Рабочая программа окружающий мир А.А. Вахрушев
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.
Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2010. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2010. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- проверочных работ – 13
- контрольных работ – 5
- самостоятельных работ – 8
- экскурсий – 2
- итоговая комплексная работа - 1
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира.
В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить в рамках школы вообще и тем более в 3-4-м классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Содержание программы
«Наша планета Земля» (68 ч)
Авторы: Вахрушев АА„ Раутиан А.С.
Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)
Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
(Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.)
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала -4 ч.
Часы по усмотрению учителя -5 ч.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы Проверочные работы | Вид контроля |
Введение | 4 | - практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии; | |||
1 | Земля и Солнце | 16 | - определение времени по Солнцу; - определение сторон горизонта по компасу; Практическая работа с глобусом - опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов; - прочитать текст и дописать недостающие фразы; - опыт, показывающий закон всемирного тяготения; - раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени; - по рисунку определить время суток; - практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды; -деление слов на группы; -нахождение правила среди предложений; -составление режима дня; -составление рассказа по рисункам; -практическая работа с теллурием; -найди и подчеркни правильный ответ; -реши кроссворд; -раскрашивание рисунка; -сделай подписи под рисунком; - определение температуры с помощью термометра; -закончить схем аттическое изображение глобуса; - составь прогноз погоды на завтра; -заполни таблицу; | Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Контрольная работа № 1 Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Контрольная работа № 2 | Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический |
2 | Глобус и карта | 8 | -соедини линией предметы с их изображением на столе; -составь план своего стола; -практическая работа с картой; -реши кроссворд; - соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария; - сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте; -раскрась схематическую контурную карту; -вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту; | Проверочная работа № 5 Проверочная работа № 6 Проверочная работа № 7 Проверочная работа № 8 Контрольная работа № 3 | Тематический Тематический Тематический |
3 | Формы земной поверхности | 7 | - подпиши рисунки; -раскрась схематическую контурную карту; -выбери и подчеркни правильный ответ; - вставь в текст нужные слова; -подпиши времена года; -вырежи детали из картона и склей макет местности; -покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира; -раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе; - рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное); - опыт, показывающий испарение воды; -реши кроссворд; - выбери слова, необходимые для рассказа; -впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий; -подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах; -допиши фразы в текст; На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам; -покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания; -с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки; -выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены; -раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов; -обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей — черной, раскрась рисунок; -распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов; | Тематический Тематический | |
4 | Земля — наш общий дом | 11 | -подпиши местообитания растений и животных; -разгадай зашифрованные слова; -вспомни, что необходимо растениям для жизни, и впиши в клеточки на рисунке; -покажи стрелками, как передаются вещества в экосистеме; -обведи на рисунке настоящие экосистемы в рамочку; -реши кроссворд; -вставь в текст пропущенные слова; -вычеркни из списка те места, где природа сильно изменена человеком; - по карте при родных зон определи, в каком поясе находятся известные тебе природные зоны, и напиши, какой там климат; -покажи на схеме стрелками, как передаются органические вещества в тундровой экосистеме; -нарисуй, как выглядит кленовая веточка в разные времена года4 -определи время года на рисунке по углу падения лучей и их количеству; -подпиши, что общего у деревьев каждого ряда; -прочитай текст, найди и подчеркни в нем самые важные строчки; -выбери и обведи особенности климата лесной зоны; -соедини рисунки с прямоугольниками, покажи, как растения приспособлены к смене сезонов, к жизни в лесу; - составь рассказ об одном из известных тебе животных лесной зоны; -сравни растения пустыни и степи, сделай вывод, чем они отличаются; -восстанови пищевые цепи в степной экосистеме; -найди на картах природных зон и выпиши крупных степных животных; - найди на карте природных зон пустыни Африки, подпиши ее название; -выпиши с карты природных зон, каких еще зверей и птиц можно встретить в саваннах; -рассмотри схематическую карту, подпиши на склонах, какой из них самый теплый, холодный, сухой и влажный; -покажи стрелками, где живут эти звери и птицы; -нарисуй, как ты себе представляешь землетрясение; -нарисуй, как ты себе представляешь другие природные катастрофы; - правильно придумай и расставь значки на рисунке; | Проверочная работа № 9 Проверочная работа № 10 | Тематический Тематический |
5 | Части света | 10 | -определи по рисунку и напиши, в каких природных зонах живут эти народности; -подпиши, в каких условиях разводят скот эти народы; -подчеркни, где удобнее распихивать поля; -напиши, где что выращивают; -размести на плане новые объекты; -составь рассказ о своей стране; -раскрась рисунок; - нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек; - проведи исследование, узнай , в какой стране произведен тот или иной продукт питания; -используя физическую карту Евразии, карту природных зон Евразии, политическую карту Европы соверши путешествие в любую страну, изобрази на рисунке пейзаж этой страны; - работа в паре с соседом: один называет горы, другой страну, в которой находятся эти горы; -игра с соседом по парте: один директор туристической фирмы, другой – турист; -найди родину этих автомобилей на политической карте; -с помощью карты природных зон Евразии заполни таблицу и напиши о природе лесной зоны Сибири; -заполни таблицу и напиши о природе Аравийского полуострова; -раскрась предметы; -проведи морские маршруты к портам России из стран, которые производят товары из списка; -заполни таблицу и напиши и природе побережья Северного Ледовитого океана; -реши кроссворд; -используя физическую карту, назови моря, которые названы в честь смелых мореплавателей, где они расположены? -соедини высказывания с изображениями ребят; -напиши рассказ о природных условиях пустыни, используя слова и выражения из лабиринта; -обведи географические названия, которые можно встретить на карте Африки, допиши, что они обозначают; -нарисуй план зоопарки с загонами для животных; - используя карты природных зон, впиши в таблицу названия животных, которые будут жить в зоопарке, и определи, на каких материках они обитают; -выполни задание, пользуясь физической картой Африки; -обведи животных, обитающих как в России, так и в Канаде; -дополни рассказ, вставив нужные слова; -пройди лабиринт, допиши предложения о при родных условиях в районе реки амазонки; -выполни задания и впиши ответы в рамки; | Проверочная работа № 11 Проверочная работа № 12 Проверочная работа № 13 Контрольная работа № 4 | Тематический Тематический Тематический Тематический |
-обведи обитателей Австралии; -напиши, какая природная зона занимает всю центральную и западную часть Австралии; - сравни Африку и Австралию, впиши нужные слова. Чтобы получился рассказ; -подпиши, на каком рисунке изображено лето в Антарктиде, а на каком зима; - раскрась рисунки, определи по карте природных зон, какие животные здесь обитают; -определи , какие природные ископаемые добывают люди из подземных кладовых на территории России; -найди на карте важные названия рек, озер, равнин, гор, островов, полуостровов, морей России; -напиши рассказ о природе своей местности; -раскрась рисунки тех вещей, которые производят на фабриках и заводах в вашей местности; - раскрась рисунки тех культурных растений, которые растут на полях и садах в вашей местности; -напиши, чтобы ты показал в своем родном городе друзьям из другой страны; -помоги найти на рисунке опасные для человека ситуации; -напиши правила поведения на пляже; | |||||
7 | Наша маленькая планета Земля | 3 | -раскрась рисунок; поставь «-« там, где человек ведет себя неправильно; -сформулируй правила бережного отношения к природе; -проверь себя, определи, какие из этих высказываний верные, а какие нет; -заполни таблицу; -соедини явления стрелками от причины к следствию; -сделай опыт; -реши кроссворд; -нанеси на карту географические названия России; | ||
Повторение пройденного материала | 4 | Контрольная работа №5 Итоговая комплексная работа | итоговый итоговый | ||
Часы по усмотрению учителя | 5 | ||||
Итого | 68 |
Требования к уровню достижений обучающихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара;
- что горизонт — воображаемая линия;
- основные стороны света;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- как вести себя при грозе;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о погоде;
- что глобус — модель Земли;
- условные обозначения глобуса и карты;
- части света, материки, океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов;
- основные природные зоны;
- географические закономерности размещения хозяйства людей;
- политическую карту, крупнейшие страны и города;
- части света и их основные особенности;
- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
Учащиеся должны уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать утро, день, вечер. Ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
-показывать линию горизонта;
-определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.
Контроль уровня обученности обучающихся
№ | Раздел Тема | Вид контроля | Формы контроля | Приложение |
1 | Введение | |||
2 | Земля и Солнце | Тематический Тематический Итоговый Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Контрольная работа № 1 Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Контрольная работа № 2 | Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10 |
3 4 | Глобус и карта Формы земной поверхности | Тематический Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 5 Проверочная работа № 6 Проверочная работа № 7 Проверочная работа № 8 Контрольная работа № 3 | Проверочные и контрольные работы Стр.11-38 |
5 | Земля наш общий дом | Тематический Тематический | Проверочная работа № 9 Проверочная работа № 10 | Проверочные и контрольные работы Стр.39-42 |
6 7 | Части света Наша маленькая планета Земля | Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 11 Проверочная работа № 12 Проверочная работа № 13 Контрольная работа № 4 | Проверочные и контрольные работы Стр.43-48 |
8 | Повторение пройденного материала | Итоговый Итоговый | Контрольная работа №5 Итоговая комплексная работа | Проверочные и контрольные работы Дидактический материал |
9 | Часы по усмотрению учителя |
Перечень литературы и средств обучения
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2010. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2010. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках Окружающего мира относятся:
- видеомагнитофон, телевизор;
- компьютер, мультимедийный проектор
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
№ п/п | Дата проведения | Тема, тип и форма урока | Элемент содержания | Требования к уровню достижений | Контрольно-оценочная деятельность | Средства обучения | |||
план | факт | метапредметные | предметные | форма | вид | ||||
Раздел 1. Введение (4 ч.) Земля и солнце (16часов) | |||||||||
1 | 02.09 | Как мы будем учиться | Познакомить с тем , как ученики будут учиться | текущий | Устный опрос | ||||
2 | 03.09 | Общие слова- понятия Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы) | формирование монологической речи учащихся | – элементарные сведения о трех состояниях веществ; – что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные те-ла, планеты, звезды); – закон всемирного тяготения; – связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца. Уметь использовать законы и правила для осмысления | текущий | Устный опрос | ||
3 | 09.09 | Из чего состоят все предметы Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества | умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства. | Текущий индивидуальный | Устный опрос Самостоятельная работа | |||
4 | 10.09 | Из чего состоят все предметы. Проверочная работа | текущий | Проверочная работа №1 | |||||
5 | 16.09 | Природные часы. Календарь и компас. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта | проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения. | текущий | Устный опрос практическая работа с компасом | |||
6 | 17.09 | Природные часы. Календарь и компас. Урок закрепления. Урок-практикум. | |||||||
7 | 23.09 | Земля имеет форму шара Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Линии горизонта, глобус – модель Земли | умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. | Текущий индивидуальный | № 3, 4, 5 с.15 Устный опрос | |||
8 | 24.09 | Глобус – модель земли Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Земля – планета Солнечной системы; глобус | задавать и отвечать на прямые вопросы, | Текущий фронтальный | Самостоятельная работа № 2 | |||
9 | 30.09 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. | Уметь использовать законы и правила для осмысления | Текущий | Проверочная работа №2 | |||
10 | 01.10 | Контрольная работа Урок контроля | умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. | Уметь использовать законы и правила для осмысления | Тематический | Контрольная работа №1 | |||
11 | 07.10 | Земля в космосе Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Представление о звездах; затмение Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | умение составлять устный рассказ. | – различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам; – пользоваться календарем и часами; – показывать линию горизонта; – определять стороны горизонта по компасу; – описывать погоду, определять температуру с помощью термометра. | текущий | Упр.5, кроссворд, тест | ||
12 | 08.10 | Притяжение земли Урок закрепления. Урок-диалог. | |||||||
13 | 14.10 | Смена дня и ночи Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Связь смены дня и ночи с вращением Земли | проводить наблюдения, опыты. | Текущий индивидуальный | Самостоятельная работа № 3 | |||
14 | 15.10 | Смена дня и ночи Проверочная работа Урок контроля | Связь смены дня и ночи с вращением Земли | умения составлять устный рассказ по наблюдениям. | Текущий фронтальный | Проверочная работа №3 | |||
15 | 21.10 | Смена времён года Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Особенности времен года | владеть монологической и диалогической речью. | Текущий индивид | Устный опрос | |||
16 | 22.10 | Смена времён года Урок закрепления. Урок-диалог. | Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | умения составлять устный рассказ по наблюдениям. | Текущий индивидуальный | Самостоятельная работа № 4 | |||
17 | 28.10 | Где на Земле теплее. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия | устанавливать причинно-следственные связи. | – закон всемирного тяготения и его проявления; последовательность событий в течение суток; | Текущий фронтальный | Кроссворд с.44 | ||
18 | 29.10 | Погода и климат. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Текущий фронтальный | Задания № 6, 7, с.49 | |||||
19 | 05.11 | Погода и климат. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | |||||||
20 | 18.11 | Обобщение по разделу. Проверочная работа Урок контроля. | -понятия воображаемая ось, земная ось; -значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси. | Тематический | Проверочная работа №4 | ||||
21 | 19.11 | Контрольная работа Урок контроля | Контрольная работа №2 | ||||||
Раздел 2. Что изображают на глобусе и на карте Глобус и карта. Формы земной поверхности (15часов) + 1 час (резерв) | |||||||||
22 | 25.11 | План и карта Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Элементарные приемы чтения карты. | умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. | – что глобус – модель Земли; – условные обозначения на карте и глобусе; – части света, материки и океаны; – характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Уметь: – показывать на карте части света, материки и океаны; – находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны. | Текущий | Устный опрос, практическая работа «План класса» | ||
23 | 26.11 | План и карта Урок закрепления. Урок-практикум. | |||||||
24 | 02.12 | Глобус и карта. Урок повторения. Урок-диалог. | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте) | Текущий | Самостоятельная работа № 5 | ||||
25 | 03.12 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Проверочная работа №5 | ||||||
26 | 09.12 | Что изображают на карте. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов | Текущий | Самостоятельная работа № 6 | ||||
27 | 10.12 | Что изображают на карте. Урок развития умений и навыков. урок-путешествие. | Текущий | Чтение маршрутной карты | |||||
28 | 16.12 | Материки и океаны. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Материки, океаны (общее представление) | умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов. | Текущий | кроссворд | |||
29 | 17.12 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Проверочная работа №6 | ||||||
30 | 23.12 | Реки. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов. формирование монологической и диалогической речи учащихся. | Текущий | взаимоконтроль | |||
31 | 24.12 | Озера Комбинированный урок. Урок-диалог. | Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные) | Текущий | кроссворд | ||||
32 | 13.01 | Равнины. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте) | Текущий | взаимоконтроль | ||||
33 | 14.01 | Горы Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Текущий | Самостоятельная работа № 7 | |||||
34 | 20.01 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Проверочная работа №7 | ||||||
35 | 21.01 | Моря и острова. Комбинированный урок. Урок-диалог | Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте | Текущий | Самостоятельная работа № 8 | ||||
36 | 27.01 | Проверочная работа Урок контроля | Проверочная работа №8 | ||||||
37 | 28.01 | Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа Урок контроля | Текущий | Контрольная работа №3 | |||||
Раздел 3. Земля - наш общий дом (11часов) | |||||||||
38 | 03.02 | Экологические системы. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Иметь представление о законах экосистемы | умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства. | Знать понятие экосистемы. | Текущий | Фронтальный опрос | ||
39 | 04.02 | Экологические системы. Урок-диалог. | Иметь представление о законах экосистемы | Знать понятие экосистемы. | Текущий | Фронтальный опрос | |||
40 | 10.02 | Природная зональность Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Природные зоны России, растительный и животный мир | умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану. умения замечать изменения, происходящие с объектом. умение работать в группах. | природных зон на поверхности земли. – показывать по карте природные зоны; -распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; – называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; – объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них. | Текущий | Фронтальный опрос | ||
41 | 11.02 | Природные зоны холодного пояса Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Особенности зон холодного пояса | Текущий | индивидуальный | ||||
42 | 17.02 | Леса умеренного пояса Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса | Текущий | тест | ||||
43 | 18.02 | Засушливые зоны умеренного пояса. Урок введения новых знаний. Урок-путешествие. | Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны. | Текущий | Составление памятки | ||||
44 | 24.02 | Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов | Текущий | тест | |||||
45 | 25.02 | Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов | |||||||
46 | 02.03 | Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов | |||||||
47 | 03.03 | Горные экосистемы Урок введения новых знаний. Урок-поиск. | Особенности климата, животного мира | Текущий | Фронтальный опрос | ||||
48 | 09.03 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Проверочная работа №9 | ||||||
Раздел 4. Части света (10часов) | |||||||||
49 | 10.03 | Люди, города и страны. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Человек-член общества. | формирование монологической и диалогической речи учащихся. | Иметь представление о человечестве. | Текущий | Беседа | ||
50 | 16.03 | Люди, города и страны. Проверочная работа | Влияние деятельности человека на природу | показывать на карте крупнейшие страны и города | Текущий | Проверочная работа №10 | |||
51 | 17.03 | Контрольная работа Урок контроля | Контрольная работа №4 | ||||||
52 | 23.03 | Путешествие тучки по Европе. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Москва – столица России. Города России (2–3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной го-род (село, регион), название, достопримечательности | умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями. | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | Текущий | Практическая работа с.13 | ||
53 | 24.03 | Путешествие тучки по Европе. Урок закрепления. Урок-путешествие. | |||||||
54 | 06.04 | Азия. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и | умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями умение работать в группах. | Знать особенности географического расположения Азии. Уметь показывать на карте Азию | Текущий | Работа с картой | ||
55 | 07.04 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Комбинированный урок. Урок-диалог. | достопримечательности; работа с разными видами карт | Текущий | Работа с картой | ||||
56 | 13.04 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Комбинированный урок. Урок-диалог. | Природа и страны Африки; населяющие их народы | Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города | Текущий | Работа с картой | |||
57 | 14.04 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Проверочная работа | Животный мир Африки. | умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану. . | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | Текущий | Проверочная работа №11 | ||
58 | 20.04 | Россия — наша Родина. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность | составлять устный рассказ. | Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации | Текущий | Работа с картой | ||
59 | 21.04 | Россия — наша Родина. Проверочная работа. Урок контроля | Текущий | Проверочная работа №12 | |||||
60 | 27.04 | Экскурсия (формы земной поверхности) | Опасности, возникающие при общении с животными | умение выделять главные мысли текста. | Знать меры безопасности при общении с животными. | Текущий | Блиц-опрос | ||
61 | 28.04 | Экскурсия (формы земной поверхности) | |||||||
62 | 04.05 | Наша маленькая планета Земля. Урок введения новых знаний. Урок-дискуссия. | Расширение знаний о родной планете | нахождение необходимого учебного материала, умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. | Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни | Текущий | Устный опрос | ||
63 | 05.05 | Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа | Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи | Тематический | Проверочная работа №13 | ||||
64 | 11.05 | Урок повторения Земля и солнце | |||||||
65 | 12.05 | Урок повторения Глобус и карта | |||||||
66 | 18.05 | Урок повторения Части света | |||||||
67 | 19.05 | Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа Урок контроля | Итоговый | Контрольная работа №5 | |||||
68 | 25.05 | Итоговая комплексная работа Урок контроля | Итоговый | Комплексная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению .А.А. Вахрушев.2 класс.
Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....