Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Джафарова Елена Викторовна

Сформировать представления о круговороте воды в природе, обратить внимание детей на причины загрезнения воздуха и воды и указать меры по охране окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроках в начальной школе.             

                                       Окружающий мир.

                                           2-й класс

Задачи урока:

– сформировать у детей представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе;
– увязать круговорот воды со свойством воды (переход из одного состояния в другое);
– обратить внимание детей на причины загрязнения воздуха и воды и указать на меры по охране окружающей среды;
– развивать наблюдательность и любознательность детей, учить их делать выводы из опытов и практических работ.

Оборудование:

Для проведения опыта – стакан, электрический чайник, поваренная соль, сковородка, миска

Просмотр презентации – мультимедийный проектор, компьютер, экран.

                                                                         

                                                                        Ход урока:

Этап 1

1. ПРОВЕРКА ДОМ. ЗАДАНИЯ.

– Ветры Индийского океана.

– Нужен ли ветер?

2. Проверяем выводы по результатам ранее проведенных опытов.

С КАКИМ ВЕЩЕСТВОМ МЫ ПРОВОДИЛИ ОПЫТЫ? (вода)

На доске появляютE:\417628\img1.gifся таблички –

Рассказ ученика об испарении воды (опыт).

Ученик рассказывает ранее проведенный опыт с нагреванием чайника.

– КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ВОДЫ ИЗ ЖИДКОГО СОСТОЯНИЯ В ГАЗООБРАЗНОЕ? (испарение).

Рассказ ученика о превращении снега в воду (опыт).

Ученик рассказывает ранее проведенный опыт превращения снега в воду.

– КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ЛЬДА В ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ? (таяние).

Рассказ ученика о замораживании воды (опыт).

– КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ВОДЫ ИЗ ЖИДКОГО СОСТОЯНИЯ В ТВЕРДОЕ? (замерзание).

– Как называется вода в твердом состоянии? (лёд).

– С КАКИМИ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ВОДЫ ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОПЫТОВ?

– ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВОДЫ ИЗ ВОДЯНОГО ПАРА?

(ПОНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОХЛАЖДЕНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА) – (Конденсация).

Этап 2

Сегодня мы познакомимся с еще одним удивительным процессом в природе, который очень важен для всего живого на Земле: для растений, животных, для человека, а значит – для каждого из нас. Вы попробуйте сами угадать название этого процесса после того, как мы поговорим о том, как он протекает в природе, и проведем опыт по моделированию его в классе. Для этого вам пригодится знание процессов превращения воды, так же потребуется вспомнить некоторые свойства воздуха.

Стих. С. Погореловского “Весенний разговор”

– Узнайте, о каких уже знакомых вам процессах превращения воды в нем говорится.

Куда ты несешься,
Постой, ручеёк,
Побудь, непоседливый, с нами!
- Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек,-
Бегу я на родину, к маме!
- А кто твоя мама?
- Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотел,
Но солнце пригрело сильнее -
И к страннице – тучке
Я паром взлетел,
Понесся по свету я с нею.
- Какой ты счастливец!
Увидел с небес.
Всю Землю с ее чудесами!
- Да, много в пути

Повидал я чудес,
Но помнил, грустил я о маме.
- Так что же ты к ней
Не вернулся опять
Веселым сверкающим ливнем?
- Жестокая стужа
Успела сковать,
Укутать все панцирем зимним,
Я снегом на землю
Упал – и уснул,
С полями уснул и лесами.
- А что тебе снилось?
- Что, славя весну,
Бегу я на родину, к маме!
И вот я проснулся,
Преграды крушу,
Вперед пробиваюсь упрямо.
Прощайте, ребята,
Я очень спешу…
Мы скоро увидимся, мама!

– Где происходят превращения воды, о которых говорится в стихотворении? (В природе)

– О каких процессах говорят строки:

“ПАРОМ ВЗЛЕТЕЛ” (испарение).

“ЖЕСТОКАЯ СТУЖА СКОВАЛА” (замерзание).

ПРОСНУЛСЯ, ПРЕГРАДЫ КРУШУ” (таяние).

Где же состояния воды? А где процессы этих состояний?

На доске распределяются таблички -

Вода ___________________Испарение

Лед ____________________ Замерзание, таяние

Водяной пар _____________ Конденсация

1 КАДР (Приложение 1, сказка, 1-й слайд).

Прочитаем стихотворение на экране...

Дожди, туманы, росы, лёд –
Нам всем нужна вода.
Такой её круговорот
В природе навсегда!

“Сказка о капельке”

– Пусть каждый представит себе, что он – это капелька. Расскажите, как вы будете путешествовать в этом мире превращений.

По слайдам составляем сказку. (Приложение 1, сказка, 2-6 слайд)

(Учителю: см. примерный текст после конспекта урока)

Вывод: В природе все процессы, о которых мы с вами говорили, неоднократно повторяются. Вот почему ученые называют их круговоротом воды в природе. (Приложение 1, сказка, слайд 7)

– Физминутка

Этап 3

– Какая вода в море по вкусу?

Демонстрация эксперимента.

1. Моделируем морскую воду: наливаем воду в стакан, добавляем поваренную соль.

2. Моделируем нагрев и испарение морской воды солнцем: выливаем воду в электрический чайник, включаем его в сеть.

Пока вода нагревается, спрашиваем:

– Какое свойство воды мы использовали (свойство растворять другие вещества)

– В какой воде быстрее растворить соль – в горячей или холодной?

– Какие еще вещества растворяются в воде, а какие не растворяются?

– Чем наша модель морской воды отличается от настоящей морской воды? (кроме поваренной соли, в морской воде растворены и другие вещества)

– Чем наша модель процесса нагрева воды отличается от того, что происходит в природе? (в природе нагревание происходит медленнее и прогревается только самый поверхностный слой воды)

Когда появится туман из носика чайника, спрашиваем:

– что происходит с морской водой при ее нагревании солнцем? (она испаряется)

– виден ли водяной пар над морем? (невидим)

– что мы видим у носика кипящего чайника? (туман – капельки воды, образовавшиеся в холодном воздухе из частиц выходящего из чайника невидимого водяного пара)

– Что моделирует вырывающийся вверх из носика горячий водяной пар? (подъем вверх над морем теплого насыщенного водяным паром воздуха)

3. Моделируем встречу теплого воздуха над морем со слоем холодного воздуха и образование облаков

– какой процесс происходит высоко над поверхностью моря? (конденсация водяного пара)

– что в нашем опыте является моделью облака? (капли воды на дне сковородки, а так же струя пара из носика чайника)

4. Моделируем выпадение дождя из облака на поверхность земли. Подставляем под сковородку миску (модель поверхности земли).

– Как вы думаете, пресной или соленой оказалась наша дождевая вода?

Предлагаем ученику попробовать воду в миске.

4. Моделируем реку, текущую в море: выливаем воду из миски обратно в чайник. – Этим мы замыкаем процесс круговорота: вода снова может испариться, чтобы процесс мог продолжаться дольше.

Вывод: из соленой воды испарением можно получить пресную воду.

Этап 4

Работа с “Тетрадью по окружающему миру” с. 27 задание 56.

– Стрелками покажите, как происходит круговорот воды в природе.

– Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды?

Этап 5

– Как вы думаете, пользовались ли наши бабушки той водой, которую мы пьем? (да, благодаря круговороту воды в природе)

– Чистая ли вода испаряется с поверхности водоемов? (чистая)

Чтение текста в учебнике с. 122 2-ой абзац.

– Всегда ли дождевая вода самая “чудесная” и чистая? Почему же иногда после летнего дождя листья клубники, томатов желтеют, краснеют, чернеют и растения гибнут?

Вывод: итак, высоко в холодных слоях атмосферы водяной пар оседает на частицах пыли. Откуда берется пыль так высоко?

– Что может загрязнять воду и атмосферу на Земле? (человек построил много заводов и фабрик, дым которых содержит ядовитые вещества, и вещества, которые, соединяясь с водой, образуют кислоты и другие вещества. Поэтому и выпадают на землю кислотные дожди. В почву земледельцы вносят ядовитые для сорняков, вредных насекомых вещества, которые смываются дождями в водоемы, загрязняя их. По водной поверхности морей и океанов разливаются нефтяные пятна, отравляя воду и губя жизнь морских обитателей, а через них и человека, потребляющего морские продукты. Все мы связаны на Земле.

(Читает ученик):

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек. (В. Орлов)

Этап 6

Подводим итог урока.

Ответы детей по тестам слайда: (три варианта ответа, выбрать – правильный) (Приложение 2, тест)

1. Почему на левой картинке плохо видно?

2. Как называется процесс, в котором участвует вода, с которым мы познакомились сегодня?

3. Солёной или пресной бывает дождевая вода?

Этап 7

Информация учащихся о домашнем задании:

– Какие действия можете предпринять лично вы, чтобы беречь чистоту воды?

Обо всем этом и еще о чем-то новом вы прочитаете дома в учебнике в теме ““Круговорот” отравленной воды”.

Предупреждение: Если вы захотите повторить опыт дома, надо проводить его только с взрослыми, т.к. это опасно делать детям одним.

Сказка о капельке
(примерный текст)

Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать.

И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла.

Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья.

Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную ...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

"Применение информационных технологий на уроках окружающего мира"

Выступление на РМО учителей начальных классов....