"Как помочь птицам зимой ?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шишлова Инна Михайловна

урок: изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.6 КБ
Файл презентация к уроку2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тип  урока: изучение  нового  материала.

Форма  проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Как  помочь  птицам  зимой?»; черно-белые  картинки  птиц; карточка  с  названиями  зимних  месяцев; значок  синоптика; ствол  дерева  из  бумаги; листочки зеленого, желтого, красного  цвета; бумажная  кормушка; надписи  корма  для  птиц; запись  музыки  для  релаксации.

ТЕМА  УРОКА:  КАК  ПОМОЧЬ  ПТИЦАМ  ЗИМОЙ ?

ЦЕЛИ:

  1. Расширить  представления  детей  о  характерных  признаках  зимы  в  природе.
  2. Познакомить  с  зимующими  птицами, их  условиями  жизни  зимой.
  3. Создать  условия  для  формирования  заботливого  отношения  к  птицам, желание  помогать  им  в  зимнее  время  года.
  4. Воспитывать  гуманное  отношение  к  животным, пополнять  словарный  запас детей.

Ход  урока.

I. Организационный  момент: ( на  фоне  музыку  для релаксации ) (слайд  1)

                          - Мы  урок  наш  начинаем,

                             На  столе  мы  проверяем:

                             Все  ль  в  порядке? Все  ль  на  месте?

                             И  урок  начнем  мы  вместе.

- Улыбнитесь  друг  другу, сядьте  удобно, дыхание  ровное  и  спокойное,  вы  можете  выполнить  любое  задание.

II.  Минутка   синоптика:

- Ребята, какое  время  года  на  дворе? ( зима ) Назовите  зимние  месяцы. (декабрь, январь, февраль )

- А  теперь  давайте  вспомним  приметы  зимы. И  поиграем  в  игру  « Снежок, остановись».( дети  становятся  в  круг, передают  «СНЕЖОК» , называя  слова, признаки  зимы - мороз, снег, холод, . . .;  Если  кто-то  повторил  или  не  назвал  признак, учитель  подает  сигнал  «снежок  остановись»; Этот  ученик  становится  в  круг  и  ждет  пока  его  выручат).

Учитель  вручает  выигравшему  значок  синоптика.

III. Самоопределение   к   деятельности:

- Хочу, чтобы  вы  сами  догадались, о  ком  будем  говорить  на  уроке. 

( Звучит  щебет  птиц ) (слайд 2)

-  Сейчас  зима. Как  вы  думаете,  легко   ли  приходится птицам  зимой?                                

-  Сегодня  мы  познакомимся,  как  изменения  в  неживой  природе (зимой)  повлияли  на  жизнь  животных. В  этом  нам  помогут  разобраться  наши  друзья – птицы. Кто  такие  птицы?

                                                                                                                                                                     

- Тогда  давайте  скорее  знакомиться  с  зимующими  птицами.

IV. Изучение  нового  материала:

      (после  прочтения  загадки  учитель  вывешивает  отгадки:  черно-белые картинки  птиц)

      1. Загадка  про  воробья. ( слайд  3)   Я  весь  день  ловлю  жучков,

                                                                            Уплетаю  червячков.

                                                                            В  теплый  край  не   улетаю,

                                                                            Здесь, под  крышей, обитаю,

                                                                            Чик – чирик! Не  робей!

                                                                            Я  бывалый   . . .  (воробей) 

      2. Загадка  про  ворону. ( слайд 4 )   На  окне  дремала  птица.

                                                                           - Галка, галка!

                                                                           Что  вам  сниться?

                                                                           Отвечала  птица  сонно:

                                                                           - Я  не  галка. Я - . . .   (ворона).

      3. Загадка  про  снегиря.  ( слайд 5 )  Пусть  я  птичка – невеличка;

                                                                            У  меня, друзья, привычка:

                                                                            Как  начнутся  холода,

                                                                            Прямо  с  севера  сюда.

                                                                            Зимой  на  ветках  яблоки,

                                                                            Скорей  их  собери!

                                                                            И  вдруг  вспорхнули  яблоки,

                                                                            Ведь  это   . . .  (снегири).

      4. Загадка  про  синицу. ( слайд 6 )   Спиною  зеленовата,

                                                                          Животом  жёлтовата,

                                                                          Чёрненькая  шапочка

                                                                          И  полоска шарфика. (синица)

      5. Загадка  про  дятла. ( слайд 7 )   Я  по  дереву  стучу,

                                                                       Червячка  добыть  хочу,

                                                                        Хоть  и  скрылся  под  корой –

                                                                        Всё  равно  он  будет  мой.

Физминутка  (слайд 8)   Песенка  про  птичку. (дети  выполняют  движения  под  музыку).

V. Работа  по  новой  теме.

  -  Прочитайте  тему  урока  на  с. 74  учебника.( слайд 9 )

  - Какие  учебные  задачи  поставим  перед  собой?

  - А  какие  птицы  вам  встречаются  зимой  в  наших  краях?

  - Рассмотрите  птиц  на   рисунке. Прочитайте  их  названия. Найдите  отличительные  признаки (особенности)  каждой  птицы.

          ( Свиристель – птица  с  хохолком.

            Снегирь – птица  с  красной  грудкой.

            Воробей – маленькая  серенькая  птичка.

            Синица  имеет  желтую  грудку.

            Поползень – лазает  по  деревьям. )

  - Как  всех  этих  птиц  можно  назвать, которые  остались  у  нас  зимой? ( зимующие)

                                             

  - Почему  их  так  называют? (не  улетают  в  тёплые  края, остаются  зимовать)

  - Почему  мы  не  назвали  ласточку, скворца, щегла. Они  тоже  зимуют  вместе  со  всеми  птицами?

   - Как  их  называют  и  почему? (перелетные, улетают  в  тёплые  края) 

   - Что  бы  произошло  на  земле, если  бы  не  было  птиц?

   - Да, без  птиц  было  бы  тяжело  на  земле, ведь  они  не  только  радуют  своим  пением, красотой, но  и  защищают  растения  от  насекомых  вредителей.

 - Давайте  вернемся  к  теме  урока, прочитайте.

                                                                                                                                                                                                  -  Как  можно  помочь  птицам  зимой, вы  узнаете, отгадав  загадку:

                               Что  за  стол  среди  берез,

                               Под  открытым  небом ?

                               Угощает  он  в  мороз                                                                        

                               Птиц  зерном  и  хлебом ? ( слайд 10 )

(учитель  вешает  кормушку  на  доску  к  черно-белым  картинкам  птиц)

- Мало  сделать  кормушку, надо  знать,  что  в  неё  нужно  положить.

                                                                                                                                                                     

VI. Работа   в   парах:

     - Ребята, посмотрите  на  наших  птичек  на  доске. Что  с  ними  произошло? (потеряли  окраску).

     - Правильно, зима  заморозила  краски. Давайте  поможем  птичкам  ожить  на  картинках.             ( учитель  раздает  заготовки  раскрасок, часть  птицы  уже  раскрашена, дети  докрашивают  особенности  каждой  птицы, вывешивают  на  доску  вместо  черно-белых  картинок)

    - Каждой  паре  нужно  составить  меню  на  обед  для  своей  птички. ( На  каждой  парте  конверты  с  различным  кормом, прикрепить  ответы  на  доску.)

- Какой  корм  вы  выбрали? Почему  вы  выбрали  именно  эти  лакомства ?

 1) Мы  сделали  кормушку  для  снегирей, они  любят  ягоды  рябины  и   бузины.

2) Мы  сделали  кормушку  для  синиц  и  воробьёв, они  любят  семена  подсолнечника, несоленое  сало, пшено.

3) Моя  кормушка  для  дятлов, они  едят  семена   подсолнечника, крошки  белого  хлеба  и  кедровые  орешки.

VII. Закрепление.

         ИГРА – УПРАЖНЕНИЕ « ЗАКОНЧИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

  • Зимой  солнце  греет  меньше, чем . . .
  • Летом  идут  дожди, а  зимой . . .
  • Зимой  деревья  стоят  без . . .
  • Снегири,  синицы,  воробьи  - это  птицы  . . .
  • Чтобы  птицы  не  погибли  зимой  от  холодов,  нужно  . . .

VIII. Итог  урока.

- Мы  закрепили, то  чему  учились  на  уроке. Давайте  подведём  итог  нашей  работе.

Дети  читают  стихи:

Морозы  жестокие  в  этом  году . . .

Тревожно  за  яблоньку  в  нашем  саду,

Тревожно  за  Жучку:

В  её  конуре  такой  же  морозище, как  во  дворе.

Но  больше  всего  беспокойно  за  птиц,

За  наших  воробушков, галок, синиц:

Ведь  очень же  холодно  в  воздухе  им.

Поможем  ли  мы  беззащитным  таким?

( хором)  Поможем!                               ( Е.Благинина)

- Ребята, а  теперь  оцените  свои  достижения  за  урок  и  наклейте  листок  на  дерево. Напоминаю, что  зелёный  листок  обозначает  « у  меня  все  получилось»,  а  красный  «пока  многое  не  получается, нужна  помощь». (слайд 11)

За  то, что  вы  слушали  всё  внимательно,

Задания  выполняли  старательно

Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.

Картинки  докрасьте, а  птиц  не  забудьте  кормить!

- Спасибо, дети,  за  урок!

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир Долгожданный дан звонок н ачинается урок

Слайд 3

Я весь день ловлю жуков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь , под крышей, обитаю, Чик – чирик ! Не робей! Я бывалый . . .

Слайд 4

На окне дремала птица. Г алка, галка! Что вам снится? Отвечала птица сонно: - Я не галка. Я - . . .

Слайд 5

Пусть я птичка – невеличка; У меня, друзья привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это . . .

Слайд 6

Спиною зеленовата, животом желтовата, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Слайд 7

Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой – Всё равно он будет мой!

Слайд 9

ТЕМА УРОКА Как зимой п омочь п тицам ?

Слайд 14

М О Л О Д Ц Ы !

Слайд 16

перелетные

Слайд 17

1 – клин. 2 – прямой фронт. Как улетают птицы?

Слайд 18

Подводим итоги : 1. Теперь я знаю, что . . . 2. Я понял, что . . . 3. Я буду . . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам зимой"

Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время....

уроки "Как помочь птицам зимой"

Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК "ПНШ", "Как помочь птицам зимой"...

Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

Презентация"Как помочь птицам зимой"

Количество слайдов:22.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – н...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»(УМК «Школа России»)...