Классный час "Москва - столица нашей Родины"
классный час по окружающему миру (2 класс) на тему

Заочное путешествие по столице нашей Родины - Москве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_-_stolitsa_nashey_rodiny.docx33.31 КБ
Файл moskva_-_stolitsa_nashey_rodiny.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

             «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа»

                         Классный час

     Москва – столица нашей Родины

Информация об авторе
Ларикова Ирина Дмитриевна
классный руководитель 2 класса
педагогический стаж 32 года

                                           2012 – 2013 учебный год

                Москва – столица нашей Родины

Цели и задачи:
 1) знакомство учащихся с историей возникновения столицы  Москвы, достопримечательностями города Москвы, с  историческими памятниками и современными шедеврами  архитектуры;                                          
2)  закрепление знаний о государственных символах страны: о флаге, гербе, гимне;
3) развитие интереса к истории России;
4) воспитание чувства гордости за свою страну;
5) расширение кругозора.

Оборудование:        
1) Государственный флаг России;
2) Государственный герб России;
3) Государственный гимн России (аудиозапись);
4) физическая карта России;
5) презентация «Москва»: Кремль, Красная площадь и др.;
6) аудиозапись гимна России;
7) бой курантов в аудиозаписи;
8) аудиозапись песни «А я иду, шагаю по Москве».

                                           Ход классного часа:
Слайд 1. Герб города Москвы
Учитель:
  
       
Сегодня, ребята, мы с вами совершим заочное путешествие по Москве. Экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята. Наш автобус отправляется. Садитесь поскорее, занимайте места. Наша первая остановка на Красной площади. А чтобы не было скучно в пути, проведём игру.

Игра «Закончи пословицу»
Говорят в Москве, а слушают… ( по всей стране)
За Москву – мать не страшно и… (умирать)
Кто в Москве не бывал…(красоты не видал)
Москва не вдруг…(строилась)
Москва слезам…(не верит)
Москва – что гранит, никто Москву…(не победит)

Слайд 2. Портрет Юрия Долгорукого
Учитель:
  
    В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою и возлюбил села оные и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град и прозвал его званием реки тоя Москва град».   Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. Этот год стал считаться годом рождения Москвы. Это было более 800 лет назад.

 
   Сначала вся Москва умещалась в стенах Кремля. Стены его первоначально были деревянные, потом белокаменные, а пять веков назад их сложили из крепкого красного кирпича. Кто из вас знает, сколько лет составляет век? Сколько лет составляет пять веков? Так вот, пятьсот лет назад построили новую кремлёвскую стену из красного кирпича. По верху стены венчают двурогие зубцы. Их больше тысячи. Высота стен от 8 до 18 метров, а толщина составляет 4,5 м. Общая протяжённость крепостных стен превышает 2 км.

Слайд 3. Кремлёвские стены
   
 Город рос. Кремль стал центром большого города, а город – центром большого государства.
    Вечереет небо над Москвой. В старину в это время на башнях Кремля начиналась перекличка сторожевых стрельцов.

 Ученики:  
- Славен город Рязань! – неслось от одной башни.
- Славен город Владимир! – откликались с другой.
- Славен город Суздаль!
- Славен город Смоленск!
- Славен город Новгород! – подхватывали на других башнях.
- Славен город Москва! – заканчивал стрелец на последней.

Учитель: 
   
 Москва словно созывала русские города, собирала их под крыло Кремлёвской стены. Народ сложил поговорку: «Москва – всем городам голова». 
 Ныне Москва – мать городов русских, столица единого многонационального демократического государства. Его населяют более  180 национальностей, народностей и этнических групп. Да. Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 40 субъектов: 12 республик, 2 края (Краснодарский и Ставропольский),  1 еврейская автономная область, 25 областей. Кто из вас может назвать их?

Звучит гимн РФ. Все встают.
Учитель:
 
 
 Когда наступает вечер, кажется, будто звучит над Кремлём новая перекличка старых башен.

Ученики:  
- Славен город Калуга!
- Славен город Ярославль!
- Славен город Воронеж!
- Славен город Тула!
- Славен город Тверь!
- Славен город Орёл!
- Здравствуй, столица, здравствуй, Москва!
 Здравствуй, московское небо!
 В сердце у каждого эти слова,
 Как далеко бы он ни был.
                           
  А.Сафонов

Слайд 4. Вокзалы
Учитель:
 
 Каждому хочется хоть раз побывать в Москве. В Москву можно прилететь, приплыть, приехать на поезде или машине. В Москве 9 вокзалов, 4 аэропорта, 3 речных вокзала. Какие вокзалы знаете вы?

Слайд 5. Аэропорт
   
Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учёбу, в гости и в отпуск. А сейчас я загадаю загадки о видах транспорта.

Слайд 6. Речной вокзал
Загадки о транспорте
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (машина)

       Что за чудо жёлтый дом,
      Ребятишек много в нём.
      Носит обувь из резины
      И питается бензином! (автобус)

По асфальту идёт дом,
Пассажиров много в нём.
А над крышей – вожжи,
Он ходить без них не может. (троллейбус)

    Спозаранку за окошком
   Стук и звон, и кутерьма.
   По прямым стальным дорожкам
   Ходят красные дома. (трамвай)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь – далёк,
Лишь оставили дымок.  (поезд)

     Он в безбрежном океане
    Туч касается крылом.
    Развернётся – под лучами
    Отливает серебром. (самолёт)

Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город,
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (метро)

Слайд 7. МКАД
Учитель:
 
   
 Широко раскинулась Москва. Кольцевая автодорога, которая вначале являлась границей города, а сейчас одной из главных автомагистралей, составляет 109 км. Число жителей нашей столицы превысило 8 млн. человек.
   
 Слово «Москва», как искры, разлетелось по всему свету. Есть улица Москва в Париже. Кто знает, что это за город Париж? Правильно, это столица Франции. Есть деревушка Москва в Шотландии. Что такое Шотландия? Это такое государство. Пять городов в США имеют название Москва. Что такое США? А сколько улиц, гостиниц, магазинов, спортивных сооружений носит это гордое имя!
   
 Быть может, новую планету когда-нибудь назовут словом «Москва». Ведь наш город рос и застраивался как бы кольцами. Как пояса планеты, охватывают его три кольца: бульварное, садовое, автомобильное.

Слайд 8. Река Москва
     
Река Москва течёт в пределах столицы около 80 км, много малых рек собирая по дороге. Вода в реке чистая, много рыбы обитает в ней. Даже в центре города можно встретить рыбаков с удочками. А по воде плавают дикие утки в большом количестве. Но напоить многомиллионный город одна Москва – река не в силах.

Слайд 9. Водоканал
   
 Ей помогает Волга, соединённая с рекой Москвой 126-километровым Волго-Донским каналом.

Слайд 10.Нескучный сад
   
 Над Москвой – рекой по склонам Ленинских гор раскинулся старинный Нескучный сад. Москвичи любят гулять по его аллеям. В Нескучном саду много столетних деревьев.

Ученик: 
В Нескучном саду листопад,
 В торжественном золоте сад,
 Но ветер подует, и скоро
Последние листья слетят.
Откроется веток узор,
Уляжется белый простор,
И лыжники в красном и синем
Покатятся весело с гор.
                     
 К. Сергиенко

Учитель:
       В Москве несколько десятков парков, бульваров и скверов. Парки – это зелёные санитары города. А сейчас сделаем остановку и поиграем в игру.

Игра «Кто больше»
    В игре участвуют двое. Они встают рядом на стартовую черту и делают по одному шагу, называя одно дерево. Нельзя повторяться и слишком долго вспоминать следующее слово. Побеждает игрок, который сделал больше шагов. Другая пара на каждый шаг называет цветы.

 Слайд 11. Крымский мост
Учитель: 
    В Москве более 100 мостов: стальных, каменных, железобетонных. Но самый красивый, пожалуй, Крымский мост. Серебристый, ажурный, он кажется лёгким, хотя весит 10 тысяч тонн. Крымский мост ведёт от центрального парка культуры и отдыха к центру Москвы, к стенам Кремля, на Красную площадь.

Слайд 12. Красная площадь
Учитель:
 
   
 Выйди на Красную площадь и ты очутишься в необыкновенной тишине. Среди шума огромного города эта площадь – место торжественной тишины. Башни замерли, как часовые. Ты стоишь в центре Москвы, в центре страны, в том месте, которая называется Красная площадь. И только бой курантов на Спасской башне может нарушить эту священную тишину.

Звучит бой курантов.
Ученик:
 Мы с детства запомнили эти слова,
 И нет прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
 Для площади – Красная площадь.
 На свете немало других площадей,
 Героев на свете немало,
 Но сколько здесь было отважных людей,
 Пожалуй, нигде не бывало.
 Кто в море уходит, кто в космос летит,
 Маршрут пролагая опасный.
 Но каждый считает началом пути
 Прогулку по площади Красной.
                                       
 И.Токмакова

Учитель:
   
  В любое время года, днём и ночью идут на Красную площадь люди. Их влечёт сюда веление души.  Когда-то Красная площадь называлась Пожар.

Слайд 13. Кремль
   
Кремль – это волшебный город. Он каменный, медный, золотой, драгоценный. Он белый, розовый, жёлтый, зелёный, расписной. Дворец съездов сверкает среди теремов, как большая хрустальная шкатулка. Каждый, кто приезжает в столицу, стремится побывать в Кремле. За год Кремль осматривают 5-6 миллионов человек.

Слайд 14. Царь – колокол, царь – пушка
   
Царь – пушка и царь – колокол – словно великаны из сказки.
 Кремль – сердце нашей земли, с ним связаны многие страницы русской истории.

Слайд 15. Портрет Наполеона
     
 В 1812 году Наполеон во главе французской армии напал на Россию. Главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов принял решение отступить.

Слайд 16. Портрет Кутузова
     
14 сентября Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль.

Слайд 17. Пожар в Москве
   
Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы.  Французская армия была разбита. Наполеон бежал из России.

Ученик: 
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!»

Учитель:
   
 В честь победы на Красной площади был возведён Храм Христа Спасителя.

Слайд 18. Храм Христа Спасителя
Учитель:
   
 22 июня 1941года армия гитлеровской Германии без объявления войны вторглась на территорию нашего государства. Суровой осенью уже этого года враг стоял у самых ворот столицы. Гитлер хвастался, что он готов принять парад своих войск на Красной площади. Не вышло! На Красной площади 7 ноября 1941 года действительно состоялся парад, но не фашистских войск, а наш, традиционный военный парад.

Слайд 19. Парад на площади 
   
Весть о параде на Красной площади облетела весь мир. Этот парад показал всему миру патриотизм и силу духа русского народа. Поэт Александр Трифонович Твардовский писал о том времени:

Ученик:
 Уже слова «Моя Москва»
По-русски враг разучивал.

Нет, ты возьми её сперва,
Потом усы закручивай.
Доныне с гордой головой
Москва над той Москвой – рекой
Стоит – гудит могучая.

Слайд 20. Вечный огонь
Учитель:
   
 Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата, днём и ночью полыхающий у Кремлёвской стены, - память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину. На граните выделяются названия городов – героев: Москва, Ленинград, Киев, Минск…   И священные, как клятва, слова.

Ученики хором:
   
 Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.

Учитель: 
     
За мужество в годы суровых испытаний и за трудовую доблесть Москва награждена орденами и медалью «Золотая Звезда». В 1965 году Москве было присвоено звание «Город – герой».

Игра «Весёлые танкисты»
   
Мальчики делятся на две команды. Перед каждой командой лист ватмана. По очереди с завязанными глазами игроки на своём листе должны нарисовать танк, каждый рисует одну деталь.

Слайд 21. Метро
Учитель:
 
     
Теперь цель москвичей – сделать Москву образцовым городом. Талантливые руки создали Московское метро, первая очередь которого вступила в строй в мае 1935 года. Метро помогала строить вся страна, из разных мест присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная сказка, в которой столько чудес и такие быстрые поезда.

Ученик:
 Цветным сверкают мрамором
 Подземные дворцы,
 И рельсы серебристые
Ведут во все концы.
Летят экспрессы быстрые
Со скоростью ветров.
Спасибо всем, кто выстроил
Московское метро!
                             
 Ю.Полухин

Слайд 22. Олимпийский Мишка
Игра «Цапли и охотники»
     
Команда девочек – цапли, команда мальчиков – охотники. «Цапли» по команде встают на одну ногу, «охотники» внимательно смотрят, кто опустит вторую. Последняя «цапля» является победителем. Во втором туре дети меняются ролями. В третьем туре соревнуются победители.

Учитель: 
     
Москва – один из самых спортивных городов на свете. Недаром он был выбран для проведения 22 Олимпийских игр. Летом 1980 года сюда съехалось около 12 тысяч представителей из 140 стран пяти континентов.

Слайд 23. Олимпийские кольца
Ученик:
 Радугой красок сияют
Пять олимпийских колец,
К честной борьбе призывают,
 К дружбе открытых сердец,
Улицы залиты светом,
В яркий одеты наряд.
Песни пяти континентов
Все о Москве говорят.
                        В.Малахов

Учитель:
     
 Кто знает, в каком российском городе будут следующие зимние олимпийские игры?

Слайд 24. МГУ
     
 В Москве множество учебных заведений, в которых учатся студенты из 130 стран мира. Комплекс МГУ на Ленинских горах состоит из 27 учебных корпусов, спортивных сооружений, ботанического сада и лесопарка.

Ученик: 
Свети твоя высокая звезда,
Бросая добрый свет на наши лица.
Пусть новые возникнут города,
 Но никогда Москва не повторится!
                                 
И.Романовский                                                                                       Слайд 25. Кремлёвская звезда
Аудиозапись песни  «А я иду, шагаю по Москве»
Учитель:
   
 Здесь мы и закончим сегодняшнее путешествие по Москве. Чтобы проверить, как вы запомнили наши остановки, я вам предлагаю викторину.

                                                Викторина

  1. Как звали князя, первым построившего Москву?
  2. Что стало центром города Москвы?
  3. Как в старину называлась Красная площадь?
  4. Как называется река, на которой построен город Москва?
  5. Как называется река, с которой Москва – река связана водоканалом?
  6. Как звали полководца, вошедшего в 1812 году в Москву?
  7. Кто возглавлял русскую армию, разбившую армию Наполеона?
  8. О чём мечтал Гитлер возле стен Москвы, и что произошло без его участия?
  9. Какое звание присвоили городу Москве за мужество?
  10. Как называется подземная дорога, построенная из гранита и мрамора?
  11.  Кто является символом Московской олимпиады?

   

                                                                                                                                                   

     

     

 

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час Москва – столица нашей Родины

Слайд 2

Цели: 1) знакомство учащихся с историей возникновения столицы Москвы, достопримечательностями города Москвы историческими памятниками и современными шедеврами архитектуры; 2) закрепление знаний о государственных символах страны: о флаге, гербе, гимне; 3) развитие интереса к истории России; 4) воспитание чувства гордости за свою страну; 5) расширение кругозора.

Слайд 3

Герб Москвы

Слайд 4

Юрий Долгорукий

Слайд 5

Кремлёвская стена

Слайд 8

Речной вокзал

Слайд 9

Московская кольцевая дорога

Слайд 10

Москва-река

Слайд 11

Водоканал

Слайд 12

Нескучный сад

Слайд 13

Крымский мост

Слайд 14

Красная площадь

Слайд 15

Московский кремль

Слайд 16

Царь-колокол. Царь-пушка

Слайд 17

Наполеон Бонапарт

Слайд 18

М.И.Кутузов

Слайд 19

Пожар в Москве 1812 года

Слайд 20

Храм Христа Спасителя

Слайд 21

Парад на Красной площади 1941г

Слайд 22

Вечный огонь

Слайд 23

Московское метро

Слайд 24

Московская олимпиада 80

Слайд 25

Олимпийские кольца

Слайд 26

МГУ

Слайд 27

Кремлёвская звезда

Слайд 28

Викторина 1. Как звали князя, первым построившего Москву? 2. Что стало центром города Москвы? 3. Как в старину называлась Красная площадь? 4. Как называется река, на которой построен город Москва? 5. Как называется река, с которой Москва – река связана водоканалом? 6. Как звали полководца, вошедшего в 1812 году в Москву? 7. Кто возглавлял русскую армию, разбившую армию Наполеона? 8. О чём мечтал Гитлер возле стен Москвы, и что произошло без его участия? 9. Какое звание присвоили городу Москве за мужество? 10. Как называется подземная дорога, построенная из гранита и мрамора? 11. Кто является символом Московской олимпиады?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие: МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ!

Тема Москвы, как бы она не называлась: «Москва – столица нашей Родины», «Мы приехали в Москву», «Я шагаю по Москве» или как-то другому, всегда волновала и волнует и взрослых, и детей.Тема Москвы имеет...

Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме:"Москва - столица нашей Родины".

Мероприятие проведено в виде заочной экскурсии по Москве. Сами ребята выступали в роли экскурсоводов.Цель: знакомство детей со столицей России, воспитание уважения к памятникам старины.Здесь ребята уз...

Беседа "Москва - столица нашей Родины".

Беседа о Москве в давние времена с элементами развлечения...

Москва-столица нашей Родины!

Презентация предназначена для урока по окружающему миру на тему:" Путешествие по Москве".В ней много занимательного материала: ребусы и кроссворд....

Астана - столица нашей Родины

Презентация о главном городе Казахстана....

Презентация занятия-конкурса: "Москва-столица нашей Родины"

Данная презентация призвана расширить знания детей об истории родного города, а также научить находить нужную информацию....

Классный час "Москва-столица нашей Родины"

ЦЕЛИ:1.     Познакомить со столицей нашей родины – Москвой.2.     Развивать внимание, творческое воображение.3.     Воспитывать  любовь...