ.
– Ветры Индийского океана.
– Нужен ли ветер?
2. Проверяем выводы по результатам ранее проведенных опытов.
С КАКИМ ВЕЩЕСТВОМ МЫ ПРОВОДИЛИ ОПЫТЫ? (вода)
На доске появляются таблички –
Рассказ ученика об испарении воды (опыт).
Ученик рассказывает ранее проведенный опыт с нагреванием чайника.
– КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ВОДЫ ИЗ ЖИДКОГО СОСТОЯНИЯ В ГАЗООБРАЗНОЕ? (испарение).
Рассказ ученика о превращении снега в воду (опыт).
Ученик рассказывает ранее проведенный опыт превращения снега в воду.
– КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ЛЬДА В ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ? (таяние).
Рассказ ученика о замораживании воды (опыт).
– КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ВОДЫ ИЗ ЖИДКОГО СОСТОЯНИЯ В ТВЕРДОЕ? (замерзание).
– Как называется вода в твердом состоянии? (лёд).
– С КАКИМИ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ВОДЫ ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОПЫТОВ?
– ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВОДЫ ИЗ ВОДЯНОГО ПАРА?
(ПОНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОХЛАЖДЕНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА) – (Конденсация).
Этап 2
Сегодня мы познакомимся с еще одним удивительным процессом в природе, который очень важен для всего живого на Земле: для растений, животных, для человека, а значит – для каждого из нас. Вы попробуйте сами угадать название этого процесса после того, как мы поговорим о том, как он протекает в природе, и проведем опыт по моделированию его в классе. Для этого вам пригодится знание процессов превращения воды, так же потребуется вспомнить некоторые свойства воздуха.
Стих. С. Погореловского “Весенний разговор”
– Узнайте, о каких уже знакомых вам процессах превращения воды в нем говорится.
Куда ты несешься, | Повидал я чудес, |
– Где происходят превращения воды, о которых говорится в стихотворении? (В природе)
– О каких процессах говорят строки:
“ПАРОМ ВЗЛЕТЕЛ” (испарение).
“ЖЕСТОКАЯ СТУЖА СКОВАЛА” (замерзание).
ПРОСНУЛСЯ, ПРЕГРАДЫ КРУШУ” (таяние).
Где же состояния воды? А где процессы этих состояний?
На доске распределяются таблички -
Вода ___________________Испарение
Лед ____________________ Замерзание, таяние
Водяной пар _____________ Конденсация
1 КАДР (Приложение 1, сказка, 1-й слайд).
Прочитаем стихотворение на экране...
Дожди, туманы, росы, лёд –
Нам всем нужна вода.
Такой её круговорот
В природе навсегда!
“Сказка о капельке”
– Пусть каждый представит себе, что он – это капелька. Расскажите, как вы будете путешествовать в этом мире превращений.
По слайдам составляем сказку. (Приложение 1, сказка, 2-6 слайд)
(Учителю: см. примерный текст после конспекта урока)
Вывод: В природе все процессы, о которых мы с вами говорили, неоднократно повторяются. Вот почему ученые называют их круговоротом воды в природе. (Приложение 1, сказка, слайд 7)
– Физминутка
Этап 3
– Какая вода в море по вкусу?
Демонстрация эксперимента.
1. Моделируем морскую воду: наливаем воду в стакан, добавляем поваренную соль.
2. Моделируем нагрев и испарение морской воды солнцем: выливаем воду в электрический чайник, включаем его в сеть.
Пока вода нагревается, спрашиваем:
– Какое свойство воды мы использовали (свойство растворять другие вещества)
– В какой воде быстрее растворить соль – в горячей или холодной?
– Какие еще вещества растворяются в воде, а какие не растворяются?
– Чем наша модель морской воды отличается от настоящей морской воды? (кроме поваренной соли, в морской воде растворены и другие вещества)
– Чем наша модель процесса нагрева воды отличается от того, что происходит в природе? (в природе нагревание происходит медленнее и прогревается только самый поверхностный слой воды)
Когда появится туман из носика чайника, спрашиваем:
– что происходит с морской водой при ее нагревании солнцем? (она испаряется)
– виден ли водяной пар над морем? (невидим)
– что мы видим у носика кипящего чайника? (туман – капельки воды, образовавшиеся в холодном воздухе из частиц выходящего из чайника невидимого водяного пара)
– Что моделирует вырывающийся вверх из носика горячий водяной пар? (подъем вверх над морем теплого насыщенного водяным паром воздуха)
3. Моделируем встречу теплого воздуха над морем со слоем холодного воздуха и образование облаков
– какой процесс происходит высоко над поверхностью моря? (конденсация водяного пара)
– что в нашем опыте является моделью облака? (капли воды на дне сковородки, а так же струя пара из носика чайника)
4. Моделируем выпадение дождя из облака на поверхность земли. Подставляем под сковородку миску (модель поверхности земли).
– Как вы думаете, пресной или соленой оказалась наша дождевая вода?
Предлагаем ученику попробовать воду в миске.
4. Моделируем реку, текущую в море: выливаем воду из миски обратно в чайник. – Этим мы замыкаем процесс круговорота: вода снова может испариться, чтобы процесс мог продолжаться дольше.
Вывод: из соленой воды испарением можно получить пресную воду.
Этап 4
Работа с “Тетрадью по окружающему миру” с. 27 задание 56.
– Стрелками покажите, как происходит круговорот воды в природе.
– Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды?
Этап 5
– Как вы думаете, пользовались ли наши бабушки той водой, которую мы пьем? (да, благодаря круговороту воды в природе)
– Чистая ли вода испаряется с поверхности водоемов? (чистая)
Чтение текста в учебнике с. 122 2-ой абзац.
– Всегда ли дождевая вода самая “чудесная” и чистая? Почему же иногда после летнего дождя листья клубники, томатов желтеют, краснеют, чернеют и растения гибнут?
Вывод: итак, высоко в холодных слоях атмосферы водяной пар оседает на частицах пыли. Откуда берется пыль так высоко?
– Что может загрязнять воду и атмосферу на Земле? (человек построил много заводов и фабрик, дым которых содержит ядовитые вещества, и вещества, которые, соединяясь с водой, образуют кислоты и другие вещества. Поэтому и выпадают на землю кислотные дожди. В почву земледельцы вносят ядовитые для сорняков, вредных насекомых вещества, которые смываются дождями в водоемы, загрязняя их. По водной поверхности морей и океанов разливаются нефтяные пятна, отравляя воду и губя жизнь морских обитателей, а через них и человека, потребляющего морские продукты. Все мы связаны на Земле.
(Читает ученик):
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек. (В. Орлов)
Этап 6
Подводим итог урока.
Ответы детей по тестам слайда: (три варианта ответа, выбрать – правильный) (Приложение 2, тест)
1. Почему на левой картинке плохо видно?
2. Как называется процесс, в котором участвует вода, с которым мы познакомились сегодня?
3. Солёной или пресной бывает дождевая вода?
Этап 7
Информация учащихся о домашнем задании:
– Какие действия можете предпринять лично вы, чтобы беречь чистоту воды?
Обо всем этом и еще о чем-то новом вы прочитаете дома в учебнике в теме ““Круговорот” отравленной воды”.
Предупреждение: Если вы захотите повторить опыт дома, надо проводить его только с взрослыми, т.к. это опасно делать детям одним.
Сказка о капельке Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"
В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....
Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную ...
Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Педагогический проект Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
Содержание: 1. Введение. 1.1. Обоснование необходимости проекта……………………………….3...
Тема: Использование информационных технологий на уроках окружающего мира.
Информационные технологии....
"Применение информационных технологий на уроках окружающего мира"
Выступление на РМО учителей начальных классов....