программа 3 класс окружающий мир "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
программа по окружающему миру 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru_3klass_planeta_znaniy.docx | 41.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА ЕКАТЕРИНОВКА ДОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на заседании МО учителей
начальных классов МБОУ СОШ
с. Екатериновка
Руководитель МО __________Попова В.С.
Протокол №__ от «__» ______ 2014 года
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №___ от «___» 2014 года
«УТВЕРЖДАЮ»-
Директор МБОУ СОШ
с. Екатериновка__________ Л.М. Попова
Приказ № ___ от «___» _____ 2014 года
Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий мир»
( Составила В.С. Попова )
3 класс
(Рабочая программа составлена на основе программ общеобразовательных учреждений Федерального компонента государственного образовательного стандарта
начального общего образования)
С.Екатериновка
2014 ГОД
И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова,
Е. В. Саплина, А. И. Саплин
ПРОГРАММА КУРСА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1—4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Учебный план МБОУ ООШ села Екатериновка на 2014/2015 учебный год
- В соответствии с авторской программой курса «Окружающий мир», авторы Г. Ивченкова, И. В. Потапов
(Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 3 класс. УМК «Планета знаний» .-М.:АСТ:Астрель 2010 г).
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• социализация ребёнка;
• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
• формирование самостоятельной познавательной деятельности;
• развитие мышления, воображения и творческих способностей;
• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития , гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе
рассматривается как биосоциальное существо. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно- следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры;
воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности
культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности.
Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников.
Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На
смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе:
распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета«Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир»является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников
представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения.
Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
3 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир».
Методическое пособие.
Содержание программы
Окружающий мир
3 класс (68 ч)
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живыхсуществ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд,водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рациональногоиспользования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг,при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых
человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно- воздушная, водная, почвенная, другие живые
существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений.
Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений.
Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным.
Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство.
Органы власти.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
по окружающему миру
3 класс
Учащиеся должны знать:
- Что такое явления природы;
- Что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
- Устройство компаса;
- О трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
- О круговороте воды в природе;
- Легко определяемые свойства воды (3-4);
- О водоёмах (река, озеро, море);
- О значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;
- Легко определяемые свойства воздуха (3-4);
- Состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
- О необходимости охраны воздуха от загрязнения;
- Что такое горные породы и полезные ископаемые;
- Свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком;
- О необходимости бережного использования полезных ископаемых;
- О почве, её значении и необходимости охраны;
- О четырёх царствах живой природы;
- Об органах растений и их значении;
- Особенности размножения и развития растений;
- О некоторых группах растений и их отличительных признаках;
- Об отличительных признаках основных групп животных;
- Особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
- Некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
- О влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
- Названия важнейших органов человека и их функции;
- Основные правила личной гигиены;
- Какие народы живут на территории России;
- Символику своего города;
- Столицу России;
- Государственные символы России;
- Как называется главный закон страны;
- Как устроено наше государство;
- Основные права и обязанности ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
- Находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
- Различать наиболее распространённые растения (5 – 6);
- Различать наиболее распространённых животных (7 - 8);
- Проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
- Устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
- Приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- Выполнять правила личной гигиены;
- Оценивать своё поведение в природе;
- Выполнять правила поведения в природе;
- Находить на карте город (село), в котором они живут;
- Рассказывать о главных символах государства;
- Рассказывать о символах своего города;
- Рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
- Рассказывать об основных правилах и обязанностях ребёнка;
Учащиеся могут знать:
- Что такое открытая и закрытая линия горизонта;
- Что называют свойством тела и вещества;
- О физических и химических явлениях природы;
- Об использовании энергии воды и ветра;
- О строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
- О разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;
- О значении бактерий в природе и жизни человека;
- Об особенностях дыхания и питания растений;
- Об условиях прорастания семян;
- О предках культурных растений и домашних животных;
- Об обычаях и традициях своего народа;
- Об истории возникновения своего города (села);
- Историю возникновения герба своего города;
- Историю происхождения и развития основных символов государства;
- Основные моменты развития органов власти страны;
- Историю происхождения государственных наград;
Учащиеся могут уметь:
- Находить стороны горизонта по местным признакам;
- Моделировать несложные природные процессы;
- Объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
- Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
- Пользоваться различной справочной литературой;
- Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- Сравнивать и делать выводы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по курсу «Окружающий мир»
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
- ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
- осознание своей этнической принадлежности;
- чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
- осознание себя как гражданина России;
- уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
- понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- объяснять, что такое экология;
- понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
- называть основные и промежуточные стороны горизонта;
- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
- объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
- рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
- устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
- характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
- объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
- рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
- характеризовать органы растений и животных и их значение;
- характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
- различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
- рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
- характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
- выполнять основные правила личной гигиены;
- проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать существенные и несущественные признаки;
- приводить примеры физических и химических явлений природы;
- рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
- рассказывать о четырех царствах живой природы;
- рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
- рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
- объяснять особенности питания и дыхания растений;
- характеризовать условия прорастания семян;
- рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
- приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
- рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
- описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
- различать символы государства;
- показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
- описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
- характеризовать главный закон страны;
- рассказывать об устройстве нашего государства;
- раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
- устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
- рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
- рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
- объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
- приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
- самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в учебнике;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
- получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
- самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
- ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
- сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
- совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
- распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
Литература
Библиотечный фонд
- Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: учебник для 3 класса четырехл. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. М.: АСТ: Астрель, 2013г.
- Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: учебник для 3 класса четырехл. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013 г.
Технические средства
‒ Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).
‒ Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
‒ Видеофильмы.
Настольные развивающие игры по тематике предмета (лото, конструктор).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР3 КЛАСС 68 часов
№ | Тема урока, страницы учебника | Дата | Фактич | |
Природа вокруг нас (8 ч) | ||||
1 | Что нас окружает Часть 1 С. 3—9 | |||
2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | |||
3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | |||
4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу С. 10—12 | |||
5 | Ориентирование по компасу и местным признакам С. 12—14 | |||
6 | Экскурсия «Ориентирование на местности» | |||
7 | Явления природы С. 15—17 | |||
8 | Свойства тел и веществС. 18—23 | |||
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) | ||||
9 | Свойства воды в жидком состоянии С. 24—27 | |||
10 | Вода-растворитель С. 28—30 | |||
11 | Свойства льда, снега и пара С. 30—33 | |||
12 | Родники С. 34—35 | |||
13 | Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище) С. 35—38 | |||
14 | Облака, роса, туман, иней, изморозь С. 38—41 | |||
15 | Круговорот воды в природе С. 41—42 | |||
16 | Использование и охрана воды С. 43—46 | |||
17 | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха С. 47—50 | |||
18 | Свойства воздуха С. 51—53 | |||
19 | ВетерС. 54—55 | |||
20 | Охрана воздуха С. 56—57 | |||
21 | Горные породы С. 58—59 | |||
22 | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) С. 60—63 | |||
23 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых С. 63—67 | |||
24 | Почва С. 68—73 | |||
Внеклассная деятельность учащихся С. 74—75 | ||||
О царствах живой природы (16 ч) | ||||
25 | Четыре царства живой природы С. 76—79 | |||
26 | Строение растенийС. 80—84 | |||
27 | Разнообразие растенийС. 85—86 | |||
28 | Дикорастущиеи культурные растенияС. 87—88 | |||
29 | Жизнь растенийС. 89—92 | |||
30 | Размножение и развитие растенийС. 93—96 | |||
31 | Охрана растенийС. 97—98 | |||
32 | СтроениеживотныхС. 99—100 | |||
33 | РазнообразиеживотныхС. 101—105 | |||
34 | Домашние и дикие животныеС. 106—108 | |||
35 | Как животные воспринимают мирС. 109—111 | |||
36 | Передвижение и дыхание животныхС. 112—115 | |||
37 | Питание животныхС. 116—119 | |||
38 | Размножение и развитие животныхС. 120—123 | |||
39 | Охрана животныхС. 124—125 | |||
40 | Грибы и бактерииС. 126—131 | |||
Внеклассная деятельность учащихся С. 132—133 | ||||
Человек (10 ч) | ||||
41 | Человек — часть живой природыЧасть 2С. 3—10 | |||
42 | Кожа — первая «одежда»С. 11—15 | |||
43 | СкелетС. 15—18 | |||
44 | МышцыС. 19—21 | |||
45 | КровеноснаясистемаС. 22—25 | |||
46 | ДыханиеС. 26—30 | |||
47 | Питание и выделениеС. 30—35 | |||
48 | Органы чувствС. 35—37 | |||
49 | Нервная системаС. 38—40 | |||
50 | Эмоциии темпераментС. 41—45 | |||
Внеклассная деятельность учащихся С. 46—47 | ||||
Человек в обществе (18 ч) | ||||
51 | Народы нашей страны С. 48—52 | |||
52 | Традиции народов нашей страны С. 53—56 | |||
53 | Путешествие по ленте времени С. 57—60 | |||
54 | Города и сёла С. 61—64 | |||
55 | Названия городов С. 65—69 | |||
56 | Кремль — центр города С. 69—75 | |||
57 | Улицы города С. 76—79 | |||
58 | Герб — символ города С. 80—83 | |||
59 | Памятные места городов С. 84—87 | |||
60 | Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» | |||
61 | Современный город С. 88—91 | |||
62 | Москва — столица России С. 92—95 | |||
63 | Что такое государство С. 96—100 | |||
64 | Конституция — основной закон нашей страны С. 101—104 | |||
65 | Права ребёнка С. 105—108 | |||
66 | Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России С. 109—113 | |||
67 | Государственный гимн России С. 113—116 | |||
68 | Государственные награды С. 117—123 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Окружающему миру 2 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру М.:АСТ:Астрель, 2011, рекоме...
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...