Сокровища Земли под охраной человечества.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
УМК «Школа России»
Окружающий мир 4 класс
Технологическая карта темы " Сокровища Земли под охраной человечества"
Всемирное наследие, сокровища Всемирного наследия, Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие, объекты Всемирного наследия, эмблема Всемирного наследия, Список Всемирного наследия, Международная Красная книга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._tk_okr._mir_03.10.12.22-00.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
УМК «Школа России»
Окружающий мир
Технологическая карта темы
Автор разработки: И.Б.Малиновская
Тема | Сокровища Земли под охраной человечества. (2 часа) Слайд 1 | ||||
Цели | Сформировать представление об объектах Всемирного наследия. Ввести: - правила общения с объектами Всемирного наследия; - план рассказа об объекте Всемирного наследия. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||
Основное содержание темы | Актуализация знаний об охране сокровищ Земли. Изучение Всемирного природного наследия. Изучение Всемирного культурного наследия. Изучение видов растений и животных, занесённых в Международную Красную книгу. | ||||
Термины и понятия | Всемирное наследие, сокровища Всемирного наследия, Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие, объекты Всемирного наследия, эмблема Всемирного наследия, Список Всемирного наследия, Международная Красная книга. | ||||
Планируемый результат | |||||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - позитивное отношение к изучению объектов Всемирного наследия; - осознание собственной успешности при изучении учебной темы. | Метапредметные умения Познавательные: - раскрывать значение выражения «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», выражения «Красная книга России», «Международная Красная книга» и использовать их в активном словаре; - определять объект Всемирного наследия и обосновывать свое мнение; - определять различие между объектами Всемирного наследия и обосновывать свое мнение; - определять объекты Международной Красной книги и обосновывать свое мнение; - использовать приобретённые знания для составления сообщения об объекте Всемирного наследия. Регулятивные: - выполнять учебное задания в соответствии с целью; - выполнять учебное действие, используя план; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат деятельности. Коммуникативные: - формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; - согласовывать позиции и находить общее решение; | Предметные умения 1- указывать критерии для определения объекта достойного для включения в Список Всемирного наследия; 2- рассказывать правила общения с объектами Всемирного наследия; 3- классифицировать объекты Всемирного наследия по группам; 4- представлять объекты Всемирного наследия и Международной Красной книги; 5- составлять и писать сообщение об объекте Всемирного наследия. | |||
Организация образовательного пространства | |||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||
История и культура Санкт-Петербурга Тема – «Исторический центр Санкт-Петербурга». | Информационный материал Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1,рабочая тетрадь №1. Демонстрационный материал Электронная презентация Изображения предметов: эмблема Всемирного наследия, Красная книга Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - | |||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | |||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вани. | Слайд 2 Ваня Петров и Коля Иванов - друзья. Они живут в разных районах Санкт- Петербурга и общаются по интернету. Ваня написал: - Сегодня на уроке окружающего мира мы изучали тему «Всемирное наследие человечества». Учительница предложила выбрать объект Всемирного наследия и рассказать о нём. Я выбрал станцию метро «Площадь Восстания», потому что эта станция находится в центре города и её охраняют. Слайд 3 Коля ответил: - Я думаю, что ты не прав. Это не объект Всемирного наследия, потому что в нём ничего особенного нет. Я предлагаю тебе написать об озере Байкал. Это самое глубокое озеро в мире. В нём содержится 1|5 часть всей пресной воды планеты. В озере обитают разнообразные растения и животные. Озеро Байкал – это объект Всемирного наследия. Мы обязаны сохранить это уникальное озеро России. Ребята, как вы думаете, кто из них прав: Коля или Ваня? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научиться определять объект Всемирного наследия и рассказывать о нём? | Личностные умения: - проявлять интерес к познанию мира; - проявлять желание помочь Ване. | |||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | |||
Блок А. Всемирное наследие | |||||
Цели: • Актуализировать знания об объектах Всемирного наследия. • Ввести: - понятие «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие»; - критерии для определения объекта достойного для включения в Список Всемирного наследия; - правила общения с объектами Всемирного наследия. • Научить: определять объект Всемирного наследия, и обосновывать свое мнение; - определять различие между объектами Всемирного наследия и обосновывать свое мнение; - определять значение, которое символизирует эмблема Всемирного наследия, и обосновывать свое мнение; - перечислять критерии для определения объекта достойного для включения в Список Всемирного наследия; - рассказывать правила общения с объектами Всемирного наследия; - описывать/рисовать эмблему Всемирного наследия; - классифицировать объекты Всемирного наследия по группам; - представлять объект Всемирного наследия; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Слайд 4 Сообщение учителя Всемирное наследие — это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры. Всемирное наследие включает объекты природы (Всемирное природное наследие) и творения человека (Всемирное культурное наследие). Существует Список Всемирного наследия, который содержит несколько сотен объектов, гибель или разрушение которых будет значительной потерей для всего человечества. Всемирная организация ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) принимает решение о включении объектов в список Всемирного наследия и следит за сохранением этих объектов. Любой объект Всемирного наследия находится под охраной международного права. Слайд 5 Существуют критерии (требования) для определения объекта, достойного для включения в Список Всемирного наследия: 1. Уникальность творения человеком или природой. 2. Памятник исторической цивилизации. 3. Эстетический или технический шедевр. Этим критериям соответствуют природные и культурные объекты Всемирного наследия. Слайд 6 Слайд 7 ПРИРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ Озеро Байкал (Россия) Московский Кремль (Россия) Водопад Виктория (Южная Африка) Кижи (Россия) Водопад Игуасу (Аргентина) Тадж-Махал (Индия) Леса Коми (Россия) Афинский Акрополь (Греция) Остров Врангеля (Россия) Мемфис (Египет) Большо́й Барье́рный риф (Австралия) Исторический центр Санкт- Петербурга Правила общения с объектами: 1. Объект должен быть доступным для посещения. 2. Информация об объекте должна быть доступной и представлена в разных источниках. 3. Объект должен находиться под охраной государства. Всемирная организация ЮНЕСКО имеет свою эмблему, в виде формы земного шара и символизирует взаимозависимость культурного и природного наследия. Квадрат в центре обозначает творение человека, а внешний круг представляет символ природы - две неразрывно связанные части.
Слайд 8
Задание 1 (З) Слайд 9 Назовите значение выражения «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие». Расскажите правила общения с объектами. Опишите эмблему Всемирного наследия. Задание 2 (П) с взаимопроверкой Верно ли, что круг в эмблеме символизирует творение человека? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что любой объект, созданный природой или человеком, может стать объектом Всемирного наследия? Обоснуйте свое мнение. Слайд 10 Можно ли утверждать, что список Всемирного наследия включает уникальные объекты только одного государства? Обоснуйте свое мнение. Можно ли любоваться объектом Всемирного наследия, если он находится в труднодоступной местности? Обоснуйте свое мнение. Может ли ТЦ « Континент» быть внесён в список Всемирного наследия? Обоснуйте свое мнение, используя критерии. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Слайд 11 Дополните схему и напишите название каждой группы: Всемирное наследие.
___________________ ____________________ ___________________ _____________________ ___________________ ______________________ Распределите названия объектов Всемирного наследия по группам, используя слова для справок: Слова для справок: озеро Байкал, Московский Кремль, Венеция, водопад Виктория. Задания 4 (У) Нарисуйте эмблему Всемирного наследия. Задание 5 (У) с взаимопроверкой Слайд 12 Выберите объект Всемирного наследия и представьте его, используя план и иллюстрацию. План 1. Название объекта. 2. Местонахождение. 3. Описание. 4. Уникальность. 5. Причина выбора. | Диагностические задания Закончите предложения: ∙ Всемирное природное наследие – это … ∙ Всемирное культурное наследие – это … ∙ ЮНЕСКО – это организация …… ∙ Перечислите критерии для определения объекта, достойного для включения в Список Всемирного наследия: Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие» и использовать их в активном словаре; - определять объект Всемирного наследия, и обосновывать свое мнение; - определять различие между объектами Всемирного наследия и обосновывать свое мнение; - определять значение, которое символизирует эмблема Всемирного наследия, и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - перечислять критерии для определения объекта достойного для включения в Список Всемирного наследия; - рассказывать правила общения с объектами Всемирного наследия; - описывать/рисовать эмблему Всемирного наследия; - классифицировать объекты Всемирного наследия по группам; - представлять объект Всемирного наследия. | |||
Блок Б. Международная Красная книга
| |||||
Цели: • Ввести понятие «Международная Красная книга». • Научить: - определять объекты Международной Красной книги и обосновывать свое мнение. - определять значение Международной Красной книги и обосновывать свое мнение; - классифицировать объекты Красной книги и Международной Красной книги; - представлять объект Международной Красной книги; - выполнять учебное задание, используя план; - выполнять взаимооценку учебного задания; - согласовывать позиции и находить общее решение. | Сообщение учителя Слайд 14 Бесценными сокровищами Земли являются редкие и исчезающие виды растений и животных. Ты уже знаешь о Красной книге России. Существует и Международная Красная книга, которая включает самые редкие виды растений и животных разных стран. Красный цвет книги означает – сигнал тревоги и опасности, сигнал SOS – «остановись, не губи» Задание 1 (З) Учебник с.60 Слайд 15 Назовите значение выражения «Красная книга России», «Международная Красная книга». Назовите известные вам объекты Красной книги России, Международной Красной книги. Задание 2 (П) Верно ли, что Международная Красная книга содержит информацию об охране недр Земли? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что Красная книга России содержит объекты разных стран? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Слайд 16 Определите объекты Красной книги России, подчеркните их двумя чертами. Определите объекты Международной Красной книги, подчеркните их одной чертой. Волк, амурский тигр, большая панда, бурундук, соболь, белый носорог, орангутан, лось, ландыш, жук-геркулес, венерин башмачок, божья коровка, зелёная морская черепаха. Задание 4 (У) с взаимооценкой Слайд 17 Представьте объект природного наследия Красной книги, используя план:
3. Причина включения объекта в список Красной книги. 4. Способы охраны. 5. Ваши симпатии. | Диагностическое задание
- Международная Красная книга – это …….. ( книга, которая включает самые редкие виды растений и животных разных стран). - Красный цвет Международной Красной книги означает ………..
Волк, большая панда, бурундук, белый носорог, орангутан, лось, жук-геркулес, божья коровка, зелёная морская черепаха. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «Красная книга России», «Международная Красная книга» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Международной Красной книги и обосновывать свое мнение. - определять значение Международной Красной книги и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение; Предметные умения: - классифицировать объекты Красной книги России и Международной Красной книги; - представлять объект Международной Красной книги. | |||
Блок К. Диагностика качества освоения темы | |||||
Цель – установить степень усвоения темы, а именно: - формулировать понятия «Всемирное наследие», « Международная Красная книга». - различать объекты Всемирного наследия. | Контрольное задание 1. Допишите предложения. Всемирное наследие – это _______________________________________. Международная Красная книга - это ______________________________ 2. Подчеркните объекты Всемирного природного наследия одной чертой, а объекты Всемирного культурного наследия двумя. Афинский Акрополь, озеро Байкал, Венеция, Кижи, леса Коми, водопад Виктория, Московский Кремль и Красная площадь, Вулканы Камчатки, Исторический центр Петербурга, Великая Китайская стена. | Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью. Предметные умения: - формулировать понятия «Всемирное наследие», « Международная Красная книга»; - различать объекты Всемирного наследия. | |||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | |||
• Стимулировать интерес к составлению сообщения об объекте Всемирного наследия. • Научить: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания; - планировать свои действия для выполнения учебного задания; - составлять и писать сообщение об объекте Всемирного наследия; - представлять результат своей деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Ваня Петров и Коля Иванов - друзья. Они живут в разных районах Санкт- Петербурга и общаются по интернету. Ваня написал: - Сегодня на уроке окружающего мира мы изучали тему «Всемирное наследие человечества». Учительница предложила выбрать объект Всемирного наследия и рассказать о нём. Я выбрал станцию метро «Площадь Восстания», потому что эта станция находится в центре города и её охраняют. Коля ответил: - Я думаю, что ты не прав. Это не объект Всемирного наследия, потому что в нём ничего особенного нет. Я предлагаю тебе написать об озере Байкал. Это самое глубокое озеро в мире. В нём содержится 1|5 часть всей пресной воды планеты. В озере обитают разнообразные растения и животные. Озеро Байкал – это объект Всемирного наследия. Мы обязаны сохранить это уникальное озеро России. Ребята, как вы думаете, кто из них прав: Коля или Ваня? Информативный вариант Слайд20 1. Напишите сообщение об озере Байкал, используя предложенный текст и слова для справок. «Озеро Байкал – это самый_____________ в мире. В нём содержится 1/5 часть всей _________ воды планеты. В озере обитают разнообразные ____________. Байкал объект Всемирного ____________ Мы обязаны _____________ это _____ России.* Слова для справок: водоём, глубокий, пресный, озеро, растения, наследие, сохранить, чудо, природный, животные, уникальный, рыбы, водоросли.) Импровизационный вариант Слайд21 Напишите сообщение об озере Байкал, используя, используя план. - Название. - Местонахождение. - Описание. - Уникальность. Эвристический вариант Слайд 22 Выберите объект Всемирного (природного или культурного) наследия и напишите о нем сообщение. * «Озеро Байкал – это глубокий водоём в мире. В нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. В озере обитают разнообразные растения и животные. Байкал является объектом Всемирного природного наследия. Мы обязаны сохранить это чудо России. | Личностные умения: - проявлять интерес к составлению сообщения об объекте Всемирного наследия. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для составления сообщения об объекте Всемирного наследия. Регулятивное умение: - выбирать вариант выполнения задания; - выполнять учебное задание, используя план. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять и писать сообщение об объекте Всемирного наследия. | |||
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |||
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Самоанализ. Слайд 23 Закончите предложения: 1 Мне важно знать о Всемирном наследии человечества, потому что…… 2. Чтобы определить объект Всемирным наследием, нужно …………. II. Самооценка. Слайд 24 Закончите предложения: Я доволен (льна) тем, что могу выполнить правильно учебное задание ……….. (сам, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения: - осознание успешности при изучении темы. Регулятивные умения: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |||
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление об объектах Всемирного наследия. Ввести: - правила общения с объектами Всемирного наследия; - план рассказа об объекте Всемирного наследия. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения Личностные умения: - проявлять позитивное отношение к изучению объектов Всемирного наследия. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для составления сообщения об объекте Всемирного наследия. Регулятивные умения: - соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - составлять и писать сообщение об объекте Всемирного наследия. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
Ключевые умения | Умения в блоках |
Личностные умения: 1- проявлять желание помочь Ване; 3- осознание собственных достижений при освоении учебной темы; 2- проявлять позитивное отношение к изучению объектов Всемирного наследия. Познавательные умения: 1- раскрывать значение выражения «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие» и использовать их в активном словаре; 2- определять различие между объектами Всемирного наследия и обосновывать свое мнение; 3- определять объект Всемирного наследия, и обосновывать свое мнение; 4- раскрывать значение выражения «Красная книга России», «Международная Красная книга» и использовать их в активном словаре; 5- определять объекты Международной Красной книги и обосновывать свое мнение; 6- использовать приобретенные знания для составления сообщения об объекте Всемирного наследия. Регулятивные умения: 1- выполнять учебное задание в соответствии с целью; 2- выполнять учебное задание, используя план; 3-выбирать вариант выполнения задания; 4- выполнять взаимопроверку учебного задания; 5- выполнять взаимооценку учебного задания; 6-соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: 1- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; 2- согласовывать позиции и находить общее решение; 3- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: 1- указывать критерии для определения объекта достойного для включения в Список Всемирного наследия; 2- рассказывать правила общения с объектами Всемирного наследия; 3- классифицировать объекты Всемирного наследия по группам; 4- представлять объекты Всемирного наследия и Международной Красной книги; 5- составлять и писать сообщение об объекте Всемирного наследия. | Личностные умения: 4- проявлять интерес к познанию мира; 1- проявлять желание помочь Ване; 3- осознание собственных достижений при освоении учебной темы; 2- проявлять позитивное отношение к изучению объектов Всемирного наследия. Познавательные умения: 1- раскрывать значение выражения «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие» и использовать их в активном словаре; 3- определять объект Всемирного наследия, и обосновывать свое мнение; 2- определять различие между объектами Всемирного наследия и обосновывать свое мнение; 7- определять значение, которое символизирует эмблема Всемирного наследия, и обосновывать свое мнение; 4- раскрывать значение выражения «Красная книга России», «Международная Красная книга» и использовать их в активном словаре; 5- определять объекты Международной Красной книги и обосновывать свое мнение; 6- использовать приобретенные знания для составления сообщения об объекте Всемирного наследия. Регулятивные умения: 1- выполнять учебное задание в соответствии с целью; 4- выполнять взаимопроверку учебного задания; 2- выполнять учебное задание, используя план; 5- выполнять взаимооценку учебного задания; 3-выбирать вариант выполнения задания; 6-соотносить полученный результат с поставленной целью; 7- оценивать результат учебной деятельности. Коммуникативные умения: 1- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; 2- согласовывать позиции и находить общее решение; 3- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: 1- указывать критерии для определения объекта достойного для включения в Список Всемирного наследия; 2- рассказывать правила общения с объектами Всемирного наследия; 9- описывать/рисовать эмблему Всемирного наследия; 3- классифицировать объекты Всемирного наследия по группам; 4- представлять объекты Всемирного наследия и Международной Красной книги; 8- классифицировать объекты Красной книги России и Международной Красной книги; 6- формулировать понятия «Всемирное наследие», « Международная Красная книга»; 7- различать объекты Всемирного наследия; 5- составлять и писать сообщение об объекте Всемирного наследия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сокровища Земли под охраной человечества"
Ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, с семью чудесами света и России;Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;Формировать у учащихся убеждение о личной ответ...
Урок "Сокровища Земли под охраной человечества", 4 класс.
Урок по учебнику "мир вокруг нас" Плешакова с использованием технологий критического мышления....
Сокровища Земли под охраной человечества
На уроке происходит знакомство с предметами Всемирного наследия, с Международной Красной книгой....
ТЕСТ Сокровища Земли под охраной человечества.
Тест с фотографиями и рисунками вместо вариантов ответов....
Тест по окружающему миру по теме "Сокровища Земли под охраной человечества"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Сокровища Земли под охраной человечества". Программа "Школа России" 4 класс....
Урок по окружающему миру для 4 класса: «Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие»
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса с презентацией....